Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ценность страны и государствообразующий народСодержание книги
Поиск на нашем сайте
По количеству упоминания понятий «страна» и «народ» россий- ский гимн соответствует среднестатистическим показателям. При описании категории «страна» в российском гимне, по сравнению с со- ветским, увеличилось количество стилистически нейтральных слов, что свидетельствует об уменьшении степени идеологизированности современного гимна. Категория «народ» наиболее часто встречается в гимнах Франции («Пусть не один герой падет — земля других про- изведет, всегда готовых для расплаты»)56, Турции («Не хмурься, флаг, коль люди под тобой, а улыбнись, ведь мой народ — герой»)57, а также СССР и России. Как видно из приведенных цитат, характерная черта французского и турецкого гимнов — героизация своего народа и апел- лирование к теме гражданственности. В советском и российском гим- нах категория «народ» представлена в равной степени (рис. 5.2.6).
12 10 8 6 4 2 0 Народы Мы Партия Предки Рис. 5.2.6. Существительные, характеризующие понятие «народ»
Характерным отличием является замена слова «партия» в старом гимне («партия Ленина — сила народная») на слово «предки» в новом («предками данная мудрость народная»), что отражает деидеологиза- цию современного российского гимна.
Ценность государственной власти Категория государственной власти наиболее часто встречается в гимнах Великобритании, Японии и СССР (рис. 5.2.7). В гимне Великобритании («Боже храни королеву») четко обозначе- на ценностно-целевая составляющая58. В качестве основных ценностей выделены сакральность государственной власти, традиции и право. 56 Марсельеза: пер. Н. Гумилева // Стихотворения и поэмы (Библиотека поэта. Боль- шая серия). Л., 1988. 57 Государственный гимн Турции. URL: http://www.neoland.ru/gn_Turkey. htm. 58 Государственный гимн Великобритании. URL: http://www.neoland.ru/gn_GreatBritain. htm.
8 7 6 5 4 3 2 1 0
Рис. 5.2.7. Представленность категорий «слава», «власть» и «величие» в текстах национальных гимнов
Цель — поддержание традиций монархического правления. В япон- ском гимне также в качестве цели обозначено поддержание традиций императорской власти: «Правь, император, тысячу, восемь ли тысяч поколений, пока мох не украсит скалы, выросшие из щебня»59. В советском гимне тема власти раскрывается через обращение к правлению коммунистической партии («Партия Ленина — сила на- родная нас к торжеству коммунизма ведет!»)60. Как было показано выше (см. рис. 5.2.6 и 5.2.7), в российском гим- не отсутствует идеологический компонент, основной акцент сделан на слове «слава».
Религиозные ценности Религиозный компонент в текстах национальных гимнов связан с категорией «Бог», упоминанием конкретной религии или религиозной атрибутики (например, «зеленый флаг» в исламе). Наиболее часто категория «Бог» встречается в гимнах Великобри- тании («Боже, храни королеву»), Индии и Турции. При этом чаще всего апелляция к данной категории происходит при обосновании сакраль- ного характера государственной власти либо сакральности самого го- сударства (рис. 5.2.8). 59 Государственный гимн Японии: пер. А. Лазарева. URL: http://www.neoland.ru/gn_ Japan.htm. 60 Государственный гимн СССР. URL: http://www.hymn.ru/anthem-sovietunion–1977. html. Бог Религия 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0
Рис. 5.2.8. Представленность категорий «Бог», «религия» в текстах национальных гимнов, количество слов
Обращение к религии наиболее характерно для гимнов стран, ис- поведующих ислам, например Ирана, Саудовской Аравии. В гимне Ирана религиозный компонент раскрывается через обра- щение к Исламу и подчеркивание мусульманского характера иранского государства61: Твое послание, о Имам, о Независимости и Свободе отпечатано в наших душах. О Мученики! Ваше громкое эхо в ушах Времени: Будь стойкой и вечной, Исламская республика Иран! При этом стоит отметить, что среди респондентов рассматривае- мых стран именно жители Ирана (78%) чаще всего говорят о важности религии (по данным «Обзора мировых ценностей»). Далее со значи- тельным отрывом идут Индия (51%) и Бразилия (51%)62. Среди росси- ян только 14% говорят о важности религии. Среди стран, для жителей которых религия не важна совсем, наибольший процент у Китая (47%) и Японии (44%) — стран, в которых религиозный компонент заменен идеологическим. В гимне Саудовской Аравии религиозная тематика раскрыта доста- точно широко («Моя страна, живи вечно на славу всем мусульманам»), но в то же время через упоминание института королевской власти («Да здравствует Король во имя флага и страны») в гимне подчеркивается светский характер государства63. 61 Государственный гимн Ирана. URL: http://www. neoland.ru/gn_Iran.htm. 62 World Values Survey. URL: http://www. worldvaluessurvey. org. 63 Государственный гимн Саудовской Аравии. URL: http://www. neoland.ru/gn_Saudi_ Arabia.htm. В ходе контент-анализа также были рассмотрены два ценностных блока, категории которых относятся к гражданским и философским ценностям: 1) свобода, единство, право (гражданские ценности) (рис. 5.2.9); 2) жизнь, смерть, любовь, мир (философские ценности) (рис. 5.2.10). Ценность единства, как уже было показано выше, широко пред- ставлена в гимнах Франции, Италии и СССР. 12 10 8 6 4 2 0
Рис. 5.2.9. Представленность категорий «свобода», «единство», «право» в текстах национальных гимнов 6 5 4 3 2 1 0
Рис. 5.2.10. Представленность категорий «жизнь», «смерть», «любовь» и «мир» в текстах национальных гимнов
Все три анализируемые гражданские категории присутствуют в гим- не Германии. В немецком гимне четко обозначена ценностная цель — построение единого правового и свободного государства. Ценность го- сударства, этатизм характерны для немецкой политической культуры. Однако изменение политического контекста в связи с объединением ФРГ и ГДР в 1991 г. повлияло на трансформацию ценностной состав- ляющей немецкого гимна. Наряду с ценностью государства добавились новые характеристики: ценности свободы, единства и права («Един- ство и право и свобода для немецкой отчизны. Давайте все стремиться к этому по-братски, сердцем и рукой»)64. Ценность права обозначена в гимне Великобритании: «Пусть она [королева] защищает наши законы»65. Что касается российского гимна, то в нем из перечисленных цен- ностей трижды номинированы «единство» и «свобода», но в советском гимне данные категории встречаются чаще. Среди наиболее жизнеутверждающих гимнов — гимны США, Ис- пании, Швеции и Бразилии. Категория «смерть» встречается в гимне Италии (в связи с его негативной мобилизационной направленностью). Категория «мир» в рассматриваемых текстах национальных гимнов встречается достаточно редко, что в целом свидетельствует о том, что для рассматриваемых стран категория «мир» не является основопола- гающей ценностью для поддержания государств. Среди стран, в гимнах которых присутствует категория «любовь», — Норвегия и Бразилия. Были также проанализированы категории «семья» и «труд». Цен- ность семьи актуализована в гимне Норвегии: «Любим дым родно- го дома, и отца, и мать», в то время как ценность труда представлена в гимне Канады («Край надежд тех, чей труд стал прочней всех опор»)66 и СССР («И Ленин великий нам путь озарил: на правое дело он поднял народы, на труд и на подвиги нас вдохновил»)67. Что касается оценки важности труда, сделанной в рамках проекта «World Values Survey», то наибольшую ценность труд представляет для жителей Ирана (77%), Индии (69), Бразилии (65%) и Франции (64%)68. Среди россиян цен- ность труда отмечают 50% опрошенных. Если более подробно сравнить ценностную структуру российского и советского гимнов, то можно увидеть, что ценностная структура современ- ного российского гимна лишена идеологической окраски (рис. 5.2.11). В гимне РФ в качестве главной объединяющей идеи предлагается «слава» (взамен «свободы» и «коммунизма» в старом). Несмотря на сохранение музыкальной темы, отмеченные особен- ности современного гимна снижают его мобилизационный потенциал по сравнению с гимном СССР. 64 Государственный гимн ФРГ. URL: http://www.moskau.diplo.de/Zentrale_20Kompo- nenten/Themenpakete/20__Jahre__Mauerfall/Nationalhymne__teaser/ru/text__national- hymne,property=Daten.pdf. 65 Боже, храни Королеву: Государственный гимн Великобритании. URL: http://www. neoland.ru/gn_GreatBritain. htm. 66 Государственный гимн Канады. URL: http://200stran.ru/hymns_country94.html. 67 Государственный гимн СССР. URL: http://www.hymn.ru/anthem-sovietunion–1977.html. 68 World Values Survey. URL: http://www.worldvaluessurvey.org.
Рис. 5.2.11. Сравнение ценностных категорий советского и российского гимнов
На основе проведенного анализа можно выделить четыре типа гимнов. 1. Гимны с негативной мобилизацией. Характерны для государств, символика которых сформировалась в ходе борьбы за националь- ное освобождение и социальное обновление (Италия, Норвегия, Китай, Турция, Франция). 2. Гимны с позитивной мобилизацией. Характерны для стран со ста- бильной государственной системой, основанной на традициях (США, Великобритания, Япония, Иран, Саудовская Аравия). От- дельно стоит сказать о германском гимне, текст которого был от- редактирован в позитивном духе после объединения ФРГ и ГДР. 3. Гимны с сочетанием позитивной и негативной мобилизации. Ха- рактерны для стран с молодой государственностью (Канада). 4. Гимны без ярко выраженной мобилизационной составляющей. Характерны для стран, переживающих переходный период, отме- ченный отсутствием новой национальной идеи (Индия, Россия). При этом выявляется характерная закономерность. Тип гимна определяет отнюдь не принадлежность государства к тому или иному цивилизационному типу. Особенности символики, заложенной в тот или иной национальный гимн, зависят от стадии развития националь- ного государства, на которой данный гимн был принят. Оценивая потенциал российского гимна для мобилизации населе- ния страны на реализацию общих целей, можно отметить несколько тенденций. Структура и смысл гимна РФ логически отражают развитие нацио- нального государства в постсоветский период. Ныне существующий гимн — это компромисс, объединяющий различные общественные силы, придерживающиеся различных ценностей и целей. В российском гимне отсутствует идеологический компонент. В современном россий- ском гимне отсутствует видение будущего, ясное представление о на- циональных целях. Принятие современного гимна способствовало успешному реше- нию тактических задач, стоявших перед властью в начале 2000-х гг. Од- нако его способность мобилизовать население страны для реализации будущих целей невысока. Мобилизационный компонент в гимне не вы- ражен — в тексте не сформулирована миссия, отражающая цивилиза- ционную специфику российского государства.
|
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.98.39 (0.015 с.) |