Государственный девиз как формула национальной идеи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный девиз как формула национальной идеи



Без национальной идеи никакое государство в долгосрочной пер- спективе не может существовать. Ее наличие устойчиво обнаружива- ется в истории, начиная с древнейших цивилизаций. Античный Рим, например, руководствуясь идеологемой Pax Pomana, исторически реа- лизовывал проект формирования мировой империи. Вполне осознан- ной целевой идеологической установкой обладала Московская Русь, обнаруживая ее в представленном в рамках концепта о «Третьем Риме» неком мессианском царствии. Формула идеи выражалась в послании старца Псковского Елиазарова монастыря Филофея князю Василию III: «Храни и внимай, благочестивый царь, тому, что все христианские царства сошлись в одно твое, что два Рима пали, а третий стоит, чет- вертому же не бывать». Образное воплощение идеологемы закрепля- лось через понятие «Святая Русь». В императорский период российская идеология модифицировалась в виде уваровской формулы «Правосла- вие. Самодержавие. Народность». Национальным девизом был при- зыв «За Веру, Царя и Отечество!». Идеология советского государства определялась мессианской эсхатологией коммунизма. Лозунг «Проле- тарии всех стран соединяйтесь!», несмотря на свой подчеркнуто интер- националистский характер, использовался в качестве национальной идеологемы. Последующая идеологическая коррекция определялась практикой строительства социализма в одной стране, была увязана со сменой ориентиров от космополитического мессианства мировой ре- волюции к национальному государственному строительству. Измене- ние в соответствии с новыми реалиями формулировок национальной идеи не означало трансформации сущности России. Сам факт такого рода изменений приводит к вопросу об оптимумальном соотношении


изменчивости и преемственности в формулах государственного бытия.

«Вместо Третьего Рима, — рассуждал в связи с большевистской идео- логической трансформацией Н.А. Бердяев, — в России удалось осуще- ствить Третий Интернационал, и на Третий Интернационал перешли многие черты Третьего Рима. Третий Интернационал есть тоже свя- щенное царство, и оно тоже основано на ортодоксальной вере. Третий Интернационал есть не Интернационал, а русская национальная идея. Это есть трансформация русского мессианизма».

Ту или иную систему идеологического самоопределения имеет зна- чительная часть государств современного мира. Для США — это ми- ровой проект Pax Americana. Достаточно взять в руки американскую однодолларовую банкноту, чтобы обнаружить формулы реализации национального американского проекта — «Из множества одно»  и

«Новый порядок на века». Признанным национальным девизом США выступает идеологема «In God We Trust» («На Бога уповаем»), соот- носящаяся с протестантской мировоззренческой доктриной Manifest Destiny — «божественного предопределения». Французы со времен Великой революции оперируют в качестве национальной идеологемы

формулой «Свобода. Равенство. Братство». В качестве девиза итальян- ского национального освобождения использовался сформулирован- ный младоитальянцами императив «Бог и народ», проводящий идею, что борьба за государственное единение Италии является религиоз- ным долгом каждого. Современное итальянское государство оперирует также идеологемой «Новая Италия — сегодня», реализующей установ- ку нации на развитие. Идеология сионизма составляет, как известно, идеологическую основу существования государства Израиль. Образ

«земли обетованной» составляет семантическое ядро израильской на- циональной идеологемы. В соответствии с принципами, заложенными создателем нового турецкого государства Кемаля Ататюрка, Турция идеологически ориентирована на реализацию национального пантюр- кистского проекта. Принудительно деидеологизированная Россия дис- сонирует в этом отношении с общими мировыми принципами идеоло- гически определенного государственнического бытия.

Формула национальной идеи выступает своеобразным ценностным манифестом страны. При органическом подходе к ее определению она выражает наиболее значимые для соответствующего государства цен- ности. В сжатом формате национального девиза дать перечень всех ценностей не представляется возможным. К тому же за некоторыми ис- ключениями этот перечень у различных государств имел бы сходный ха- рактер. Институт семьи или патриотическое воспитание — для какого из государств они не относятся к факторному ценностному ряду? Вопрос,


следовательно, заключается в выявлении иерархического распределения ценностей. Именно в факторной иерархии состоит национальная цен- ностная специфика. Анализ существующих формулировок националь- ных девизов позволяет провести их классификацию (табл. 5.3.1).

Таблица 5.3.1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.005 с.)