Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные черты первобытной культуры.
Первобытная социокультурная система обладает своей динамикой развития, которая сводится к воспроизведению существующей системной структуры. Описания и анализ первобытной культуры показывают, что в поведении человека добывание пищи, размножение и самозащита неразрывно связаны. Жизнь собирателя и охотника была принудительной игрой по жестоким правилам, регулируемой этими тремя основными функциями человеческого поведения. Восприятие органами чувств различных раздражителей, оценка и использование их было ориентировано преимущественно на внешнюю среду, на природу, с помощью умственных способностей целенаправленно совершенствовал свое поведение. Другой особенностью первобытной культуры является ее синкретичность, которая нашла воплощение в тотемизме Действительно, фундаментальная черта этой культуры — идентификация общины и ее членов с животным, идущим в пищу, с тотемным животным. Такого рода идентификация является выражением факта неспособности первобытных людей при помощи рациональных средств труда преодолеть иррациональное поведение объекта труда — животных, поэтому они старались это компенсировать иллюзорно-магическими средствами. Необходимо наряду с этим подчеркнуть, что на основе концепции Дж. Фрэзера о родстве магии с наукой можно прийти к выводу, что первоначально магический тотемизм представлял собой единую недифференцированную сферу культуры. Он содержал в себе не только науку, но и мораль, искусство слова, а также магию изображения, существующую благодаря эстетическому, затем происходит его превращение в ряд относительно самостоятельных сфер обыденной и специализированной культуры. Третья особенность первобытной культуры состоит в том, что она представляет собой культуру табу (запретов). Обычай табуирования возник вместе с тотемизмом, он в тех условиях выступает в виде важнейшего механизма контроля и регулирования социальных отношений. Так, половозрастное табу регулировало половые связи в коллективе, пищевое табу определяло характер пищи, предназначенной вождю, воинам, женщинам, детям и др. Ряд других табу был связан с неприкосновенностью жилища или очага, с правами и обязанностями отдельных категорий членов племени. Некоторые вещи, в том числе и пища, принадлежавшие вождю, тоже были табуированы. Исследователи (Дж. Фрэзер, Л. С. Васильев и др.) приводят многочисленные примеры того, что нарушения табу приводили к смерти нарушителя Например, один из новозеландских вождей высокого ранга и великой святости оставил на обочине дороги остатки обеда, которые подобрал и съел его соплеменник. Когда ему сообщили, что он употребил в пищу остатки трапезы вождя, он скончался в мучительных страданиях.
К этому следует добавить, что у первобытных народов действует еще одно табу помимо вышеупомянутых, а именно: табу на прогресс, на новации любого рода. Подобно тому, как в случае с табу блокируется даже сильнейший инстинкт самосохранения, здесь парализуется потребность новаций в социально-экономической сфере. Накопленные знания о первобытной и традиционной культурах свидетельствуют о важной роли мифа в жизни человека древнейшей эпохи. В изобразительном творчестве человека каменного века наиболее значительны две главные функции древнего мифа — освоение пространства и времени. Ведь не случайно представления о пространстве и времени впервые выражены в сюжетах мифов, тесно связанных с ритуалами. Когда древний человек покрывал стены пещеры или поверхность скалы различного рода изображениями, он в своем мифологическом сознании осваивал пространство и время. Важнейшей характеристикой души первобытного человека является тождество индивида и рода, невыделенность индивидуального существования из коллективного. Он ощущал себя и мыслил как «мы-бытие». Первобытный человек отождествлял себя не с самим собой, а с той общностью (общиной, родом, племенем), к которой принадлежал. Не случайно в самых различных, отстоящих одна от другой на тысячи лет и километров первобытных культурах остракизм (изгнание из родных мест) был вторым по значимости наказанием, следовавшим непосредственно за смертной казнью. Вне своей общности первобытный человек переставал быть человеком, он становился живым трупом – зримым образом небытия. Таким трупом ощущала первобытная община своего изгнанного члена, так ощущал себя и сам изгнанник, когда он терял право отождествлять себя со своим родом или племенем.
Отсутствие у первобытного человека индивидуальности имело своей оборотной стороной совсем особое, нам непривычное отношение к смерти. Так как первобытный человек не ощущал в себе ничего уникального, связанного только с ним, то и умирать в нем в полном смысле было нечему. Индивид, тождественный роду, сохраняется вместе с ним, через смерть он лишь переходит в иное состояние. Смерть – это переход из одного мира в другой. Умерший член общины становится предком, который существует на ином, более важном и высоком уровне, ибо предки ближе к истокам бытия и божественным первосуществам. Племя, род обязаны им поклонением и жертвоприношением. Первобытный человек имел свои особые представления о реальности внешнего мира. Основополагающим и самым фундаментальным здесь было разделение всего, что входило в горизонт сознания первобытности, на две сферы оппозиции: оппозицию «хаос – космос» и оппозицию «сакральное – профанное». Первая позиция «хаос - космос»: С хаосом связаны беспорядочность, стихийность, непредсказуемость. С космосом – порядок, устроенность, гармония. Мир для первобытного человека – это космос, который вышел из хаоса, неприрывно космизировался и который когда-нибудь погрузится в хаос. Реальность – это непрерывное взаимопревращение хаотического и космического состояний с определенным ритмом (маятник). Хаос – это тьма, бесконечность, бесформенность и бесструктурность, наглядными образами которого служили земля, вода и влага, пучина, вихрь, бездна, женское начало. В противоположность хаосу, тема космоса выражает собой рожденность, оформленность, устроенность, разделенность. Космос отождествлялся со светом, конечностью, формой, небом, солнцем, мужским началом. Вторая оппозиция «сакральное - профанное»: Сакральное (священное, божественное) противопоставлялось профанному (обыденному, человеческому) так же резко, как хаос – космосу. Но, в отличие от последних, сакральное и профанное не были равновесными противоположностями. Сфера сакрального существовала во всей полноте и самодовлении, она в профанном не нуждалась. Профанное же целиком зависимо и производно, всеми своими корнями и вершинами оно уходит в сакральное, в отрыве от него существовать неспособно. Мировосприятие первобытного человека воспринимает мир как огромную совокупность одушевленных существ (гилозоизм). Все, на что первобытный человек обращал свой взор, сразу оживало, превращалось в действующего субъекта. То, что мы называем неживой природой, вызывало ассоциацию с чем-то живым, действующим, стремящимся.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.91.239 (0.005 с.) |