Проблема гуманизма в европейском изобразительном искусстве. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема гуманизма в европейском изобразительном искусстве.



ГУМАНИЗМ (лат. - человеческий, человечный) — система взглядов, выражающих признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле — светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоящее схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произведений классической древности. (Петрарка, Данте, Боккаччо, Леонардо да Винчи, Эразм Роттердамский). В период буржуазных революций идеи гуманизма получили дальнейшее развитие в трудах французских просветителей, утопических социалистов, в немецкой классической философии и литературе. (Руссо, Вольтер, Дидро, Гельвеций, Гельбах, Лессинг, Гердер, Гете, Шиллер, Кант, Гегель, Фейербах, в произведениях русских революционных демократов (Белинский, Герцен, Чернышевский). На протяжении всей человеческой истории гуманизм как мировоззренческая система находился в непрерывном развитии. Идея всестороннего совершенствования личности как абсолютной ценности и самоцели общественного прогресса образует основу эстетической деятельности. Все значительные периоды в развитии искусства связаны с внедрением гуманистических идей в художественную теорию и практику. Они влияют как на индивидуальное творчество мастеров, так и на художественный процесс в целом, определяют структурные элементы того и другого, творческую атмосферу эпохи.

При ответе на этот вопрос можно использовать любой изобразительный материал, потому что подлинное произведение искусства ориентировано на человека, пронизано его мыслями, чувствами, каждое напитано атмосферой эпохи, духом культуры и страны, где было создано. Даже в произведениях современного искусства, как-будто отрицающих гуманистические начала, все компоненты содержания и формы так или иначе обусловлены человеческим компонентом.

XIII - XVI столетия были временем больших перемен в экономике, политической и культурной жизни европейских стран. Бурный рост городов и развитие ремесел, а позднее и зарождение мануфактурного производства, подъем мировой торговли, вовлекавший в свою орбиту все более отдаленные районы постепенное размещение главных торговых путей из Средиземноморья к северу, завершившееся после падения Византии и великих географических открытий конца XV и начала XVI века, преобразили облик средневековой Европы. Все перемены в жизни общества сопровождались широким обновлением культуры – расцветом естественных и точных наук, литературы на национальных языках и, в особенности, изобразительного искусства. Зародившись в городах Италии это обновление, захватило затем и другие европейские страны. Появление книгопечатения открыло невиданные возможности для распространения литературных и научных произведений, а более регулярное и тесное общение между странами способствовало повсеместному проникновению новых художественных течений. Анализ памятников культуры Возрождения свидетельствует об отходе от многих важнейших принципов феодального мировоззрения.

           Средневековый аскетизм и презрение ко всему земному сменяются теперь жадным интересом к реальному миру, к человеку, к сознанию красоты и величия природы.

           Непререкаемое в средние века первенство богословия над наукой поколеблено верой в неограниченные возможности человеческого разума, который становится высшим мерилом истины Подчеркивая интерес к человеческому в противовес божественному, представители новой светской интеллигенции называли себя гуманистами, производя это слово от восходящего к Цицерону понятия "studia humaniianis", означавшее изучение всего, что связано с природой человека и его духовным миром. При всей сложности и неоднозначности эстетики возрождения в качестве ее одного из основных принципов можно выделить абсолютизации человеческой личности в ее целостности. Для эстетических трактатов и произведений искусства Возрождения характерно идеализированное представление о человеке как о единстве разумного и чувственного, как о свободном существе с беспредельными творческими возможностями. С антропоцентризмом связано в эстетике Возрождения и понимания прекрасного, возвышенного, героического. Принцип прекрасной артистически - творческой человеческой личности сочетался у теоретиков Возрождения с попыткой математического исчисления всякого рода пропорций симметрии перспективы. Эстетическое и художественное мышление этой эпохи впервые опирается на человеческое восприятие как таковое и на чувственно реальную картину мира. Здесь бросается в глаза также субъективистские - индивидуалистическая жажда жизненных ощущений, независимо от их религиозного и морального истолкования, хотя последнее, в принципе, не отрицается. Эстетика Возрождения ориентирует искусство на подражание природе. Однако на первом месте здесь не столько природа, сколько художник, который в своей творческой деятельности уподобляется Богу.

           В постепенно освобождающемся от церковной идеологии создателе произведения искусства больше всего ценится острый художественный взгляд на вещи, профессиональная самостоятельность, специальные навыки, а его создания приобретают уже самодовлеющий, а не священный характер. Одним из важнейших принципов восприятия произведений искусства становится наслаждение, что свидетельствует о значительной демократической тенденции в противовес морализаторству и схоластической "учености" предшествующих эстетических теорий. Эстетическая мысль Возрождения содержит не только идею абсолютизации человеческого индивида в противовес над мировой божественной личности s средние века, но и определенное осознание ограниченности такого индивидуализма, основанного на абсолютном самоутверждении личности. Отсюда мотивы трагизма, обнаруживающиеся в творчестве М.Сервантеса, Микеланджело и др. В этом противоречивость культуры, отошедшей от антично - средневековых абсолютов, но в силу исторических обстоятельств еще не нашедших новых надежных устоев. Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную роль. Естественно, что художники искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие. Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи.

           В период Высокого Возрождения, когда борьба за гуманистические ренессансные идеалы обрела напряженный и героический характер, архитектура и изобразительное искусство были отмечены широтой общественного звучания, синтетической обобщенностью и мощью образов, полных духовной и физической активности.

           Гуманистическая наполненность, смелый полет художественного воображения, широта охвата действительности характерны для творчества крупнейших мастеров изобразительного искусства этой эпохи - Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициана.

Особое значение в эпоху Ренессанса приобретает почитание человека, который рассматривался как высшее творение природного мира. Так, один из представителей эпохи благодарил Бога за то, что создан человеком, а не животным. В первую очередь, наиболее яркое выражение получает телесное совершенство «венца» природы. Если для средневекового сознания тело только тень, внешняя оболочка, средоточие животных инстинктов, источник греховности, то новая культура рассматривает тело в качестве важнейшей эстетической ценности. Ибо тайна разума, божественного проявления духа на земле увязывалась с удивительной целесообразностью «внешнего» человека, что свидетельствовало о созидательной мудрости Бога. После многих веков пренебрежения к плоти и даже остракизма интерес к физической красоте стремительно растет. Так, создавая образ св. Себастьяна, венецианский художник Антонелло да Мессина не столько сосредоточен на передаче стойкости духа, трагизме происходящего, сколько на воплощении телесной красоты юного тела. Яркие, романтические образы, целеустремленные натуры запечатлены в творчестве Донателло, Боттичелли, Микеланджело, Дюрера, Ганса Гольбейна Младшего, Жан Клуэ Младшего, Франсуа Клуэ. Особая роль в это время отводилась культу женской красоты, что является ярким свидетельством гуманизации человеческого сознания, ибо именно женское начало в наибольшей степени концентрирует в себе мягкость, нежность, скромность, стыдливость, способность дарить любовь. Возможно поэтому эпоху Возрождения называют нередко феминизированной. К разгадке тайны очарования прекрасного пола обращались многие гуманисты. Так, в трактате «О красотах женщин» Фиренцуола попытался «классифицировать» особенности женской привлекательности. Он различал такие проявления красоты как изящество, очарование, деликатность, благородство, грациозность, обаятельность, вожделенность. «Красивая женщина, – размышлял в своем трактате философ, – есть самый прекрасный объект, каким только можно любоваться, а красота – величайшее благо, которое Господь даровал человеческому роду, ведь через ее свойства мы направляем душу к созерцанию, а через созерцание – к желанию небесных вещей...»55. О магии женской гармонии размышляли Кавальканти, Пизано, Фичино, Эбрео, Каттани, Бетусси, Арагона. Художники Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Тициан, Джорджоне, Рогир ван дер Вейден создали подлинные шедевры, запечатлевающие тайну женского совершенства.

И в реальной жизни положение женщины пересматривается. Если в эпоху средних веков ее судьба тесно увязывалась с ведением домашнего хозяйства, воспитанием детей, отстраненностью от светских развлечений, то в новой «системе координат» пространство, в котором женщине разрешается двигаться, существенно расширяется. Формируется идеал раскованной, образованной, эмансипированной дамы, отдающей время не только семье, но и блистающей в обществе, умеющей быть интересной собеседницей, увлекающейся искусством. Она стремится прельщать мужчину. Парча, шелк, сатин, бархат заменили грубый холст, темные ткани. В моду входит украшение одежды золотой, серебряной вышивкой, драгоценными камнями, кружевами. Красивая, нарядная, образованная женщина жаждала очаровывать, влиять на мир своей привлекательностью, обаянием. Желание видеть даму предельно раскованной побудило Лоренцо Валлу в трактате «О наслаждении» написать: «Я бы осмелился пожелать, чтобы женщины ходили по городу обнаженными или полуобнаженными, во всяком случае в теплое время года... И тогда мы больше бы видели прекрасных, чем безобразных, нежных, чем сухих... Для чего дана красота женщин? Чтобы радоваться, наслаждаться»56.

В отличие от средневековья, воплощавшему идеал женщины хрупкой, с узкими бедрами, тонким станом, бледным лицом, умиротворенным взглядом, смиренной, воспитанной на молитвах, постах, эпоха Возрождения отдает предпочтение широкобедрым представительницам прекрасного пола, с крепкой талией, плотными ягодицами, с гибкой, «лебединой» шеей. В это время ценятся пышные формы. Беременная женщина считалась эстетически привлекательной, олицетворяя истинно женское начало, сопричастность к великому таинству продолжения рода. Признаки мужской красоты характеризовались физической силой, внутренней энергией, волей, целеустремленностью, умением достичь признания, славы.

В целом эпоха Ренессанса породила величайшее многообразие оттенков в интерпретации прекрасного, эстетическое многоголосье, основанное на культе человеческой уникальности. Мир привлекал полифоническим звучанием. «Человек живет полною и широкою жизнью, всеми порами и всеми чувствами, без торопливости и без нервности, без усталости и без горя. Он с удовольствием встает утром, с удовольствием вдыхает аромат неба и растений, с удовольствием садится на лошадь, с удовольствием работает при свечке, с удовольствием... дышит, существует в мире»57.

Новая красота строилась на почитании яркой индивидуальной выразительности, уникальности человеческого мироощущения. Можно сказать, что подлинное открытие богатства эстетического восприятия, окончательное разрушение деперсонализированной, абстрактной духовности происходит именно в это время. Уже искусство Джотто утверждало не только высокое моральное совершенство человека, но и его реальную, целостную значимость. Характерно, что даже Христа художник изображал не просто как символический, недосягаемый образ, но как человека среди других людей, убедительно прорисовывая психологическую достоверность харизматической личности.

Гуманистическая культура осуществила новый поворот в постижении бесконечных глубин душевного мира, опираясь на самоанализ, наблюдение, творческое воображение. На первый план выступило богатство и многомерность человеческого «космоса», феноменальность всеобщей гармонии, замешанной на уникальном мировидении. Так, красота, воплощенная в творчестве Боттичелли, представала то в виде утонченности, естественной чистоты, невинности, безмятежности, романтической приподнятости, трепетности, внешней ясности, легкости, таящей, однако, непробужденную силу бурных страстей, то в художественный мир художника врывались напряженность, динамизм, повышенная экзальтация, драматизм, аритмия экспрессивных образов. Красота Леонардо да Винчи волнует своей вечной загадкой беспредельности человеческой души, непостижимостью скрытых проявлений «микрокосма». Художник воплотил эстетику «сфумато», передающую легкость, воздушную текучесть, изменчивость, завуалированность потаенных глубин бытия. Совершенство человека у Леонардо да Винчи никогда не противостоит гармонии природы, являясь ее логическим завершением. Можно предположить, что неуловимая, таинственная улыбка Джоконды выражает не конкретное переживание, но мистическую радость человека, вызванную сопричастностью к Тайне всеобщей гармонии, приобщением к звучанию космических симфоний, ибо сокровенный цветок вселенской грандиозности наиболее полно и пронзительно цветет в человеческой душе. Непостижимость улыбки Моны Лизы есть непостижимость красоты. В эстетическом мировосприятии Рафаэля отразилось стремление к сиянию нравственной чистоты, лирической мягкости, ясному, возвышенному идеалу, органичной взаимосвязи телесного и духовного совершенства, олицетворяющему незыблемость вселенской красоты, успокаивающей растревоженные земной суетой умы. Эстетика Микеланджело пронизана неискоренимой жаждой самосовершенствования. Она обращена к неукротимости человеческого порыва, культу героического усилия, в результате которого над хаосом появляется яркое солнце духовного совершенства, рождается возвышенное как факт преодоления инерции материального мира. Красота, отраженная в творчестве Джорджоне, отмечена интимностью, утонченностью, лирической теплотой, глубоким чувством природной гармонии. Тициан устремлен к яркой, чувственной, мажорной, женственной красоте. Эстетика Тинторетто пронизана утверждением высокого духовного подъема, насыщена психологической выразительностью, динамизмом, столкновением разнонаправленных энергий, выявляющих в своей глубине единый порыв Мироздания. Для эстетического мирочувствования Северного Возрождения характерны переживания глубокого диссонанса, звучащего в мире, отход от идеализированной, возвышенной, совершенной личности. Здесь возникает интерес к реальному, конкретному человеку, отпавшему от Бога, со всеми его пороками, уродливыми проявлениями. Так, творчество Босха насыщено причудливо-фантастическими, иносказательными, ироническими образами. В мир врывается отталкивающий, низменный лик бытия. Жизнь, утратившая единство и задыхающаяся под гнетом враждующих эгоистических «я», обречена.

Более острое переживание человеком Возрождения своего движения во временном потоке заметно усилило художественный интерес не только к «микрокосму», но и к многообразию внешнего мира. Например, нидерландская живопись удивляет обилием художественного осмысления многоликости предметного бытия. Примечателен тот факт, что в картинах многих живописцев строгая средневековая иерархичность мира распадается и любая часть работы может восприниматься как автономная. Создается впечатление, что человек увлечен, захвачен многообразием и пестротой по-новому увиденного мира. Хотя за эту чрезмерную причастность к деталям Микеланджело критиковал фламандскую живопись, вменяя ей в вину равнозначное отношение ко всем вещам, отсутствие отбора, усматривая явное стремление художников доставлять приятное глазу.

Вместе с тем, несмотря на поразительное многообразие оттенков в мировосприятии, различную интерпретацию мира, в полифонической культуре Ренессанса доминировала установка на возвышенный идеал, отражающий веру в неисчерпаемые возможности личности. Однако понимание человека становится более реалистическим, рациональным, объективированным по сравнению с эпохой средних веков. Эпоха Возрождения отвергала или, по крайней мере, уже не слишком уповала на трансцендентный мир, ощущая зыбкость, аморфность метафизического бытия, желая большей ясности, определенности, четкости в мировидении. Следовательно, несмотря на примат чувственного мира, отрицание средневековых принципов мировосприятия, многие герои культуры представали как носители мощного духовного потенциала, тяготея к возвышенному образу жизни, олицетворяя принадлежность к высшей реальности. Отсюда их величавая осанка, выразительные жесты, достоинство, благородство, свет внутренней красоты. Восхищаясь гармонией внутреннего мира, человек Ренессанса удерживал прочные позиции по отношению культивирования духовных, трансцендентных основ цивилизации. Абсолютного доверия к самодостаточности гармонии видимого мира, чувственной личности здесь не было никогда. Поэтому Рафаэль в одном из писем признавался, что для того, чтобы изобразить прекрасную женщину, он должен выбирать лучшие черты нескольких красавиц. Ибо всегда существует недостаток и благих суждений, и прекрасных женщин, что заставляет пользоваться идеей, возникающей в уме. А Петрарка, стремясь к возвышенной красоте, считал бесполезными и даже вредными те произведения музыки, живописи, скульптуры, которые просто ласкают слух, вызывают изнеженные чувства, расслабляют волю, мужество, удивляют яркими, но бессодержательными сюжетами, красочными формами. По его мнению, искусство должно быть насыщено духовным содержанием, соответствовать высоким устремлениям человеческой души, вознося зрителя к Мировому художнику. Воплощение этой возвышенной миссии искусства было присуще всем выдающимся творцам Возрождения. Не случайно, как заметил один из исследователей этого времени, в одной руке Адама Микеланджело больше психологии, чем в любой статуе Фидия или Праксителя.

Осознание самоценности человеческой личности привело к открытию феномена детства. В культуре средних веков дети считались просто «людьми поменьше», специфика их жизни еще не улавливалась, особого статуса у детства не было. Они одевались во взрослую одежду, не изолировались от мира взрослых, принимали участие во всех хозяйственных делах. Бытовая нескромность в отношении детей издавна считалась вполне естественной. Средневековые дети обучались, как правило, наблюдая непосредственно, чем занимаются взрослые, как они работают, как едят, как общаются. Известно, что дети часто умирали и общим желанием взрослых было то, чтобы дети побыстрее выросли. В эпоху Возрождения открывается возможность собственно детского времяпровождения, появляются игрушки, формируются правила нравственного поведения, обращается внимание на необходимость образования. Детей начинают разбивать на школьные группы по возрастам.

Таким образом, выдающийся вклад культуры Ренессанса в развитие личности заключен не только в возрождении доверия к чувственным возможностя человека, культивировании интереса к гармонии конкретного мира, но и в органичном, глубоком синтезе телесного и духовного, земного и небесного, внешнего и внутреннего, физического и метафизического, относительного и абсолютного, эмоционального и рационального. Именно на этом пути происходит невиданный взлет в развитии культуры, в осознании сущностных проявлений индивида. Особую значимость приобретает открытие уникальности личности, утверждение целостного мировосприятия, не расколотого вечным средневековым спором телесного и духовного. Человек глубже осознал свою неделимость, стремясь утвердить себя как индивидуум (от лат. неделимый) со всем богатством своих беспредельных возможностей. Возрожденческой личности при всей устремленности к суверенизации, свободе, жажде деятельности было важно не встать на путь утилитаризма, прагматизма и утвердить возвышенный идеал красоты, согласуя собственную жизнь с законами всеобщей гармонии. Эпоха Ренессанса мало размышляла о воспитательной функции искусства, о нравственных целях творчества, но культ гармоничной личности, природной красоты рассматривался как самодостаточный факт для наращивания гуманистического потенциала, как непременное условие для воспитания благородного и возвышенного человека.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.39.23 (0.01 с.)