Проект как формат и результат продюсерской деятельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проект как формат и результат продюсерской деятельности.



Проект – деятельность, которая имеет начало и конец во времени, направленная на достижение результата с должным бюджетом.

Используется на получение результата.

Продюсер – посредник между творцом и публикой

Продюсер является менеджером.

Корпорация – корпус корабля.

Бросать по направлению вперед

4 значения – бумажный, набросок, подразделение бизнеса, действие по созданию чего-либо.

Структурные элементы - среда, процессы (5 инициация, планирование, завершение) и области знания (9 то чем надо управлять – интеграция, содержание, сроки, стоимость, качество) управления проектами.

История в 15 веке использовали понятие проект – Флоренция- сделали наброски и сверяли с рисунком.

Активно исп. в педагогике как обучение.

В 50-е 20 в был создан в военной индустрии.

Этапы создания

Привести примеры проектов в культуре.

Отличие культурных от производственных

Менеджмент коммерческой организации культуры (особенно в рамках крупного и среднего бизнеса самостоятельно анализирует вероятностные тенденции развития своего сегмента культуры и досуга. Анализ при этом, безусловно, опирается на результаты маркетинговых исследований. На основе такого анализа составляется прогноз развития отрасли. Сущность прогноза связана с диагностикой проблем и ведущих тенденций, свойственных конкретного сегменту сферы досуга, с разработкой возможных вариантов его развития в ближайшем или отдаленном будущем. На базе такого прогноза руководители разрабатывают перспективные планы фирмы, приобретающие долгосрочный (на перспективу 3-5 лет и более) и среднесрочный (1-3 года) характер. В определении вероятностых тенденций развития культурно-досуговой сферы важно не делать ошибок, способных завести фирму на тупиковую линию. Точный прогноз создает основу для обновления деятельности фирмы, разработки конкретных проектов и внедрения нововведений.

           Проектирование в сфере культуры и досуга выступает разновидностью производственно-экономической деятельности, направленной на обновление имеющихся или на разработку и внедрение новых культурно значимых продуктов, технологий, необходимых связей, приоритетных художественных и духовных ценностей. Цели, задачи, а также содержание проектов в разных видах досуговой деятельности имеют свои особенности, связанные с производством услуги, культурного продукта. Если говорить о сфере культуры в целом, то в ее рамках чаще всего разрабатываются проекты:

           — связанные с созданием аудиовизуальных продуктов;

           — связанные с рекреацией человека;

           — художественно-дизайнерские (коллекции одежды, украшений);

           — сценические (театр, эстрада, цирк, шоу);

           — полиграфические (книжная и журнальная продукция);

           — реставрационные область охраны культурного наследия);

           — экспериментальные (в новых сферах культурной деятельности).

           Процесс проектирования внутри конкретной фирмы заключает в себе следующие этапы: анализ проблемной ситуации, выработку целей, задач по ее разрешению, проектирование и внедрение новых форм активности персонала. Особого внимания в культурных проектах требует сопряженность в них управленческих, организационно-технологических, технических аспектов с компонентами художественно-творческого и духовного плана. Сам процесс творчества невозможно проектировать такими же методами, что и сервисные технологии; в нем многое определяется спонтанностью коллективного творчества и индивидуального выражения. Но в культурном проектировании важно определиться с теми приемами индивидуального творчества (сценаристов, композиторов, главных режиссеров) и творческого исполнительства (артистов, певцов, музыкантов), деятельность которых интегрируется в новый культурно-досуговый продукт.

           Еще одно существенное дополнение. Проектирование и внедрение инноваций не следует смешивать с простым копированием нового опыта или с бессистемным продвижением культурного новшества путем проб и ошибок. Проектирование, выступая разработкой своеобразной матрицы новых технологий, создающих ресурсно обеспеченный культурный продукт, далеко не всегда завершается успешным внедрением. Даже квалифицированные специалисты по социокультурному проектированию, не в состоянии предугадать, как проект будет встречен публикой, как он сможет интегрировать в сложившуюся досуговую практику.

           Проектировщики, художественно-творческие руководители и менеджеры-организаторы должны исходить из того, что в культуре и досуге одни привычки и потребности людей поддаются управленческой корректировки лучше, другие хуже, но есть и такие, которые невозможно регулировать посредством нововведений или менеджерских усилий.

           На стадии внедрения проект приобретает программную форму, а затем переходит на уровень составления конкретных планов. Программа внедрения предполагает разработку технологий координационного взаимодействия между партнерами, описание действий каждого соисполнителя (партнера по проекту, отдела внутри фирмы и др.), а также содержит указание на источники финансирования, способы интеграции внедренческих средств.

           План внедрения заключает в себе описание разных видов работ, их содержание, закрепленное за каждой организационной структурой, участвующей во внедрении проекта, а также имена менеджеров, ответственных за реализацию определенного направления работы с указанием сроков исполнения и описанием ресурсного обеспечения данного направления.

           Прогнозно-стратегический анализ и перспективные планы, проектирование инноваций и программирование более эффективных направлений деятельности - все это служит залогом разработки эффективных культурных продуктов и досуговых услуг, отвечающих требованиям времени.

           На всех этапах выработки стратегии, проектирования и внедрения культурных инноваций огромное значение для общего руководства этими процессами приобретает маркетинговая деятельность.

Проект – деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение уникального запланированного результата с должным качеством в рамках отведенного бюджета.!!!!

Признаки проекта:

Конечность во времени

Уникальность результата (как правило используется для создания того, что раньше не делалось)

Запланированный результат

Критерии качества планируются вначале

Отведенный бюджет.

Первостепенной задачей музыкального продюсера является генерирование идеи. Это - один из главных этаповсоздания проекта, хотя, на первый взгляд может показаться, что здесь нет ничего сложного и особенного.

Уже на этой стадии продюсер должен учитывать, что разработка любого проекта базируется на следующих компонентах:

- Предвиденье, интуиция, фортуна
- Оригинальность, новизна
- Расчет (бизнес-план, профессиональный промоушн и др.)

Любой успешный продюсер обладает даром предвидения. Его мышление устроено таким образом, что он заглядывает далеко вперед. Он смотрит в будущее и предугадывает то, что предпочтет публика через полгода, год. Это необходимо ему и для генерации идеи проекта и для планирования его развития в будущем, в том случае, если он стремится создать не проект-однодневку, а «долгоиграющую пластинку». Только шестое чувство продюсера помогает ему достигать этого.
Естественно, идея должна быть оригинальна и нова, что также значительно повышает шанс на успех проекта, а позднее и на его окупаемость.

Не нужно говорить о том, что в современном шоу-бизнесе, в условиях бешеной конкуренции, каждый шаг продюсера должен быть просчитан, любая оплошность, любой пробел может впоследствии ограничить коммерческий потенциал проекта. Тут речь идет не только о простейшем математическом расчете – смета, календарный план и т.п., продюсер должен просчитать формат, имидж, стиль группы, поведение артистов, продумать все возможные риски и методы их снижения.

Рассмотрим подробнее процесс генерации идеи проекта. Как вы знаете, мир шоу-бизнеса держится на том, что является идеальным прообразом мира реального. Это привлекает людей, отрывает их от рутины. Шоу-бизнес является источником привлечения внимания зрителя, для которого он и создан, поэтому лишь оригинальные, свежие идеи способны удержать аудиторию. Несмотря на «попсовую» направленность этой сферы культуры, здесь также есть определенные сложности. Утверждения «толпа примет все» или «любая дешевка может принести огромные деньги из-за отсутствия вкуса у молодой аудитории» в корне неверны.

Если бы аудитория, пусть даже молодая, не имела бы своего вкуса, то многие продюсеры сейчас жили бы припеваючи и не работали бы так долго над поиском идей и разработкой концепции проекта. Достаточно было бы только собрать какой-нибудь коллектив, вложить в него определенную сумму денег и выпустить на сцену. Но в том то и дело, что не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Аудитория не терпит шаблонов и повторов и тем более не принимает проекты, основанные лишь на коммерческом интересе. Искусственно созданные группы, то есть те, которые были организованы лишь ради получения прибыли подчас приносят своим продюсерам лишь убытки. Получается обратный эффект: вместо отдачи продюсер продолжает вкладывать деньги, но результата, на который рассчитывал, не получает.

Отличие шоу-бизнеса от любого другого вида бизнеса состоит в том, что здесь действует не только материальный интерес, но и желание принести зрителю что-то новое, до сих пор не замеченное, то, что зритель мечтает видеть в реальности и что живет в его фантазиях. Сразу можно привести в пример группу «Тату», в основу которой легла совершенно новая идея. По словам, Ивана Шаповалова, продюсера группы, режиссера и сценариста их клипов, на поиск образов и разработку концепции данного проекта ушло около года.

Конечно, это вовсе не значит, что продюсер только и делает, что думает над тем, как будет выглядеть группа и что она будет петь. Но, тем не менее, идея не приходит сразу оформленной, она требует времени, творческого подхода и вдохновения.

Как же генерировать свежую идею, к которой еще не было привлечено внимания в музыкальном бизнесе?

Есть большое количество литературы, в которой описаны стандартные методы генерации идей – это и теория «мозгового штурма», и теория «проектирования» и много-много других. Но для создания идеи в музыкальном бизнесе необходимо еще и хорошо разбираться во вкусовых предпочтениях основной массы слушателей, на которых будет рассчитан музыкальный проект. Вот почему продюсеру, который уже имеет опыт, намного легче. Он чисто интуитивно учитывает то, что нравится публике, что «пойдет», и то, за что браться абсолютно бесполезно. Работа с новым проектом требует очень осторожного подхода, потому что несмотря на все тщательные расчеты реакция публики до конца непредсказуема. Продюсер может лишь приблизительно сказать на какую степень успеха может рассчитывать его проект. Вообщем-то такие предварительные расчеты можно сравнить с прогнозом погоды.

Несмотря на грамотный подход к продюсированию проекта, величина успеха складывается стихийно. На Западе степень случайности успеха меньше, чем у нас. В России же этот показатель намного выше вследствие финансовой нестабильности, отсутствия опыта в промо-кампаниях и многих других причин, связанных с отечественной экономикой.

Создание идеи проекта - процесс творческий, поэтому тут могут быть разные ситуации. Возможен такой вариант, что продюсер придумал какую-то идею, а кто-то другой продолжает ее разрабатывать. Проект продумывается и просчитывается. Прежде всего, перед продюсером здесь встают четыре вопроса о целях, которые он преследует, создавая проект. Вот они:

1) Мне нужен суперпроект или достаточно занять какое-то среднее положение?
2) Мне нужна «долгоиграющая пластинка» или «проект-однодневка»?
3) Мне нужна собственная оригинальная идея или мне нужен проект лежащий на поверхности?
4) От проекта Мне нужны: популярность, деньги, самовыражение или все одновременно?

Ответом на первый вопрос, в силу объективной амбициозности продюсера, будет желание создать мегапроект и выбиться в лидеры. Но он должен трезво оценивать ситуацию и свои возможности. Без должных финансовых вложений, талантливого композитора и артистов вряд ли удастся достигнуть такого пьедестала даже имея оригинальную идею. Так, несмотря на разговоры о малобюджетности проекта «Тату», в него было вложено достаточное количество средств.

При решении второй проблемы продюсер должен обладать немалой интуицией, так как просчитать реакцию большинства потребителей невозможно. На вопрос, займет ли проект устойчивое положение в шоу-бизнесе, сразу дать ответ нельзя. Тем не менее, многим продюсерам очень хорошо удается просчитать «проект-однодневку». Они делают узконаправленную рекламную акцию, выпускают видеоклип, продают единственный альбом, организовывают тур (чаще всего по областям), собирают определенные деньги и заканчивают финансовые вложения.

Об оригинальности идеи можно сказать только то, что не все продюсеры имеют возможность придумывать что-то необычное, не все обладают нестандартным мышлением, кто-то предпочитает уже готовые проекты, лежащие на поверхности. Другими словами, он отбирает готовые коллективы на конкурсах, музыкальных фестивалях и привносит в них что-то свое то, что может сделать их популярными. Огромный успех может принести и тот, и другой способ и это не раз подтвержалось на практике.

Последний вопрос: что же нужно продюсеру – популярность, деньги, или самовыражение – достаточно щекотлив. Каждый скажет – хочу все, сразу и побольше, но в музыкальной индустрии сложно достигнуть пика по всем этим параметрам. Если размышлять логическими категориями, то понятия «популярность» - «деньги» имеют причинно-следственные связи. Будучи популярным проект обязательно принесет прибыль (при грамотном продвижении, маркетинге и т.п.). Но имеет место и обратная связь «деньги» - «популярность». Чтобы достичь определенного уровня успеха, продюсер должен вложить в проект денежные средства. Причем степень результативности этих вложений индивидуальна для каждого проекта. В практике шоу-бизнеса есть множество примеров, когда проекты оставались невостребованными, несмотря на большие финансовые вложения.

Что касается самовыражения, проявления индивидуальности, то это не совсем укладывается в рамки шоу-бизнеса. Тут опять все зависит от характера и специфики индивидуальности. Если человек хочет проповедовать какую-то только ему одному понятную идеологию, то вряд ли его проект будет иметь большую популярность. То же самое происходит и с высокохудожественными идеями – проект, основанный на этнике, постановках народного танца и т.д. скорее всего не соберет большой аудитории и не будет коммерчески оправдан.

Во время поиска идеи продюсеру нужно сразу решить несколько первоочередных задач:

- на какую аудиторию рассчитан проект по возрасту (молодежную, разновозрастную, зрелую) и полу (мужскую, женскую, смешанную);
- какого стиля будет музыкальный материал;
- что нового будет нести музыкальный коллектив.

Данный этап очень важен, потому что именно от него будет зависеть, какой уровень популярности достигнет группа в дальнейшем, какого пика она достигнет и сколько продержится в шоу-бизнесе.

На практике выделяются следующие концепции поиска идей:
1) упор на неосознанные скрытые желания людей, их иррациональные, подсознательные стремления (яркий пример группа «Тату»)
2) упор на преимущества (неповторимые вокальные данные, пластика и др.)
3) упор на оригинальность, исключительность, живость.

Именно от идеи продюсер отталкивается в процессе всей своей дальнейшей деятельности по проекту. Она является основой при решении вопросов разной величины: при формировании бюджета, при составлении сметы проекта, при формировании имиджа артиста, при подборе музыкального материала и т.д.

Очень многие, особенно те, кто не имеет опыта ведения музыкального бизнеса и владеет лишь денежными средствами для раскрутки проекта, допускают ошибку. Они исходят из финансовой стороны дела, рассуждая так: «в зависимости от того, на сколько позволят денежные средства, будем собирать коллектив артистов, разрабатывать костюмы и подбирать музыкальный материал». При таком подходе большая часть финансов, если не все вложенные средства, не принесет отдачи. Работая над шоу-проектом, нельзя акцентировать внимание только на деньгах. Естественно, никто не утверждает, что финансового фактора не надо учитывать. Но в основе работы над проектом должна быть, прежде всего, идея, под которую и надо составлять смету. Так как в российской действительности творческая и финансовая стороны часто находятся в противоречии, то продюсеру приходится преодолевать это препятствие, что-то удешевлять, где-то идти на уступки, но не отклоняться от выбранной концепции. То есть решать все вопросы не в ущерб творческой стороне. Если продюсер – человек творческий, с богатой фантазией и воображением, то сделать это ему будет не так сложно.

Создание идеи, как было сказано выше, процесс длительный, он требует времени и учета особенностей аудитории, зрительских предпочтений, опыта успехов и ошибок.

Каких только идей не было в шоу-бизнесе. Конечно, их основная масса берется с западных образцов. Но так как они трансформируются в соответствии с российской действительностью, то приобретают самые разные черты и грани. Если внимательно рассмотреть историю российского шоу-бизнеса, то можно увидеть постепенное внедрение тех или иных идей, которые уже состоялись за рубежом как успешные коммерческие шоу-проекты.

Сначала были испробованы все форматы коллективов. Зарубежные бойз-бэнды пользовались исключительной популярностью и привлекли к себе внимание и наших продюсеров. Казалось бы, ничего особенного для таких проектов не нужно было. Яркая внешность артистов, стильные костюмы и будоражащие сердца девчонок, вокальные данные – все что нужно для успеха. Так появились многие наши мужские поп-коллективы из двух, трех, четырех, пяти человек. Затем стали возникать и женские поп-группы, опять же разные по формату. Здесь дело дошло до восьми человек, но все равно и это состоялось как проект. Продюсеры же продолжали выдумывать что-то новое. Группа «Восток», состоящая из двух участников и двух участниц, которую многие считают прототипом шведской группы «Ace of base», явилась новым и необычным по формату проектом. Интересным был имидж исполнителей – блондинка и брюнетка, наличие мужского и женского вокала и т.д.

Возникают и успешно реализуются сольные проекты. Но если тщательно их рассмотреть, то выясняется, что раньше они держались не на определенной идее, а на артистических данных самого исполнителя – вокале, внешности, пластичности, умения держаться на сцене и т.д. И вот когда уже все форматы и стандартные идеи были внедрены, продюсерам ничего не оставалось, как придумывать что-нибудь новое. Это касалось самой идеи, музыкального материала (введение рок-мелодий в поп-репертуар, появление танцевальных стилей и др.), а также разработки историй появления групп и биографии артистов-исполнителей. Например, стиль «Отпетых мошенников» - «пьянки, гулянки, диско…». Этой концепции соответствует имидж группы, стиль одежды и само поведение артистов.

Имидж группы «Иванушки Int» изначально задумывался как простой и незатейливый, что опять же соответствовало идее. А вот концерты группы «На-На» представляли собой грандиозные шоу-программы, поэтому артисты-исполнители постоянно работали над образом, что выражалось в ярких костюмах, театральных постановках, спецэффектах и т.д.

Носителями танцевальной музыки в отечественном шоу-бизнесе стала группа «Руки вверх», а позднее «Дискотека Авария». Участники этих проектов попытались донести до зрителя свои идеи не только музыкой, но и дискотечным стилем одежды и определенной манерой поведения на сцене. Что же характерно для обеих групп? Все-таки основной акцент здесь сделан на быстрый ритмичный музыкальный материал с использованием модных сэмплов клубной музыки, который создает атмосферу дискотеки и обеспечивает выход положительных эмоций у поклонников.

Так называемым прорывом в области создания новых оригинальных идей является группа «Тату». Здесь очень точно выразил свое мнение о данном проекте Дэвид Джанк, директор российского отделения компании Universal Music: «Тату» с самого начала отличаются от всего, что есть у них на родине. И это замечательно, потому что существует огромное количество Back Street Boys, огромное количество Бритни Спирс, и эти формулы повторяются снова и снова. Но «Тату» - это оригинально, очень свежо и совсем ново».

Подводя итоги, можно составить определенную картину о состоявшихся идеях-проектах отечественного шоу-бизнеса и увидеть основную специфику их концепций. То есть в основе идеи лежит:

- готовый апробированный за рубежом проект
- применение новых музыкальных направлений и стилей («Король и Шут», «Децл»)
- создание шокирующего имиджа («Шура»)
- выработка определенной специфики вокального исполнения («Витас»)
- применение анимационных технологий («Глюкоза»)
- какая-либо интрига (отсутствие артиста на экране - «Белый орел»; радиоведущие создают группу «Мурзилки Int»)
- показ кухни изготовления проекта («Фабрика», «Другие правила», «Корни»)

Таким образом, продюсер, работая над созданием идеи, охватывает все стороны концепции своего проекта – имидж актера, его биография, вокальные данные, музыкальный материал и т.д., но акцентирует свое внимание на чем-то одном, чем и выделяется его коллектив на фоне других. На данном этапе только продюсер, заглядывая в будущее, видит свой музыкальный проект. Но каким он получится в реальности никто точно предсказать не может. Отсюда и появляются препятствия, с которыми продюсер постоянно сталкивается в своей работе.

Еще одна трудность, которая подстерегает продюсера на этом этапе – явление «творческого вакуума», когда кажется, что все лучшие идеи уже придуманы, все ниши в шоу-бизнесе заняты. Вот тогда и появляются новые необычные проекты. У продюсера всегда есть возможность создать что-то новое и не просто достичь коммерческого успеха, но и завоевать зрительскую симпатию.

Итак, продюсер остановился на определенной идее и начинает ее развивать. От нее зависит и состав артистов-исполнителей, и разработка имиджа. Таким образом, независимо от источника идеи, продюсер до начала работы должен как можно яснее представить вид конечного продукта. Все это выражается в концепции, которая и определяет то как будет сделана запись, как много времени это займет, какие технические средства необходимы, и сколько это будет стоить. Концепция также поможет классифицировать потенциальную аудиторию.


Продюсер должен решить, какой музыкальный материал будет исполнять артист, какие вокальные данные демонстрировать. Например, если это вокально-танцевальная поп-группа, схема концепции проекта может выглядеть так (полную концепцию см. в прил. 1. Концепция музыкального проекта):

- Состав проекта: М – 2 человека, Д – 1 человек
- Стиль: танцевальная музыка различных стилей (House, Progressive House, Trance)
- Аудитория: от 12 до 22

Здесь основной акцент делается на стилистику музыки и хореографическую постановку. В связи с этим подбираются артисты-исполнители.
Концепция проекта предусматривает тщательную разработку не только имиджа и стиля группы, костюмов и каких-то других принадлежностей. Продюсер должен создать какую-то интригу, которая привлекла бы зрителя на этапе неизвестности, на этапе запуска проекта. Затем, когда артиста будут узнавать в этом уже не будет никакой необходимости, но на начальном этапе грамотная PR-кампания будет способствовать продвижению проекта.


Интрига может заключаться в биографии артистов, истории создания группы, либо в чем-то другом. Так, например, о проекте Андрея Разина «Ласковый май» в прессе ходила определенная легенда о том, как не имеющие средств к существованию, но ужасно талантливые ребята,, решили самостоятельно создать группу. Во времена худсоветов это было достаточно смело и привлекало внимание публики.

Вообще, если продюсер рассчитывает создать продукт внутреннего пользования, он должен учитывать, что в менталитете русского человека уже заложены такие качества, как жалость, отзывчивость, готовность поделиться последним. И грамотный продюсер всегда будет учитывать эти уникальные черты национального характера.

Разработка концепции проекта требует тщательного подхода еще и по другим причинам. Во-первых, продюсеру, если он не имеет достаточного количества денег на раскрутку проекта, необходимо будет взаимодействовать с организациями, которые мало разбираются в деталях шоу- и музыкального бизнеса. Но до них нужно будет донести идею, которую он хочет воплотить на сцене. Также продюсер будет определенным образом доносить эту идею и до композитора, и до поэта-песенника, и тем более до артистов-исполнителей. Ему не составит труда это сделать, если он будет иметь продуманную и хорошо разработанную концепцию проекта.

И потом продюсер сам заинтересован в ее разработке, а может быть даже в привлечении опытного пиарщика для продумывания каждой детали проекта. Любая оплошность может потом дорого обойтись ему как в финансовом, так и в другом плане. Вот почему продюсер не должен проходить этапы генерации идеи и разработки концепции проекта «на скорую руку». Силы и энергия, потраченные на данном этапе дадут всходы в дальнейшем.


БИЛЕТ №15

Культура Нового времени.

Новое время – это эпоха Просвещения + индустриальная культура. 17 век – Просвещение пер. пол.18 инд. Культ вт.пол.18 – 19 век. Капитализм развитие. Буржуазные революции Голландия, Франция, Англия. Развитие науки. Развивается атеизм. Человек раскрепощается. Капитализм впитал этику протестантизма – человек богоугоден, когда добивается успеха. Ходить в церков мало, нужно добиваться успеха в своей профессиональной деятельности. Мощная благотворительность идет от сюда. Люди вкладывают деньги в храмы. Рождаются классицизм, барокко, сентиментализм, рококо. 19 век – реализм, романтизм, символизм, импрессионизм.

 

На заключительной стадии развития феодализма в Европе в период Нового времени выделяют две культурные эпохи: культуру Абсолютизма (XVII в.) и культуру Просвещения (XVIII в.). Их можно рассматривать как относительно целостный этап в развитии культуры периода промышленных и политических революций в Европе, но можно усмотреть и самостоятельное культурное содержание у каждой из эпох.

           Рассмотрим их в определённой целостности, единстве тенденций, подводящих к становлению новой, современной цивилизации.

           Возрождение закончилось, не успев найти Ответа та Вызов. Мануфактурное производство, вначале обещавшее материальное освобождение от нужды и бедствий повседневной жизни, очень скоро исчерпаю свои возможности. Три политических силы - король, папа, сеньор - справились со своими проблемами и общество вместо свободы и гармонии увидело впереди ещё больший гнёт и несвободу. Из противостояния государства и церкви, государства и феодальных кланов победителем выходит государство в лице короля. Утверждается Абсолютизм - политическое, а значит, и идеологическое, культурное господство централизованных империй и монархий. Это период торгово-колониальных войн, меркантилизма в экономике, господство метафизики в философии.

           Абсолютизм - это период перехода от культуры Возрождения к культуре Просвещения, когда старая, Возрожденческая, культура показала свою утопичность, несостоятельность, несоответствие тенденциям развития общества и человека, а новая культура - ещё не приобрела своей ярко выраженной формы. Феодализм, устояв политически, экономически и морально деградирует, приходит в упадок, из сословия бюргеров, горожан, формируются два класса - буржуазии и пролетариата.

           Переходные процессы обычно характеризуются компромиссом. Типичным примером компромиссной культуры является восстановление монархии в Англии, "славный компромисс 1688 г.".

           Уходит в прошлое феодальная ограниченность, замкнутость, корпоративность. Экономическая и политическая раздробленность отступает под влиянием интересов прибыли и складывающихся единых рынков. Единый рынок, единый экономический интерес заставляют народности, формы этносов, характерные для периода феодализма, перерастать в нации. Начинает складываться единая национальная жизнь и национальная культура. Усиление центростремительных тенденций приводит к становлению централизованных государств, к усилению роли государства, политики в культурной жизни. Государственное начало подчиняет себе религиозное. Король - торжествует над папой. Период Абсолютизма - это период утверждения единства культуры. В основе этого единства лежит слабость, неразвитость буржуазии, пролетариата, с одной стороны, а с другой - шаткость позиций старых феодальных кругов. В этой ситуации все слои, сословия видели своё спасение, свою будущность в едином государственном начале, в сильной, ничем не ограниченной, абсолютной, власти короля.

           Впоследствии, в период Просвещения, буржуазия укрепит свои позиции, а аристократия - окончательно разорится. Абсолютизм уже не будет удовлетворять интересам ни тех, ни других. Произойдёт раскол всей нации на два больших лагеря и, в конце концов, революция.

           2) созревание идей (процесс конструирования «идеального предмета» в воображении творца), 3) озарение (решение обнаруживается там, где его и не пытались искать);

           4) проверка (экспериментальная или логическая оценка новизны найденного решения).

           Процесс создания нового приносит творцу чувство удовлетворения, стимулирует его вдохновение подвигает его к новому творению.

           Проблема духовности особенно остро воспринимается в сочетании с потребностью противостояния техницизму и экономическому универсализму. Нам представляется, что изменение кризисного состояния нашей жизни в позитивную сторону будет возможно лишь при серьёзном научном осмыслении всестороннего отношения человека к миру общественного бытия.

           Особенно отчётливо эти тенденции проявили себя во Франции. Некоторые страны - Испания, Италия, Германия - отставали в своём развитии и становление централизованных государств здесь замедлилось. Германия вынуждена была осмысливать в философии политический опыт развития своей соседки Франции. Поэтому просветительские тенденции в этих странах реально сохраняют своё влияйте и в XIX веке, хотя период Просвещения как целостной культурной эпохи завершается в XVIII в.

           XVIII век вошёл в историю культуры как век Просвещения. Это период промышленного переворота и перехода политической власти в руки нового класса - буржуазии. Заканчивается длительная полоса господства традиционной аграрной культуры. В результате промышленной революции утверждается новая индустриальная культура. Но это и период политических революций в Европе, отдающих власть в руки промышленной буржуазии.

           Существенным содержанием промышленной культуры является трёхзвенная система машин и механизированные технологии. Изменения в технической, технологической культурах требуют обновления в областях экономической, социальной, политической. Волна инноваций охватывает всё здание культуры. Изменяется прежде всего наука, меняется ее место и роль в обществе. Аграрное производстве покоится на практических знаниях, получаемых человеком опытным путем. Оно фактически нейтрально, безразлично к научному знанию. Но механическое производство, машины как технические устройства перерастают эмпирические знания, ручное производство, ремесло. Они требуют технологического применения науки. Наука превращается объективно и субъективно в непосредственную производительную силу. Более того, вложения в науку стало приносить прибыль, стали экономически целесообразными. Отражением изменяющейся роли науки в производстве и в обществе и выступает культура Просвещения. Если предшествующие этапы культуры знаменовали переход от мифа к религии, переход к Логосу (разуму) был лишь исключением античной Греции, то Просвещение демонстрирует переход от религии к науке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.05 с.)