Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
М. М. Ковалевский в истории социологии
Максим Максимович Ковалевский 1851 — 1916 — крупнейший российский социолог, историк, правовед, общественный деятель. Родился в состоятельной дворянской семье в Харькове. Учился на юридическом факультете Харьковского университета. В 1873-1877 гг. Ковалевский находился в командировке за границей для подготовки к магистерскому экзамену. Познакомился с Г. Спенсером, К. Марксом, П. Л. Лавровым, сблизился с русскими позитивистами Г. Н. Вырубовым и Е. В. де Роберти, активно включился в позитивистское движение. В 1877-1887 гг. Ковалевский — профессор Московского университета, стал лидером молодой профессуры и приобрел репутацию первоклассного ученого и популярнейшего лектора — правоведа. Издавал журнал Критическое обозрение. Деятельность Ковалевского вызвала недовольство правящих кругов и в конечном счете его грубо уволили из университета без объяснения причин. Ковалевский покинул Россию и в течение 17 лет жил за границей, хотя и не в качестве эмигранта. Активно участвовал в ускоренном движении социологической мысли того периода, преподавал в ведущих университетах Европы и США, вместе с Е. В. де Роберти организовал Русскую высшую школу общественных наук в Париже, подготовил фундаментальные научные труды. В 1905 г. Ковалевский вернулся в Россию и включился в самую разностороннюю научную, педагогическую, общественно — политическую деятельность: был профессором Петербургского университета, депутатом I Госдумы, членом Госсовета, организатором первой социологической кафедры в России, публицистом, издателем, академиком РАН 1914. Приобрел огромный личный и общественный авторитет. Смерть Ковалевского была воспринята и пережита обществом во многом так же, как и смерть Л. Н. Толстого. Научное наследие Ковалевского объемно и многогранно. Иногда высказывается мнение, что к социологии как таковой ученый обратился только в последние годы жизни работы Современные социологи 1905, Социология 1910, Прогресс 1912 и др.. Такая точка зрения ошибочна. Социологическими являются практически все исследования Ковалевского, в том числе и исторического плана. Среди последних особое место занимают такие фундаментальные труды, как Происхождение современной демократии 4 тома, 1895-1897, Экономический рост Европы до возникновения капиталистического хозяйства 3 тома, 1898-1903, От прямого народоправства к представительному и от патриархальной монархии к парламентаризму 3 тома, 1906. Социологичны по содержанию многочисленные историко-этнографические исследования Ковалевского. Ряд работ, начиная с книги Историко-сравнительный метод в юриспруденции 1880, ученый посвятил проблемам социологической методологии.
Важнейшей особенностью мышления и научно-исследовательской практики Ковалевского была широта интересов и стремление к созданию на основе историке — социологического постижения всех элементов современной цивилизации цельного единого мировоззрения. Эта тенденция к синтезу характерна и для оценки Ковалевским достижений различных социологических школ, и для многогранной направленности его исторических исследований, и для его педагогической деятельности, ориентированной на широкую фундаментальную подготовку гуманитариев. Издавна сложилось мнение о далекости Ковалевского — социолога от российских проблем, об игнорировании им российской социологии. Многие так и называли Ковалевского — русский европеец. В ряде западных исследований Ковалевского даже не включают в число деятелей собственно российской социологии. Некие формальные основания для такого мнения можно найти. Действительно, Ковалевский опирался обычно на идеи западных социологов. И все же Ковалевский прежде всего российский социолог — и по направленности поиска, и по стилю мышления. Как заметил Р. Вормс, Ковалевский был как бы соединительным звеном между двумя мирами — Западом и Востоком, с. 37. Русский ученый, иными словами, достойно представлял отечественную науку за рубежами страны, что уже и. маловажно. С другой стороны, его исследования становились руководящими в образовании и самообразовании русской интеллигенции. Ряд работ Ковалевского посвящен и непосредственно российским проблемам. А поскольку он исходил из убеждения в общности форм развития различных народов, то и западные социальные проблемы изучал в контексте российских, в отличие от Запада, еще не решенных. Хорошо знал Ковалевский и работы своих российских коллег, довольно часто ссылался на них, а в последние годы жизни посвятил истории русской социальной мысли ряд исследований.
Центральной темой Ковалевского был генезис капитализма индустриальной цивилизации, его оснований и перспектив, в том числе и в особенности в России. Вспоминая о своих университетских годах, Ковалевский писал: Меня интересовала тогда, как и теперь, тесная зависимость между ростом государственных учреждений и изменениями общественного уклада, в свою очередь вызванными эволюцией экономических порядков. История учреждений и история общественности — таковы были наиболее притягивавшие меня темы 29, с. 277. Отсюда интерес ученого к исследованию, причем с привлечением колоссального эмпирического материала, возникновения и эволюции отдельных общественных институтов в самом широком смысле — язык, религия, нравы, юридические обычаи и порядки, начиная с семьи, социальные и политические структуры различных эпох и т. д. В силу подобной исследовательской многоплановости Ковалевского иногда упрекали в отсутствии связи между его работами. Очень точно этот упрек отводит П. А. Сорокин: у Ковалевского мы имеем анализ различных переменных, функционально связанных с другими переменными 32, с. 191. Целостный же взгляд на труды Ковалевского достаточно четко обнаруживает логику развития его мысли. В центре его научных интересов с самого начала находилась наука о государстве, основанная на историческом и социологическом его изучении. Работа в таком направлении побудила Ковалевского к анализу социальных и экономических основ государства, что, в свою очередь, потребовало этнографического и этнологического изучения элементарных форм социальной организации. Закономерным, естественно, оказался поворот от политико-правовых проблем к социологии с тем, чтобы системно в форме теории солидарности обозначить суть перспективы эволюции человечества как целого. У Ковалевского мы не встречаем работ, где бы он четко и однозначно изложил свою социологию как систему. Некоторые даже утверждали, что у него нет своей социологии, что он не открывал новых путей, а только показывал негодность старых и что ценны только его эмпирические труды. Система, и к тому же оригинальная, у Ковалевского тем не менее есть, но здесь-то мы и должны увидеть специфику его социологического мышления, в чем он радикально отличался от своего многолетнего друга и соратника Е. В. де Роберти, склонного к схематизму и абстрактному теоретизированию. Ковалевский всегда выражал глубокую антипатию к метафизическим философским построениям, увлечениям гносеологическим анализом, видел в этом черту немецкой науки, отрицательно в этом плане повлиявшей на стиль науки русской. Образцом, достойным подражания, был для Ковалевского позитивистский стиль мышления английской и французской науки, как, между прочим, и сам образ жизни французского интеллектуала — социолога, активно участвующего в общественных дебатах, в интеллектуальной и культурной жизни страны. У Ковалевского мы видим удивительную чуткость к факту и в то же время непревзойденное умение социологически посмотреть на любую частную проблему. Удачно эти особенности его исследовательской манеры раскрыл Н. И. Кареев. Ковалевского, подчеркнул он, не влекло к разработке общих теорий путем дедуктивно-гипотетических построений. Он строил социологию не сверху, исходя от какой-либо философии, а снизу, опираясь на фактический материал, доставляемый историей, да, кроме истории, еще этнографией и тем, что можно назвать социально — культурной палеонтологией, изучением до — исторического быта и самых ранних, даже самых зачаточных форм общественности. А поэтому можно сказать, что Ковалевский был историком в социологии и социологом в истории 32, с. 170-172. В этом плане вполне просматривается параллель между Ковалевским и П. Л. Лавровым при всем отличии их исходных установок. Более того, правомерен вывод, что Ковалевский, как в дальнейшем и М. Вебер, формулирует традицию парадигму историке — эмпирической в его терминологии — генетической социологии.
Существует мнение, что социологическая концепция Ковалевского сложилась в основном под влиянием двух течений — позитивизма и марксизма. Такое утверждение несколько прямолинейно, особенно если учесть синтетическую ориентацию русского социолога. Тем не менее значительную роль названных течений в развитии его мысли отрицать нельзя. С «Курсом положительной философии» О. Конта Ковалевский познакомился еще во время учебы в университете и уже до встречи с французским позитивизмом был, по собственному признанию, убежденным позитивистом. Значительную роль в формировании позитивистского мировоззрения Ковалевского сыграл его университетский учитель известный правовед Д. И. Каченовский. Конта Ковалевский считал творцом социологии и подчеркивал, что поднимаемые ныне вопросы и предлагаемые ныне решения в зародыше или уже в более или менее развитом виде могут быть найдены еще у Конта 21, с. 195. Примерно таково же отношение Ковалевского и к Г. Спенсеру, открывшему, по его мнению, второй период в развитии социологии и давшему во второй половине XIX в. наиболее прочную и разностороннюю постановку основным вопросам отвлеченной науки об обществе 21, с. 197. Особенно значимой считает Ковалевский трактовку Спенсером эволюции как совокупности постепенных изменений, а также его генетическую социологию. Ковалевский, однако, не был позитивистом -ортодоксом. Он полностью не принимал Конта периода позитивной политики, а также весьма критически относился к органической теории Спенсера. Довольно устойчива в критической литературе тенденция усматривать близость Ковалевского к идеям марксизма. С К. Марксом и Ф. Энгельсом Ковалевский находился в довольно близких личных и научных отношениях, характеризовал Маркса как великого апостола не только социализма, но отчасти и новейшей социологии 13, с. 58. Оба мыслителя хорошо знали работы друг друга и использовали их в своих исследованиях. Ковалевский вспоминал о Марксе как о дорогом учителе, общение с которым определило до некоторой степени направление моей деятельности 18, № 7, с. 22. В частности, не без влияния Маркса, отмечает социолог, он занялся экономической историей Европы, а не сосредоточился только на истории политических учреждений. Идеи Ковалевского были использованы Ф. Энгельсом при анализе начальных ступеней социальной эволюции. Тем не менее марксистом Ковалевский не стал и не мог стать. Он не принимал в марксизме гегельянскую метафизику и абсолютизацию экономического фактора, отмечая, как и многие другие социологи, теоретическую необоснованность экономического объяснения истории. В то же время Ковалевский считал возможным включение экономического метода в позитивистский синтез, тем более что контовская модель уже предусматривала это. Ковалевский также считал, что Спенсер и Маркс, хотя и были антиподами, тем не менее шли, правда, разными путями, к общей социологической истине.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.008 с.) |