Социальная механика: социальная интеграция, личность, социальное поведение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная механика: социальная интеграция, личность, социальное поведение



Социальная механика, изучающая социальные процессы, раскрывающая "физиологию общества", включает согласно Сорокину, три части: учение о раздражителях человеческого поведения и факторах социальных процессов; процессах, совершающихся в среде данного населения; — яз личности. В России Сорокин разработал только отдельные фрагменты данной части своей системы.

ственно, факторы, обусловливающие процессы по f, те же, что воздействуют и на динамику коллективных единств: космические, биологические, социально-психические. Очень подробно рассматривает Сорокин влияние космических и биологических факторов на поведение эв, формулируя при этом ряд "теорем", суть которых сводится к тому, что степень зависимости людей от этих факторов обратно пропорциональна уровню развития их социально-психологических сил. Если наблюдается рост зависимости от естественных сил, значит, происходит деградация социальной группы. Особое значение среди биологических факторов имеет, например, потребность в пище. В этой связи Сорокин проделал глубокий анализ влияния голода на деформацию и деградацию практически всех — биологических, социальных, духовных — сторон жизни людей.

Вторая часть социальной механики в систематической форме Сорокиным не изложена. Она представлена в основном в фрагментах тех или иных работ, а также в прикладных исследованиях. Примером последних являются работы "Современное состояние России" и "Социология революции".

К третьей части механики относится анализ социального поведения индивидов. Прежде всего, Сорокин обращается к проблеме социальной перегруппировки (или мобильности, будет говорить он потом) населения. Речь идет об изменении строения сложных социальных агрегатов, которое выражается в следующих процессах (типах перегруппировки): 1) перемещение индивидов из одной группы в другую; 2) исчезновение одних и появление других групп гомогенного характера; 3) исчезновение целого агрегата и замена его новой гетерогенной группировкой. Перегруппировки первого типа практически не изменяют архитектонику строения социального агрегата. Перегруппировки второго типа "изменяют расположение комнат в одном этаже", но не меняют основной план здания; Перегруппировки третьего типа интенсивно изменяют строение социального агрегата (11, т. 2, с. 445).

Подробно проанализировав названные типы перегруппировок, Сорокин формулирует следующие положения: подвижность в разных группировках и ее варьирование во времени и пространстве различная; эластичность разных социальных агрегатов не одинакова; подвижное равновесие социального агрегата не означает коренного изменения его основного "— лета": любые социальные преобразования изменяют не столько "скелет", сколько "одежду", "мускулы" социального тела: состав индивидов—клеток, заполняющих тот или иной "этаж социального агрегата (11, т. 2, с. 559 - 560). Сорокин показывает, что эта закономерность очень ярко проявилась в ходе большевистской революции: на этажах социальной пирамиды менялись жильцы, но сама пирамида русского общества осталась неизменной, а контрасты этажей стали даже резче.

Сорокин приходит к выводу, что ни о каком социальном равенстве, по крайней мере в предвидимом будущем, не может быть и речи, ибо достижение равенства требует уничтожения всех линий социального расслоения. Равенство может быть понято только как пропорциональность социальных благ заслугам того или иного индивида. Само же представление о "пропорциональности" исторически изменчиво, пенно приближается к "идеальной норме", на осно — эрой оцениваются заслуги каждого по его личшм Мшям.

хз социальной циркуляции позволяет, отмечает Сорокин огнуться к индивиду и дать интерпретацию понятия а также объяснить ее социальное поведение. Сорокин здесь рассуждает в духе будущей ролевой теории личности, соединенной с символическим интеракционизмом. отмечает он, характеризуется множественностью не Я мозаично и плюралистично, ибо, циркулируя в течение одного дня мы постоянно перевоплощаемся — меняем "социальные костюмы" (11, т. 2, с. 565). С изменением места индивида в системе социальных координат — меняется и его поведение, он становится д|>у— ком. Правомерно предположить, что Сорокин ищет уже наметившегося у его учителей синтеза субъективной и объективной парадигм. Объективная структура общества — система институтов (ролевых структур), социа — дих индивида. Но последний, согласно Сорокину, в эти структуры со своим жизненным миром, системой переживаний культурных символов.

теории социального поведения Сорокин, следуя во многом.методологии и идеям Л. И. Петражицкого, дал в своей — эй книге "Преступление и кара, подвиг и награда", которой отображает тот язык, на котором молодой ученый обсуждает проблему. В дальнейшем, обобщая на эовне теорию социального поведения, Сорокин пе —. язык значения — ценности — нормы. Суть же под— 1ется прежней,

рмальном плане Сорокин делит все акты на две группы — акты делания и акты неделания. С точки зрения характера — гаания (ценностной значимости) акты могут быть на три группы: 1) акта дозволенно-должные, т.е. соответствующие представлениям о должном поэта акты осуществления прав и обязанностей; 2) рекомендуемые, они не противоречат представлениям но представляют как бы "сверхнормальную роскошь, избыток над необходимым минимумом "доброго" по — а потому они всегда желательны и носят добровольных характер; 3) акты запрещенные или недозволенные, т. е. противоречащие представлениям индивида о должном доведении.

Соответственно трем названным формам актов существуют — продолжает Сорокин, и три формы реагирования на них: 1) акты, воспринимаемые как должное, не вызывают у нас каких-либо эмоций и рассматриваются каксоответствуй норме; 2) акты рекомендуемые вызывают благодарность, любовь, симпатию и желание оказать такую же услугу; 3) акты запрещенные вызывают чувство вражды, ненависти, желание отомстить, наказать. В итоге, мы получаем три пары акций и реакций: 1) дозволенный акт — должная реакция; 2) подвиг — награда; 3) преступление — наказание, кара. Д основное внимание Сорокин уделяет двум последним, поскольку именно они определяют динамику социального поведения в контексте принятых в обществе социальных норм.

В ходе подробного анализа названных пар Сорокин обращается к соответствующим психическим переживаниям индивидов, ибо именно они наполняют содержанием давЯ нормы и определяют эволюцию отношения к ним. Скажем "преступным" будет и может быть тот или иной акт не сам по себе, а лишь в том случае, когда в психическом переживании кого-нибудь он квалифицируется как преступный" (Щ 14—85). Иными словами, в качестве преступного рассматривается то, что противоречит принятой индивидуумами норме. Точно так же может быть понято содержание того, что мы называем подвигом, а также карой и наградой.

Аналитически препарируя поступок, Сорокин, вслед за Петражицким, обнаруживает в его структуре три элемента: 1) субъект — представления лица, которому приписывается свершение действия по отношению к кому-нибудь; 2) объект — представления тех актов или того поведения, которое и составляет самый акт; 3) дестинатор (адресат) — представления тех существ, в пользу (против) которых совершено действие. Субъектами и дестинаторами могут быть не только люди, но и воображаемые существа, животные.

Сорокин подчеркивает, что элементы акта со временем эволюционируют в плане, по крайней мере, двух тенденций во-первых, происходит постепенное ограничение области субъектов и дестинаторов, когда таковыми, в конечном счете, оказываются только люди. Во - вторых, шаблонизируются наградные и карательные акты — в каждой организованной группе постепенно устанавливается определенный их "КУ| •тот орден дается за то—то, за это преступление присуждая

0 cro^iro—то лет "йбрьмьгй т. п.). '

Отмеченные выводы логически приводят Сорокина к анализу проблемы социальной мотивации и выводу о том, что кары и награды, т.е. санкции, постоянно повторяясь и оказывая рикошетное воздействие, являются решающим фактором трансформации нашего поведения. Ночем обусловлена одинаковость воздействия одних и тех же наказаний и на разных людей? Сорокин, анализируя эту проблему, формулирует ряд "теорем" мотивационного влияния санкций. Одна кара или награда тем сильнее влияет на человека, чем момент их осуществления, чем сильнее у человека уверенность в её неизбежности, чем больше человек нуждается в награде, или чем важнее "благо", отнимаемое у него, чем более поведение, расцениваемое с точки зрения или награды» соответствует, представлениям человека о ЭН и т.п. Эти "теоремы" Сорокина позволяют нам глубже понять его трактовку социальной эволюции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.183 (0.006 с.)