Тема 8. Инвестиционная и инновационная деятельность предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 8. Инвестиционная и инновационная деятельность предприятия



8.1. Понятие и значение инновационной деятельности предприятий. 

8.2. Сущность и виды инноваций.

8.3. Инновационный проект.

8.4. Формы финансирования инновационного развития предприятий, регионов, отраслей.

8.5. Инвестирование как форма финансирования развития производства.

8.6. Показатели коммерческой эффективности инвестиционного проекта.

 

Понятие и значение инновационной деятельности предприятий

Конкурентные преимущества предприятий, столь необходимые в рыночной среде, достигаются благодаря внедрению новаций – принципиально новых методов и средств осуществления производственной и коммерческой деятельности.

Предпринимательская деятельность основывается на новой идее удовлетворения потребительского спроса в определенных товарах или услугах. Поиск этой идеи является реакцией предпринимателей на уменьшение дохода от своей деятельности, обусловлено насыщением определенного сегмента рынка соответствующими товарами. Возможность создания и использования новации субъектами хозяйствования зависит от общего уровня научно-технического развития страны и ресурсных возможностей. Чем радикальнее (наукоемче) является идея, положенная в основу инновации, тем более долгим будет ее жизненный цикл большим эффект от ее коммерциализации.

Высоких результатов предприятия могут достигнуть только за счет систематического и целенаправленного новаторства, нацеленного на поиск возможностей, которые открывает среда хозяйствования относительно изготовления и внедрения новых видов товаров, новых производственных и транспортных средств, освоения новых рынков и форм организации производства. Это предусматривает особый, новаторский, антибюрократический стиль хозяйствования, в основе которого – ориентация на нововведения, систематическая и целенаправленная инновационная деятельность.

Инновационная (англ. innovation – введение новинок, нововведения) деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок, выпуск на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг.

Инновационная деятельность является неотъемлемой составляющей производственно-хозяйственной деятельности предприятия, сориентированной на обновление и усовершенствование его производственных сил и организационно-экономических отношений.

 

Сущность и виды инноваций

Под инновациями, в широком смысле, понимают использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или иного характера с целью получения прибыли или достижения другого экономического или внеэкономического (социального, экологического) эффекта.

Основными критериями инноваций является их новизна (абсолютная или относительная) и эффективность.

Согласно статье 1 ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» инновации – это введенный в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.

По своему характеру и функциональному назначению инновационные процессы и инновации подразделяют на технические, организационные, экономические, социальные и юридические.

Технические инновации проявляются в виде новых продуктов (изделий), технологий их изготовления, средств производства (машин, оборудования, энергии, конструкционных материалов и т.п.).

Организационные инновации охватывают новые методы и формы организации всех видов деятельности предпри­ятий и других звеньев общественного производства (организа­ционные структуры управления наукой и производством, формы организации различных типов производства и коллектив­ного труда и т.п.).

К экономическим инновациям относятся новые ме­тоды хозяйственного управления наукой и производством путем реализации функций прогнозирования и планирования, финансирования, ценообразования, мотивации и оплаты труда, оценки ре­зультатов деятельности и т.д., и их усовершенствования.

К социальным инновациям относятся различные новые формы ак­тивизации человеческого фактора, в частности: профессиональная подготовка и повышение квалификации персонала и, прежде всего, руководителей всех уровней; стимулирование творческой деятель­ности; улучшение условий и постоянная поддержка высокого уровня безопасности труда; охрана здоровья человека и окру­жающей среды; создание комфортных условий жизни и т.п.

Юридическими инновациями признаются новые и измененные законы и разнообразные нормативно-правовые документы, оп­ределяющие и регулирующие все виды деятельности предпри­ятия.

Выделенные виды инноваций тесно взаимосвязаны. Так, технические инновации вызывают, прежде всего, соответствующие организационные инновации, которые, в свою очередь, требуют определенных изменений в экономическом механизме деятельности предприятия. Например, создание и развитие гибких автоматизи­рованных систем производства на предприятиях разных отраслей объективно требует коренных изменений органи­зации технической подготовки производства, методов текущего планирования и оперативного регулирования, делает необходимым переход к непрерывному режиму работы цехов с гибкими произ­водственными системами. Эффективные технические, организационные и экономические нововведения ведут к заметным положительным изменениям со­циальных процессов на предприятиях. И, наконец, все нововведения на предприятиях должны опираться на собственный юридический фундамент, соответст­вующие нормативно-правовые акты (программы, планы, бюджеты, распоряжения, документацию нормативного характера, отраслевые и государственные нормативные и законодательные акты и т.п.). В противном случае они не смогут оказать надлежащее влияние на масштабность целей пред­приятий и сроки их достижения.

Следует отметить, что наибольшее непосредствен­ное влияние на эффективность деятельности предприятия оказывают технические и организационные нововве­дения. Другие нововведения влияют на производство опосредован­но через эффективность новых организационно-технических реше­ний.

По содержанию выделяют продуктовые, процессные и рыночные инновации.

Продуктовые инновации ориентируются на производство и использование новых (улучшенных) продуктов в сфере производства или сфере потребления. Они, прежде всего, направлены на создание новой потребительской ценности, привлекающей большое количество потребителей.

Инновации процесса представляют собой новые технологии производства продукции, организации производства и управленческих процессов. Они позволяют снизить себестоимость изготовления продукции, улучшить ее качество и повысить производительность труда.

Рыночные инновации открывают новые сферы применения продукта либо способствуют реализации продукта или услуги на новых рынках. Они расширяют границы рынка, на котором работает предприятие. В первую очередь, это инновации в сфере маркетинга.

По степени новизны инновации делят на базовые, улучшающие и псевдоинновации.

Базовые инновации характеризуются появлением нового способа производства или ранее неизвестного продукта, которые дают начало или дают импульс развитию новой отрасли. К ним относятся открытие парового двигателя, атомной энергии, радио, полупроводников и т.п.

Улучшающие инновации связаны с внедрением новых видов производств, реализующих инновационный потенциал базовой инновации. Они дают возможность распространять и совершенствовать базовые поколения техники, создавать новые модели машин и материалов, улучшать параметры выпускаемой продукции.

Псевдоинновации – это инновации, которые привлекаются предприятиями в технологический процесс или продукт, чтобы задержать снижение нормы прибыли и продолжить жизненный цикл улучшающей инновации. Например, к ним относится изменение дизайна товара, материала, из которого он изготовляется; изменение способа продвижения товара на рынке, рекламирования и т.п.

По уровню объективного и субъективного восприятия различают абсолютную, относительную, условную и субъективную новизну инноваций.

Абсолютная новизна инновации фиксируется при отсутствии аналогов данной новации.

Относительная новизна определяется тем, что инновация была использована на других объектах или же осуществлено обновление одного из элементов производственной системы в процессе текущей модернизации.

Условная новизна возникает вследствие необычного сочетания ранее известных элементов.

Субъективная новизна – новизна для определенных потребителей, которые раньше не были знакомы с данным продуктом.

Кроме того, принято различать инновации, инициируемые нуждами потребителей, составляющие около 70-75 % общего их объема, и инновации, инициируемые научно-техническими результатами, полученными при проведении фундаментальных и прикладных научных исследований и опытно-конструкторских работ.

Инновационный проект

Инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимоувязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей и задач на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Инновационная программа - это комплекс взаимосвязанных инновационных проектов и проектов поддержки инновационной деятельности.

Идеи, замыслы и технические решения, а также реализующие их проекты имеют различные уровни научно-технической значимости:

- модернизационный (псевдо-инновации), когда конструкция прототипа или базовая технология кардинально не изменяются. Например, расширение размерных рядов и гаммы изделий, установка более мощного двигателя, повышающая производительность станка, автомобиля;

- новаторский (улучшающие инновации), когда конструкция нового изделия по виду своих элементов существенным образом отличается от прежнего. Например, добавление новых качеств, введение средств автоматизации или других, ранее не применявшихся в конструкциях данного типа изделий, но применявшихся в других типах изделий;

- опережающий (базисные инновации), когда конструкция основана на опережающих технических решениях. Например, введение герметических кабин в самолетостроении, турбореактивных двигателей, ранее нигде не применявшихся;

- пионерный (базисные инновации), когда появляются ранее не существовавшие материалы, конструкции и технологии, выполняющие прежние или даже новые функции. Например, композитные материалы, первые радиоприемники, электронные часы, персональные компьютеры, ракеты, атомные станции, биотехнологии.

Уровень значимости проекта, а впоследствии и всей инновационной программы, определяет сложность, длительность, состав исполнителей, масштаб, характер продвижения результатов инновационного процесса, что влияет на содержание проектного управления.

Виды инновационных проектов по основным типам:

1. По периоду реализации проекта: краткосрочные (1-2 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (более 5 лет);

2. По характеру целей проекта: конечные и промежуточные;

3. По виду удовлетворяемых потребностей ориентированы на удовлетворение существующих потребностей или на создание новых потребностей;

4. По типу инноваций, могут быть введение нового или усовершенствованного продукта, создание нового рынка, освоение нового источника сырья или полуфабрикатов, реорганизация структуры управления;

5. По уровню принимаемых решений, могут носить международный федеральный, региональный, отраслевой и фирменный характер;

6. С точки зрения масштабности решаемых задач инновационные проекты подразделяются следующим образом:

а) монопроекты – проекты, выполняемые, как правило, одной организацией или даже одним подразделением; отличаются постановкой однозначной инновационной цели (создание конкретного изделия, технологии), осуществляются в жестких временных и финансовых рамках, требуется координатор или руководитель проекта;

б) мультипроекты – представляются в виде комплексных программ, объединяющих десятки монопроектов, направленных на достижение сложной инновационной цели, такой, как создание научно-технического комплекса, решение крупной технологической проблемы, проведение конверсии одного или группы предприятий военно-промышленного комплекса; требуются координационные подразделения;

в) мегапроекты – многоцелевые комплексные программы, объединяющие ряд мультипроектов и сотни монопроектов, связанных между собой одним деревом целей; требуют централизованного финансирования и руководства из координационного центра. На основе мегапроектов могут достигаться такие инновационные цели, как техническое перевооружение отрасли, решение региональных и федеральных проблем конверсии и экологии, повышение конкурентоспособности отечественных продуктов и технологий.

Состав стадий и этапов проекта определяется его отраслевой и функциональной принадлежностью.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.109.201 (0.015 с.)