![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственные праздники и ценностные ориентиры ритуаловСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ценностную компоненту содержит любое общественно значимое празднование. Праздник всегда предполагает некое торжество, а оно не может не быть связано с какой-то ценностью. Вне аксиологиче- ского значения он бессмысленен. Смысл праздника — торжественное провозглашение ценности. Генетически празднования выстраивались в традиционном обществе как осмысление факторов жизнеспособно- сти сообщества. Содержащийся в них ритуал символически закреплял достигнутое понимание факторов успешности бытия в коллективной памяти. Становясь архетипом, фактор закреплялся в ментальных осно- ваниях бытия народа89. Предлагаемая факторная трактовка природы ценности обуслов- ливает особую значимость праздников в качестве аксиологических механизмов. Праздники могут различаться по масштабу (личные, про- фессиональные, региональные и т. п.). Наиболее интегративные из них получают статус общегосударственных. Предположительно к этому разряду должны быть отнесены такие торжества, в которых номиниру- ются наиболее значимые для соответствующего государства ценности. Государственные праздники входят, таким образом, в структуру идео- логии государства.
Что в этом отношении представляет собой современная Российская Федерация? Анализ государственных праздников России показывает, что их подборка носит, в общем-то, случайный характер. Общее идеоло- гическое рассмотрение годового праздничного календаря показывает, что значительная часть признаваемых государственными праздников современной России ценностно не содержательны. Многие из государ- 89 Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. М., 2001; Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М., 1992; Некрылова А.Ф. Круг- лый год. Русский земледельческий календарь. М., 1989. ственных праздников перенесены из советского красного календаря. Там они имели достаточно определенное идеологическое позициони- рование. Сегодня эта идеология, казалось бы, отрицается, но праздни- ки, ее представляющие, сохранены. В итоге их ценностное содержание оказалось выхолощено и подменено неким аксиологическим суррога- том. Суррогатизация — общая тенденция трансформации празднич- ного календаря в современной России.
Новый год. Празднование Нового года возникло и традиционно ощущалось как торжество природного годового цикла, коловорота времени. Через праздничный ритуал происходило освящение ценно- сти самой жизни, утверждение идеи «вечного возвращения». В русской традиции праздник связывался с урожаем (дарами природы) и прово- дился 1 сентября (решение церковного Собора в Москве, 1348 г.). Пере- неся празднование на 1 января Петр I соединил его с римским Януари- ем (в честь Януса — бога входов и выходов). В России этот праздник не имел особой популярности. Значение его резко возросло с середи- ны 1930-х гг., когда на него был перенесен ряд традиционных ритуалов празднования Рождества. Рождественская елка превратилась в елку Новогоднюю90. До 1936 г. елка была запрещена как атрибут религиозно- го обряда. Запрет, впрочем, был установлен еще до революции в 1916 г. как демонстрация отрицания чуждых для России немецких обрядов. Во время кампании борьбы с религиозными пережитками поэт С. Кир- санов писал в «Комсомольской правде»: «Елки сухая розга Маячит в глазища нам. По шапке Деда Мороза; Ангела — по зубам!». Сегодня Новый год в России по-прежнему воспроизводит значи- тельный компонент рождественской семиотики. Но если в СССР это было замещением нежелательного рождества, то теперь стало его раз- двоением. Что же касается идеи жизненной природной цикличности, то она и вовсе исчезла. Самый массовый на сегодня российский празд- ник (94% празднующих) не имеет сколько бы то ни было вразумитель- ного ценностного позиционирования. Бесконечное ТВ-представление все тех же «героев» и обильная еда. Это и есть ценность праздника? Рождество. К абсурдному положению привело совмещение в одном календаре сразу двух календарных исчислений: юлианского и григори- анского. В результате Новый год отмечается по григорианскому кален- дарю, а Рождество — по юлианскому. Следствием стало массовое кол-
90 Душечкина Е. В. Русская елка: История, мифология, литература. СПб., 2002. лективное новогоднее греховодство, приходящееся на время строгого предрождественского поста. Сама идея внесения в календарь государственных торжеств рели- гиозного праздника ценностно оправдана. Не всем это, впрочем, при- шлось по нраву. Была предпринята попытка опротестовать судебным путем решение о превращении конфессионального праздника в обще- государственный. Но для православной традиции Рождество — не главная праздничная дата. Ценностно этот праздник (если уместна сама такая иерархия) стоял в России традиционно после Пасхи. Неформаль- но выше он в странах католического ареала. Репродуцируя модель за- падноевропейских рождественских каникул, современные российские законодатели игнорируют религиозную традицию России91.
День защитника Отечества. В СССР День Советской армии и во- енно-морского флота имел большое значение для пропаганды воинской службы. Сегодня — это по сути просто гендерный праздник (праздник всех мужчин). Исторические основания праздника весьма сомнитель- ны. Доказано, что каких-то значимых побед Красная Армия 23 февраля 1918 г. не одерживала. Напротив, продолжалось наступление немцев под Псковом. К тому же сомнительно, насколько ценностно приемлемо связывать защиту Отечества с революционной деятельностью боль- шевиков, провозглашавших на том этапе патриотизм атавизмом бур- жуазного строя. В русской эмиграции для выражения ценности госу- дарственного патриотического служения была найдена более понятная календарная дата — 5 апреля, день торжества русского воинства под руководством Александра Невского в битве на Чудском озере (Ледовое побоище). В Российской Федерации, как известно, такого праздника ни на государственном, ни на общественном уровне не существует. Международный женский день. Восьмое марта — второй в рей- тинге популярности, после Нового года, праздник в Российской Феде- рации. При этом в ценностном отношении он еще более выхолощен, чем 23 Февраля. В советское время 8 Марта позиционировалось как день международной солидарности работниц. Исторически он апел- лировал к стачке чикагских ткачих в 1857 г., а идеологически утверж- дал идею борьбы за правовую эмансипацию женщин92. В современной интерпретации празднования тематика трудового равноправия совер- шенно не присутствует. Праздник приобрел исключительно гендерный характер и ценностно сведен до торжеств в честь женского пола. Ряд мыслителей, представляющих церковные круги, утверждают о генети-
91 Булгаков С.В. Православие. Праздники и посты. М., 1994; Алмазов С., Питерский П. Праздники православной церкви. М., 1962. 92 Любимова С.Т. 50-летие Международного Женского дня. М., 1960. ческой связи Международного женского дня с традицией празднова- ния иудейского пурима93. День весны и труда. В СССР 1 мая отмечалось как праздник меж- дународной солидарности трудящихся. Из всех праздничных торжеств он наиболее точно соотносился с идеологией первого в мире неэксплу- ататорского государства трудящихся94. Первые десятилетия советской власти Первомай был главным государственным праздником в СССР. Первое и второе мая официально позиционировались как «дни Ин- тернационала». С 1992 г. Первомай получил наименование «праздни- ка весны и труда», парадоксальным образом смешав в своем идейном содержании совершенно различные ценностные ориентиры. Почему- то объединены природно-циклические и социальные ценности. Един- ственное объяснение этому — стремление как-то растворить полити- ческую нагрузку праздника. Логика в этом просматривается, труд в стране не в чести, так и праздновать по его поводу не обязательно.
День Победы. День Победы, вероятно, единственный наиболее яс- ный в ценностном отношении праздник современной России. Достиг- нутая в 1945 г. победа над гитлеровской Германией и ее союзниками может рассматриваться как апогей истории российского государства, высшая точка его геополитического положения в мире. День России. День России, несмотря на высокопатетическое назва- ние, — самый абсурдный в ценностном отношении праздник в совре- менном российском праздничном календаре. Предметом празднования является апелляция к принятой РСФСР 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете. Суверенность Российской Федерации достигалась посредством разрушения СССР, на самом деле являвше- гося историческим воплощением самой России, такой, какой она сфор- мировалась в истории своей государствепнности. День России, как Российской Федерации, стал отрицанием веками складывавшегося российского государства. Об этом почти прямо заявлено и в консти- туции страны — государственный суверенитет СССР как предшестве- ника РФ проигнорирован. Надо иметь высокую степень цинизма, или, скорее, политического целеполагания, чтобы превратить государствен- ный распад в национальный праздник и присвоить ему к тому же наи- менование Дня России. День народного единства. Само по себе обращение к духовному подвигу народа в 1612 г. можно было бы расценить как возвращение России к национальной ценностной парадигме. Определенные истори-
93 Кураев А. Как делают антисемитом. Можно ли не праздновать 8 марта. М., 1998. 94 Первое Мая в царской России 1890–1916 гг. Сб. док-тов. [М.], 1939; Почебут Г.А. Первомай. Л., 1961. ческие неточности в датировке не имеют здесь принципиального зна- чения. Для праздника в большей степени нужен скорее исторический миф, чем научная непротиворечивость. Другое дело, что День народ- ного единства стал в российском праздничном календаре замещением популярных у значительной части народа торжеств по случаю Великой Октябрьской социалистической революции. Замещение явно содержит элемент суррогатности. Замена не могла пройти успешно ввиду раз- личия типов ценностных ориентиров этих праздников. Празднование 7 Ноября апеллирует к новому идеологическому проекту, обществу будущего. «Коммунизм — это молодость мира, и его возводить моло- дым!». В основе праздника 4 ноября лежит обращение к ценности освя- щенного православием русского национального единения. При реформировании праздничного календаря России наряду с Великой Октябрьской социалистической революцией был отменен и День Конституции. Помимо конъюнктурного соображения о сокраще- нии одного нерабочего дня наличие какой-то логики в этом решении не прослеживается. Оно выглядит особо удивительно в контексте по- стоянных апелляций представителей современной российской власти к нерушимости конституционного законодательства. Праздник, акцен- тированный на ценностях закона и права, имеется в государственном праздничном календаре большинства стран современного мира, и в этом отношении его упразднение в России выглядит противоестественно.
Впечатляет число выделенных под государственные праздники нерабочих дней — 44 дня. 17% годового рабочего времени отменено. 17% прироста ВВП в год отменено? Стране предписано бездельничать, а не работать? Страна не должна трудиться, а только торговать сырьем и покупать готовые машины и продовольствие за рубежом? Откуда в та- ком случае государственный суверенитет? Выводы из этого удивитель- ного факта идут далеко, наряду с сервисизацией структуры экономики и не только. Такого удара по экономике даже мировой кризис не наносит. В целях классификации праздничной сетки России целесообразно провести анализ аксиологического содержания праздников. Выявлены следующие типы предъявляемых в государственных праздниках стран мира ценностей: 1) ценности природы природного цикла; 2) религиозные ценности; 3) социальные ценности; 4) патриотизм, торжество над внешним противником; 5) национальное единение и национальный суверенитет; 6) ценности законности, права и правопорядка; 7) ценность национальных традиций; 8) социальное освобождение, социальное примирение; 9) образ национального лидера; 10) ценность профессиональных, гендерных и иных идентификаций; 11) семейные ценности. Интересно рассмотреть степень представленности всех этих типов ценностей в праздничном календаре России (в нерабочие дни) в раз- резе исторического и странового сопоставления. В Российской империи ценностно доминировала религиозная со- ставляющая праздников95. Сохранение праздничных дат РПЦ в офи- циальном государственном календаре продолжалось до 1928 г. Удиви- тельно, что праздничная сетка первого десятилетия советской власти была более насыщена в религиозном отношении по сравнению с совре- менной ситуацией. В рамках идеологического проекта в праздничном календаре СССР были особо акцентированы праздники, выражающие идею социального освобождения человечества, построения общества будущего96. В современной России обнаруживается пробел в государственных праздниках следующих ценностных ориентиров: ценностей законности, права и правопорядка; ценностей национальных традиций; социаль- ного освобождения, социального примирения; образа национального лидера; семейных ценностей. Особенно тяжелое положение — с цен- ностями национальных традиций. В других странах этот ценностный тип праздника — один из наиболее популярных. В России не только для дней, определяемых государством как нерабочие, но и среди много- численных праздников более низкого уровня нет ни одного, который каким-либо образом представлял бы русские национальные традиции. При сравнении с праздничной сеткой зарубежных стран российская обнаруживает отсутствие пропорциональности ценностного распреде- ления (табл. 5.8.1, 5.8.2)97.
95 Энциклопедия российских праздников. СПб., 1997. 96 Рольф М. Советские массовые праздники. М., 2009. 97 www.yestravel.ru/…/national_holiday/ —; www.nasledie.ru/data/200412/lxnyeprazdniki- stranmira.doc —
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.229.194 (0.015 с.) |