Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности продюсерства в книжном издательстве.

Поиск

Литературное художественное произведение становится товаром и вступает в информационное пространство только через рынок. Рынок выставляет определенные требования к оформлению книги как художественного произведения. Возникает институт посредника, который приобретает право на «использование» произведения как предмета (если это книга) или права на исполнение (если речь идет о драматургическом произведении или инсценировке художественного литературного произведения). Впервые индустрия культуры продемонстрировала себя на европейском рынке как индустрия книгоиздательства, а многие появившиеся позднее формы авторского права в основном были обусловлены организационно-правовыми нормами, возникшими в процессе развития издательской деятельности.

Во всем мире XIX век был временем расцвета библиотечной деятельности: определяются основные принципы библиотечной работы (каталоги, структура библиотек и т.п.), возникает профессия библиотекаря и учреждаются библиотечные журналы. Пробуждение национального самосознания в славянских странах и рост политического значения рабочего класса, развитие социальных движений в западноевропейских странах явились существенными факторами развития системы народных библиотек, системы, которая превзошла первоначальную концепцию и сделала из библиотек культурные центры, предназначенные для распространения образования, культуры, а также для досуга широких масс населения.

В течение XIX века в странах Восточной и Центральной Европы постепенно развиваются литературное творчество и система учреждений посредников: издательств, журналов, читальных залов и книжных магазинов. Развивается школьная система, в которой исключительное значение имеет преподавание литературы и языка, что делает более широким и образованным круг читателей. Кроме общеобразовательной функции и формирования национального культурного самосознания перед литературой стали ставиться задачи эстетического и художественного воздействия на читателей.

Сегодня существует множество учреждений, занимающихся изданием книг. Кроме издательств, этим занимаются университеты, научные институты, спортивные, религиозные и другие организации, возрастает в этом деле в последнее время и роль частных издателей. Крупные издательства издают, как правило, все виды литературы, и лишь некоторые из них специализируются на издании только художественной литературы, или учебников, или специальной и научной литературы.

Важное место в процессе культурного и научного информирования занимают журналы, которые быстрее книг знакомят читателей с новинками в

современной литературе и в то же время критически их оценивают и популяризируют.

В некоторых странах (в Великобритании, в Скандинавском регионе) до 50 процентов тиража книг закупают библиотеки, а остальная часть реализуется через сеть клубов любителей книги и книжные магазины. Массовая книжная продукция в этих странах является недорогой, довольно скромной по оформлению, но в силу этого доступной широкой читательской публике.

Хотя издатели с экономической точки зрения заинтересованы больше всех в сбыте своей продукции и расширении читательской среды, в увеличении количества издаваемых книг и их тиражей, их чисто деловой подход к этому вопросу может иметь определенные негативные последствия в социально-культурном плане, в связи с чем необходимо принимать соответствующие меры в рамках общей культурной политики. Книга — это специфический товар, отличающийся не только, скажем, от текстильных товаров или продуктов питания, но и от другой продукции индустрии культуры — кассет и пластинок, например. Цикл реализации книги более длительный, а это значит, что вложенные средства медленнее возвращаются к издателю в сравнении с инвестициями в других отраслях. Продажа тиража некоторых специальных и научных книг растягивается на пять и более лет (и это считается нормальным). Поэтому необходимо исключить издательскую деятельность из обычной хозяйственной и стимулировать издание общественно значимых, капитальных публикаций: энциклопедий, словарей, собраний сочинений отдельных авторов.

Самая важная роль в посредничестве между книгой и читательской публикой принадлежит книжным магазинам и библиотекам. Менеджмент в культуре, анализируя сегодняшнее положение этих учреждений и определяя их возможную роль и место в литературном деле, особый акцент делает на так называемом топосоциологическом подходе к проблеме, то есть на утверждении соответствующего порядка в сети книжных магазинов и библиотек.

Формы книжной торговли:

- книжные магазины в «чистом» виде;

- книжные магазины, в которых продаются и канцтовары;

- книжные универмаги (Дома книги);

- книжные магазины-салоны (главным образом частные);

- антикварные книжные магазины;

- книжные киоски;

- книжные торговые точки в универмагах и универсамах.

Культурную функцию книжных магазинов как активный фактор в процессе литературной информации и коммуникации можно рассматривать с разных точек зрения:

- книжный магазин как информационный центр в области издательской деятельности, открытый широкой публике;

- книжный магазин как центр общения, в котором авторы и издатели встречаются с читателями;

  книжный магазин как культурный центр, в котором господствует атмосфера близости к книге, в котором создаются клубы любителей книги;

- книжный магазин как образовательный центр, «параллельная школа», в которой можно получить от продавца квалифицированную информацию о новинках в области науки и искусства, об интересной книге.

Рассылая изданные книги в книжные магазины, подписчикам и в библиотеки, издатель не забывает послать определенное количество экземпляров и критикам, журналистам, редакторам литературных программ крупных культурных центров в целях оценки ее специалистами и дальнейшей популяризации (что даст ему гораздо больше в этом плане, чем объявления в средствах массовой информации о выходе в свет той или иной книги). Критические статьи в журналах, презентации, литературные вечера привлекают в основном внимание читающей публики, в то время как материалы, опубликованные в средствах массовой информации (обзоры, интервью с авторами книг), а также экранизация художественных произведений больше подходят для привлечения внимания тех, кого нельзя отнести к постоянным читателям. Значение СМИ в социокультурном цикле книги определяется путем подсчета количества опубликованных или транслировавшихся материалов о книге. При этом важны эфирное время, в которое выпускается передача о книге, а также форма публикации в СМИ (критическая статья не запомнится, а беседа или интервью с автором книги дадут должный эффект).

В некоторых библиотеках существуют и специальные рок-читальные залы для подростков, в которых создается соответствующая атмосфера.

Работа и задачи менеджера по культуре в библиотеке состоят в следующем:

- организация курсов, лекций, дискуссионных клубов, бесед, совещаний библиотечных работников;

- устройство литературных презентаций, творческих вечеров, встреч с авторами;

- организация различных выставок, кинопросмотров, просмотров диапозитивов;

- организация комбинированных мероприятий и акций;

- проведение специальных мероприятий для определенных возрастных и социальных групп.

Кроме этого, он занимается следующими вопросами:

       обеспечивает участие библиотеки в крупных и значимых мероприятиях, проводимых другими учреждениями культуры (юбилейных торжествах, различных кампаниях, фестивалях, комплексных мероприятиях), в форме сопутствующих программ или реализуя часть их программ в своей библиотеке;

  планирует и организует маркетинговую работу библиотеки (информационно-рекламные мероприятия, изучение контингента читателей), проводит маркетинговые кампании («Дни культуры» или «Дни открытых дверей»), подготавливает рекламные листовки, распространяет информацию о новых поступлениях в библиотеку);

       организует мероприятия для предприятий, учебных заведений, органов муниципального самоуправления, больниц, обществ любителей, делая таким образом библиотеку подлинным культурным центром на местном уровне;

  занимается систематическим анализом состава публики и ее отношения к программам;

  создает клубы любителей книги;

  исследует культурные и читательские потребности публики в целях развития форм и методов популяризаторской работы и маркетинговой деятельности.

Большое место в практике реализации тиражей и товарных запасов в настоящее время занимают «прямые продажи» непосредственно потребителю, минуя розничный магазин. Основные методы такой торговли:

♦ Торговля непосредственно в издательствах.

♦ Торговля по каталогам.

♦ Электронная торговля.

♦ Книга-почтой.

♦ Книжные клубы.

Отметим, что коммерческие методы книжного клуба принципиально отличаются от других методов. Основа его деятельности — сбор заказов от членов клуба на издание определенной книги. Члены клуба (в развитых странах некоторые клубы насчитывают несколько миллионов членов), делая заказ, одновременно оплачивают книгу по цене, указанной в предложении. Таким образом, издательская деятельность книжного клуба авансируется его членами. Тираж распределяется между заказчиками, излишки поступают в торговлю.

В настоящее время интенсивно развивается форма организации коллективных продаж в виде сетевого маркетинга. Система сетевого маркетинга позволяет потребителям становиться одновременно и распространителями, создавая многоуровневые сети. Во многих странах сетевой маркетинг, приходя на смену «управленческой экономике», стал важным социологическим фактором развития общества. По условиям сетевого маркетинга предпринимателем может стать каждый желающий при минимальных затратах на организацию бизнеса. Некоторые авторы отождествляют подобный метод торговли с печально известными финансовыми пирамидами. Подобная практика была исследована в США, и в 1979 г. Федеральная торговая палата США приняла закон «О пирамидах», согласно которому сетевой маркетинг не является финансовой пирамидой. К сожалению, организаторы пирамид иногда маскируются под сетевой маркетинг, но это довольно просто выявить.

Механизм сетевого маркетинга заключается в предложении товара потребителям посредством создания торговых сетей. В систему могут входить физические и юридические лица, каждое из которых создает свою собственную сеть (многоуровневый маркетинг), вовлекая новых физических и юридических лиц.

Частное книгоиздание в Беларуси появилось с начала 1989 года. К 1995 году частные издательства уже выпускали около 70% всей выходящей в стране литературы (статистика по таким показателям, как тираж и наименования). Более того, в 1993 Беларусь поставила рекорд, едва не преодолев барьер в сто миллионов экземпляров, что является вполне европейским показателем для страны с таким населением. Однако уже в 1994 году начался спад по тиражам, объемам и количеству наименований. Если взять наших ближайших славянских соседей Россию и Украину, то в России спад по суммарному тиражу составлял 4,7 раза, а в Украине — в 3,1 раза, а по количеству наименований — в 1,9 и в 1,6 раза соответственно. Ради справедливости заметим, что падение тиража сопровождалось общим увеличением количества наименований, что в свою очередь не может не радовать. Сегодня можно говорить о том, что белорусское книгоиздание в своем развитии прошло три стадии. На первом этапе, который относится к периоду с 1989 по 1993 год, на волне книжного голода пришлось учиться профессионально делать макеты и наборы, издавать их большими тиражами и продавать эти большие тиражи, тем самым конкурируя с крупными советскими издательствами. Эта фаза характеризовалась тем, что бумага была еще относительно дешева, и несмотря на огромные темпы инфляции, еще можно было получать кредиты, что неплохо стимулировало развитие частного книжного бизнеса.

На втором этапе белорусские частные издательства научились расширять ассортимент, уменьшая тиражи, о чем свидетельствует тот факт, что средние тиражи выпускаемых ими книг упали с примерно 140 тыс. в 1991 — 1992 годах до 25,8 тыс. во втором полугодии 1995 года. Со второго полугодия 1993 по первое полугодие 1995 весьма ощутимо выросли цены на бумагу и резко подорожали кредиты, что и обусловило необходимость снижения гигантских тиражей в сотни тысяч экземпляров. Центр тяжести стал смещаться на торговую систему, умение продавать и на финансовую сферу, а точнее — поиски того, кто в состоянии обеспечить обороты, кредитование заказов, покупку расходных средств. И здесь было важно учитывать определенную специфику наших издателей, которые так или иначе, но работали на весь рынок СНГ, причем независимо от призывов к интеграции. Этот этап был пройден вполне удачно, и перед книгоиздателями встала новая задача — выйти на мировой уровень издания качественной литературы, которая делается на хорошей бумаге и достойной полиграфической базе, продается с развитой системой заказов по ценам, которые окупали бы затраты на ее издание и были бы максимально приближены к мировым. Это позволило бы издательствам работать пусть и не с очень высоким процентом прибыли, зато стабильно и качественно. Данная система подразумевает снятие с издательства таких хозяйственных функций, как, например, поиски бумаги, которым во всем цивилизованном мире занимается типография. Однако именно на этом этапе перед белорусскими издателями начали появляться трудности.

Анализируя огромные тиражи начала 90-х, надо помнить, что в то время стало доступным широким массам (и издавалось огромными тиражами) огромное количество новых наименований ранее недоступной и запрещенной литературы. Немало было и такой литературы, которую народ просто не читал, ее приходилось списывать и тоннами отправлять на переработку. Говоря о сегодняшнем падении тиражей, не стоит забывать и об общем спаде производства, который не мог не повлиять на ситуацию в книгоиздании.

Есть и более глобальные факторы. Сегодня во всем мире речь идет о фундаментальной смене носителей, и так, как когда-то на место глиняных табличек пришел папирус, а его сменила бумага, сегодня человечество переживает новую революцию, когда бумагу посте пенно заменяют электронные носители. Это процесс общецивилизационный. Но гораздо большую роль в нашей стране играет падение покупательной способности населения. При зарплате в $ 260—270 в месяц приобретать книги по цене в $ 16—17 может позволить себе лишь очень большой энтузиаст. Сегодня полки магазинов завалены книгами, о которых еще десять лет мы не могли даже мечтать, но среднестатистический белорусский интеллигент в лучшем случае может позволить себе одну-две книги в месяц. Построить в такой среде нормальное издательское дело просто невозможно. Об этом, кстати, говорят и цифры, отражающие стремительное падение рентабельности в редакционно-издательской сфере. По данным Минстата РБ за 1994 год она составляла 20,6%, за 1995 год — 8,2%, а уже в первом полугодии 1996 года — 2,7%, причем 2/3 учтенных предприятий в этой сфере были убыточны. При этом несомненный интерес представляют и количественные изменения в среде частных издателей. В 1992 году в нашей стране книги выпускали 90 белорусских частных издательств, в 1993 г. — 209, в 1994 г. — 198, в 1995 г. их число сократилось до 117, в 1997 г. их было 90, а в течение первого полугодия 1998 работало лишь 76 частных издательств. Однако печальнее всего в этом процессе сокращение не мелких издательств, возникавших иногда случайно или с какой-либо специфической целью, а исчезновение некоторых «грандов» — издательств, способных выпускать более 1 млн. экземпляров в год и несущих основную нагрузку в издательском деле. У белорусского издательского бизнеса были и иные проблемы, которые, к сожалению, остались нерешенными из-за постоянной и изнуряющей битвы за выживание. Одна из них — отсутствие литературных агентов. После того, как спал начальный ажиотаж вокруг иностранных детективов и почти недоступной раньше фантастики, у читателей проснулся интерес к отечественной литературе. И тут начали возникать определенные проблемы, связанные с попаданием автора на рынок. Именно для этого на Западе существует посредник, который берет на себя функции промежуточного звена между автором и издателем. Профессиональная работа литературных агентств позволяет, с одной стороны, отсеять графоманов, с другой — облегчить путь на рынок талантливым, но еще неизвестным авторам.

Впрочем, агентства все-таки возникли, но специализировались они в основном на перепродаже прав известных иностранных авторов, поскольку это дает приличные гонорары, на процент от которых, собственно, и работает агент. Эта, казалось бы, частная проблема осталась едва ли не главной для отечественных авторов, у которых больше времени уходит на размещение своих произведений, нежели на их написание. В то же время издатели берутся за то, что кажется им наиболее популярным. Говоря о кризисе белорусского частного книгоиздания, нельзя не учитывать открытые границы, которые сыграли свою роль и здесь. В Беларуси с давних пор были сосредоточены серьезные полиграфические мощности, которые позволяли печатать большое количество книг. Некоторое время книжный рынок существовал на вполне цивилизованных началах, когда сюда везли на продажу книги из России, мы же свои благополучно продавали в Москве. Но постепенно на белорусский книжный рынок начали внедряться как российские издательские группы, так и те, для кого книга — источник сверхприбыли любой ценой. К последним можно отнести группировку, контролирующую торговлю самой крупной книжной ярмарки Москвы — спорткомплекса «Олимпийский». Книжная торговля приобрела явно мафиозный оттенок, поскольку вышеупомянутые структуры имели возможность самим решать, кого на книжный рынок пускать, а кого и отодвинуть в сторону, что с успехом и делалось в отношении белорусских частных издательств. Постепенно многие из них превратились в придатки московского частного книжного бизнеса.

В настоящее время белорусские типографии производят продукцию в основном на московский рынок, а точнее — для той самой группы книжного рынка «Олимпийский». Оформляется это, как правило, в виде сотрудничества книжных издательств двух братских республик, и, как правило, не удается обнаружить даже следов перевозки в Россию отпечатанных здесь тиражей. Таким образом, в настоящее время можно говорить о том, что самостоятельных крупных частных книжных издательств в Беларуси сейчас нет, и от 80 до 90% всего частного книжного бизнеса страны сегодня контролируется вышеуказанной московской группировкой. С одной стороны, это можно рассматривать как в некотором роде положительный момент, поскольку типографии и рабочие обеспечены работой, а дешевые бестселлеры не переводятся на отечественных прилавках, но говорить о какой-либо самостоятельности белорусского частного книгоиздания сегодня не имеет никакого смысла.


БИЛЕТ №27

Проблема типологии культур.

Типология культур. Культура очень сложное явление.

 Восток-Запад одна из типологий.

Историческая. (Архаика, др. мир, новое время)

Дописьменная культура, письменная, экранная

Марксистская формация первобытная, рабовладельческая, феодальная, коммунизм, социализм.

Пятерим Сорокин

Международные культурные связи для чего важно развивать. Приводить примеры.

Для наиболее полного изучения феномена культуры применяется метод типологии. Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения по составу множества объектов культуры.

           Существует два основных подхода в типологии культуры:

           - изучение культуры в пространстве (синхрония);

           - изучение культуры во времени (диахрония).

           Термин «синхрония» обозначает состояния и процесс одновременно происхождящие в культуре всего человечества на каком-то этапе его развития.

           Диахронный, т.е. исторический подход выдвигает перед исследователями две проблемы: во-первых, предложить соответствующую периодизацию культурного процесса, во-вторых, вскрыть механизмы, позволяющие культуре не только разбиваться, но и постоянно наращивать свой потенциал.

           В связи с этим выделяют виды типологий;

           - Этнографические типологии (Западная культура - Восточная культура; Христианская культура - Исламская культура - Буддийская культура - Конфуцианская культура; Культура Северных народов - Культура Южных народов и т.д.)

           - Антропологические типологии (Культура белых народов - культура черных народов - культура цветных народов; Культура романских народов - культура тюркских народов и т.д.)

           - Исторические типологии, где основанием является специфика и своеобразие культуры в историческом развитии.

           В исторических типологиях исследователями используются в основном два принципиально разных подхода: «линейный» и «циклический». В первом случае историко-культурный процесс представляется как непрерывное поступательное движение от простого и менее совершенного к более совершенному и сложному, что находит выражение в идее «прогресса». Второй подход, характерный для современных культурологов, заключается в том, что они отрицают идею прямолинейного прогресса и мыслят историю как постоянное во возвращение на новом уровне к некогда уже испытанным культурным формам.

           Рассмотрим основные исторические типологии.

           Одной из первых исторических периодизаций, правда, лишь в пределах первобытно-общинного и рабовладельческого строя, является периодизация древнеримского просветителя Тита Лукреция Кара. Он взял за основу процесс овладения человеком конкретным природным материалом, в результате чего различают: 1) каменный век, 2) медный век, 3) бронзовый век, 4) железный век. Одной из самых распространенных периодизаций культурного развития человечества была основана на марксисткой теории общественно-экономических формаций (XIX в.). В соответствии с формационной теорией принято различать следующие существовавшие в истории типы культур: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и в перспективе - социалистическую и коммунистическую. В основе каждой из этих формаций, а следовательно, и культур, лежат определенные производительные силы и экономические отношения, а в качестве движущей энергии в большинстве из них выступают классовая борьба и революции.

           Немецким социологом, историком М. Вебером (1864-1920) были предложены абстрактные идеальные типы, представляющие собой не объективно существующую социокультурную реальность, а образ - схему. М.Вебер различал три «чистых» типа господства:

           - рациональный тип - правовой, который характеризуется подчинением закону;

           - традиционный тип основывается на святости существующих обычаев и законов;

           -«харизматический» тип (харизма - качества личности) - когда качества какого-либо человека позволяют вдохновлять и увлекать за собой людей (Будда, Наполеон, Петр Великий, В.И. Ленин и др.). М. Вебер считал, что абстрактные модели позволяют изучать множество явлений культуры на количественной основе. Немецкий мыслитель К. Ясперс (1883-1969) в качестве центральных понятий выдвигал «единство истории», «единство человечества», «единство культуры».

           Ясперс настаивает на том, что человеческая культура имеет общие истоки и единую цель. Весь путь становления культуры философ разделяет на четыре последовательно сменяющих друг друга периода:

           -доистория - время создания человека, его биологических свойств, накопления навыков и духовтых ценностей;

           - древние культуры - связан с возникновением почти одновременно в трех областях земного шара древних архаических культур (шумеро-вавилонская, египетская, эгейская), когда человек становится человеком;

           - «осевое время» - духовное освобождение человека, которое происходило одновременно и независимо (в Китае, Индии, и т.д.) с 800 по 200 гг. до н.э. В это время были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий;

           - технический век - начинается с конца Средневековья. Это время создания принципиально новых информационных и других технологий, открытие новых источников энергии.

           В XX веке появились новые воззрения, согласно которым главным показателем культурного уровня того или иного общества является степень его индустриализации. У истоков таких воззрений находились французский философ Р. Арон (1905-1983) и американский экономист и политолог У. Ростоу (род. в 1916).

           Поступательное движение человечества делится на три этапа:

           - доиндустриальное общество - включает в себя первые три формации. Здесь преобладает так называемая первичная сфера экономической деятельности - сельское хозяйство, большую роль играют религия и военная сила, автократическая форма правления;

           - индустриальное общество - соответствует капиталистической формации. Главенствуют «вторичная» сфера производственной деятельности - промышленность. Формы правления демократические;

           - постиндустриальное общество - общество будущего. Главная сфера деятельности

           - «третичная» - духовная. Ведущая роль приобретают наука и образование. Форма правления - «меритократия - аристократы духа», т.е. люди, выделившиеся лишь благодаря своему интеллекту, нравственности и реальным заслугам.

           В 60-х годах XX века канадский ученый М. Маклюэн выдвигает концепцию информационной технологии, где социокультурный процесс связывается с особенностями получения, переработки и передачи информации. Согласно идее Маклкпна, смена эпох в истории человечества определяется господствующими средствами коммуникации:

-эпоха устных (оральных) средств коммуникации - соответствует первобытнообщинной формации;

           -эпоха визуальных средств коммуникации - соответствует появлению письменности - рабовладельческая формация;

           -эпоха появления массовых средств коммуникации - соответствует эпохе Возрождения, когда появляются первые типографические станки;

           - эпоха современных, элекгронных средств коммуникации - соответствует концу

           XIX и далее XX веку (телеграф, радио, телефон, телевизор, интернет). Подводя итог краткому рассмотрению истории типологизаций культуры, выработанных за последние столетия, можно сделать вывод о бесконечности процесса исследований в этом направлении и разнообразии взглядов на процесс развития мировой культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.25.125 (0.014 с.)