Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

П.А Сорокин и его интегральный социологический синтез

Поиск

Выдающийся социолог XX века Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) родился на русском севере, в Коми. Отец его русский ремесленник, украшал церкви, мать — коми крестьянка. Своеобразная культурная и социальная среда коми-зырян, характерные для них целостное космическое мироощущение, синтез язычества и православия оказали определяющее влияние на становление и своеобразие Сорокина как личности и ученого. Унаследовав профессию отца, маленький Питирим вместе со старшим братом несколько лет бродяжничал по краю в поисках заработка, что дало ему колоссальный социальный опыт. "Благодаря этому непосредственному жизненному опыту, — писал Сорокин в своей автобиографии, — я приобрел больше основ знания о психосоциальном мире, чем из всех книг и лекций. Опыт этот дисциплинировал мой характер лучше, чем все обучение, полученное позднее в различных учебных заведениях" (19, С. 24). Впрочем, можно сказать, чтовся жизнь Сорокина оказалась богатейшим социологическим фактом, основой многих его выводов и понятий.

Первоначальное образование Сорокин получил в двухклассной школе и учительской семинарии. Без каких-либо средств Сорокин отправился на учебу в Петербург, где поступил в Психоневрологический институт на кафедру социологии М. М. Ковалевского. Позже Сорокин перешел на юридический факультет Петербургского университета. Еще будучи студентом, Сорокин опубликовал более 50 работ и среди них фундаментальную монографию "Преступление и кара, подвиг и награда", в которой в той или иной форме заложены предпосылки почти всех его последующих идей. Хвалебное предисловие к книге написал М. М. Ковалевский, предполагавший, что в "будущей русской социологической библиотеке" не один том будет принадлежать перу молодого ученого (3, с. VII). Наряду с преподавательской и научной работой Сорокин занимался и политической деятельностью, в годы революции активно боролся против большевизма. Был арестован ЧК, и только счастливый случай спас его от расстрела, Сорокин вернулся к научной и преподавательской работе, организовал социологическое отделение в Петроградском университете. В 1921 г. опубликовал двухтомную "Систему социологии". Сорокин не изменил своего отношения к большевистской власти, более того, ее катастрофические результаты он показал в ряде эмпирических исследований, среди которых важнейшее место занимает книга "Голод как фактор" 1922). Результатом оказался приговор, вынесенный В.И. Ульяновым в статье "О значении воинствующего материализма", где "некий г. П. А. Сорокин" охарактеризован как "крепостник", "реакционер", "дипломированный лакей поповщины", который "для просвещения юношества" "годится не больше, чем заведомые растлители годились бы для роли надзирателей в учебных заведениях для младшего возраста" (32, c. 31—33). В итоге, Сорокин был выдворен из страны.

Сначала Сорокин жил в Праге, затем переехал в США. В 1930 г. он организовал и возглавил социологический факультет Гарвардского университета. Среди выпускников этого факультета были знаменитые впоследствии американские социологи. Сорокин работал в Гарварде до выхода на пенсию 1959 г. Опубликовал в американский период, начиная с "Социальной динамики", серию фундаментальных исследований, составивших эпоху в мировой социологической науке и действительно ставших социологической библиотекой, но, увы, не русской. В итоге Сорокин по праву приобрел репутацию классика мировой социологии.

Мы будем рассматривать только российский период творчестваСорокина. Кроме названных, наиболее значимы для этого периода следующие его работы: "Границы и предмет социологии" (1914), "Проблема социального равенства" (1917), "Общедоступный учебник социологии" (1920), "Современное состояние России" (1922). Правда, деление творчества Сорокина на русский и американский периоды несколько условно — это был неразрывный процесс; к тому же, покидая в 1922 г. Россию, Сорокин увез около 10 своих рукописей общим объемом в 113 авторских листов, которые и стали основой столь быстрого его взлета на Западе.

На передний план мировой социологии Сорокина выдвинули такие его особенности, как колоссальная эрудиция, необычайно широкий диапазон социологических интересов, стремление к интегральному социологическому синтезу, применение глобалистского подхода к социальному миру. Свое мировоззрение российского периода Сорокин квалифицирует как разновидность эмпирического позитивизма или критического реализма. Тремя своими великими учителями Сорокин всегда называл де Роберти, Ковалевского и Петражицкого. От Роберти он воспринял идею специфики объекта социологии, ее ориентации на анализ культуры и нравственности, наконец, саму идею взаимодействия. Ковалевский повлиял, прежде всего, своей плюралистической методологией и широтой взгляда на социальную реальность. Что касается Петражицкого, то Сорокин называл его "возможно, величайшим исследователем права XX в.", постоянно ссылался на его работы и много сделал для популяризации его идей на Западе. Сорокин очень близок по проблематике и подходам к Э. Дюркгейму. Нелишне отметить влияние на него субъективной школы, в особенности П. Л. Лаврова, к которому он в известной мере близок по проблематике, а также стилю и логике исследования.

Первый интегральный синтез Сорокина — его "Система социологии", задуманная как 8—томное исследование. Вышли только два тома, ставшие, как отмечал Сорокин, наброском его будущих разработок в американский период.

В начале своей "Системы" Сорокин пишет: "Современная социология вышла из той стадии, когда ей нужно было доказывать свое право на существование" (11, т. 1, с. 48). Тем не менее социология еще в становлении, четко не оформлена. Сорокин предлагает исходить из следующих принципов: 1) построение социологии как науки по типу естественных наук, 2) отказ от какого-либо нормативизма в социальном познании, 3) изучение только тех явлений, которые доступны наблюдению, проверке и измерению, 4) отказ социологии от всякого философствования, опора только на факты, 5) полный разрыв с "несчастной идеей монизма". С теми или иными вариациями Сорокин всегда придерживался этой программы. Правда, в американский период его отношение к философии стало иным, более того, совершенно неожиданно (но только на первый взгляд) обнаружилась его близость к христианской социологии.

Особенно важно, по мнению Сорокина, четко определить предметную область социологии. Для этого нужно ответить на три вопроса: 1) что является объектом социологического изучения? 2) почему для изучения этого объекта необходима специальная дисциплина? 3) каково отношение социологии к другим социальным наукам?

Сорокин приходит к выводу, что социологию интересует, прежде всего, система связей между людьми, точнее, типологические, общие черты социальных связей, и что она "изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны и явления, возникающие из этого процесса взаимодействия, — с другой" (11, т, 1, с. 57). При этом "социология изучает только такие общества, где члены последнего, помимо неорганических и органических процессов, связаны еще взаимодействием психическим, т.е. обменом идей, чувств, волевых устремлений, короче — тем, что характеризуется словом "сознание" (5, с. 28 — 29). В отличие от конкретных социальных наук, социология изучает родовые свойства социальных явлений в их структурной организации и в их эволюции. Отсюда вытекают два следствия: во-первых, специалист в любой социальной науке должен становиться на «социологическую точку зрения, чтобы не сочинять теорий о "ситарах в 10 лотов весом" (Л. Петражицкий), и, во-вторых, общая социология должна системно перерабатывать данные частных наук, сама при этом дифференцируясь на специальные социологии (религии, семьи, искусства и т. д.).

Структура (архитектоника) социологии представлена у Сорокина следующим образом. Социология разделяется на теоретическую и практическую. Первая изучает явления взаимодействия с точки зрения сущего, вторая — должного. Теоретическая социология включает три раздела: 1) "социальная этика", изучающая строение (структуру) социального и его основные формы; здесь вводится понятие социальной группы и изучаются виды групп и способы группировок. В итоге мы получаем морфологию общества; 2) "социальная механика", изучающая социальное поведение людей, его факторы и закономерности, природу и характер социальной циркуляции индивидов. Итогом является нечто подобное социальной химии; 3) "социальная генетика" (генетическая социология), определяющая основные тенденций развития общества.

Практическая же социология призвана, подобно прикладной медицине, быть "системой рецептуры" для борьбы с социальными болезнями, для рациональных социальных реформ (11, т. 1, с. 99—101). Заметим также, что Сорокин много внимания уделял проведению эмпирических социологических исследований, представив блестящие их образцы, особенно в 1918-1922 гг.

Обращаясь к проблеме метода социологии, Сорокин рассматривает три его аспекта: соотношение сущего и дол го, функциональный анализ, плюрализм. Сорокин категорически чески отвергает определение социологии в качестве науки о должном, признаваемое субъективными социологами и неокантинацами. Всякая наука, подчеркивает он, может быть только теоретической, никаких нормативных наук нет, рассуждения о должном вненаучны и опираются не на доказательства, а на веру. Социология, таким образом, должна отказаться от субъективных методов, ибо внутренние состояния людей ей недоступны, и ориентироваться на метод объективный, исходящий из "внешних", объективно данных фактов, с целью определения функциональных зависимостей между ними. При этом выбор переменной в функциональной зависимости достаточно произволен. Субъективный метод (интроспекция) может быть только вспомогательным. То есть речь у Сорокина идет о программе умеренного бихевиоризма, сформулированной в России и получившей название рефлексологии.

И наконец, подчеркнем, что Сорокин продолжил ли своего учителя М.М. Ковалевского на утверждение плюралистической методологии. Блестящие образцы многофакторного социального анализа Сорокин дал применительно к войне, национальности, революции и т. д. При этом он стремился соблюсти среднюю линию между социологическим реализмом и номинализмом. Это можно сделать, считал Сорокин с помощью понятия взаимодействия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.2.5 (0.01 с.)