Динамика фестивального движения в Республике Беларусь. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Динамика фестивального движения в Республике Беларусь.



Фестивальное движение исторически сложилось и динамично развивается как социальное явление, которое иллюстрирует актуальные идеи и потребности общества (гуманизм, духовность, общественный прогресс, всестороннее развитие личности и социума). Исследователи приходят к выводу, что «фестивализация культурной жизни общества» становится отличительным явлением современности [2, с. 10]. Вышли в свет издания «Фестивальная практика: опыт case-study» Б.В. Периля (2002) [3], «Основы кинофестивального менеджмента» под ред. Г.А. Поличко (2003) [4], «Фестиваль как социокультурный феномен современного театрального процесса» А.М. Меньшикова (2004) [2, с. 10], «Фестивальный менеджмент. Российский и зарубежный опыт» под редакцией В.А. Бабкова (2007) [5]. На протяжении 1997―2007 гг. Л.П.Сивуровой рассматривались историко-культурологический и социально-педагогический аспекты проблем развития празднично-фестивальной деятельности в сфере народного художественного творчества в Беларуси [6 и др.].

В конце ХХ ― начале ХХІ ст. фестивальная деятельность выходит за границы собственно сферы художественного творчества, расширяет свое социально-культурное пространство, находит применение в других сферах ― науке (фестивали науки), экономике (фестивали-ярмарки, фестивали рекламы), естествознании (экологические фестивали), образовании (фестивали образовательных технологий).

В отечественной литературе до середины 1990-х годов сохранилось трактовка понятия «фестиваль» только как формы демонстрации творческих достижений в определенном виде и жанре искусства. Слово «фестиваль» происходит от латинского «festivus», что в переводе означает веселый, праздничный. Считается, что понятие «festival» возникло во Франции и обозначало «праздник», а затем попало в другие языки с французского. В современном понимании фестиваль — это праздничное действо, которое состоит из цикла концертов, спектаклей и других мероприятий, объединенных тематически. Они происходят в торжественной обстановке.

Нами предлагается следующее определение данного понятия, которое более глубоко раскрывает его социокультурную сущность: «Фестиваль ― общественно-культурная, художественная акция, которая выражает культурные интересы социальной общности, отражает уровень развития видов и жанров профессионального и любительского искусства, характеризуется комплексным решением художественно-эстетических, социально-педагогических, материально-технических и экономических задач. Фестиваль как форма социально-культурной деятельности отличается от других видов культурных мероприятий (праздник, концерт, показ, шоу, смотр, конкурс) наличием общехудожественных и научных целей и задач, масштабностью, разнообразием программы, широтой состава участников».

В конце ХХ ― начале ХХI ст. в Беларуси заметно возросла активность в проведении фестивальных мероприятий. В настоящее время на территории Беларуси проводятся разнообразные международные, республиканские и областные мероприятия. Выработалась жанрово-видовая дифференциация фестивальных акций. значимые фестивальные акции существуют в каждом жанре народного художественного творчества. Они отображают состояние и тенденции развития жанра, содействуют эффективному научно-методическому руководству и организационно-управленческой поддержке коллективов и исполнителей.

Большинство фестивалей народного творчества возникали там, где сложились исторически-культурные традиции и была сформирована определенная социокультурная среда. Условием внедрения художественных идей, заложеных в основу фестивальных акций, в том или ином месте является их приемлемость и привлекательность для большинства населения. Наибольший социально-культурный эффект достигается в тех случаях, когда происходит включение в современные контексты особенно значимых для социума событий, личностей, памятников искусства. Так, средневековую историю и культуру Беларуси реконструируют фестивали «Новогрудок» (г.Новогрудок, 2000г., 2002г., 2004г.), «Белый замок» (г. Минск, 1998-2009гг.), «Мирский замок» (г.п. Мир, 1995-2009гг.), «Заславский набат» (г.Заславль, 2003-2009гг.).

Как форма популяризации достижений народного искусства фестивали содействуют вовлечению в процесс созидательной деятельности широких слаоев населения. Подтвержение этого — создание новых коллективов и совершенствование творческого мастерства существующих. Особенно ярко рост творческой инициативы населения становится очевидным на примере проведения фестиваля национальных культур, который заметно активизировал национально-культурное развитие Беларуси. Специалистами констатируется тот факт, что фестивальная деятельность поднимает престиж творческой деятельности как на профессиональной, так и на любительской основе. По результататм проведения фестивалей наблюдается приток детей, молодежи, взрослого населения в художественные кружки, студии, коллективы.

Фестивали играют важную роль в процессе выявления и поддержки талантливых личностей и коллективов, создают благоприятную атмосферу для их творческого самовыражения, активизируют обмен художественными идеями, содействуют налаживанию творческих контактов. В ходе фестивальной деятельности предоставляются возможности для самореализации тысяч участников художественного творчества, которые имеют природный талант и любовь к искусству. Посредством проведения фестивалей, смотров, конкурсов создается система стимулирования их творчества, среди которых основным является общественное признание. В этом заключается также психологический и педагогический эффект фестивальных мероприятий». Особенно важное значение это имеет для творческой молодежи, которая находится на этапе профессиональной ориентации и выбора жизненного пути. Художественно одаренные дети и молодежь попадают в поле зрения специалистов. Победа в творческих конкурсах и лауреатские звания участников фестивалей предопределяют выбор профессии и предоставляют возможности для дальнейшей творческой самореализации, способствуют получению специального образования в области культуры и искусства.

Инициатива проведения фестивальных мероприятий в разных видах и жанрах художественного творчества стимулирует создание художествеными коллективами и индивидуальными исполнителями новых программ и совершенствование имеющихся. Рассуждая о социокультурном значении фестивалей исполнительских искусств, Д. Клаич отмечает их способность создавать оригинальные программы, которые при обычном течении событий не могли бы появиться [5, с. 25]. «Фестиваль как явление художественной жизни отличается особой атмасферой праздника, ориентацией на показ лучших художественных коллективов и исполнителей, оригинальность репертуарного предложения, отличие от репертуара стационарных коллективов. Основная задача фестиваля — внести свежую струю в культурную жизнь страны, региона, города, создать максимально широкое поле привлекательности как для профессионалов в отрасли театра и музыки, так и для рядовых зрителей и слушателей» [5, с. 26].

Фестивальная деятельность стимулирует исследование проблем развития народного художественного творчества на научно-теоретическом уровне. В ней как в зеркале отражается степень и структура развития видов и жанров художественного творчества, выявляются процессы и тенденции, которые становятся основой для научно-методического обеспечения сферы, а также принятия серьезных управленческих решений по ее поддержке и развитию. Фестивальная деятельность значительно активизирует социально‑культурные процессы в обществе, становится их катализатором.

Празднично-фестивальная деятельность входит в число средств коллективной коммуникации, приводящих к снижению общественной напряженности, позитивному эмоциональному общению, выработке социально значимых чувств и действий индивидов, укреплению морального единства групп.. Непосредственные взаимодействия между творческими коллективами создают климат взаимопонимания и способствуют стабилизации отношений между этнонациональными и социальными группами.

Система праздников, в первую очередь, инициируемых государственной властью, используется для распространения принятых в обществе идеалов, норм и стереотипов поведения, укрепления идей государственности. «Власть осуществляет управление жизнью коллектива как с помощью присущих ей «инструментальных» или политических средств, так и с помощью культурных социально-психологических механизмов, которые выполняют функцию авторитета власти. В состав последних входит и праздник. Он регулирует социальное существование людей» [7, с. 218—220]. А.И. Мазаев характеризуют праздник как определенный механизм регуляции поведения людей. Эти возможности заключаются «в социальных и эстетико-культурных потенциях праздника» [7, с. 71].

Фестивальная деятельность актуализирует наиболее злободневные для общества процессы, поэтому она постепенно, но неизбежно обогащается общественно-политическими идеями.Очень емко социально-культурную значимость фестивальной деятельности определил Д. Клаич: «Последние тридцать лет от фестивалей все более ожидают, чтобы они служили нескольким целям: обогащению художественной программы, продвижению имиджа города и развитию туризма, улучшению возможностей занятости на территории, где проводится фестиваль, поощрению партнерства. Постепенно палитра фестивальной программы обогащается экономическими, политическими и социальными оттенками. В лучшем случае обыденная функция соединяется с праздничной, если фестиваль инициирует творческое сотрудничество, которому трудно возникнуть в жестких рамках заорганизованной культуры, или содействует ему; часто основной становится культурно-политическая цель соединения различных культур и традиций, а не просто демонстрация многокультурности» [8, с. 3].

В этом контексте фестивальная деятельность в Беларуси рассматривается как один из приоритетных направлений государственной культурной политики. Так, Фестиваль национальных культур направлен на гармонизацию межнациональных отношений средствами культуры, сохранение многовековых традиций культур национальных общностей Беларуси. Он содействует национально-культурному развитию всех народов Беларуси. «Славянский базар в Витебске» художественнымим средствами выражает интересы межгосударственного сотрудничества государств ― членов СНГ. Республиканские фестивальные акции Дожинки, Дни беларуской письменности, музыкальные праздники в Полоцке, Заславле, Несвиже, Мире, Турове считаются долговременными культурно-просветительными и идеологическими проектами и являются составной частью государственной программы возрождения малых городов Беларуси.

Фестивальные мероприятия возрождают забытые пласты национальной и мировой культуры, стимулируют все виды творческой активности, повышают престиж и имидж местности, содействуют оживлению связей между регионами, содействуя тем самым формированию единого культурного пространства. Фестивальная деятельность сегодня рассматривается как важный фактор сохранения и развития региональной и национальной культуры. В Республике Беларусь на региональном уровне начала складываться фестивальная политика. В этом процессе гармонично сочетается общественная инициатива и методы государственной поддержки и стимулирования.

Таким образом, фестивальная деятельность с присущими ей возможностями массового воздействия в настоящее время включается в систему регуляции общественных отношений, служит одним из действенных механизмов коммуникации и координации усилий в современном глобальном мультикультурном мире. Фестивальные события акцентируют внимание общественности на наиболее актуальных проблемах современности и содействуют их решению средствами культуры и искусства. Фестивальные технологии с большой эффективностью используются для укрепления имиджа государственной власти. Основной потенциал фестивальной деятельности на территории Беларуси выражается в вовлечении широких кругов населения в процесс освоения, создания, сохранения, распространения и дальнейшего развития культурных ценностей; содействии социализации, инкультурации и межкультурной коммуникации.


 

БИЛЕТ №29



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 449; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.027 с.)