Предпринимательство, меценатство и спонсорство в сфере культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предпринимательство, меценатство и спонсорство в сфере культуры.



Предпринимательством (предпринимательской деятельностью) считается самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия),Предпринимательство — достаточно специфический вид человеческой деятельности, которому присущи такие характерные черты, как коммерческая направленность, риск, имущественная ответственность, самостоятельность в принятии решений, нацеленность на получение конкретного результата, умение начинать и вести собственное дело.Наиболее существенной чертой предпринимательства является направленность на получение прибыли (дохода). Без нее предпринимательство не может существовать. К предпринимательству могут относиться любые, не запрещенные виды деятельности, осуществляемые как физическими, так и юридическими лицами.

Спонсорство – это целевые субсидии для достижения взаимовыгодных целей, т.е. взаимовыгодное сотрудничество, реализация совместных проектов. Спонсорская поддержка оформляется договором, содержащим взаимные обязательства сторон.

Патронаж – покровительство не только финансовое, но и организационное, оказываемое на стабильной и долговременной основе.

Благотворительность, являясь проявлением филантропии, не предполагает каких-либо финансовых и прочих обязательств со стороны получающих поддержку.

Меценатство – это благотворительность в сфере искусства. Меценаты – преимущественно частные лица, которые жертвуют часть своего личного состояния на искусство. История меценатства насчитывает ни одну сотню лет. Не случайно ХІХ в. в России был назван «золотым веком» благотворительности. К сожалению, современное благотворительное движение пока не обладает тем личностным потенциалом, который был характерен отечественному меценатству. Сегодня стоит задача возродить эту традицию, когда состоятельные граждане безвозмездно жертвуют средства на культуру и искусство.

Наиболее распространенным источником финансирования сферы культуры являются средства спонсоров, которым взамен предоставляется пакет рекламных услуг.

К подобным рекламным услугам относятся:

· указание спонсора в титрах ТВ-программы, посвященной данному проекту (по согласованию с телекомпанией);

· показ рекламного ролика спонсора внутри программы (по согласованию с телекомпанией);

· указание спонсора (торговой марки, логотипа) в афишах, растяжках, флайерсах, мини-постерах и др. видах печатной продукции;

· рекламные щиты в месте проведения мероприятия;

· объявление ведущего со сцены;

· участие спонсора в пресс-конференции, посвященной данному мероприятию;

· интервью со спонсором в газетных публикациях и телеэфире, посвященных проводимому событию;

· предоставление пригласительных билетов на VIP места

Все вышеперечисленные услуги должны быть эквивалентны финансовым вложениям спонсора.

Спонсоры:

- титульный – его имя включено в название проекта (Театральная неделя с Белзазпромбанком»)

- генеральный

- информационный (оказывает поддержку виде предоставления своих площадей для рекламы: радио, ТВ)

- спонсоры.

Меценат лицо, обладающее властью и/или богатством; и оказывающее покровительство и материальную поддержку мастерам искусства или определенным начинаниям в художественной жизни.

           Спонсорство - это передача юридическим или физическим лицом вклада (в виде денежных средств имущества, ретов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица на условиях распространения рекламы.

           Спонсорство - это один из возможных видов поддержки различных сфер общественной жизни, одну из форм социальных инвестиций. Это не альтруизм, не филантропия, не меценатство. Известный английский специалист по PR Сэм Блэк даже считал, что «правильнее всего определить спонсорство как один из видов предпринимательской деятельности». В российской практике относительно спонсорства нередко бытуют две крайности. Одна крайность - когда начисто упускается из виду необходимость общности интересов и к спонсору идут, фактически как к меценату: просить у него средства на решение некоммерческих или даже собственных проблем. Этакий «социально-культурный наив», который не несет ничего, кроме обид и взаимонепонимания. Другая крайность - когда бизнес под видом спонсорства производит примитивную покупку рекламных л других услуг.

           Культура и искусство - одно из наиболее значимых направлений в спонсорской деятельности. Для спонсоров чрезвычайно привлекательно из-за огромной зрительской аудитории, и из-за системы финансирования, объединяющей как государственные источники, так и множество других.

           На Западе, где спонсорство давно превратилось в процветающую область деятельности, сложились прочные «коммерческие привязки» по принципу: определенный продукт или фирма - определенный вид деятельности или событие.

           В идеале благотворительность должна быть абсолютно анонимной и бескорыстной. А спонсорство должно быть грамотным коммерческим вложением средств.

Развитие предпринимательской деятельности в сфере культуры следует рассматривать в контексте развития рыночных отношений в народном хозяйстве, неотъемлемой частью которого являются отрасли организации и учреждения культуры. Экономические отношения охватывают сферу производства культурных благ и услуг в силу того, что в ней используются экономические ресурсы, а ее результаты поступают в экономический оборот.

 «Советский энциклопедический словарь» напоминает о приближенном императора Августа, выполнявшем его дипломатические, политические, а также частные поручения. Его покровительство поэтам сделало имя Меценат нарицательным. Включение этого слова в обиход в России, возраст этого понятия не адекватен фактической богатейшей истории отечественного меценатства. Так, в «Толковом словаре» Владимира Даля слово «меценат» еще отсутствует. Не найдем мы его и в интереснейшей речи В. О. Ключевского «Добрые люди древней Руси», впервые опубликованной в 1-м номере Богословского Вестника за 1892 г. (Сергиев Посад).

Выдающийся историк использует другое понятие: «благотворительность»: «Благотворительность — вот слово с очень спорным значением и с очень простым смыслом. Его многие различно толкуют и все одинаково понимают».

Какая же благотворительность ценилась и почиталась на Руси? В.О. Ключевский пишет: «...древняя Русь понимала и ценила только личную, непосредственную, благотворительность милостыню, подаваемую из рук в руку, притом «отай», тайком не только от стороннего глаза, но и от собственной «шуйцы». В речи содержатся поучительные примеры благотворителей времен Бориса Годунова, Василия Шуйского, Алексея Михайловича. Однако речь примечательна не только яркими примерами благотворительности в большом временном диапазоне.

Мысли В. О. Ключевского о принципиальном бескорыстии благотворителя в соответствии с требованиями этики, сложившейся на Руси, очень важны для нас. Во-первых, сущностная близость, родство понятий «благотворительность» и «меценатство» позволяют усматривать корни последнего в толще многих столетий. Во-вторых, бескорыстие как обязательное условие истинной благотворительности на Руси позволяет «развести» кажущиеся тождественными понятия: «меценат» и «спонсор». Настоящему меценату (с точки зрения отечественных традиций), истинному благотворителю не нужна в качестве компенсации реклама, позволяющая сегодня с лихвою возместить даруемое. Показательно в этой связи, что Савва Тимофеевич Морозов обещал всестороннюю помощь основателям Художественного театра при непременном условии: его имя не должно упоминаться в газетах. Хорошо известны случаи, когда меценаты по призванию, по зову сердца отказывались от дворянства (например, Бахрушины). Один из представителей этой замечательной династии «профессиональных благотворителей» Алексей Петрович Бахрушин (1853—1904) — библиофил и собиратель произведений искусства, завещавший в 1901 г. свои коллекции Историческому музею, по «формулярному списку», составленному в том же году купеческой управой, и в службе не состоял и отличий не имеет.

Предположительно, сумма пожертвований только П.Г. Шелапутина (на его средства были созданы гинекологический институт, мужская гимназия, три ремесленных училища, женская учительская гимназия, семинария, реальное училище, дом призрения для престарелых рабочих) превысила 5 млн рублей, но учесть все пожертвования невозможно, так как он скрывал эту сторону своей жизни даже от близких людей.

Анализ сферы благотворительности в России, конкретной направленности деяний в полной мере позволяет связать сущность благотворительности с еще одним известным феноменом — милосердием. В «Словаре по этике» читаем: «В понятии Милосердие соединяются два аспекта — духовно-эмоциональный (переживание чужой боли, как своей) и конкретно-практический (порыв к реальной помощи): без первого М. вырождается в холодную филантропию, без второго — в пустую сентиментальность». Об этом мы еще поговорим, когда коснемся темы Родового сознания и Духовного предпринимательства.

Масштабы, этапы и тенденции благотворительности, добрых, милосердных дел отчетливо прослеживаются на примере истории Москвы. Нельзя не согласиться с обязывающими, но и справедливыми выводами П. В. Власова: «Дореволюционная столица представлялась нам городом с «сорока сороками церквей», многочисленными усадьбами, доходными домами и заводами... Теперь она предстает перед читателями как обитель милосердия... Представители разных сословий — имущие и бедные — отдавали нуждающимся то, что имели: одни — состояние, другие — силы и время. Это были подвижники, получавшие удовлетворение от сознания собственной пользы, от служения своему отечеству через человеколюбие.

В Москве, как и на Руси вообще, благотворительность как организованная общественная система призрения стала складываться с принятием христианства, с появлением монастырей. И это закономерно, поскольку христианство утверждало основные общечеловеческие ценности, определяло принципы построения новых человеческих отношений. Показательно, что именно при монастырях начали строиться первые богадельни и больницы в Москве, в Новоспасском, Новодевичьем и Донском монастырях, до наших дней сохранились здания XVII в., в которых когда-то находились лечебницы.

18 — начало 19 в. отмечены благотворительными делами крупных представителей просвещенной дворянской филантропии. Яркими образцами благотворительных учреждений этого времени являются Голицинская больница (архитектор М.Ф. Казаков), Первая градская больница (архитектор О.Бове), Шереметевский странноприимный дом.

 

Меценатство (Меценат - имя богатого римского гражданина эпохи Августа, покровителя поэтов) - покровительство и бескорыстная материальная поддержка мастерам искусства или каким-либо начинаниям в художественной жизни.

       Меценатство известно с древности: среди крупных меценатов были монархи (Людовик XIV, Пётр I, Екатерина II), князья церкви (папа Юлий II), правители (Козимо и Лоренцо Медичи в Италии эпохи Ренессанса), банкиры (Футгеры, Ротшильды). В России дворянское и купеческое меценатство имело большое значение для развития искусства, музеев и художественных промыслов, особенно в конце 19 – начале 20 веков: известными меценатами были в это время П.М.Третьяков, А.А.Бахрушев, С.И.Мамонтов, княгиня К.М.Тенишева, С.И.Щукин, И.А. и М.А.Морозовы. В Беларуси среди крупных меценатов можно назвать Радзивиллов, Тизенгаузов и др.

       В настоящее время более употребителен термин спонсорство, спонсор– человек или организация, вкладывающие деньги в искусство, музеи, галереи и художественную жизнь и получающие в обмен определенные блага (от рекламы до материальной прибыли).

 


БИЛЕТ №10

Исламский тип культуры.

Мухаммед. Арабский мир до него был очень разобщенный, языческий. Ислам меняет отношение к женщине. 5 раз молитва. Культ одного бога – Аллаха. Аллах делает человека чистым, но сам человек ее портит.

 

Относительно молодой тип культуры, главной отличительной чертой которого является строгий монотеизм - вера в единого бога - Аллаха. Культ Аллаха логично переходит в идею предопределенности человеческих поступков. Особенностью является и стремление подчинить религиозным законам (шариату) все сферы жизни правоверных. Вера в бога, исполнение норм религии, пятикратная молитва гарантируют вечную жизнь в раю. При этом ислам призывает к покорности земным властям. В центре арабо-исламской и тюрко-исламской культур находится Коран - священная книга с текстом обращений Аллаха к правоверным. В Коране сосредоточено мировоззренческое ядро исламской культуры. Ведущее место в культуре ислама занимает исламская картина мира, дополненная космогоническими представлениями.

           Несмотря на многообразие и уникальность традиций, восточные цивилизации «существенно не противоречат друг другу» в силу следования изначальному общему «высшему принципу» (Генон), и поэтому можно выделить некоторые общие особенности, присущие Востоку.

           1. Устойчивость Восточной цивилизации. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем. Таким образом, какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации оставались незыблемыми.

           2. Связь с природой. Европейцы резко выделили себя из природы, перестали чувствовать себя ез частью. Человек Востока никогда не терял связи со средой обитания. Свои помыслы он направил не на создание механизмов, возмещающие собственное несовершенство, а на то, чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Люди Востока были убеждены в том, что лишь тогда человек может совершенствовать мир, когда путем совершенствования обретет гармонию и целостность в себе самом.

           3. Приверженность традициям. Все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать что-нибудь подобное в древности. Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменяясь, но сохраняя обязательно черты сходства. Общество должно жить по раз и навсегда установленному ритуалу поведения.

           4. Особое отношение Востока к религии, которое отличается от Западного. Религии Востока - это прежде всего пути самосовершенствования, а через них и совершенствования окружающего мира.

           Если на Западе христианский Бог создал мир, людей и властвует над ними, являясь надмирным Богом, то на Востоке Боги не властвуют над природой, а являются её частью и находятся в зависимости от неё.

Арабский Восток, или исламский мир, отличается своей культурой от привычной нам европейской цивилизации, и это различие необходимо воспринимать не с позиции «выше – ниже», а объективно, без предвзятостей. Арабы (степняки, кочевники, пустынники) издревле населяли западную часть Аравийского полуострова (Йемен и Хиджад). Уже в начале I тыс. до н.э. здесь, в плодородных оазисах, существовала развитая земледельческая культура. В пустынных районах преобладало скотоводство – разведение овец, лошадей, верблюдов. Успешно осваивали арабы и морские просторы. Вначале они совершали каботажные плавания в Африку и Западную Индию, где уже в VII в. до н.э. основали торговые фактории. Во II в. до н.э. арабы неоднократно посещали Китай, поставляя на родину и в страны Запада фарфор, мускат, шелк и другие товары.

В то время арабы были язычниками, т.е. они поклонялись различным племенным богам. Например, у племени корейшитов главным был Бог – Аллах. Но в Мекке находился общеарабский храм – Кааба, в котором помещались изображения 300 местных идолов (божеств). Вместе с тем арабы знали другие религии – зороастризм, иудаизм, христианство, которые исповедывали прибывавшие в Аравию миссионеры. Все это позволяет сказать, что арабы издавна вели открытый образ жизни. В общении с другими народами осуществлялся взаимообмен не только в сфере хозяйства, но и в культурной области.

Социально-экономическое и культурное процветание арабов было нарушено в начале VI в. н.э., когда Йемен попал под власть Эфиопии, а затем – Персии. Результатом завоевательной политики персов была прокладка новых торговых путей из Индии в Европу через Иран. Поэтому города Южной Аравии оказались не у дел. В сельском хозяйстве также возникли проблемы, связанные с разрушением ирригационных (оросительных) систем. Ситуация была осложнена обострившимися межплеменными столкновениями, участившимися разбойничьими нападениями на торговые караваны, хозяйства земледельцев и скотоводов. Таким образом, в начале VII в. Юг Аравии переживал острейший социально-экономический кризис, под вопрос ставилось само существование арабов как цивилизованного народа. Многим казалось, что выправить ситуацию может только чудо.

И оно случилось – в 570 г. в Мекке, в знатной, но обедневшей семье родился необычный мальчик – Мухаммед. О его великом предназначении животные объявили человеческим языком. Однако чудесно предсказанный ребенок, прежде чем стать пророком, прошел сложный жизненный путь. Он рано осиротел и с 6 лет работал пастухом. В молодости Мухаммед познакомился с иудейскими и христианскими проповедниками, узнал основы их вероучения, а с 610 г. сам начал проповедническую деятельность. Он объявил, что истинным Богом является Аллах. Вера в Аллаха поможет людям избавиться от беспокоящих их проблем – бедности, межплеменных усобиц, объединит арабов в борьбе с «неверными» за возрождение былого процветания. Новая монотеистическая религия получила название – «ислам» или «мусульманство» (оба слова по-арабски означают покорность, преданность).

Опираясь на своих единоверцев, Мухаммед вскоре подчинил своему влиянию Мекку и весь Аравийский полуостров. Здесь сложилось единое арабское государство с теократической (религиозной) формой правления – халифат. После смерти Мухаммеда (632) арабские племена, объединившиеся под знаменем ислама, вышли за пределы Аравии. К началу VIII в. они подчинили себе все побережье Северной Африки (Магриб), юг Пиренейского полуострова (Испанию), Среднюю Азию, Закавказье, Северо-Западную Индию и Ближний Восток. Во всем этом регионе сложился единый тип цивилизации, основанный на религии ислама и арабо-мусульманской культуре, получил распространение язык межнационального общения и вероисповедания – арабский.

Однако по мере расширения арабского государства происходит его ослабление. Исламское общество теряет внутреннее единство, основанное на вере. Возникают различные направления ислама – суннизм, шиизм, суфизм и др. Нарастает сепаратизм правителей отдельных провинций халифата, разворачивается национально-освободительное движение ряда покоренных народов. В результате государство распалось на независимые эмираты и халифаты. Усугубило ситуацию внешнее воздействие: в 1055 г. турки-сельджуки, а в 1258 г. монголо-татары захватили Багдад – столицу халифата.

В целом история арабского средневековья делится на три периода:

меккано-мединский – домусульманская Аравия и возникновение ислама (VI–VII вв.);

дамасский (сирийский) – правление династии Омейядов, активная завоевательная политика (661-750);

багдадский (ирано-месопотамский) – правление династии Аббасидов, расцвет арабо-мусульманской культуры и распад халифата (750–1055).

Успешность завоевательной политики (экспансии) арабов во многом объясняется эффективностью их социальной политики. Ислам преподносился как религия эгалитарного характера, т.е. религия равенства, высокой нравственности, справедливости и порядка. Это обеспечивало поддержку исламу со стороны простых людей в странах, противостоящих арабам, ослабляло их сопротивление.

На основе религиозных норм строилась структура государственной власти. Халиф являлся высшим светским и духовным лицом в государстве с неограниченными полномочиями. Местные чиновники всецело зависели от халифа и одновременно контролировались соответствующими религиозными органами (общиной). Такая система в начальный период существования халифата действовала эффективно. Однако с IX–Х вв. в результате развития сепаратизма власть халифов стала ослабевать, а государственные чиновники все более отходят от принципов «исламского порядка».

На основе положений ислама и обычного права арабов (адат) сложился свод законов – Шариат (по-арабски – «ясный путь, по которому надо следовать»). Мусульманское право не предусматривает предварительного следствия и тщательного судебного разбирательства. Считалось, что скорый суд как божественное предопределение – всегда правый. Бесспорным достоинством средневекового Шариата было признание равенства всех граждан перед судом и отказ от древних, более жестоких родоплеменных разборок, кровной мести и т.п. Но поражает суровость наказания за многие преступления. За воровство виновному отсекают руку, за употребление вина и азартные игры может последовать наказание палками или даже казнь.

За первые 10-15 лет VII в. из Аравии переселились в другие страны около 100 тыс. арабов (в Сирию – до 25, в Иран – около 15 тыс. человек). Но этот сравнительно небольшой арабский «десант» в течение нескольких десятилетий осуществил реализацию двух крупнейших этнокультурных процессов – арабизацию и исламизацию.

Арабизация – это процесс усвоения завоеванными народами языка и культуры арабов. Факты свидетельствуют, что арабы не стремились форсировать этот процесс, считая, что люди других национальностей не должны получать равные с ними права. Поэтому в начале экспансии знание арабского языка и даже принятие ислама не делали граждан других стран равными арабам, что лишало их стимула скорейшего усвоения арабской культуры. Эти противоречия были устранены решением династии Аббасидов (середина VIII в.) об уравнивании в правах всех мусульман. В халифате постепенно стирались различия между арабским и неарабским населением и формировался единый, но достаточно своеобразный арабо-язычный этнос (народ) со сложной синтезированной культурой. Таким образом, арабизация была объективно выгодна неарабскому населению халифата.

Исламизация – процесс распространения новой религии среди завоеванных народов также проходил постепенно. Это являлось следствием одного из противоречий ислама. С одной стороны, считается, что миссия пророка обращена только к арабам как к богоизбранному народу; с другой, пророк предписывал обращать «неверных в истинную веру» (джихад).

Таким образом, благодаря осуществлению политики арабизации и исламизации было достигнуто социально-политическое сплочение населения всего халифата, распространение единого языка межнационального общения (мусульманин обязан знать арабский, потому что служение Аллаху производится только на священном языке Корана), что способствовало формированию интегрирующей арабоязычной культуры.

Ислам как мировая религия в целях укрепления своего влияния использует ценности художественной культуры, т.е. средства эстетического воздействия на верующих. При этом деятели искусства ставятся в достаточно жесткие рамки. С одной стороны, они должны использовать доступные им средства для прославления Аллаха и институтов Ислама, с другой – эти средства, т.е. формы и содержание творческой деятельности, не должны выходить за предписания мусульманских догматов.

В области изобразительного искусства мусульманские ортодоксы (от греч. – прямой, правильный) запрещают реалистическое творчество. Ибо единственным творцом всего сущего является Аллах, а соперничать с ним – грех. Этот запрет призван также избежать идолопоклонства, т.е. проявлений политеизма. Поэтому мусульманские художники обычно изображают либо стилизованные (условные, не существующие в природе) предметы, либо абстрактные картины в виде орнаментов.

Одним из таких видов изобразительного искусства является арабеска – своеобразный орнамент, включающий композиции переплетений стилизованной растительности, геометрических фигур и элементов искусства каллиграфии (изящных надписей арабской вязью). Но арабеска – это не только искусство, но и наука. Прорисовка орнаментов строилась в соответствии со сложным математическим расчетом. С помощью арабесок создаются целые панно на стенах мечетей, дворцов.

В то же время в арабоязычных странах не было полностью утрачено реалистическое направление в живописи. Это в первую очередь относится к странам, где утвердилось шиитское направление ислама. Реалистические рисунки получили распространение в книжных миниатюрах. Во многих музеях мира хранятся арабские книги X–XIII вв. с красочными иллюстрациями бытовых сцен, пейзажей, с портретами героев эпоса, в частности Искандера – так называли на Востоке Александра Македонского.

Особенно впечатляют изобразительные мотивы произведений декоративно-прикладного искусства – на тканях, керамике, металлических сосудах и утвари. В этой сфере искусства в наибольшей степени проявляются национальные особенности арабоязычных стран, ведь традиции изготовления и украшения подобных предметов сложились задолго до арабской экспансии. Например, в Египте подъем изобразительного искусства произошел при арабской династии Фатимидов (969-1171). В оформлении египетских тканей присутствует как угловая геометрическая плетенка – элемент арабского искусства, так и округлые линии – признак коптского влияния (копты – доарабское население Египта). Фатимидские ткани затканы золотом и цветными шелками. Их широкие каймы состоят из множества разноцветных полос, заполненных фигурками людей-животных, птиц, растительным орнаментом.

Подобные сюжеты прослеживаются в произведениях прикладного искусства и других стран. Например, на серебряном блюде из Ирана, хранящемся в Эрмитаже, представлена иллюстрация к легенде о царе Бах рам Гуре и его наложнице – красавице Азаде. Славятся во всем мире иранские (персидские) ковры. В средневековье основным мотивом коврового узора стала арабеска, при этом среди стеблей и цветов располагались фигурки людей и зверей, иногда с видоизмененными конечностями, чтобы не гневить Аллаха реалистическим изображением (например, лапа льва могла оканчиваться не когтями, а букетом цветов).

Таким образом, декоративно-прикладное искусство средневекового арабского Востока не всегда согласовывалось с установками исламских догматов, но соответствовало многовековым традициям различных народов халифата и подтверждало тот факт, что не все искусство здесь было подчинено религиозным установкам.

В области архитектуры ислам также выработал систему эстетических категорий, призванных подчеркнуть величие этой религии. Это – понятия-символы: джамал – божественно совершенная красота, которую олицетворяет купол мечети; джалал – божественное величие, которое подчеркивается высотой минарета; сифат – божественное имя, выраженное красотой арабской письменности, каллиграфии на внешних стенах мечети.

Мечеть (от араб. «мастжид» – место поклонения) как основное культовое сооружение возводится с VII–VIII вв. в подражание христианским храмам. Она имеет прямоугольный двор, окруженный галереями, прямоугольное основное здание со сферическим куполом и многоколонным молитвенным залом. Мечети не отличаются богатым лепным декором, их украшения имеют плоскостной характер. Но в оформлении глади стен арабские мастера достигли большого совершенства. Они использовали резные многоцветные кирпичи, терракотовые облицовочные плиты с глазурью. Рядом с мечетью возводится величественный и также богато украшенный минарет (от араб. «манара» – маяк), который имеет форму круглой, квадратной или многоугольной в сечении башни.

Строительство мечети с куполом диаметром в десятки метров и минарета высотой с современное высотное здание требовало очень сложных математических расчетов, связанных с учетом сейсмичности региона, силы ветра, плотности почв, высокого мастерства строителей. И арабы достигли в этом большого совершенства. Если в VII–VIII вв. мечети строили преимущественно византийские мастера, то в дальнейшем уже нередко арабов приглашали строить христианские храмы Византии.

Одна из главных святынь мусульман – соборная мечеть Куббат ас-Сахра (Купол скалы) в Иерусалиме. При ее постройке был использован тип центрически-купольного мавзолея. Это огромный восьмигранник, увенчанный куполом. В других частях халифата при строительстве мечетей складывались несколько иные архитектурные принципы. В Персии доминировал внутренний двор с относительно небольшой крытой частью. Для мечетей Магриба характерно обилие продольных и поперечных нефов (межколонных пространств), расположенных не только в молитвенном зале, но и по сторонам внутреннего двора. Здесь строились и самые большие минареты. Минарет мечети в Марракеше (Марокко), построенный в конце XII в., имеет высоту 70 м при основании 12,5х12,5 м.

Наряду с культовыми сооружениями арабы строили многочисленные здания светского назначения. Особым великолепием отличались дворцы арабской знати. Окна их украшали алебастровые решетки и цветные стекла, кирпичная кладка стен и пола представляла собой мозаичный узор. Тронный зал (тахт) разбивался стройными рядами колонн на нефы и перекрывался сводчатыми перекрытиями. Большей простотой в оформлении отличались жилые дома, караван-сараи и хозяйственные постройки. Но и их отличала исключительная упорядоченность, чистота и надежность. Таджикский писатель и путешественник Насир-и-Хусрад, посетив в 1046 г. Каир, основанный Фатимидами, писал: «Большая часть зданий в пять и шесть этажей. Дома эти так чисты, и изящны, что можно было бы принять их за домики, сложенные из драгоценных камней, а не из извести, черепицы и камня» [3, с. 67].

Многочисленные города, основанные арабами (Каир, Багдад и др.), строились по заранее разработанным планам, в которых предусматривалась ширина улиц, расположение дворцовых комплексов, жилых кварталов, базаров и т.п.

Арабская литература имеет глубокие доисламские корни. Значение литературы этого периода отметил ал-Бируни (973 – ок.1050); «Когда арабы, жили в пустынях, они были народом бесписьменным и для увековечивания чего-нибудь прибегали к запоминанию и изустной передаче. Поэтому-то поэзия и стала для них вместилищем знаний и памяткой о битвах и родословиях» [8, с. 75]. Главным жанром поэзии тогда была касыда (поэма, ода), которая содержала много сюжетов о природе, домашних животных и, конечно, о любви.

Расцвет арабоязычной поэзии приходится на IX–XI вв. В это время складывается жанр короткого лирического стиха – газал, который создают выдающиеся мастера слова разных народов: Абу Нувас (ум. 810) – певец любви, вина и радости жизни; Абу-л-Атахийя (ум. 828) – гончар по профессии, автор религиозно-аскетических поэм, обличавший распущенность двора халифов в Багдаде; Абу-л-Ала ол Маари (ум. 1057) – слепой поэт из Сирии, «Послание и прощение» которого повлияло на создание «Божественной комедии» Данте. Автором многочисленных рубаи – афористических четверостиший был классик персидско-таджикской поэзии, математик, астроном и философ Омар Хайям (1048-1123). В основе его творений было прославление мирских наслаждений, что явно не соответствовало догматическим принципам ислама [5, с. 18]:

Отречься от вина? Да это все равно,

Что жизнь свою отдать! Чем возместишь вино?

Могу ль я сделаться приверженцем ислама,

Когда им высшее из благ запрещено?

В Испании благодаря творчеству Ибн Кузмана (1080-1160) возник своеобразный жанр строфической поэзии – заджал (мелодия), который повлиял на формирование ранней провансальской лирики и поэзии вагантов (бродячих студентов).

Среди прозаических произведений получает развитие жанр сатиры, содержащей выпады против отдельных правителей и богачей, но не затрагивающей социальной системы в целом. К этому направлению следует отнести макаму (рассказ, новеллу), которая возникла в XII в. на основе городского фольклора. В ней воспевается тип героя-ловкача, у которого высокая образованность и ум сочетаются с цинизмом и плутовством. Этот своеобразный прообраз О. Бендера получил дальнейшее развитие в новеллах итальянского Возрождения. Невозможно представить арабскую литературу без сказок «1001 ночь». Этот цикл окончательно сложился в XII в. на основе фольклора многих народов халифата – египетских, иранских, арабских сказок и преданий.

До середины IX в. исламский мир знал только литературу, написанную на священном языке Корана – арабском. Потом возникла вторая исламская литература – неоперсидская в Иране, распространившаяся затем в районы Средней Азии и Закавказья. Достижением этой литературы было создание жанра эпической поэмы. Эта литература более свободна от религиозных запретов и отличается социальной направленностью, например поэмы «Шах-Наме» (Книга царей) Фирдоуси (925-1020) и «Хамсе» (Пятерицы) Низами (ок. 1141-1209).

В период позднего средневековья возникла третья мусульманская литература – турецкая. Таким образом, национальные традиции в области литературы, развитые на общемусульманской основе, дали блестящие плоды.

Отличительной чертой средневековой арабской культуры явилось значительное развитие точных наук и философии. В это время ученые арабоязычных стран значительно превосходили своих европейских современников. Давая общую оценку состояния арабской науки средневековья, Ф. Энгельс писал: «Арабы, дали десятичное исчисление, начала алгебры, современную систему исчисления и алхимию. Христианское средневековье не оставило ничего» [6, с. 145].

Арабы, как и византийцы, усердно изучали и переводили на свой язык произведения греческих классиков, ученых Индии и других стран. Аристотель, Гиппократ, Евклид, Птолемей были хорошо известны арабским ученым, а европейцы впервые познакомились с этими авторами по переводам на латинский язык с арабского. В столицах разных халифатов – Багдаде, Кордове, Каире – существовали высшие школы, наподобие средневековых европейских университетов,– медресе (от араб. «дараса» – изучать). Крупные библиотеки с сотнями тысяч рукописей были созданы в Каире, Кордове и многих других городах. В Багдаде, Дамаске и Самарканде имелись большие обсерватории, благодаря которым арабские астрономы открыли много новых звезд и составили карты звездного неба.

Ученые пользовались покровительством и материальной поддержкой официальных властей. Например, халиф ал-Мамун создал в Багдаде «Дом науки» – своеобразную академию, в которой размещались библиотеки, лаборатории, коллегии переводчиков и предоставлялись места для проживания ученым. Но в развитии науки были и сложности, порожденные стремлением исламских богословов жестко определить границы познаваемости мира. При всех этих сложностях взаимодействия ученых с богословами и правителями научные открытия арабов, что называется, опередили свое время.

В медицине арабы не только освоили опыт античных медиков, но и значительно продвинулись вперед. Они использовали в своей работе вивисекцию (операцию на живом животном с целью изучения функций организма), тщательно изучали анатомию, свойства различных лекарственных препаратов и особенности протекания болезней. Большой известностью не только на Востоке, но и в Европе пользовался Ибн Сина (Авиценна, 980-1037), таджик по национальности. Главное его произведение – «Канон врачебной науки», являлось настольной книгой у врачей Европы до XVI в. Ибн Сина, в частности, высказал предположение, что некоторые болезни передаются невидимыми «мельчайшими животными», чем на восемь столетий предвосхитил учение Л. Пастера о роли микробов как возбудителей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.80.45 (0.045 с.)