Система управления на морском транспорте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система управления на морском транспорте



 

Судоходное предприятие, или судоходная компания представляет собой организационную структуру, основной целью которого можно выделить оказание услуг по перевозке грузов, пассажиров и багажа, а так же многие другие, род которых зависит от мощи и сложности структуры самой компании.

Как любое производственное предприятие, судоходная компания обладает собственной, арендуемой или другой материально-технической базой и персоналом, ее обслуживающим.

Структура материально-технической базы. МТБ судоходного предприятия представляет собой совокупность вещественных элементов транспортного производства, прежде всего средств труда, а также общих условий материального производства. Специфика транспорта определяет особенность структуры его МТБ - отсутствие сырья в составе материальных ресурсов. Решающим и необходимым элементом МТБ является техника, под которой понимают искусственно созданные материальные системы, в единстве с технологией и организацией производства.

Основным элементом МТБ судоходного предприятия, прежде всего, является флот, который находится на балансе данного предприятия. Флот подразделяют на транспортный, ледокольный, дноуглубительный, служебно-вспомогательный, гидрографический, технический. Основной доход предприятию, несомненно, приносит использование транспортного флота, который, в свою очередь, подразделяется на грузовой и грузопассажирский, а также транспортные буксиры.

Системы управления образуют объекты управления (морской транспорт, флот, порты, предприя­тия технического обслуживания и материально-технического обе­спечения и т. д.) и органы управления (аппарат Министерства транспорта, управление Службы мореплавания, Управление пароходства, порта и т. д.). Именно в рамках системы управления становится возможной рациональная организация человеческой деятельности, направленной на создание материальных благ для общества. Ведь управление реализуется как процесс повышения уровня организованности предприятия для достижения конечной цели наилучшим из возможных путей. Со­держание этого процесса составляет движение (циркуляция) ин­формации. Движение информации понимается здесь широко — это сбор, накопление и формирование информации, ее передача по ка­налам связи, хранение, преобразование. На рисунке 3.1 приведена принципиальная схема управления флотом пароходства.

На вход органа управления подается первичная информация о состоянии управляемого объекта {X}, а на выходе действует командная ин­формация (управляющее воздействие) Y = А{Х}, которая передает­ся на вход управляемого объекта. Оператор А устанавливает со­ответствие между входной информацией и выходной командой.

Управ­ление — процесс целенаправленного воздействия с целью перевода системы (объекта управления) из данного состояния в напе­ред заданное новое состояние.

Этот перевод системы может осуществляться с большими или меньшими затратами усилий (определенных ресурсов) в разное время, с различным экономическим эффектом. Другими словами, перевод системы может быть реализован по различным экономи­ческим критериям (показателям качества управления).

Так, например, если флот пароходства рассматривать как си­стему, то ее состояния могут быть охарактеризованы количествен­ными значениями параметров управления. При переводе системы из этого состояния в новое состояние, при котором будет выполнен заданный объем перевозок с наименьшими эксплуатационными расходами, критерий перевода может, в частности, принять вид:

 

n т

    S S Rijxij ® min (i = 1,2,…,n; j = 1,2,…,m),                (3.2)

      i=1 j=1

 

где R — эксплуатационные расходы;

xij параметр управления;

i — тип судна;

j — направление.

 

                                                               Прямая связь            Вход

                                                     (командная информация)    

     


                                                  Y = A { X }          

Флот (управляемый объект)
Управление судоходной компании (орган управления)
Заявки

     
 


                                                                                                                      Возмущения

          

                                  

                                           { X } Обратная связь

                                       (первичная информация о

                                 состоянии управляемого объекта) Выход

 

Рисунок 3.1- Схема управления флотом пароходства

Оптимальное управление. Перевод системы в требуемое состояние обеспечивается при помощи управляющих воздействий, под влиянием которых система принимает нужное состояние. Этот це­ленаправленный перевод системы, как уже упоминалось выше, мо­жет быть реализован по различным вариантам, т. е. с различным экономическим эффектом и по различным экономическим крите­риям (показателям качества управления). Естественно ставить вопрос об оптимальном управлении, т. е. о таком переводе систе­мы в новое состояние, который обеспечил бы получение экстре­мального значения определенного показателя, характеризующего эффективность управления при заданных ограничениях. Следова­тельно, принцип оптимального управления можно сформулировать так: достижение максимального результата при фиксированных (задан­ных) затратах либо достижение минимальных затрат при задан­ном результате.

Отсюда вытекает задача оптимального управления, которая со­стоит в том, чтобы среди всех допустимых вариантов перевода си­стемы в новое состояние отыскать и реализовать тот вариант, при котором достигается наивыгоднейшее значение показателя качест­ва управления.

Транспортной системе присущи все свойства Системы. Задача транспорта - перемещение груза. Транспорт подразделяется на внутрипроизводственный (т.е. продолжающий технический процесс) и транспорт общего пользования, который осуществляет процесс производства в сфере обращения товаров. Продукцией транспортного процесса является сам процесс перемещения товаров и людей. Отличительной особенностью транспортной системы является эффект, получаемый от транспортировки товаров и людей, которая не может существовать отдельно от транспорта, т.е. накапливается и реализуется в отрыве от транспорта. Как и любая производственная система, транспортная система входит в иерархическую структуру управления народным хозяйством. Иерархическая вертикаль построена по схеме: Правительство – министерство – компании.

УРОВНИ УПРАВЛЕНИЯ

1-й уровень. Президент, кабинет министров, совет федерации, госдума.

Задачи: создание условий экономического развития народного хозяйства.

Механизм управления и инструмент: программа развития народного хозяйства.

Народное хозяйство состоит из нескольких отраслей: сельскохозяйственная отрасль, промышленность, добывающая промышленность, строительство, транспортная отрасль (подразделяется на виды: железнодорожный, авиа, автомобильный, внутренний водный, морской, трубопроводный транспорт), связь и др.

2-й уровень. Министерства.

Министерство транспорта: служба мореплавания, служба автомобильного транспорта, служба авиационного транспорта, служба внутриводных путей. Задачей службы мореплавания является создание условий наилучшего функционирования морских транспортных предприятий и организаций. Функции службы мореплавания:

1) Регулирование судоходной политики.

2) Регулирование деятельности морского транспорта.

3) Управление персоналом и учебными заведениями морского транспорта.

4) Подготовка законов и подзаконных актов, регулирующих работу предприятий морского транспорта и контроль их исполнения.

5) Управление госпредприятиями: морскими администрациями портов, портами, регистром судоходства, ледокольным флотом.

6) Участие в управлении акционерными компаниями морского транспорта от лица государства - владельца акций.

7) Организация руководства научными исследованиями.

8) Лицензирование и контроль соблюдения требований государственных актов, межправительственных соглашений, международных договоров и конвенций.

Морская администрация порта (МАП) является государственным учреждением. В функции МАП входят:

- Осуществление технического надзора и эксплуатации портсооружений и объектов (главный инженер).

- Лицензирование отдельных видов деятельности, связанных с судоходством (лоцманов, портофлота, судоходных компаний, стивидорных компаний).

- Сдача в аренду государственного имущества, предприятий по обработке грузов (стивидорные компании).

3-й уровень. Судоходные компании. Крупнейшими судоходными компаниями России являются Мурманское морское пароходство, Северо-Восточная судоходная компания, Новороссийское морское пароходство, Дальневосточное морское пароходство, Камчатское морское пароходство, морское пароходство, Приморское морское пароходство, Арктик - Лукойл танкер.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-28; просмотров: 488; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.016 с.)