Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная механика: социальная интеграция, личность, социальное поведение
Социальная механика, изучающая социальные процессы, раскрывающая "физиологию общества", включает согласно Сорокину, три части: учение о раздражителях человеческого поведения и факторах социальных процессов; процессах, совершающихся в среде данного населения; — яз личности. В России Сорокин разработал только отдельные фрагменты данной части своей системы. ственно, факторы, обусловливающие процессы по f, те же, что воздействуют и на динамику коллективных единств: космические, биологические, социально-психические. Очень подробно рассматривает Сорокин влияние космических и биологических факторов на поведение эв, формулируя при этом ряд "теорем", суть которых сводится к тому, что степень зависимости людей от этих факторов обратно пропорциональна уровню развития их социально-психологических сил. Если наблюдается рост зависимости от естественных сил, значит, происходит деградация социальной группы. Особое значение среди биологических факторов имеет, например, потребность в пище. В этой связи Сорокин проделал глубокий анализ влияния голода на деформацию и деградацию практически всех — биологических, социальных, духовных — сторон жизни людей. Вторая часть социальной механики в систематической форме Сорокиным не изложена. Она представлена в основном в фрагментах тех или иных работ, а также в прикладных исследованиях. Примером последних являются работы "Современное состояние России" и "Социология революции". К третьей части механики относится анализ социального поведения индивидов. Прежде всего, Сорокин обращается к проблеме социальной перегруппировки (или мобильности, будет говорить он потом) населения. Речь идет об изменении строения сложных социальных агрегатов, которое выражается в следующих процессах (типах перегруппировки): 1) перемещение индивидов из одной группы в другую; 2) исчезновение одних и появление других групп гомогенного характера; 3) исчезновение целого агрегата и замена его новой гетерогенной группировкой. Перегруппировки первого типа практически не изменяют архитектонику строения социального агрегата. Перегруппировки второго типа "изменяют расположение комнат в одном этаже", но не меняют основной план здания; Перегруппировки третьего типа интенсивно изменяют строение социального агрегата (11, т. 2, с. 445).
Подробно проанализировав названные типы перегруппировок, Сорокин формулирует следующие положения: подвижность в разных группировках и ее варьирование во времени и пространстве различная; эластичность разных социальных агрегатов не одинакова; подвижное равновесие социального агрегата не означает коренного изменения его основного "— лета": любые социальные преобразования изменяют не столько "скелет", сколько "одежду", "мускулы" социального тела: состав индивидов—клеток, заполняющих тот или иной "этаж социального агрегата (11, т. 2, с. 559 - 560). Сорокин показывает, что эта закономерность очень ярко проявилась в ходе большевистской революции: на этажах социальной пирамиды менялись жильцы, но сама пирамида русского общества осталась неизменной, а контрасты этажей стали даже резче. Сорокин приходит к выводу, что ни о каком социальном равенстве, по крайней мере в предвидимом будущем, не может быть и речи, ибо достижение равенства требует уничтожения всех линий социального расслоения. Равенство может быть понято только как пропорциональность социальных благ заслугам того или иного индивида. Само же представление о "пропорциональности" исторически изменчиво, пенно приближается к "идеальной норме", на осно — эрой оцениваются заслуги каждого по его личшм Мшям. хз социальной циркуляции позволяет, отмечает Сорокин огнуться к индивиду и дать интерпретацию понятия а также объяснить ее социальное поведение. Сорокин здесь рассуждает в духе будущей ролевой теории личности, соединенной с символическим интеракционизмом. отмечает он, характеризуется множественностью не Я мозаично и плюралистично, ибо, циркулируя в течение одного дня мы постоянно перевоплощаемся — меняем "социальные костюмы" (11, т. 2, с. 565). С изменением места индивида в системе социальных координат — меняется и его поведение, он становится д|>у— ком. Правомерно предположить, что Сорокин ищет уже наметившегося у его учителей синтеза субъективной и объективной парадигм. Объективная структура общества — система институтов (ролевых структур), социа — дих индивида. Но последний, согласно Сорокину, в эти структуры со своим жизненным миром, системой переживаний культурных символов.
теории социального поведения Сорокин, следуя во многом.методологии и идеям Л. И. Петражицкого, дал в своей — эй книге "Преступление и кара, подвиг и награда", которой отображает тот язык, на котором молодой ученый обсуждает проблему. В дальнейшем, обобщая на эовне теорию социального поведения, Сорокин пе —. язык значения — ценности — нормы. Суть же под— 1ется прежней, рмальном плане Сорокин делит все акты на две группы — акты делания и акты неделания. С точки зрения характера — гаания (ценностной значимости) акты могут быть на три группы: 1) акта дозволенно-должные, т.е. соответствующие представлениям о должном поэта акты осуществления прав и обязанностей; 2) рекомендуемые, они не противоречат представлениям но представляют как бы "сверхнормальную роскошь, избыток над необходимым минимумом "доброго" по — а потому они всегда желательны и носят добровольных характер; 3) акты запрещенные или недозволенные, т. е. противоречащие представлениям индивида о должном доведении. Соответственно трем названным формам актов существуют — продолжает Сорокин, и три формы реагирования на них: 1) акты, воспринимаемые как должное, не вызывают у нас каких-либо эмоций и рассматриваются каксоответствуй норме; 2) акты рекомендуемые вызывают благодарность, любовь, симпатию и желание оказать такую же услугу; 3) акты запрещенные вызывают чувство вражды, ненависти, желание отомстить, наказать. В итоге, мы получаем три пары акций и реакций: 1) дозволенный акт — должная реакция; 2) подвиг — награда; 3) преступление — наказание, кара. Д основное внимание Сорокин уделяет двум последним, поскольку именно они определяют динамику социального поведения в контексте принятых в обществе социальных норм. В ходе подробного анализа названных пар Сорокин обращается к соответствующим психическим переживаниям индивидов, ибо именно они наполняют содержанием давЯ нормы и определяют эволюцию отношения к ним. Скажем "преступным" будет и может быть тот или иной акт не сам по себе, а лишь в том случае, когда в психическом переживании кого-нибудь он квалифицируется как преступный" (Щ 14—85). Иными словами, в качестве преступного рассматривается то, что противоречит принятой индивидуумами норме. Точно так же может быть понято содержание того, что мы называем подвигом, а также карой и наградой. Аналитически препарируя поступок, Сорокин, вслед за Петражицким, обнаруживает в его структуре три элемента: 1) субъект — представления лица, которому приписывается свершение действия по отношению к кому-нибудь; 2) объект — представления тех актов или того поведения, которое и составляет самый акт; 3) дестинатор (адресат) — представления тех существ, в пользу (против) которых совершено действие. Субъектами и дестинаторами могут быть не только люди, но и воображаемые существа, животные. Сорокин подчеркивает, что элементы акта со временем эволюционируют в плане, по крайней мере, двух тенденций во-первых, происходит постепенное ограничение области субъектов и дестинаторов, когда таковыми, в конечном счете, оказываются только люди. Во - вторых, шаблонизируются наградные и карательные акты — в каждой организованной группе постепенно устанавливается определенный их "КУ| •тот орден дается за то—то, за это преступление присуждая 0 cro^iro—то лет "йбрьмьгй т. п.). ' Отмеченные выводы логически приводят Сорокина к анализу проблемы социальной мотивации и выводу о том, что кары и награды, т.е. санкции, постоянно повторяясь и оказывая рикошетное воздействие, являются решающим фактором трансформации нашего поведения. Ночем обусловлена одинаковость воздействия одних и тех же наказаний и на разных людей? Сорокин, анализируя эту проблему, формулирует ряд "теорем" мотивационного влияния санкций. Одна кара или награда тем сильнее влияет на человека, чем момент их осуществления, чем сильнее у человека уверенность в её неизбежности, чем больше человек нуждается в награде, или чем важнее "благо", отнимаемое у него, чем более поведение, расцениваемое с точки зрения или награды» соответствует, представлениям человека о ЭН и т.п. Эти "теоремы" Сорокина позволяют нам глубже понять его трактовку социальной эволюции.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.170.183 (0.006 с.) |