Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рынок. Спрос и предложение. Факторы спроса. Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность

Поиск

 

Рынок – это совокупность отношений, форм организации сотрудничества людей, касающихся купли-продажи товаров и услуг.

Рынок – это механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ.

Рынок – это система организационно-экономических отношений, осуществляемых в сферах производства, распределения, обмена и потребления через механизмы купли-продажи.

Важным условием возникновения рынка является экономическая обособленность субъектов рынка. Хозяйственная автономность означает, что только сам производитель принимает решение о количестве, типе выпускаемой продукции и способе производства.

Намерение покупателей приобрести товар зависит от ряда факторов:

 

QD = f (P, Pa, Pb, … I, T, W),                                                            (1.1)

 

где     P – цены данного товара (англ. Price);

Pa, Pb – цены других товаров;

I – денежного дохода (Income);

T – вкусов и предпочтений (Taste) – потребностей истинных и мнимых;

W – накопленного имущества, богатства (Wealth).

Спрос (D – англ. demand), или функция спроса QD= f (P) – это зависимость между ценой товара и количеством, которое покупатель может и хочет приобрести на рынке в течение определенного времени

Согласно закону спроса (обратной зависимости между ценой и величиной спроса) потребители покупают большее количество продукта по низкой цене, чем по высокой. Поэтому связь между ценой и объемом спроса при прочих равных условиях отрицательная, а графически спрос выражается в виде нисходящей кривой (рисунок 1.1.).

Переход от шкалы индивидуального спроса к шкале рыночного спроса на данный товар осуществляется путем суммирования величин спроса, предъявляемых отдельными покупателями при равных возможных ценах.

Индивидуальные кривые спроса на одно и то же благо будут разными у различных потребителей, отражая особенности их предпочтений и бюджетных ограничений.

Увеличение величины спроса может происходить:

-вследствие изменения цены товара (графически это выглядит как движение вдоль кривой спроса);

- вследствие изменения его неценовых детерминант (увеличение спроса сдвигает кривую спроса на графике вправо, уменьшение спроса – влево).

 

Рисунок 1.1 - График кривой индивидуального спроса

 

Важнейшие неценовые детерминанты рыночного спроса:

1. Изменение потребностей, вкусов и предпочтений потребителей и покупателей (реклама, мода, изменение образа жизни и деятельности, появление продуктов-аналогов);

 2. Число покупателей – рост числа покупателей увеличивает спрос, факторы роста – увеличение иммиграции, рождаемости;

3. Доход – его рост, как правило, приводит к увеличению спроса, но в целом его влияние на спрос на отдельные товары может быть различно: на хорошие (нормальные) товары спрос при росте дохода повышается, на худшие – сокращается, т.к. покупатели переключаются на потребление более качественных товаров-аналогов. Существуют также нейтральные товары, спрос на которые не подвержен влиянию изменения дохода. Уровень их потребления обычно задается физиологически (например, соль);

4. Цены на сопряженные товары (когда цены одних товаров влияют на спрос на другие товары). Сопряженные товары делятся на два вида:

-взаимозаменяемые (масло и маргарин, автомобили разных марок). Рост цен на один из товаров вызывает повышение спроса на другой товар.

-взаимодополняемые (бензин и моторное масло). Рост цен на один из них вызывает снижение спроса на другой (обратная зависимость).

 5. Потребительские ожидания будущих периодов – цен и доходов (например, неурожай может побудить людей, предвидящих рост цен, закупать его впрок).

При производстве продукции любую фирму интересует как воспримет ее рынок, от чего зависит спрос на нее, что определяет цену на продукцию, как меняется величина спроса при изменении цены, поскольку это отражается на конечных результатах деятельности предприятия.

Степень чувствительности покупателей к изменению цены продукции в экономической теории и практике рассматривается с использованием концепции ценовой эластичности.

Данные об эластичности спроса необходимы при принятии решений о пересмотре цен, чтобы проводить обоснованную политику цен с точки зрения коммерческой выгоды и повышения уровня жизни населения.

Показатели, с помощью расчета которых измеряется ценовая эластичность, следующие:

Ÿ коэффициент прямой эластичности спроса по цене;

Ÿ коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене.

Коэффициент прямой эластичности спроса по цене (e) характеризует отношение относительного объема спроса к относительному изменению цены и показывает, на сколько процентов изменяется объем спроса на товар при изменении его цены на 1 %. Он рассчитывается по формуле:

 

Е =ΔQ: / ΔP: ,                                                                      (1.2)

 

где ΔQ и ΔP – изменение цены и величины спроса на товар, вызванное изменением его цены;

и - средняя величина спроса на товар и средняя цена товара.

 

ΔQ=Q2- Q1; ΔP=P2-P1.                                                             (1.3)

 

Цена и объем спроса на товар для расчета коэффициента прямой эластичности спроса по цене чаще всего рассчитываются по методу средних точек:

 

= (Q1+ Q2)/2; = (P1+ P2)/2.                                                 (1.4)

 

Действие закона спроса приводит к тому, что коэффициент прямой эластичности спроса по цене – величина отрицательная. Поэтому ее значение часто принимается по модулю или в формуле ставится знак «-». Если при расчете коэффициента эластичности спроса по цене по указанной выше формуле получается положительное значение, то это говорит о невыполнении закона спроса для данного товара, то есть данный товар является товаром Гиффена.

В зависимости от того, какие значения принимает коэффициент эластичности спроса по цене, можно сделать вывод об эластичности спроса. В этом случае возможны следующие ситуации:

Ÿ /Е/>1 спрос эластичен;

Ÿ /Е/<1 спрос неэластичен;

Ÿ /Е/=1 единичная эластичность: это пограничная ситуация между эластичным и неэластичным спросом, когда изменение цены продукции в % оказывается равным по величине изменению величины спроса в %.

Итак, если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос принято называть эластичным, а, если изменения в цене не приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос принято называть неэластичным.

Коэффициент прямой эластичности спроса по цене определяют следующие факторы:

Ÿ наличие товаров-заменителей (чем их больше, тем больше значение коэффициента эластичности);

Ÿ доля расходов на данный товар в бюджете потребителя (как правило, чем она выше, тем больше значение коэффициента эластичности);

Ÿ степень необходимости товара (эластичность ниже у более необходимых товаров);

Ÿ разнообразие возможностей использования данного товара (чем больше направлений его использования, тем эластичнее спрос);

Ÿ время приспособления к изменению цены (спрос более эластичен в долгосрочном периоде).

Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене показывает относительное изменение объема спроса на i-тый товар при изменении цены j-того товара и может быть рассчитан по формуле:

 

Е ij =ΔQi: i / ΔPj: j,                                                                       (1.5)

 

где ΔQi –изменение величины спроса на i-тый товар;

ΔPj – изменение цены j-того товара;

i - средняя величина спроса на i-тый товар;

j – средняя цена j-того товара.

Данный показатель может принимать следующие значения:

Ÿ Е ij>0: i-тый и j-тый товары взаимозаменямы (то есть рост цены одного товара ведет к повышению спроса на другой товар)

Ÿ Е ij=0: товары независимы.

Ÿ Е ij<0:товары взаимодополняющие (при росте цены на 1 товар спрос на другой товар сокращается).

Для увеличения выручки при эластичном спросе необходимо снижать цену товара, а при эластичном – повышать ее.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.2.239 (0.007 с.)