Дидактические различия игр с правилами и ролевых игр 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактические различия игр с правилами и ролевых игр



В преподавании истории разделение игр по сущностной игровой основе (на ролевые, игры с правилами и комплексные) очень важно, так как каждая группа используется в определенных целях в процессе обучения.

Так, ролевые игры направлены большей частью на раз­витие воображения школьников на основе образного, собы­тийного, «очеловеченного» исторического материала, который не поддается однозначному толкованию и ставит перед учащимися проблемы, в том числе и нравственного характера.

В играх с правилами реализуются в основном мнемоничес­кие способности, а также отдельные мыслительные операции. Эти игры эффективны при изучении материала, в котором со­держится много имен, дат, терминов, они позволяют учащим­ся не только прочно усвоить информацию, но и эмоционально «оживить» достаточно сложный материал.

Практика показала: чем выше уровень интеллектуаль­ного развития класса или группы учащихся, участвующих в игре, тем более интересны для них ролевые игры. В них осуществляется работа на преобразующем и творческо-поисковом уровнях познавательной деятельности. Однако, что­бы участвовать в ролевой игре, учащиеся должны достаточно глубоко владеть знаниями по той или иной теме. Если же игра используется при изучении нового материала, учащиеся должны знать предыдущую тему. Обычно ролевой игре пред­шествует предварительная подготовка, несущая большую дидактическую нагрузку. Она включает самостоятельный поиск и восприятие информации, ее творческую переработ­ку в соответствии с условиями ролевой игры.

Ролевые игры полифункциональны, могут «объять необъятное»: фактический и теоретический материал; про­стое восприятие информации и творческую работу; эмоцио­нальное и логическое. Ролевая игра созда­ет условия для того, чтобы учащиеся могли вообразить то, чего в их непосредственном опыте никогда не было; она во­оружает школьников доступными для них способами воссоз­дания исторической действительности. Проигрывание роли, внутренне раскрепощая ребенка, создает условия, при кото­рых может развиваться творчество.

В  играх с прави­лами в основном используются воспроизводящий и преобра­зующий уровни познавательной деятельности. Простота и до­ступность объясняют большую популярность игр с правилами среди учащихся.

Различие функций ролевых игр и игр с правилами в изу­чении обществознания можно изобразить в виде таблице.

 

Критерии сравнения Ролевые игры Игры с правилами
Познавательные процессы, проявляющиеся в играх Воображение, творческая переработка информации Память, отдельные мыслительные операции
Исторический материал, используемый в играх Образный, событийный Фактический, содержащий много имен, дат, терминов
Уровень развития участников Средний, высокий Низкий, средний, высокий,
Необходимые знания участников игр Глубокие знания по одной или нескольким темам Возможно овладение знаниями по ходу игры либо необходимо знание одной или нескольких тем курса
Уровни познавательной деятельности, проявляющиеся в играх Воспроизводящий, преобразующий, творческо-поисковой Воспроизводящий, преобразующий
Возможная частота использования игр Могут использоваться не часто Могут использоваться часто
Продолжительность игр по времени Обычно занимают весь урок, иногда сдвоенный урок, им предшествует предварительная подготовка   Обычно не содержит этапа предварительной подготовки. По времени занимают от 7 до 25 мин.

 

Есть ряд игр, которые включают в себя элементы как ро­левых игр, так и игр с правилами. Это комплексные игры. Примером общеизвестной комплексной игры является КВН.

Тема 2.6.  Формы организации учебной деятельности младших школьников при изучении обществознания

 

Подготовка учителя к уроку обществознания

Требования к уроку обществознания заключаются в следующем: пол­ноценность исторического содержания, педагогического замысла урока, его соответствие поставленным задачам; научность знаний; достоверность исторических фактов; применение разнообразных источников знаний; отбор главного для формирования базовых знаний, ключевых проблем; мотивация и дифференцированность обучения; высокая степень самостоятельной мыслительной дея­тельности учащихся, их познавательной активности; охват рабо­той всех учащихся; воспитание интереса к истории; правильный выбор типа урока, средств и методов его проведения; соответствие приемов учебной работы педагогическому замыслу, содержанию и познавательным возможностям учащихся; единство деятельно­сти учителя и учащихся.

Подготовка к урокам начинается еще до начала учебного года с изучения госстандарта и программ. Только в этом случае учитель будет давать не отдельные уроки, а систему уроков по теме и курсу в целом. На основе этих документов учи­тель выявляет систему фактов и понятий, изучение которых бу­дет углубляться и уточняться по мере овладения учениками знаниями, умениями и навыками, развития их как личностей. Затем он прослеживает, как эта система отражена в школьных учебни­ках, какова их структура и содержание, характер изложения исто­рического материала, методический аппарат. Анализ учебников даст возможность выявить взаимосвязанные уроки, их роль и место в изучаемом курсе. Более детальный просмотр госстандарта, учеб­ника и программы позволит наметить образовательно-воспитатель­ные цели изучения разделов и тем курса.

После этого можно составить тематическое планирование уро­ков — систему их объединения с учетом исторических и логических связей, форм и типов занятий. Учитель определяет темы, содержа­ние которых будет раскрыто самим учителем, и темы, доступные для самостоятельного изучения учащимися. Лишь выяснив позна­вательные возможности учеников конкретного класса, учитель на базе тематического планирования составляет поурочные планы.

Преподавание предполагает единство всех этапов деятельности учителя, начиная от подготовки к уроку до анализа его результа­тов. В таблице это можно отразить так:

 

Подготовка к уроку (план-конспект) Деятельность учителя и учащихся в школе Анализ качества и эффективности учебной работы

Определение целей урока. Как правило, опытный учитель определяет перспективные цели изучения разделов и тем при предварительном ознакомлении с тем или иным учебным курсом и составлении тематического планирования. Начинающему учителю мало выделить общие цели, их желательно конкретизировать при подготовке к конкретным урокам.

При определении целей исходим из общепризнанного представ­ления о ценностях (человеческое достоинство, равенство прав и возможностей, свобода, долг и др.), а также целей обучения исто­рии, зафиксированных во Временном госстандарте. Цели могут быть глобальные, рассчитанные на длительный срок, среднего диапазона действия и короткие, более конкретные, на каждый урок. Как правило выде­ляют образовательные, воспитательные и развивающие цели обучения:

- образовательные цели: какие важней­шие знания формируются, что самое главное из содержания уро­ка должен усвоить ученик; отмечаются также повторение, закреп­ление и углубление знаний;

- воспитательные: каков вклад урока в воспитание нравственных, эстетических качеств личности (доб­рота, честность, целеустремленность, открытость, трудолюбие); воспитание осуществляется как в процессе познания содержания учебного материала, так и в течение учебной деятельности, а так­же общения учителя с учениками;

- развивающие: какие умения развиваются на основе оперирования материалом (научился составлять план, в логической последовательности изучать матери: ал, формулировать вопросы и т.д.). К развивающим целям отно­сятся предметные и общеучебные умения и навыки, а также развитие психики учащихся (интеллекта, воли, эмоций, познавательных интересов).

Пути определения целей описывает Ю.К. Бабанский:

1. Планировать надо конкретные цели, вытекающие из определенного содержания учебного материала темы (в ходе тематического плани­рования) и урока (в ходе поурочного планирования при подготовке к каждому уроку).

2. При планировании к целям над подходить комплексно, рассматри­вать цели образования, воспитания и развития учащихся в органи­ческом единстве и взаимных связях.

3. Планирование целей должно опираться на анализ основного, главно­го содержания темы урока (главных фактов и важнейших теоретиче­ских положений), внутрипредметных, межкурсовых и межпредмет­ных связей.

4. В ходе анализа учебного материала решается вопрос, какой вклад в реализацию общеисторических целей вносит данный урок.

Эффективность проведения урока зависит от умения учителя прогнозировать заданный результат, добиваться его реализации на уроке, обратной связи с учениками (единство преподавания и учения). Н.В. Кухарев выделяет четыре уровня организации и проведения урока. На высшем уровне учитель способен проектировать и достигать результата обучения на уроке, учиты­вая возможные затруднения учащихся. При высоком уровне учи­тель включает учеников в различные виды творческой работы соответственно выдвинутой гипотезе. На этих двух уровнях учи­тель способен уточнить причины получения того или иного ре­зультата, организовать рациональный режим работы на уроке. При среднем уровне учитель ограничивается выявлением знаний и умений учащихся во время опроса. На низшем уровне он придер­живается поурочного планирования, не задумываясь о путях до­стижения ожидаемого результата. На последних двух уровнях учи­тель лишь собирает информацию о. знаниях учащихся и все уси­лия направляет на достижение дисциплины учеников на уроке.

Конспект и план урока

Конспект урока

В кон­ спекте учитель фиксирует все то, к чему он пришел в результате изучения специальной и методической литературы и своих размышлений над предстоящим уроком. Конспект нужен для подготовки к уроку, так как работа над ним помогает организовать учебный материал, его логическую последовательность изложения, определить соотношение звеньев урока, уточнить формулировки и понятия. На уроке же следует руководствоваться развернутым планом.

Структура конспекта разработана методистами А.А. Вагиным, Г.М. Донским, А.И. Купцовым. Конспект отражает педагогический замысел урока и является его моделью, сценарием, раскрывая ход урока, деятельность учителя и учащихся на всех его этапах, начи­ная с образовательных, развивающих и воспитательных задач и кончая подведением итогов урока.

Разрабатывая конспект, учитель выясняет, нужны ли на этом уроке проверка знаний умений и навыков, изучение нового, за­крепление и повторение, задание на дом; какова последовательность расположения этих звеньев обучения; сколько времени следует отвести на каждый этап работы. Он отбирает оптимальное сочетание методов, приемов, средств и организационных форм обучения. Решение о методах и приемах работы учитель принимает после отбора содержания и планирования задач, с учетом специфики класса и своего стиля работы. Учитываются также состояние учеников, их возможное настроение (например, в предпраздничные дни) и работоспособность (какой по счету урок), возможности кабинета истории, имеющееся время (для всех этапов урока с учетом выполняемых учениками заданий). Как установили пси­хологи, наибольший объем информации ученики усваивают в. первой половине урока и лишь 50% — во второй.

В конспекте учитель дает формулировку вопросов для опроса, записывает переход к началу изложения нового материала, выво­ды, формулировки и обобщения. Излагается также тот или иной вид рассказа учителя на уроке, методика преподавания. Учитель намечает вопросы и задания учащимся по ходу изложения нового, способы работы с картиной, картой, иллюстрацией, предусматри­вает запись терминов, схем на классной доске. Все это позволяет достичь четкости и выразительности на уроке, сделать рассказ ярким, эмоциональным и убедительным. Дословная запись дает возможность подготовиться к свободному (без конспекта) изло­жению материала на уроке.

Конспект включает название темы урока, цель, перечень обо­рудования, содержание учебного материала и методику его изуче­ния. Последнее дается в виде таблицы.

 

Ход урока Содержание и приемы работы учителя Содержание и приемы работы учителя

 

В первой колонке в виде краткого плана перечисляются основ­ные вопросы содержания урока: тема проверки знаний и умений; тема изучения нового, план; вопросы закрепления; домашнее за­дание. Для всех видов работ указывается отведенное на них вре­мя. Значительные потери времени бывают при опросе из-за его затягивания, неумелой постановки вопросов.

Во второй колонке записывается содержание нового учебного материала, представленного в виде сюжетного рассказа, образного описания, обобщающей характеристики и т.д. Здесь же указаны приемы работы учителя, средства изучения нового, выводы и ито­говые обобщения; познавательные задания; даны указания о мес­те и приемах работы с источниками знаний.

Третья колонка раскрывает познавательную деятельность уча­щихся по каждому вопросу новой темы. В ней записываются пред­полагаемые ответы учащихся во время проверки знаний; резуль­таты выполнения заданий по ходу изучения нового; предполагае­мые ответы учеников при закреплении и повторении; данные о выполнении заданий по составлению схем, таблиц, диаграмм. Содержание этой колонки поможет учителю дать на уроке разъяс­нение неправильных, неполных ответов учеников.

Если часть урока или урок в целом посвящены учету и обобще­нию знаний, то страница конспекта приобретает следующий вид:

 

Вопросы и задания учащимся Примерное содержание ответов

 

В первой колонке около вопросов и заданий учитель делает пометки о месте и содержании приемов: «у карты», «по кадру 12-го диафильма», «изобразить на доске», «составить и заполнить схему». Здесь же можно указать фамилии отвечающих учеников. Если лишь часть урока отводится на обобщение знаний, то далее содер­жание нового записывается в конспекте на всю страницу.

План урока. Как правило, освоив преподавание, учитель со­ставляет развернутый план. В нем прописаны структурные эле­менты урока, по пунктам указано, что входит в каждое звено уро­ка и какова деятельность учителя и учащихся. В рабочем плане

излагается порядок объяснения нового материала, указывается объем главного и неглавного материала, выделяются ключевые положения, понятия, персоналии. Здесь же пометки, как соотнес­ти устное изложение нового с учебником.

В виде сложного плана учитель записывает основные и допол­нительные вопросы для повторения. Рядом с вопросами и задани­ями помечает приемы проверки: «фронтальная беседа», «запись на доске», «развернутый ответ», «вопрос сильному ученику», «за­дание для интересующихся историей» и т.д. Делаются также ука­зания на использование оборудования урока, учебных пособий, документов, перечисляются задания.

В хорошем плане словесной инфор­мации немного, но много графических и схематических обозначе­ний (различные стрелки, подчеркивания), указания по ведению урока. Это программа управления процессом обучения. Важно определить, какой объем работы выполняют ученики на всех эта­пах урока, что будет делать при этом каждый ученик.

План может быть составлен в виде таблицы по графам:

 

Содержание излагаемого материала. Приемы, средства, вопросы и задания учащимся Приемы работы учащихся. Ожидаемый результат

 

Подготовленный урок желательно отрепетировать, проговорить, поупражняться в работе с картой, схемой, иллюстрациями. По­скольку вначале трудно дозировать время и излагаемый объем материала, надо продумать дополнительные вопросы и задания ученикам на тот случай, если на уроке останется время. Не следу­ет учеников отпускать с урока до звонка, поскольку их шум будет мешать ученикам других классов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.03 с.)