Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические приемы и средства изучения хронологии

Поиск

 

Работа школьников с картой учит их локализовать исторические события в пространстве. Но не менее важно уме­ние локализации событий прошлого во времени. И здесь мы сталкиваемся с вспомогательной исторической дисципли­ной — хронологией. Хронология — наука о счете времени, о способах летосчисления, об определении точных дат исто­рических событий, о локализации событий в историческом времени. Уже в начальной школе учащиеся должны овладеть некоторыми хронологическими умениями: соотносить собы­тия во времени, устанавливать последовательность событий, грамотно читать даты — соотносить год и век, век и тысячеле­тие, работать с понятиями: прошлое, настоящее, будущее.

В обучении истории заучивание дат не может быть само­целью. Задача хронологии — установление временных отно­шений между изучаемыми фактами, что, в свою очередь, служит опорой для сознательного усвоения школьниками системы исторических знаний, для лучшего уяснения пос­ледовательности исторических фактов.

Работая с хронологией, учитель может использовать сле­дующие приемы и виды деятельности.

1.  При изучении нового материала учитель должен фиксировать внимание на называемых датах. В речи следует выделять даты (как и новые имена и термины) интонацией, четко записать дату на доске, а если изучаемая дата важна для запоминания, то стоит вернуться к ней во время повторения и закрепления в конце урока.

2. Необходимо познакомить учащихся со структурой хронологической таблицы, указать, в какой колонке записаны даты, а в какой — относящиеся к ним события, и, убедившись, что ученики это поняли, дать задание найти дату определен­ного события в хронологической таблице (или обратное задание: отыскать, к какому событию относится та или иная дата).

3. Новую изученную дату иногда стоит увязать с имею­щимися хронологическими знаниями школьников. Это лег­ко осуществить с помощью заданий следующего рода: «Сколько времени прошло с такого-то до такого-то события?», «Сколько лет продолжалась война?», «Сколько лет жил (правил) тот или иной исторический деятель?» и т. п.

4.  Далее можно научить школьников самих датировать факт, отталкиваясь от известной даты. Когда учитель говорит, например: «Прошло 2 года после разорения Козельска», уча­щиеся вполне могут определить, о каком времени идет речь. В учебнике М.Т. Студеникина «История России. 2 класс» на с. 90 есть такая фраза: «На том месте, где Ярослав Мудрый одержал победу над печенегами, был построен Софийский собор. В 1997 году ему исполнилось 960 лет». Само собой напрашивается задание: рассчитать, в каком году был построен этот храм.

5.  После того как учащиеся овладели понятием «век», следует давать им задания на соотнесение сообщаемых дат с веком или его частью (при этом учащиеся должны научиться опери­ровать понятиями «начало», «конец», «серединавека», «первая половина века» и т. д.). При этом следует помнить, что эмоциональный рассказ нецелесообразно перебивать хронологическими расчетами, и задания такого рода стоит относить к заключительной части урока — к закреплению изученного.

6.  Образно-символическое обозначение даты — один из пло­дотворных приемов работы с хронологией, позволяющий уче­никам связать дату с ярким образом, что значительно упрощает ее запоминание. Когда изучается какое-то событие, учитель дает ученикам задание — изобразить на альбомном листе рису­нок, достаточно простой, но содержащий яркий образ, который сразу напомнит об этом событии (например, после изучения темы «Куликовская битва» учащиеся могут нарисовать двух сражающихся всадников, что будет символизировать поединок Пересвета с Челубеем, и т. п.). Подписью к такому рисунку слу­жит дата. В сознании школьников историческое событие и его дата останутся прочно связанными с символическим образом, который они сами создали. Лучшие из рисунков могут быть ото­браны учителем для классного исторического календаря.

7.  Работа с образно-символическими обозначениями дат поможет собрать материал для исторического календаря, который сделают сами школьники по типу знакомых им пере­кидных или отрывных календарей (но большего формата). Такой импровизированный календарь состоит из рисунков учащихся и хронологических подписей к ним. Он размещается в кабинете, и после того как пополнится определенным числом рисунков-дат, учитель может обращаться к нему в связи с наступлением годовщины той или иной даты, освежая в памяти школьников события прошлого. Обращение к ка­лендарю может стать традиционной частью урока, открыва­ющей или завершающей его.

8.  Соотнесение даты с событием — достаточно распрост­раненное задание для учащихся, встречающееся во многих методических разработках, рабочих тетрадях и т.п. Но в на­чальной школе этот вид работы может быть использовантолько после ознакомления учащихся с достаточным объе­мом хронологического материала.

9. Если учащиеся запомнили значительное число дат, то им могут быть под силу задания на составление логических цепочек дат. Школьники должны для этого уметь не только сопоставлять даты и события, но и классифицировать эти со­бытия, выявлять существенно общее между ними. Тогда бу­дет возможно составить из событий и дат логические цепочки. После этого учитель может предложить ученикам продолжить логическую цепочку. Например, цепочку — 1223, 1238, 1380 (символизирующую для учащихся борьбу Руси с монгольски­ми и ордынскими завоевателями) следует завершить датой из того же логического ряда — 1480. Умение составлять логи­ческие цепочки с самым разнообразным материалом (вклю­чая и хронологический) учащиеся могут развить с помощью игры «Я знаю пять...».

10.  Овладение умением составлять логические цепочки дат позволит ученикам принять участие в игре «Четвертый лишний» на хронологическом материа­ле. Учащимся следует выявить внутреннюю связь между тремя из четырех представленных дат и указать на ту, кото­рая выбивается из логического ряда.

11.  Когда у школьников будет накоплен определенный «багаж» хронологических фактов, им целесообразно давать задания на восстановление последовательности историчес­ких событий. Допустим, учащиеся записывают диктуемые вразнобой события, а затем, вспомнив их даты, расставляют их в хронологическом порядке. Например Куликовская бит­ва, первое упоминание о Москве, Ледовое побоище, Крещение Руси, поход Батыя на Русь.

12.  Работа с лентой времени. Лента времени — это наглядное изображение течения времени. Время представлено в фор­ме луча или прямой, правый конец которой обращен в будущее, а левый — выходит из прошлого. На линии, символизирую­щей время, отмечаются точки, означающие даты тех или иных событий, а также отрезки, отражающие периоды длительной протяженности (Средние века, Новое время и пр.). Учащихся можно попросить нарисовать подобную ленту времени в тетра­дях и отмечать на ней условными символами изучаемые собы­тия. Лента времени дает наглядное представление о том, что было раньше, что было позже, облегчает расчеты, связанные с опре­делением времени, отделяющего события друг от друга, и т. п.

13.  Одновременно с овладением умением работы с лентой времени учащиеся могут попрактиковаться в составлении соб­ственной хронологической таблицы в тетради по образцам, помещенным в учебниках и иных пособиях. То есть когда уча­щиеся усваивают новую дату, они вносят ее в хронологичес­кую таблицу, которая ведется в течение года в конце тетради.

14.  Очень эффективный способ работы по запоминанию хро­нологического материала — использование карточек. На карточках в четверть альбомного листа фломастерами разных цветов ученики пишут даты (каждую дату определенным цве­том или набором цветов, это упрощает проверку правильности выполнения учащимися заданий учителя). Учитель просит учащихся поднять карточку с датой названного им события (например, первое упоминание о Москве, Ледовое побоище, Крещение Руси, поход Батыя на Русь, основание Петербур­га...). Такая работа может проводиться на уроках с опреде­ленной периодичностью, стать хорошей разминкой для детей в ходе урока.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 656; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.210 (0.008 с.)