Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственные праздники и ценностные ориентиры ритуалов
Ценностную компоненту содержит любое общественно значимое празднование. Праздник всегда предполагает некое торжество, а оно не может не быть связано с какой-то ценностью. Вне аксиологиче- ского значения он бессмысленен. Смысл праздника — торжественное провозглашение ценности. Генетически празднования выстраивались в традиционном обществе как осмысление факторов жизнеспособно- сти сообщества. Содержащийся в них ритуал символически закреплял достигнутое понимание факторов успешности бытия в коллективной памяти. Становясь архетипом, фактор закреплялся в ментальных осно- ваниях бытия народа89. Предлагаемая факторная трактовка природы ценности обуслов- ливает особую значимость праздников в качестве аксиологических механизмов. Праздники могут различаться по масштабу (личные, про- фессиональные, региональные и т. п.). Наиболее интегративные из них получают статус общегосударственных. Предположительно к этому разряду должны быть отнесены такие торжества, в которых номиниру- ются наиболее значимые для соответствующего государства ценности. Государственные праздники входят, таким образом, в структуру идео- логии государства. Что в этом отношении представляет собой современная Российская Федерация? Анализ государственных праздников России показывает, что их подборка носит, в общем-то, случайный характер. Общее идеоло- гическое рассмотрение годового праздничного календаря показывает, что значительная часть признаваемых государственными праздников современной России ценностно не содержательны. Многие из государ- 89 Капица Ф.С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы. М., 2001; Степанов Н.П. Народные праздники на Святой Руси. М., 1992; Некрылова А.Ф. Круг- лый год. Русский земледельческий календарь. М., 1989. ственных праздников перенесены из советского красного календаря. Там они имели достаточно определенное идеологическое позициони- рование. Сегодня эта идеология, казалось бы, отрицается, но праздни- ки, ее представляющие, сохранены. В итоге их ценностное содержание оказалось выхолощено и подменено неким аксиологическим суррога- том. Суррогатизация — общая тенденция трансформации празднич- ного календаря в современной России.
Новый год. Празднование Нового года возникло и традиционно ощущалось как торжество природного годового цикла, коловорота времени. Через праздничный ритуал происходило освящение ценно- сти самой жизни, утверждение идеи «вечного возвращения». В русской традиции праздник связывался с урожаем (дарами природы) и прово- дился 1 сентября (решение церковного Собора в Москве, 1348 г.). Пере- неся празднование на 1 января Петр I соединил его с римским Януари- ем (в честь Януса — бога входов и выходов). В России этот праздник не имел особой популярности. Значение его резко возросло с середи- ны 1930-х гг., когда на него был перенесен ряд традиционных ритуалов празднования Рождества. Рождественская елка превратилась в елку Новогоднюю90. До 1936 г. елка была запрещена как атрибут религиозно- го обряда. Запрет, впрочем, был установлен еще до революции в 1916 г. как демонстрация отрицания чуждых для России немецких обрядов. Во время кампании борьбы с религиозными пережитками поэт С. Кир- санов писал в «Комсомольской правде»: «Елки сухая розга Маячит в глазища нам. По шапке Деда Мороза; Ангела — по зубам!». Сегодня Новый год в России по-прежнему воспроизводит значи- тельный компонент рождественской семиотики. Но если в СССР это было замещением нежелательного рождества, то теперь стало его раз- двоением. Что же касается идеи жизненной природной цикличности, то она и вовсе исчезла. Самый массовый на сегодня российский празд- ник (94% празднующих) не имеет сколько бы то ни было вразумитель- ного ценностного позиционирования. Бесконечное ТВ-представление все тех же «героев» и обильная еда. Это и есть ценность праздника? Рождество. К абсурдному положению привело совмещение в одном календаре сразу двух календарных исчислений: юлианского и григори- анского. В результате Новый год отмечается по григорианскому кален- дарю, а Рождество — по юлианскому. Следствием стало массовое кол-
90 Душечкина Е. В. Русская елка: История, мифология, литература. СПб., 2002. лективное новогоднее греховодство, приходящееся на время строгого предрождественского поста. Сама идея внесения в календарь государственных торжеств рели- гиозного праздника ценностно оправдана. Не всем это, впрочем, при- шлось по нраву. Была предпринята попытка опротестовать судебным путем решение о превращении конфессионального праздника в обще- государственный. Но для православной традиции Рождество — не главная праздничная дата. Ценностно этот праздник (если уместна сама такая иерархия) стоял в России традиционно после Пасхи. Неформаль- но выше он в странах католического ареала. Репродуцируя модель за- падноевропейских рождественских каникул, современные российские законодатели игнорируют религиозную традицию России91.
День защитника Отечества. В СССР День Советской армии и во- енно-морского флота имел большое значение для пропаганды воинской службы. Сегодня — это по сути просто гендерный праздник (праздник всех мужчин). Исторические основания праздника весьма сомнитель- ны. Доказано, что каких-то значимых побед Красная Армия 23 февраля 1918 г. не одерживала. Напротив, продолжалось наступление немцев под Псковом. К тому же сомнительно, насколько ценностно приемлемо связывать защиту Отечества с революционной деятельностью боль- шевиков, провозглашавших на том этапе патриотизм атавизмом бур- жуазного строя. В русской эмиграции для выражения ценности госу- дарственного патриотического служения была найдена более понятная календарная дата — 5 апреля, день торжества русского воинства под руководством Александра Невского в битве на Чудском озере (Ледовое побоище). В Российской Федерации, как известно, такого праздника ни на государственном, ни на общественном уровне не существует. Международный женский день. Восьмое марта — второй в рей- тинге популярности, после Нового года, праздник в Российской Феде- рации. При этом в ценностном отношении он еще более выхолощен, чем 23 Февраля. В советское время 8 Марта позиционировалось как день международной солидарности работниц. Исторически он апел- лировал к стачке чикагских ткачих в 1857 г., а идеологически утверж- дал идею борьбы за правовую эмансипацию женщин92. В современной интерпретации празднования тематика трудового равноправия совер- шенно не присутствует. Праздник приобрел исключительно гендерный характер и ценностно сведен до торжеств в честь женского пола. Ряд мыслителей, представляющих церковные круги, утверждают о генети-
91 Булгаков С.В. Православие. Праздники и посты. М., 1994; Алмазов С., Питерский П. Праздники православной церкви. М., 1962. 92 Любимова С.Т. 50-летие Международного Женского дня. М., 1960. ческой связи Международного женского дня с традицией празднова- ния иудейского пурима93. День весны и труда. В СССР 1 мая отмечалось как праздник меж- дународной солидарности трудящихся. Из всех праздничных торжеств он наиболее точно соотносился с идеологией первого в мире неэксплу- ататорского государства трудящихся94. Первые десятилетия советской власти Первомай был главным государственным праздником в СССР. Первое и второе мая официально позиционировались как «дни Ин- тернационала». С 1992 г. Первомай получил наименование «праздни- ка весны и труда», парадоксальным образом смешав в своем идейном содержании совершенно различные ценностные ориентиры. Почему- то объединены природно-циклические и социальные ценности. Един- ственное объяснение этому — стремление как-то растворить полити- ческую нагрузку праздника. Логика в этом просматривается, труд в стране не в чести, так и праздновать по его поводу не обязательно.
День Победы. День Победы, вероятно, единственный наиболее яс- ный в ценностном отношении праздник современной России. Достиг- нутая в 1945 г. победа над гитлеровской Германией и ее союзниками может рассматриваться как апогей истории российского государства, высшая точка его геополитического положения в мире. День России. День России, несмотря на высокопатетическое назва- ние, — самый абсурдный в ценностном отношении праздник в совре- менном российском праздничном календаре. Предметом празднования является апелляция к принятой РСФСР 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете. Суверенность Российской Федерации достигалась посредством разрушения СССР, на самом деле являвше- гося историческим воплощением самой России, такой, какой она сфор- мировалась в истории своей государствепнности. День России, как Российской Федерации, стал отрицанием веками складывавшегося российского государства. Об этом почти прямо заявлено и в консти- туции страны — государственный суверенитет СССР как предшестве- ника РФ проигнорирован. Надо иметь высокую степень цинизма, или, скорее, политического целеполагания, чтобы превратить государствен- ный распад в национальный праздник и присвоить ему к тому же наи- менование Дня России. День народного единства. Само по себе обращение к духовному подвигу народа в 1612 г. можно было бы расценить как возвращение России к национальной ценностной парадигме. Определенные истори- 93 Кураев А. Как делают антисемитом. Можно ли не праздновать 8 марта. М., 1998. 94 Первое Мая в царской России 1890–1916 гг. Сб. док-тов. [М.], 1939; Почебут Г.А. Первомай. Л., 1961. ческие неточности в датировке не имеют здесь принципиального зна- чения. Для праздника в большей степени нужен скорее исторический миф, чем научная непротиворечивость. Другое дело, что День народ- ного единства стал в российском праздничном календаре замещением популярных у значительной части народа торжеств по случаю Великой Октябрьской социалистической революции. Замещение явно содержит элемент суррогатности. Замена не могла пройти успешно ввиду раз- личия типов ценностных ориентиров этих праздников. Празднование 7 Ноября апеллирует к новому идеологическому проекту, обществу будущего. «Коммунизм — это молодость мира, и его возводить моло- дым!». В основе праздника 4 ноября лежит обращение к ценности освя- щенного православием русского национального единения.
При реформировании праздничного календаря России наряду с Великой Октябрьской социалистической революцией был отменен и День Конституции. Помимо конъюнктурного соображения о сокраще- нии одного нерабочего дня наличие какой-то логики в этом решении не прослеживается. Оно выглядит особо удивительно в контексте по- стоянных апелляций представителей современной российской власти к нерушимости конституционного законодательства. Праздник, акцен- тированный на ценностях закона и права, имеется в государственном праздничном календаре большинства стран современного мира, и в этом отношении его упразднение в России выглядит противоестественно. Впечатляет число выделенных под государственные праздники нерабочих дней — 44 дня. 17% годового рабочего времени отменено. 17% прироста ВВП в год отменено? Стране предписано бездельничать, а не работать? Страна не должна трудиться, а только торговать сырьем и покупать готовые машины и продовольствие за рубежом? Откуда в та- ком случае государственный суверенитет? Выводы из этого удивитель- ного факта идут далеко, наряду с сервисизацией структуры экономики и не только. Такого удара по экономике даже мировой кризис не наносит. В целях классификации праздничной сетки России целесообразно провести анализ аксиологического содержания праздников. Выявлены следующие типы предъявляемых в государственных праздниках стран мира ценностей: 1) ценности природы природного цикла; 2) религиозные ценности; 3) социальные ценности; 4) патриотизм, торжество над внешним противником; 5) национальное единение и национальный суверенитет; 6) ценности законности, права и правопорядка; 7) ценность национальных традиций; 8) социальное освобождение, социальное примирение; 9) образ национального лидера; 10) ценность профессиональных, гендерных и иных идентификаций; 11) семейные ценности. Интересно рассмотреть степень представленности всех этих типов ценностей в праздничном календаре России (в нерабочие дни) в раз- резе исторического и странового сопоставления. В Российской империи ценностно доминировала религиозная со- ставляющая праздников95. Сохранение праздничных дат РПЦ в офи- циальном государственном календаре продолжалось до 1928 г. Удиви- тельно, что праздничная сетка первого десятилетия советской власти была более насыщена в религиозном отношении по сравнению с совре- менной ситуацией. В рамках идеологического проекта в праздничном календаре СССР были особо акцентированы праздники, выражающие идею социального освобождения человечества, построения общества будущего96. В современной России обнаруживается пробел в государственных праздниках следующих ценностных ориентиров: ценностей законности, права и правопорядка; ценностей национальных традиций; социаль- ного освобождения, социального примирения; образа национального лидера; семейных ценностей. Особенно тяжелое положение — с цен- ностями национальных традиций. В других странах этот ценностный тип праздника — один из наиболее популярных. В России не только для дней, определяемых государством как нерабочие, но и среди много- численных праздников более низкого уровня нет ни одного, который каким-либо образом представлял бы русские национальные традиции. При сравнении с праздничной сеткой зарубежных стран российская обнаруживает отсутствие пропорциональности ценностного распреде- ления (табл. 5.8.1, 5.8.2)97.
95 Энциклопедия российских праздников. СПб., 1997. 96 Рольф М. Советские массовые праздники. М., 2009. 97 www.yestravel.ru/…/national_holiday/ —; www.nasledie.ru/data/200412/lxnyeprazdniki- stranmira.doc — Таблица 5.8.1
|
|||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.02 с.) |