Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 1. Методика преподавания обществознанияСтр 1 из 22Следующая ⇒
Курс лекций по дисциплине «Обществознание с методикой преподавания» Для специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» Г. Содежание
Глава 1. Методика преподавания обществознания в начальной школе как педагогическая дисциплина Тема 1.2. Обществознание как предмет начального обучения в разные эпохи Обществознание в русской школе XVII- XVIII вв. В русской дореволюционной школе знания о том, как устроен мир и как жили люди в прошлом, учащиеся долгое время постигали через религиозное понимание действительности. В школах в XVII-XVIII вв. были в ходу учебные книги, включавшие и сведения о прошлом, и заметки о природных явлениях, и правила поведения в школе, дома, в церкви и на улице, и грамоту, и «счисление». Они назывались «Азбуковники». Материалы в таких книгах размещались по типу словаря, что было свойственно учебным книгам в эпоху Средневековья и в Новое время.
История как предмет государственного обучения появляется вместе с первой правительственной академической гимназией, возникшей при Санкт-Петербургском университете в 1726 г. Обучение в гимназии начиналось с пятого класса и заканчивалось первым. Начальные 5,4,3 классы составляли так называемую «приготовительную школу». Предмет «История» вводился с 3 класса, ему уделялось три часа в неделю. В русских школах XVIII в. знания об обществе и человеке в прошлом и настоящем передавались в форме катехизиса, т. е. вопросов и ответов, рассчитанных на запоминание фактов, дат, понятий. Главными методами обучения истории были чтение и заучивание вопросов и ответов по учебнику. Учитель же должен был руководить процессом заучивания наизусть. В середине XVIII в. появляется метод попеременного чтения учебника. В настоящее время важной проблемой является формирование у детей целостного восприятия мира. Педагоги прошлого тоже ставили и пытались решить эту задачу. В конце XVIII в. комиссией по учреждению народных училищ был предложен метод комплексного повторения материала, когда все учителя время от времени собирались вместе и вели общую беседу с учениками. Например, учитель религии задавал вопросы о том, кто создал мир; учитель географии присоединялся к беседе с вопросом о том, «как разделяется мир сей на глобусе», а историк мог выяснять, кто описал создание мира, когда жил святой историк Моисей, какие он писал книги, какие народы и государства были в его век и т. д. Глава 2. Методика обучению обществознанию В начальной школе Методы обучения (сравнение)
Репродуктивные методы предполагают изложение учителем и усвоение учеником готовых знаний. К ним относятся 2 первых метода из таблицы. Все остальные методы – продуктивные.
Продуктивные методы рассчитаны на самостоятельную поисковую деятельность учащихся. Она может проходить в 3-х направлениях: 1) включение поиска в познавательные и практические задания и задачи (работа с документами, историческими картами, статистическими данными, участия в археологических раскопках); 2) раскрытие учителем познавательного процесса, осуществляемого при доказательстве или изложении конкретных положений; 3) организация целостного исследования учащихся под руководством учителя (исследование документов, научной литературы на основе анализа и обобщения фактов).
Данная классификация была предложена А.А. Вагиным и усовершенствована П.В.Гора. Словесный метод Слово – это древнейший способ общения. Слово присуще устной речи и письменным текстам. Поэтому данный способ обучения подразделяется на устный и печатно-словесный. Словесный способ применяется в устном обучении, когда учитель и ученики работают вместе и общаются друг с другом при помощи слова. Печатно-словесный способ предполагает использование в обучении печатных текстов вместе с устным словом. Наглядный метод Может сочетаться со словом. Метод наглядности предполагает, например, демонстрацию и разбор рисунков, исторических карт, схем, таблиц, применение классной доски, экранных пособий. При любом приеме этот метод состоит из различных элементов. Так, использование исторической картины включает в себя предварительную постановку вопросов, рассматривание и анализ учащимися ее содержания, проведение заключительной беседы. Практический метод Он включает в себя действия с учебными предметами (заполнение контурных карт, изготовление макетов, моделей, вычерчивание схем). Таким образом, при всех методах обучения используется устное слово, но в чистом виде только при словесных методах. В других методах слово применяется вместе с соответствующими средствами обучения – с письменными источниками, учебными и наглядными пособиями.
Составной частью метода являются приемы учебной деятельности учителя и учащихся (М.И. Махмутов). Методические приемы – совокупность приемов преподавания, т.е. способов деятельности учителя и адекватных им приемам деятельности учащихся Под приемами понимается действие с предметами, а также словесные и письменно-графические действия. Сам прием можно видеть или слышать. Т.о., методические приемы – это действия направленные на решение конкретной задачи Это способы работы, которые выполняются для достижения конкретных результатов и которые можно выразить в виде действий. Приемы работы учащихся зависят от приемов деятельности учителя. Материализованная сторона приема – это внешние проявления, когда школьники читают, говорят, чертят, пишут, рисуют. За приемами учебной работы, как бы скрыты приемы умственной деятельности. В систему приемов умственной деятельности при обучении теоретического материала входят приемы словесно понятного мышления. К ним относятся: анализ и синтез, сравнение и обобщение, доказательство выявления существенного формирования выводов, понятий, приемов воображения и запоминания.
Практическая работа №1 Задание Проанализируйте один из учебников истории и занесите данные результатов анализа в таблицу по следующим направлениям: Автор__________________________________________________ Название учебника_______________________________________ Класс__________________________________________________
Вопросы к заданию: 1. Какие типы текстов преобладают в анализируемом вами учебнике? Назовите темы, разделы, в которых большинство тех или иных текстов. Дате оценку основного текста учебника. 2. Выявите качество методического аппарата учебника. Какие компоненты методического аппарата отсутствуют в учебнике? Как учитель может восполнить это пробел? 3. Просмотрите аппарат ориентировки учебника: оглавление, рубрикации, сигналы-символы, указатели, рекомендуемая литература, хронологическая таблица, словарь. Каково назначение каждого компонента ориентировки? Как учитель на уроках использует это аппарат? 4. Проанализируйте качество иллюстративного материала учебника. Какие иллюстрации преобладают в разделах, темах? Насколько синхронна связь иллюстраций с основным текстом учебника? Выявите, каких иллюстраций больше: связанных или несвязанных с текстом. Практическая работа №2 Задание: разработайте фрагмент конспекта урока по истории, продемонстрировав систему работы с учебником на разных этапах урока. Автор__________________________________________________ Название учебника_______________________________________ Класс__________________________________________________ Тема урока______________________________________________ Конспект 1 ЭТАП – орг. момент 2 ЭТАП – проверка домашнего задания 3 ЭТАП – объяснение нового материала
4 ЭТАП – закрепление 5 ЭТАП – домашнее задание
Приемы устного изложения
Повествование и описание Устное изложение материала на уроках образовательной области «Обществознание» реализуется посредством таких приемов, как повествование, описание, характеристика, объяснение, рассуждение. Повествование — рассказ о событиях или явлениях, в котором даются конкретные характеристики времени, пространства, людей. Оно может быть сюжетно-образным и конспективным. В начальной школе используется сюжетно-образное повествование. Это подробный рассказ, имеющий определенный сюжет, нередко отличающийся драматизмом. Исторические факты воссоздаются в нем образно, динамично, захватывающе. Такой рассказ имеет сюжетную структуру: завязка — кульминация — развязка. В начальной школе популярны нетрадиционные формы сюжетного повествования: персонификация и драматизация. Персонификация — форма сюжетного повествования, в основе которой лежит история реального или чаще всего вымышленного человека, но его судьба, условия жизни, поступки показаны на фоне важных общественных событий и дают возможность понять типичные явления жизни общества. Драматизация — сценарий рассказа. Сюжет расписан по ролям, в общении двух или нескольких человек раскрываются подробности общественной жизни, социальные конфликты эпохи. Описание — рассказ, где отображаются существенные черты, детали, признаки или состояния явлений материальной и духовной культуры. Описание может быть художественным (картинным) или аналитическим. В начальной школе используется первое. Характеристика — вычленение признаков исторического явления, которые раскрывают его сущность. Характеристика может быть образной, сравнительной или обобщающей. Объяснение — раскрытие внутренней сущности исторических явлений, причинно-следственных связей и отношений между ними, их оценок, законов общественного развития и т. д. Объясняя, учитель способствует развитию логического мышления учащихся. Рассуждение — логически выстроенная цепь суждений, оценок. Все виды изложения сочетаются и пересекаются друг с другом. Устное слово отличается от печатного тем, что оно не всегда нуждается в развернутых предложениях, потому что речь дополняется интонациями, жестами, мимикой, обстановкой, реакцией на возникающие ситуации. Огромную роль играет темп речи: ускорение, замедление, а также повышение и понижение голоса, паузы, логические ударения, эмоциональная окраска, выразительность. Желательно, чтобы новые понятия и явления объяснялись через знакомые и доступные детскому восприятию слова и жизненные ситуации. При изложении исторических событий можно также опираться на сказочный материал, былины, легенды. Их используют и как исторический источник, и как некую опору для формирования образов и понятий. Например, слово «государство» мы можем применить в случае, если речь идет о конкретном государстве (древнерусское государство); это понятие воспринимается ребенком как знакомое по сказкам «царство-государство». То есть в данном случае в историческом познании мы отталкиваемся от сказки. Но ребенку совершенно ни о чем не скажет абстрактное значение данного слова, например, в предложении: «Так постепенно у славян начинает складываться государство».
Язык сказок, былинного повествования также может быть примером устного изложения материала: простота, доступность, образность, наличие знакомых по фольклору слов-архаизмов, помогающих передать атмосферу, дух эпохи. Не следует стремиться к энциклопедически доскональному изложению материала хотя бы потому, что эти знания ребенок будет получать в средней школе. Самое главное — это заинтересовать ребенка прошлым и настоящим, не отпугнуть сложностью науки (последнее очень распространено). Одна из задач обществознания в начальной школе состоит в том, чтобы показать исторический процесс в виде сменяющих друг друга ярких образов, причем так, чтобы в сознании каждого школьника отразились картины, соответствующие определенной исторической эпохе. Например, чтобы ребенок, слыша об эпохе Ивана Грозного, представлял себе храм Вознесения в Коломенском, или опричника с собачьей головой у пояса и метлой, или изображение на карте Казани, Астрахани и Сибири. Это и есть тот костяк, который постепенно, уже в последующих классах, «обрастет» фактами политической, экономической, социальной истории. Рассказ на уроке Конечно, дети ждут рассказа, который бы возбуждал интерес, помогал рисовать в воображении такие картины, что окружающие забывали бы обо всем и слушали «открыв рты». Выстроить рассказ так, чтобы задействовать воображение школьников, дать им возможность «проникнуть» в другой мир, другую эпоху, эмоционально почувствовать жизнь и проблемы других людей, — вот задача учителя. Приобретению этого умения могут помочь следующие рекомендации. Разобравшись с подробностями и уяснив для себя тему, можно начать работу над рассказом. Попытайтесь подробно описать место действия — так, как будто вы сами его хорошо видите, слышите звуки, чувствуете запахи, можете прикоснуться к чему-либо. Коротко охарактеризуйте ситуацию, которая сопутствовала сюжету рассказа. Чтобы вести в рассказ действующих лиц, нужно дать о них определенную информацию: каковы их чувства, мысли, планы, желания, надежды, мечты; как они выглядят, что носят, какие у них выражения лиц, позы и жесты; как они ведут себя в связи с главной проблемой, поставленной в рассказе, и как ее решают. Используйте прямую речь, голосовую имитацию. Рассказывайте так, как будто действие происходит прямо сейчас. Смотрите в глаза учащимся. Вы увидите ответную реакцию и поймете, что какую-то информацию можно раскрыть подробнее, если есть живой интерес к ней. В другом случае имеет смысл сократить изложение, если чувствуете, что внимание рассеивается. Тогда рассказ, созданный по ходу урока, будет предназначен именно для конкретных учащихся, для конкретного класса. Рассказывая, необходимо использовать жесты и мимику, можно показать любимые позы и жесты исторических деятелей, чувства (страх, разочарование и т. п.), которые они испытывали. Иногда полезно привлечь внимание, обратившись к учащимся с вопросами типа: «Как вы думаете, смог ли герой выполнить свои намерения? Как нужно было поступить герою?» и т. п. Учащиеся с удовольствием откликаются на предложение поучаствовать в обсуждении, становятся соавторами, участниками рассказа. Таким образом, их познавательные возможности увеличиваются. В некоторых случаях имеет смысл записать рассказ на кассету, чтобы в дальнейшем не один раз дать его прослушать ученикам.
► Вопросы и задания
Беседа на уроке Беседа Устная работа на уроке может происходить в процессе диалога — совместной работы учителя и учащихся. Диалог — общение двух или нескольких человек (групп), где каждое последующее высказывание зависит от реплик предыдущих собеседников и от ситуации в целом. В диалоге используется много вопросов, восклицаний, обращений, меньше сложных синтаксических конструкций, чем в монологе. (Варианты диалогового общения: беседа, спор, дискуссия, "коллективное обсуждение, ролевые игры.) Самый распространенный традиционный способ совместной работы учителя и учащихся при изучении нового материала по обществознанию — беседа. Беседа менее экономна по времени, чем устное изложение материала учителем, но она создает условия для вовлечения школьников в активную работу. Беседа активизирует внимание, познавательную деятельность, развивает самостоятельность мышления, умение расчленять материал на составные части, выделять самое важное, выстраивать доказательства своих оценок и выводов, память, речь, делает знания учащихся открытыми, имеет большую воспитательную силу, выступает как хорошее диагностическое средство. Однако учитель должен помнить о следующих обстоятельствах. Во время беседы учитель часто опрашивает нескольких человек по одному вопросу, при этом бывает так, что неправильный ответ ученик произносит громко с последней парты, а правильный — тихонечко, невнятно звучит с первой. Его почти никто не слышит, и тогда ошибочный ответ зафиксируется в памяти учеников. Чтобы этого не произошло, учитель может как бы эхом повторять правильные ответы за учениками или просить учащегося громко повторить сказанное, т. е. обратить внимание класса на верный ответ. Надо помнить, что для ведения беседы и учителю, и ученикам необходим определенный запас знаний, чтобы разговор не был беспредметным и его участники понимали друг друга.
Аналитическая беседа служит осмыслению пройденного материала, углублению, расширению знаний учащихся. При этом материал темы разбивается на части и по каждой части задается вопрос. Такая беседа обычно проводится при закреплении и поурочном повторении материала. Повторительно-обобщающая беседа, наоборот, объединяет части в целое: показывает развитие явления, охватывает его целиком, дает возможность провести сравнение похожих событий и явлений. Например, после уроков, посвященных Великой Отечественной войне, в повторительно-обобщающей беседе учащихся можно подвести к тому, чтобы они представили эту достаточно долгую войну в целом, оценили ее роль и значение в жизни страны и людей.
Эвристическая беседа Наиболее интересным и развивающим видом беседы является эвристическая. Ее цель — дать возможность детям реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал. В такой беседе с помощью вопросов, заданий, замечаний учителя ученики систематизируют те знания, которые получили в результате житейского опыта или предшествовавших учебных занятий. Таким образом, они путем логических рассуждений подходят к открытию новых связей и отношений, о которых, может быть, до сих пор и не подозревали. Эвристическую беседу можно разделить на три этапа: а) постановка проблемы учителем (по возможности — с участием школьников), иногда сообщение учителем дополнительных сведений, конкретизирующих обсуждаемый вопрос; б) решение проблемы (правильное или неправильное), его обоснование учащимися, возможная между ними дискуссия; в) подведение итогов, концентрация внимания на правильном решении проблемы. В ходе подготовки учитель четко и доступно формулирует основную проблему беседы, а также открытие, к которому должны прийти учащиеся в результате эвристической беседы. При постановке проблемы учитель может предложить определенный вывод, который должны сделать учащиеся в результате беседы. В этом случае задача учащихся — доказать или обосновать данное положение. Более трудный вариант — когда заключительный вывод должен быть сформулирован самими учащимися в процессе беседы. При этом задача учащихся — объяснение сущности изучаемых общественных фактов или явлений. В эвристической беседе для учителя важно умение правильно ставить вопросы. Они не должны быть громоздкими, многочленными. Хорошо, если из ответов на вопросы складывается связный рассказ. Вопрос должен быть точным, ясным, чтобы ученик мог сразу понять, о чем идет речь. Тогда он обязательно даст нужный ответ. Этой же цели служит система вспомогательных вопросов. Вопросы беседы могут строиться на основе мыслительных и мнемонических операций: — вспоминания конкретного материала в зависимости от поставленного вопроса; — конкретизации определенных положений; — сравнения; — противопоставления; — анализа фактов и событий; — синтеза, обобщения и систематизации фактов; — доказательств определенных положений и выводов. Элементы обсуждения или спора могут быть кульминацией беседы и имеют очень важное значение. Даже краткая дискуссия стимулирует самостоятельное мышление учащихся, развивает умение оперировать знаниями, повышает интерес к истории. Учитель должен помогать учащимся формулировать мысли, развивать культуру общения, ведения спора. Необходимо добиваться, чтобы все учащиеся класса принимали участие в беседе. Это участие должно включать готовность не только отвечать на вопросы, но и внимательно слушать ответы других учеников, а также вносить исправления и дополнения. Однако запланированную структуру беседы и подготовленные заранее вопросы следует использовать лишь как ориентир. Настоящая живая и интересная для учащихся беседа никогда не повторяет тот вариант, который записан в ходе подготовки, — это всегда экспромт, хотя чаще всего хорошо продуманный. Эффективность беседы будет выше, если учитель использует средства наглядности — учебные пособия, карты, картины, меловые рисунки и таблицы, помогающие актуализировать необходимые знания. Важно задействовать все возможные каналы восприятия. Имеет значение и то, насколько для учащихся загадочна и интересна тема беседы, насколько развита в классе культура ведения диалога. Такт учителя, уважение, внимание и интерес к высказываемым учениками мнениям создают ту атмосферу беседы, которая не только обучает, но и воспитывает.
Пример эвристической беседы на уроках с элементами обществознания в начальной школе Рекомендательные списки В начальной школе рекомендательные списки художественной литературы обычно даются перед летними каникулами. Но в небольшом объеме литература может быть рекомендована в течение учебного года. Большой список литературы часто действует на детей подавляюще. Не нужно предлагать книги по всему курсу сразу. Лучше — только по разделу, который изучается в данный момент, поскольку лишь в процессе прохождения материала постепенно возникает интерес к предмету. Важно, чтобы список литературы учитель составлял с учетом книг, имеющихся в школьной и районной библиотеках. Кроме того, педагог может попросить детей вместе с родителями подготовить список детской литературы, имеющейся в домашней библиотеке. Поскольку, в отличие от учителя средней школы, учитель начальной школы занимается с одним классом, такая работа вполне возможна. Она будет полезной и результативной применительно и к другим предметам (чтению, естествознанию и др.). Работа с дополнительной литературой приобретет новое качество, поскольку рекомендованные книги будут реально доступными.
Выставка-демонстрация книг Замечательно, если учитель покажет некоторые книги из списка; в этом случае можно говорить о выставке-демонстрации книг. Если дети рассмотрят обложку, несколько красочных иллюстраций и услышат эмоциональные, живые комментарии учителя, возрастет вероятность, что они с интересом обратятся к книге, потратят время на поход в библиотеку и чтение. Не нужно стремиться к большому количеству книг на выставке. Это то же самое, что дать ящик игрушек трехлетнему ребенку: он очень быстро потеряет к ним интерес. Это происходит потому, что, когда игрушек много, ребенок не может сосредоточиться, появляется перенасыщение, и в конце концов интерес быстро иссякает, внимание рассеивается. Лучший результат будет достигнут, если учитель покажет три-четыре книги, но такие, которые содержали бы интересный, доступный, эмоциональный текст и красочные иллюстрации. Когда книга объемная, можно ограничиться прочтением наиболее важной части. Целесообразно рекомендовать отдельные главы или указывать страницы, ведь в этом случае ребенку не запрещается прочитать больше. Но необходимо учитывать, что школьники постоянно перегружены. Хорошо, если работа с книгой научит маленького читателя осуществлять собственный выбор, а также получать удовольствие от чтения книг. Устная рекомендация книги Нежелательно, чтобы рекомендация книги происходила формально, например, когда учитель по ходу урока говорит, что есть книга, в которой более подробно описываются изучаемые события, сообщает ее название и автора. Следует показать саму книгу: обложку, иллюстрации. Далее учитель может рассказать о ней или прочитать отрывок, тесно связанный с темой урока. Если учитель хочет заинтриговать детей, то можно воспользоваться приемом остановки на самом интересном месте: «Тот, кому интересно, может прочитать об этом в книге сам». Например, рассказывая о храме Василия Блаженного, учитель может использовать отрывок из рассказа «Храм Василия Блаженного». «По народным преданиям, жил в Москве нищий скиталец, юродивый Василий, просил подаяния и всем, даже царю, говорил правду в глаза… Родился он в Подмосковье, в селе Елохове… и в детстве учился на сапожника. Однако в 10 лет его жизнь изменилась, и он стал жить, юродствуя, на московских улицах и площадях вместе с калеками и нищими. В 1558 г., уже через 6 лет после его смерти, Василий Блаженный был причислен к лику святых. Василий жил при соборе Покрова на Рву. Когда он умер (1588), обрадовался царь: «Одним смутьяном меньше». Но виду не подал и был в числе тех, кто нес его гроб… Иван Грозный приглашал его в свои палаты. Однажды он подал Василию на пиру кубок с вином и потребовал выпить за здоровье царя. А юродивый решил, что вино отравлено, взял да и вылил его в окно…» А вот что было дальше, вы можете прочитать в указанной книге.
Опыт многих учителей свидетельствует, что если эмоционально передать содержание книги, правильно выбрать отрывок, то возникает сильная мотивация к чтению и большинство школьников обязательно обратится к этой книге. Впоследствии из этих книг можно взять материал для ролевых игр учащихся — таким образом, полученные знания будут закреплены в естественной для ребенка игровой форме, что является важным образовательным результатом. Рекламный лист В начале года можно вместе с первым рекомендательным списком дать задание нарисовать рекламный лист к одной из прочитанных за полгода книг. Учитель может сформулировать игровое задание следующим образом: «Мы ежедневно видим рекламу в газете, в транспорте, на улицах города. Слово «реклама» происходит от латинского «громко кричать» и означает объявление, призванное обратить общее внимание на определенные вещи, события, товары и пр. Попробуйте составить такую рекламу, которая привлечет внимание и вызовет интерес к предлагаемой вами книге. Желательно, чтобы реклама была красочно оформлена. В ней не должно быть слишком много слов. Она должна быть достаточно яркой, чтобы привлечь внимание каждого». Живая реклама Как правило, это инсценировка на историческую тему по той или иной книге. Для инсценировки выбираются самые интересные моменты, чтобы другие школьники, посмотрев ее, заинтересовались книгой. Чтение вслух В начальной школе чтение вслух осуществляется учителем. Учитель должен обратить внимание на следующие моменты: а) чтобы чтение было эмоциональным и ритмичным; б) отметить места, которые могут быть непонятны, чтобы перед или по ходу чтения объяснить их; в) рассчитать, чтобы чтение продолжалось не более 30 мин; г) подобрать иллюстративный материал (картины, диапозитивы, карты). Например, если в тексте встречаются географические названия, то учитель обращается к карте; д) провести перед началом чтения вводную беседу: сообщить библиографические данные; выяснить? достаточно ли хорошо учащиеся представляют себе тот исторический период, о котором будет идти речь, знают ли они местонахождение на карте географических объектов, названия которых упоминаются в тексте и т. д. Если учитель знакомит учащихся только с отрывком из книги, то необходимо вкратце передать содержание всего произведения, чтобы школьники могли понять контекст выделенного отрывка; е) после чтения провести заключительную бес"еду, в которой школьники смогут поделиться впечатлениями, выяснить заинтересовавшие их вопросы, будет обращено внимание учащихся на исторические ошибки, зачастую встречающиеся в художественных произведениях. Учителю важно дать представление об историко-критическом подходе к художественному произведению, научить отличать историческую правду от допустимого в художественных произведениях авторского вымысла.
Индивидуальное чтение При организации индивидуального чтения учителю важно знать, как проконтролировать эту работу учащихся (ведь в этом случае каждый учащийся может выбрать свою книгу). Для организации контроля учитель предлагает учащимся следующие задания: • ответить на составленные им вопросы по книге. Такие вопросы помогут детям выделить главное, заострить внимание на исторической информации, обобщить материал; • составить план прочитанной книги или список вопросов по книге; • написать сочинение по прочитанной книге; • составить сообщение о прочитанной книге; • оформить читательский дневник.
Читательский дневник Раньше ведение читательского дневника было довольно распространенным занятием среди школьников. К сожалению, сейчас эта форма индивидуальной внеклассной работы незаслуженно забывается. И зря! Учителям, конечно, необходимо возрождать традицию ведения читательских дневников. Смыл такого дневника в том, чтобы прочитанная книга осталась в памяти, а записи дали бы возможность по прошествии времени вспомнить самое главное, то, что поразило, восхитило, заставило задуматься. В читательском дневнике также записывают мудрые мысли, оказавшиеся значимыми для читателя, и факты, которые необходимо запомнить. В дневник заносятся данные книги, по которым ее можно будет вновь найти в библиотеке. Таким образом, в читательском дневнике обычно фиксируются: а) библиографические данные (автор, название, год и место издания); б) основные имена, даты, географические названия, которые обычно забываются при пересказе; в) некоторые важные моменты сюжета; г) то, что больше всего понравилось, удивило и т. д.
Функции речи Известное изречение гласит: «Кто ясно мыслит, тот ясно излагает». Развитие речи — сложный процесс, связанный с мышлением, памятью, воображением и другими психическими процессами. В начальной школе происходит интенсивное развитие монологической речи, овладение письменной речью. Продолжается совершенствование диалогического общения, формируется выразительность речи. Речь человека выполняет следующие функции (схема 1). Схема 1
Замечено, что дети с хорошо развитой речью успешнее реализуются в различных сферах жизни и имеют лучшие стартовые данные для самореализации в будущем. Речи на уроках в школе должны быть присущи: 1) содержательность; 2) логика; 3) точность и ясность; 4) богатство языковых средств (пословицы, поговорки, крылатые выражения, метафоры, сравнения и т. п.);
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 2058; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.182 с.) |