Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Маркетинговые технологии в сфере культуры.
Назначение. Т.к. продюсер – посредник. Маркетинг – предпринимательская деятельность направленная Нужда, потребность, товар, рынок. Концепция маркетинга претерпела эволюцию и по учебникам говорят о концепции традиционного маркетинга – это середина 20 в. После этого придуманы новые концепции. 1 производственная, 2 Товарная, 3 сбытовая, 4 классическая традиционного (сначала изучить что нужно потребителю) здесь возник комплекс маркетинга как инструмент. После этого увидели что не все товары идут во благо 5. Социально-этический (не разрушая общество). В конце 20 в 6. Маркетинг взаимодействия – маркетинг территорий, взаимодействие с партнерами по бизнесу. Особенности маркетинга в сфере культуры. 1. Значительная социальная роль предприятий культуры. 2. Ключевое значение творческой личности. 3. Занимается продвижением символических товаров (предметы моды, антиквариата). Обладает статусной. Различие предприятий искусства – создает прототип, а предприятие культуры – тиражирует. По форме собственности: Искусство – частные предприятия, государственные Культуры – крупные корпорации, государственное и частное партнерство. Организация искусства – производители или распространители культурного наследия. (Театр, музыка, опера, танец, библиотеки, нац.парки.) Орг. Культ инд – звукозаписывающие, дизайн, … Рынок сегментируется на 4 части: Потребитель Спонсоры Государственные Профессионаллльные агентты
Маркетингу даются разные определения, которые можно свести к следующему: это деятельность, направленная на разработку новых культурных товаров и досуговых продуктов, а также на их рыночное продвижение посредством многообразных сервисно-производственных усилий и управленческих методов. Маркетинг порождает определенную философию развития сервисного предприятия, вырабатывает разнообразные способы, использует специальные технологии и приемы, которые позволяют повышать уровень конкурентоспособности предприятия. В маркетинге активно используются анализ экономической ситуации, провидятся специальные исследования рынков разного типа (потребителей, учредителей, доноров и т.п.); изучается соотношение спроса и предложения в конкретном сегменте рынка, уточняются особенности спроса разных категорий потребителей. Результаты маркетингового анализа широко применяются при выработке инновационной стратегии и ее внедрении. Программирование и реализация деятельности сервисного предприятия также во многом строятся на рекомендациях такого анализа. Используя данный инструмент, менеджеры досуговых фирм могут более уверенно проводить рекламные кампании, эффективную PR-политику, находить методы оптимального позиционирования своего продукта на рынке, вырабатывать оценку результатов деятельности предприятия.
Значение маркетинга в менеджменте культурно-досуговой сферы раскроем на примере двух его направлений, которые достаточно рельефно отображают его значение: изучение массового спроса на культурные продукты (социальный маркетинг) и продвижение новых досуговых занятий и новых сервисных продуктов. Остановимся на значении социального маркетинга. Под этим понимается анализ культурных потребностей, продуцируемых основными слоями населения конкретного общества, включая и тех представителей, которым недоступны продукты и услуги с высокой ценовой планкой. Учитывая результаты социального маркетинга, менеджмент в сфере культуры не только вырабатывает ближайшие цели собственного бизнеса, анализирует сложившуюся экономическую конъюнктуру в досуговой деятельности, но и прогнозирует долговременные цели общественного развития, одновременно обосновывая свои долгосрочные цели. Из этого следует, что сосредоточенность усилий менеджмента культуры на дорогостоящих досуговых продуктах или ставка на спрос, связанный исключительно с поп-искусством, опасны как для развития конкретной фирмы, так и для раззития общества. В осмыслении подобных тенденций следует признать важность сохранения национальных традиций, поддержки развивающих направлений. Задача маркетинга в сфере культуры состоит в том, чтобы неинформированные слои населения становились потенциальными посетителями учреждений культуры, потенциальные посетители — разовыми, разовые — регулярными и, наконец, регулярные посетители — постоянными друзьями, клиентами, реальными участниками культурной деятельности.
Сегодня за положением на рынке внимательно следят маркетологи. Они могут быть штатными работниками либо приглашенными сотрудниками специализированных агентств. Изменения в характере культурных услуг должны предварять изменения на рынке, а не реагировать на их последствия. Поскольку массовые рынки, в том числе культурных услуг, даже у нас постепенно уходят в прошлое, то в маркетинге вполне закономерно появилось новое слово — микросигментация, т.е. вычленение из всего населения ограниченного круга, группы людей, наиболее заинтересованных в данном товаре, культурной услуге. Отсюда напрашивается практический вывод: бессмысленно рекламировать, к примеру, музейные услуги на всю страну. Микросегментации соответствует «маркетинг по случаю», или «точечный маркетинг». Суть его заключается в подъеме интереса у конкретного, местного клиента к новому товару, культурной услуге известной местной фирмы, клуба, библиотеки, музея, театра. Сегодня точечный маркетинг считается наиболее эффективным в предпринимательской деятельности, так как его использование предполагает в основном прямой рекламный контакт работников фирмы, учреждения культуры, частного предпринимателя с потенциальными клиентами. Современный отраслевой маркетинг начинается с детального анализа культуры как способа бытия общества, социального опыта, не наследуемого генетически, и в отраслевом смысле — сфера, включающая искусство, развлечения, досуг, концертную деятельность, детское творчество, любительство, ремесла, а также деятельность, их обеспечивающую, например, финансирование, право, управление, информация, подготовка, развитие материально-технической базы и т.п. Результатами маркетинговых исследований пользуются во всех странах и для управления сферой культуры, возрождения и развития ее конкретных направлений. Вследствие бедности большинства наших госучреждений культуры современный маркетинг рекомендует развивать творческое сотрудничество с крупными финансово-прочными компаниями, чьи маркетинговые, в том числе коммуникационные возможности, несоизмеримо мощнее, а работа с потребителями организована на более высоком профессиональном уровне. Многое зависит от личного обаяния и коммуникабельности. Итак, маркетинг сегодня из чисто коммерческой сферы распространился на неприбыльную деятельность в сфере культуры. Следовательно, к началу 90-х годов маркетинг приобрел характер философии, теории и практики функционирования культуры в цивилизованном демократическом обществе. И теперь вполне резонно говорить о маркетинге идей, культурных программ и услуг, общественных организаций, художников, артистов, политических деятелей, городов, районов и т.д. Качество современного маркетинга — совокупность благ, получаемых организацией, учреждением, фирмой. А проще — это различие между уровнями достижений лидера на каком-то конкретном рынке и его конкурента-аутсайдера. Секрет достижения высокой эффективности и культуры маркетинга, предпринимательства кроется в большой предварительной подготовке «за сценой», основной целью которой является выработка эффективной стратегии и тактики, учитывающей изменения внешней и внутренней среды, и прежде всего конъюнктуры рынка.
Бизнесмены рассматривают предпринимательство и маркетинг в сфере культуры как способ максимальной прибыли от реализации конкурентоспособных культурных услуг. И когда речь идет о коммерческом секторе сферы культуры, то вопрос о целесообразности применения маркетинга, его современных достижений не возникает. Без маркетинга уже не обойтись и у нас в республике. На его основе функционируют шоу-бизнес, видео-бизнес, кино, казино, аттракционы, прокат, всевозможные виды платных услуг. В данном случае плата за культурные услуги осуществляется самим потребителем услуг. Регулятором объема и качества деятельности в данной сфере выступает платежеспособный потребитель. Вот почему маркетинговые технологии и стратегии вполне естественны для прогнозирования, организации и реализации подобной деятельности. Именно поэтому первые отечественные попытки осмыслить возможности и перспективы маркетинга в области культуры и начались в сфере платных услуг. Полный комплекс культурных услуг, оказываемых солидными учреждениями и частными предпринимателями в крупных населенных пунктах, можно подразделить на шесть групп. 1. Платные занятия в студиях, классах, кружках, секциях, коллективах художественного и технического творчества, в секциях физической культуры. 2. Лекции и консультации, тематические праздники, представления, вечера отдыха и танцев, дискотеки, концерты и спектакли, аукционы, лотереи, обряды, ритуалы, экскурсии, восстановительные и оздоровительные процедуры, выставки, выставки-продажи и другие формы досугового характера. 3. Услуги в сфере бытового обслуживания: пошив одежды, настройка и прокат инструментов, инвентаря, реквизита, снаряжения, оборудования, аппаратуры. 4. Кино-, фото- и видеообслуживание, аттракционы, игровые автоматы, тренажеры, бильярд, тиры, мастерские. 5. Библиотечные услуги, фото- и ксерокопирование, микрофильмирование материалов и документов из библиотечных, музейных и других фондов, составление библиографий, перевод и доставка литературы, обслуживание личных библиотек, тематическая подборка информационных данных сети «Интернет», а также опубликованных материалов, в том числе патентов, организация тематических выставок литературы по заявкам предприятий и учреждений...
6. Оформление отдельных помещений, зданий и даже населенных пунктов по заказам фирм, организаций и граждан, различные формы помощи по культурно-бытовому обслуживанию населения. Эти и другие виды платных услуг могут оказываться как в учреждениях культуры, так и по месту жительства, работы, учебы, отдыха заказчика или клиента. Однако в небольших районных центрах типа Кобрина, Слонима, Борисова уровень их значительно ниже, поскольку там либо отсутствует платежеспособность населения либо недостаточные технические и кадровые возможности организаций. Знание достижений современного маркетинга помогает предпринимателям, бизнесменам сферы культуры методически упорядочить и осознанно применять как весь комплекс маркетинга, так и его отдельные элементы. Цели · Достижение максимально высокого уровня потребления; · Достижение максимальной потребительской удовлетворенности; · Предоставление максимально широкого выбора; · Максимальное повышение качества жизни. Задачи: · Выявление существующего или потенциального спроса и обоснование необходимости предоставления той или иной услуги; · Организация предоставления услуг, отвечающих запросам потребителей; · Организация системы реализации услуги и совершенствование методов ее доведения до покупателей; · Регулирование и координация деятельности компании по оказаниям услуг с учетом рыночной ситуации. Легче всего решаются проблемы в коммерческой сфере культуры: шоу-бизнес, видеобизнес, кино, казино, аттракционы, платные услуги, прокат и т.д. эти услуги оплачиваются непосредственно из кармана потребителя этих услуг. Платежеспособность потребителей выступает регулятором объема и качеств деятельности в этой сфере. Поэтому маркетинговые технологии и стратегии естественны для программирования, организации и реализации этой деятельности. 2. Комплекс культурных услуг по группам Обычно различают 6 групп услуг: 1. платные занятия в студиях, классах, кружках, секциях и т.д.; 2. лекции и консультации, тематические праздники, представления, вечера отдыха и танцев, дискотеки, лотереи, обряды, ритуалы, экскурсии, восстановительные и оздоровительные процедуры, выставки и т.д.; 3. услуги обслуживающего характера: пошив одежды, настройка инструментов и их прокат; 4. библиотечное обслуживание (ксерокопия, микрофильмирование материала и документов из библиотечных, музейных и других фондов); 5. оформление помещений, зданий, населенных пунктов по заказам организаций. Все эти виды услуг оказываются в учреждениях по месту жительства, работы, отдыха и не только.
3. Формирование соответствующих рынков культуры услуг Развитие рынка услуг предполагает усиление глобальной конкуренции. Все чаще услуги экспортируются и импортируются. Расширяется обратная связь на рынке с целью строгого контроля их качества. Итак, что же такое услуга. Услуга – любое мероприятие или выгода, которая одна сторона может предложить другой и которые в основном неосязаемы и не результируются в собственности клиента. Производство услуг может быть связано с товаром в его материальном виде. [2, с. 638]
Сфера услуг имеет ряд важных характеристик. - потребитель обычно присутствует при производственном процессе, имеет более тесный контакт с потребителем; - в сфере услуг более высокая степень индивидуализации продукта в соответствии с требованиями клиента. Причем, чем выше степень взаимодействия с потребителем, тем более высокая степень индивидуализации продукта; - работа в сфере услуг более трудоемка, чем в промышленности; - услуга не существует до ее предоставления, т.е. продукт создается в процессе предоставления услуги; - услугам присуща высокая степень неопределенности, которая ставит клиента в невыгодное положение; - часто клиент стремится работать с одним и тем же «продавцом услуг»; - услуги часто противопоставляются промышленности, хотя в промышленности возрастает роль обслуживания; - сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранных конкурентов, чем материальная сфера. Во многих странах транспорт, связь, наука, здравоохранение, образование находятся в полной и частичной собственности государства или строго регламентируется государством. Многие виды услуг регламентируются государством с учетом географических принципов, которые иногда являются определяющими, например транспортные, туристические услуги. Продукт В учреждении культуры в качестве продукта выступают различные услуги, предоставляемые им в соответствии с его миссией. Для музея, например, в качестве основных услуг выступают выставочная деятельность, т.е. представление и интерпретация коллекций, а также образовательная работа, а именно: экскурсии, лекции, детские и юношеские студии, семинары, конференции и т.д. Кроме того, большое значение имеют дополнительные услуги. Они заключаются в информационном обеспечении, работе кафе, буфетов, музейных магазинов, специальных мастерских для посетителей, а также в проведении различных мероприятий — приемов, встреч, концертов, спектаклей. Потребитель Особенностью комплекса маркетинга культурной организации является обязательное присутствие и участие потребителей, иначе вся деятельность учреждения оказывается бессмысленной. Эта особенность, впрочем, не касается исключительно сферы культуры, а распространяется также на производство ряда услуг. Например, работа парикмахерской или гостиницы без клиента не менее абсурдна. Сфера культуры удовлетворяет потребности человека в духовном развитии, поэтому в качестве потребителей услуг учреждений культуры выступают различные слои населения. Культурные организации могут специализироваться на работе с определенной аудиторией, например с детьми, взрослыми, пенсионерами, инвалидами и т.д. Политика цен Ценовая политика культурной организации определяется прежде всего социальными целями ее деятельности. Следовательно, уровень цены зависит от доступности конкретной услуги для потенциального потребителя. В данном случае цены почти всегда ниже, чем они были бы в чисто рыночных условиях, а иногда и вообще отсутствуют. Поэтому возможности использования рыночной ценовой политики в стратегии маркетинга сферы культуры несколько ограниченны. Дополнительным подтверждением данного положения является действие двух эффектов.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 653; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.197.35 (0.032 с.) |