Магнатский театр Беларуси второй половины 18 в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Магнатский театр Беларуси второй половины 18 в.



В XVIII в. центрами развития искусства становятся магнатские резиденции Радзивиллов в Несвиже, Сапегов – в Ружанах, Огинских – в Слониме, Тизенгаузов – в Гродно и др.

 Самым ярким явлением в белорусской культуре второй половины XVIII в. стал магнатский театр. Любительские актерские труппы в частных владениях магнатов превращаются в профессиональные крепостные театры. При чем на сценических площадках параллельно выступают любители, профессионалы, принимаемые в театр по контракту и крепостные актеры, подготовленные в специальных школах. Расцвет крепостного театра был обусловлен влиянием Просвещения. Театр являлся сильным средством воспитания и улучшения нравов общества. Развитию театрального искусства содействовали не только короли Речи Посполитой (Август II, Август III), но и магнаты. У последних общественно-политическая деятельность сочеталась с развлекательными формами быта. Во времена общего ухудшения жизни они стремились к вычурному украшению своего быта. Театр являлся частью быта. Средством «репрезентативности»

Первый магнатский театр был основан еще в 40-е г. XVIII в. в Несвиже Радзивиллами. В 70-е годы XVIII в. главным центром театрально-музыкальной жизни в Беларуси стал Слонимский двор великого литовского гетмана М.Огинского. Крепостные театры существовали также при дворах Тизенгауза в Гродно, Сапег — в Ружанах и Деречине, Радзивиллов — в Слуцке, Зорича — в Шклове, Чернышева — в Чечерске, Тышкевичей — в Свислочи. Музыканты, актеры, танцоры этих театров отличались проф. подготовкой, художественными данными, а репертуар – тематическим разнообразием. Об уровне их профессионального образования свидетельствует тот факт, что крепостные артисты Тизенгауза из Гродно были приняты в Варшавский королевский театр. На сценах магнатских театров Беларуси ставились в основном французские и итальянские оперы, балеты. Драматические постановки устраивали, как правило, профессиональные передвижные труппы.

Абсолютно уникальным явлением можно считать Несвижский театр Уршули Радзивилл, жены магната Михала Казимира Радзивилла (Рыбоньки). Сначала дворцовые представления должны были «украшать» жизнь. Так, первая пьеса «Остроумная любовь» (1746) ставилась по случаю дня рождения Михала Казимира. Однако постепенно в театральную жизнь втянулись многие придворные Радзивиллов, шляхта, духовенство, богатые мещане. Ее творческое наследие – 16 произведений (комедии, трагедии и оперные либретто на польском языке). Сюжеты произведений У Радзивилл не были оригинальными, но и не являлись прямым пересказом на польском языке западноевропейских произведений. Она наполняла свои пьесы местным колоритом, фольклором, фактами из жизни Несвижа. Первые переводы Мольера («Жорж Данден», «Лекарь по неволе» и др.) сделаны были У. Радзивилл и в Беларуси пьесы были поставлены раньше, чем в Варшаве и Санкт-Петербурге. При театре действовали балетная, музыкальная и театральная школы.

В 1780-х гг. при Кароле Станиславе Радзивилле (Пане Каханку) в несвижском театре увидели свет оперетта «Агатка, или Приезд пана» И. Голланда, балет «Орфей и Эвридика»в постановке Г. Петинетти. Работала профессиональнальная труппа польского антрепренера Л. Перожинского.

В Слуцком театре Геронима Флориана Радзивилла в 1750-х гг. работали итальянские балетмейстеры А. Путини и Л.М. Дюпре. Была открыта балетная школа по обучению 8-10 летних мещанских детей

Европейскую славу приобрел Слонимский театр, созданный Михалом Казимиром Огинским, необычайно разносторонней и одаренной личностью. Он был и оперным композитором (автор опер «Елисейские поля», «Силы мира», «Положение сословий»), и музыкантом-виртуозом, и поэтом. Театр был основан в 1771 г. В нем работали профессиональные актеры из Польши, Германии, Италии, действовали хор, балет, музыкальная школа. Здесь устраивались грандиозные представления. Сцена театра была настолько огромной, что актеры могли заезжать на нее на лошадях. Когда возникала необходимость, то на сцене мог появиться бассейн, размещенный под полом. Тогда можно было наблюдать настоящие морские бои. Ставились оперы Д. Паизиелло, А. Дуни, А. Гретри.

Репертуар театра Зорича в Шклове целиком был ориентирован на драматургию русских столичных театров (Москвы и Петербурга) и включал балеты с хорами, легкие комедии и пантомимы итальянских, немецких и фр. композиторов. Многие крепостные актеры театра, получив хорошую проф. Подготовку у лучших педагогов того времени, позднее служили в русских театрах.

Деятельность магнатских театров имела большое значение для развития профессионального театра. Подготовка местных кадров танцоров, музыкантов, певцов и работников сцены (машинисты, декораторы, костюмеры и т.д.). Многие из которых после ликвидации крепостного права перешли в профессиональные антрепризы и оркестры городов Беларуси.

Во второй половине XVII—XVIII в. существовали крепостные капеллы, которые выступали на семейных и больших публичных праздниках, и крепостные оркестры в Несвиже, Слониме, Гродно, Шклове, Могилеве, Ружанах, Деречине. Среди них выделялись оркестры смешанного состава, камерные струнные оркестры («домашняя музыка»), духовые («музыка шкловского корпуса»), роговые, ударных, народных инструментов («янычарская музыка», «литовская музыка»). Широкую известность получил крепостной оркестр в Несвиже. Местные магнаты пригласили туда первоклассных музыкантов: капельмейстера Дж. Альбертини, скрипача Дж. Константини, виолончелиста Я. Фляйшмана. «Северными Афинами» называли имение Залесье Махала Клеофаса Огинского — автора знаменитого полонеза «Прощание с Родиной», активного участника восстания 1794 г. Наиболее популярным музыкальным произведением у шляхты являлась опера с сюжетом из жизни крестьян или самой шляхты. Так, инициатором создания оперы «Агатка» на стихи Матея Радзивилла и музыку Яна Давида Голанда был известный Пане Коханку.

С середины XVIII в. любительские актерские труппы в частных владениях магнатов превращаются в профессиональные крепостные театры. Расцвет крепостного театра был обусловлен влиянием Просвещения. Театр являлся сильным средством воспитания и улучшения нравов общества. Развитию театрального искусства содействовали не только короли Речи Посполитой (Август II, Август III), но и магнаты. У последних общественно-политическая деятельность сочеталась с развлекательными формами быта. Во времена общего ухудшения жизни они стремились к вычурному украшению своего быта, что проявлялось в исполнении бессмысленных ритуалов, в интересе к моде в одежде — например, парики, обувь с красными каблуками. Все это соответствовапо рококо — стилю, который театрализовал быт. Например, у Иеронима Радзивилла отстрел зверей на охоте происходил в специальном бутафорском лесу. А Пане Коханку превратил в театр костельное богослужение: на мессе в Несвиже пели евреи, одетые в турецкие костюмы. Около Несвижа была построена «идеальная» деревня, которую он заселил обедневшей шляхтой. Ее жителей называли «альбанская банда». Сама жизнь обитателей этой деревни была театрализованной и бутафорской. Они ходили «вооруженные» турецкими мушкетами и восточными музыкальными инструментами. Таким образом, театр являлся частью быта.

Абсолютно уникальным явлением можно считать Несвижский театр Франтишки Уршули Радзивилл, жены магната Михала Казимира Радзивилла (Рыбоньки). Сначала дворцовые представления должны были «украшать» жизнь. Так, первая пьеса «Остроумная любовь» (1746) ставилась по случаю дня рождения Михала Казимира. Однако постепенно в театральную жизнь втянулись многие придворные Радзивиллов, шляхта, духовенство, богатые мещане.

Сюжеты произведений Франтишки Радзивилл не были оригинальными, но и не являлись прямым пересказом на польском языке западноевропейских произведений. Она наполняла свои пьесы местным колоритом, фольклором, фактами из жизни Несвижа. При театре действовали балетная, музыкальная и театральная школы.

Европейскую славу приобрел Слонимский театр, созданный Михалом Казимиром Огинским, необычайно разносторонней и одаренной личностью. Он был и оперным композитором (автор опер «Елисейские поля», «Силы мира», «Положение сословий»), и музыкантом-виртуозом, и поэтом. Театр был основан в 1771 г. В нем работали профессиональные актеры из Польши, Германии, Италии, действовали хор, балет, музыкальная школа. Здесь устраивались грандиозные представления. Сцена театра была настолько огромной, что актеры могли заезжать на нее на лошадях. Когда возникала необходимость, то на сцене мог появиться бассейн, размещенный под полом. Тогда можно было наблюдать настоящие морские бои.

Кроме Несвижа и Слонима крепостные театры действовали в Гродно (Тизенгауза), Ружанах (Сапег), Свислочи (Тышкевича). Актеров для них готовили из мещанских и крепостных мальчиков и девочек. Об уровне их профессионального образования свидетельствует тот факт, что крепостные артисты Тизенгауза из Гродно были приняты в Варшавский королевский театр.

На сценах магнатских театров Беларуси ставились в основном французские и итальянские оперы, балеты. Драматические постановки устраивали, как правило, профессиональные передвижные труппы. В числе драматических представлений следует вспомнить постановку в гродненском театре комедии П. Бомарше «Севильский цирюльник».

Таким образом, культура белорусских земель во второй половине XVIII в. достигла значительных успехов и развивалась в русле идей Просвещения.

Частновладельческий театр – вид дворянского театра в 18 – 1-й пол.19 в. Создавался при дворах магнатов: Радивилов, Сапегов, Зоричей, Огинского, Тызенгауза.

Существовало 2 типа ЧТ:

· Маенткавы – закрытый (с труппой преобладающих любителей, артистов, исполнение кот не отличалось высоким профессиональным уровнем)

· Городской (местечковый) – открытый (актеры с высоким проф. Уровнем, приближенным к столичным театрам, на спектаклях присутствовала мелкая шляхта, представители разных классов населения городов (Несвиж, Шклов, Слуцк, Гродно, Слоним)

Работали в спец. Театральных помещениях или в залах дворцов, ратуш и др. Их спектакли первоначально несли отпечаток религиозно-схоластических, дидактических и аллегорических постановок школьного театра; последовательно стали использовать образцы зарубежного искусства, руководствоваться мировыми взглядами. Репертуар отображал в основном общеевропейские проблемы, шел исключительно на французском, итальянском, немецком и польском языках. Драматические спектакли ставились редко, чаще балеты аллегорического содержания, танцевальные интермедии, апофеозы, пантомимы, дивертисменты, оперетты, оперы-балеты, комические оперы, оперы иностранных композиторов. С оригинальной драматургии – комедии и трагедии и оперное либретто на польсом языке Ф.У. Радивил. Ее перевод комедии «Цудоуныя каханки» Мольера на польский язык («Убачанае не минае») – первая постановка произведений французской классики на белорусской сцене (14.-6.1749)

Актерами были в основном крепостные крестьяне. Другой раз они участвовали в показах частных профессиональных театров (Витебский балет Пиёна, гродненский театр Тызенгауза, театр Бжазовского в Матэвушах, Ружанский театр Сапегов, Слонимский театр Огинского, Чернышовы театры, Гышкевичевы театры). В некоторых спектаклях выступали и великосветские любители и профессиональные актеры. Белорусские магнаты приглашали на только хорошо известных профессиональных актеров, музыкантов, балетмейстеров и танцоров из Зап. Европы (Т.А.Г. Салмаран, И.А.Стэфани, Л.М. Дзюпрэ, Ф. Г. Ле Ду, К. Абатэ, К. Чыпрыяни и др.), но и целые театральные труппы с Италии, Франции, Австрии, Польши. При частных театрах работали школы, в которых готовили артистов для театров (Гродненская музыкальная театральная школа Тызеннгауза, Слонимская балетная школа, Несвижская балетная школа, Слуцкая балетная школа, поставская балетная школа.) Профессиональная подготовка крепостных артистов имела высокий уровень: целые белорусские труппы и капеллы позже вливались в состав столичных театров и оркестров. Выпускники Слонимской, Гродненской и Поставской балетных школ стали солистами Королевского балета в Варшаве, танцоры из Шклова, музыканты с Горы-Горок были проданы владельцами в Дирекцию Санкт-Петербургских императорских театров. Особым художественным уровнем, тематическим разнообразием выделялись частные театры Гродно, Ружан, Слонима, Могилева. Большую роль в истории театра сыграли Несвижский театр Радивилов, Слуцкий театра Радивила и Шкловский театр Зорича, которые имели балетно-оперные, драматические труппы, большие оркестры, капеллы, театральные постройки с хорошо обставленной сценой и развитой машинерией. Своеобразным театральным явлением в начале 19 в. Был крепостной театр Оштарпа в Дукоы (Пуховецкий р-н).


БИЛЕТ №22

Религия в системе культуры.

Рассказать о Буддизме, Христиансте, исламе. Религия до сих пор жива, развивается, большая часть людей считают себя верующими. Наука не вытеснила религию.

Религия (от лат. благочестие, набожность, святыня) - мировоззрение, соответствующее поведение и специфические действия (культ), которая основывается на вере в существование одного или нескольких богов, вере в сверхъестественное. Религия является закономерным результатом развития культуры, ее составной частью на всех этапах существования человечества. Религии аккумулировали в себе достижения мировой культуры и в значительной степени являются хранителями культурного наследит народов и государств. Культ - вид религиозной деятельности, объектом которого являются осознаваемые в форме религиозных образов силы, господствующие над людьми в их повседневной жизни.

           Различают две основные разновидности религиозного культа:

1) Магия (колдовство): Возникло в первобытном обществе и стало элементом всех религий.

2) Умилостивительный культ: Обращен к богу или духу. Средствами религиозного культа выступают храм, молитвенный дом, религиозное искусство и различные предметы.

           К элементарным культовым актам относятся: поклоны, коленопреклонение, падение ниц, склонение головы. Более сложными являются такие обряды, как проповедь, молитва и пр. Религиозное мировоззрение смещает ориентацию человека из сферы общественно необходимых жизненных задач в сферу индивидуальных интересов, где решающее значение приобретает личное спасение, связанное с бессмертием души и загробным воздаянием.

Религиозное сознание оформляется в различных мифах и доктринах, которые могут быть отражены в священных текстах. Религиозное сознание на индивидуальном уровне предполагает освоение основных догматов и принципов религии, главными из которых являются идея Абсолюта – высшего начала мира (безличный принцип или личность); принцип сотворения мира; учение о спасении; этические (гуманность, любовь, сострадание, братство, покорность) и социальные (отношение к государству, общине, единоверцам и иноверцам) ценности.

Религиозные чувства и опыт. Через религиозный опыт (ощущение сакрального, таинственного, «голоса», видения) происходит соприкосновение с реальностью иного порядка. Такой опыт не нуждается в объяснениях и доказательствах, но дает мощный энергетический импульс, помогающий переносить различные трудности повседневной жизни. С другой стороны, такой опыт может породить чувство зависимости, страха, благоговения.

Религиозная практика включает в себя различные ритуалы и культы: молитву, жертвоприношение, медитацию, праздники, паломничества, посты. Они воспринимаются верующими как средство общения с Абсолютом.

Религиозная организация придает религии институциональный характер, закрепляет специфические обязанности за различными группами верующих, упорядочивает религиозную жизнь, закрепляет и сохраняет механизмы трансляции религиозной культуры.

Религия как социальный институт. Первоначально каждая религия формируется вокруг какого-то лидера и его последователей. Затем она может принять институционализированные формы. Религия как социальный институт предполагает наличие рационально сформулированных догматов (в том числе в форме священных текстов), детализированных кодексов поведения, канонизированных ритуалов, символики. Для нее характерна четкая система церковного управления. Через формирование религиозной традиции появляется чувство самоидентификации верующих с религиозной общиной, складывается определенное отношение к государству и другим религиям. Ядром церковной организации являются посредники между рядовыми верующими и Абсолютом (шаманы, пророки, святые, священники, богословы). Существуют различные классификации церковных организаций. Э.Трёльч предлагает их деление на церковь, секту и мистические движения. Церковь – это такой тип религиозной организации, который удовлетворяет потребности всех социальных слоев общества и по этой причине выполняет интегрирующую функцию. Церковь поддерживает существующий социальный порядок и систему ценностей господствующей культуры. Секта отличается от церкви сравнительно небольшим количеством верующих, она противопоставляет себя ценностям господствующей культуры и религии, выступает за обновление, нравственное очищение общества, стремится к самоизоляции. Мистические движения объединяют небольшие группы людей, жизнь которых направлена прежде всего на обретение индивидуального опыта общения с Абсолютом. Эти движения не имеют развитой организационной структуры, могут объединяться вокруг харизматического лидера. Часто им присуща большая веротерпимость. В мистических движениях практически отсутствуют этические элементы и четко сформулированное отношение к государству и господствующей культуре.

Значение религии для развития и функционирования культуры. Исторически религия явилась смыслообразующим основанием культуры. Именно через первые системы верований человек понимал окружающий мир и свое собственное место в нем, создавал общину как социокультурное образование, в рамках религиозных культов развивалось первоначально искусство. С помощью религиозных идей человек и сегодня осмысливает опыт смерти, зла и страданий. Религия создала исторически первый механизм передачи культурных ценностей, который воплощался в системе ритуалов и тайных знаний. Еще долгое время церковь сохраняла монополию на грамотность, образование. Велико значение религии как фактора социальной интеграции и стабильности внутри общины, а позже внутри одной конфессии. Интегративная функция религии не исключает, однако, ее дестабилизирующих моментов (война с иноверцами, насильственное обращение в свою веру, агрессивность сектантства, терроризм современных фундаменталистов). Образуя новые секты и конфессии, религия вырабатывает культурные идеалы и, таким образом, выступает фактором развития культуры. Религия создает также идеальную модель поведения, конкретные жизненные цели, способствует эмоциональной разгрузке человека.

Религиозная культура и проблема веротерпимости. Религиозные общины на протяжении всей истории человечества вступали в более или менее тесное культурное взаимодействие. При этом отношение к иноверцам практически всегда сопровождалось недоверием или открытым неприятием. В первобытном обществе, в культурах с политеистическими религиями в силу расплывчатости представлений об Абсолюте и множественности богов довольно часто происходило включение элементов чужих религий в собственную систему ценностей. Такая же ситуация характерна для китайской и индийской цивилизаций. Это не означает, однако, что Восток не знал религиозных конфликтов. Так, отношения конфуцианства и даосизма далеко не всегда были мирными. Однако и здесь имели место процессы интеграции различных конфессий в единую систему национальных культурных ценностей. Самой непримиримой в отношении других религий являлась авраамическая религиозная традиция (иудаизм, христианство, ислам). И сегодня фундаменталистские течения имеют место главным образом в этих религиях. Вместе с тем, в силу все возрастающей интеграции общества, веротерпимость становится насущной культурной потребностью.

Но чем обусловлена религиозная нетерпимость? Она порождается, во-первых, этно- и европоцентризмом, а во-вторых, присущим любой религии стремлением к единственной и абсолютной истине. Абсолют является предельным горизонтом человеческого мышления. Мы не можем строить картину мира, руководствоваться нравственными принцами, если не убеждены в их абсолютном характере. Религиозное сознание не может принять идею множественности истины, потому что тогда божественные заповеди перестанут быть абсолютными.

В Европе предпосылки развития веротерпимости закладываются еще в позднем средневековье в связи с возникновением учения о двух истинах: нучно-философской и религиозной. В эпоху Возрождения эстетизация религиозного культа, интерес к античной религии создают предпосылки для непредвзятого анализа различных конфессий, а пантеизм возвращает религиозное сознание к предельно обобщенному пониманию Абсолюта. Именно в 15 в. Николаем Кузанским впервые была предложена идея примирения вер. Философы-просветители в 18 в. пришли к пониманию религии как социального явления, призванного регулировать отношения в обществе. Именно культура Просвещения выдвинула и обосновала требование терпимого отношения к вере. В 19 в. в силу возросших контактов Европы с различными регионами мира и развитием СМИ начинается процесс трансформации религиозного сознания. Теперь не только ученые, но и обыватели получают доступ к священным текстам различных религий, непосредственно знакомятся с их идеями благодаря миссионерской деятельности и непосредственному общению с эмигрантами, сами совершают путешествия в далекие страны. Все эти объективные процессы и теории открыли путь к формированию установки веротерпимости. Сегодня свобода совести является демократической альтернативой религиозному фанатизму. Самым ярким проявлением тенденции к диалогу различных вероисповеданий является экуменическое движение – деятельность различных организаций (прежде всего Всемирного христианского студенческого движения, Международного Совета миссионеров) за объединение христианских церквей. С 1948 г. руководящим органом этого движения является Всемирный совет церквей.

Для религиозной культуры 20 в. в целом характерно нарастание процессов секуляризации (потеря религиозного влияния в различных сферах общественной жизни), модернизация традиционных религий и, наоборот, возвращение к их истокам (фундаментализм), рост сферы эзотерически-оккультных практик и теорий (в основном тяготеющих к массовой культуре при всей своей предполагаемой элитарности), сокращение и маргинализация сферы классического религиозного мышления и серьезной теологии. Особенности религиозной культуры в современном белорусском обществе. Начиная с 80-х годов на Беларуси наблюдается нарастание степени религиозности населения. Увеличивается число религиозных общин, строятся церковные сооружения. Характерной особенностью является рост числа верующих среди молодежи. Однако нужно иметь в виду, что социологические опросы фиксируют только самооценку опрошенных. Исследования выявили, что лишь половина причисляющих себя к верующим исполняют религиозные обряды. Это свидетельствует прежде всего о том, что религия сегодня трактуется людьми предельно широко и связывается с поиском духовных оснований жизни. Нельзя сбрасывать со счетов и «моду» на религию. Еще одной важной особенностью современной религиозной культуры Беларуси является появление довольно большого числа нетрадиционных для нашего региона восточных и «надконфессиональных» религий (кришнаиты, дзен-буддисты, Агни-йога, теософия Блаватской, бахаисты), а также тоталитарных сект, которые считаются опасными для личности (сатанисты, Аум Синрикё, Великое белое братство «Юсмалос», Вуду, Дети Бога, сайентологическая церковь, церковь Виссариона и др.). Межконфессиональные отношения на сегодняшний день характеризуются высокой степенью веротерпимости, что не исключает, однако, возможности нарастания религиозной напряженности в будущем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 332; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.018 с.)