Глава первая «Старый клён, стерегущий Русь». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава первая «Старый клён, стерегущий Русь».



Малая Родина! То место на планете, где навсегда осталась частичка души! Там мы родились, там прошла юность.

 Часто людям приходится навсегда уезжать из родных мест, но всё равно остаётся Малая Родина в сердце. И связь с ней неразрушима временем и расстоянием.

Оттого так часто образ Малой Родины отражён в русской литературе, особенно – в поэзии. И образ этот неотделим от души русского народа – оттого и берут стихи эти                   за душу – и часто песнями становятся.


Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.


Стихотворение без названия С.А. Есенина. Прощание с отчим домом приобретает в произведении глубокое значение. Оно символизирует прощание со всем прежним укладом жизни.

Автор словно «сливается» с лирическим героем в понимании,  в ощущении происходящего. Он уже точно знает, что даже если                       и вернётся назад в деревню, то жизнь его не будет прежней.

И, конечно, большую роль в произведение играют образы родителей, тоже навсегда связанных с тем, что дорого, чего никогда не отнять.


Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.



Я не скоро, не скоро вернусь!   

Долго петь и звенеть пурге.

Стережёт голубую Русь
Старый клён на одной ноге.


Лирический герой понимает, что возвращение на родину произойдёт ещё очень нескоро. Но всё же надеется, что в его отсутствие родное село ещё будет хранить былые черты.                      И «залогом» этой надежды становится старый клён.


И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клён
Головой на меня похож.


(Образ клёна становится главным и в одном из самых известных «песенных» стихов поэта, в котором лирический герой тоже «сам себе казался таким же клёном»). Клён воплощает кровную связь с малой родиной.

Глава вторая «Тихая Родина детства».

И вот звучит похожая мысль у того, кого многие считают «продолжателем» мыслей и чувств С.А.Есенина.  


Тихая моя родина!
Ивы, река, соловьи…
Мать моя здесь похоронена
В детские годы мои.

— Где тут погост? Вы не видели?
Сам я найти не могу.-
Тихо ответили жители:
— Это на том берегу.


Стихотворение «Тихая моя родина» родившегося через сорок с лишним лет                   Н.М. Рубцова. Только здесь лирический герой возвращается через много лет на свою малую родину – туда, где провёл своё детство. Но, как и у С.А.Есенина, лирический герой и сам поэт «сливаются» воедино. 

Итак, лирический герой Н.М.Рубцова видит, что его малая родина сильно изменилась за время его отсутствия, люди, захотев взять верх над природой, вырыли канал -                 и речка превратилась в болото. (И каналы, и болота связаны для русского человека двадцатого века с отторжением души – но сейчас не об этом).


Тихо ответили жители,
Тихо проехал обоз.
Купол церковной обители
Яркой травою зарос.

Там, где я плавал за рыбами,
Сено гребут в сеновал:
Между речными изгибами
Вырыли люди канал.


Тина теперь и болотина
Там, где купаться любил…
Тихая моя родина,
Я ничего не забыл.

Новый забор перед школою,
Тот же зелёный простор.
Словно ворона весёлая,
Сяду опять на забор!


Главное слово, которое звучит здесь, - «тишина»                              на разные лады. Потому, наверное, что отразил поэт суть Руси, русской души. Стук сердца, движение души только в тишине «слышны».

А дальше вспоминает лирический герой, что скоро придёт время снова уезжать. И душа наполняется грустью.


Школа моя деревянная!..
Время придёт уезжать —
Речка за мною туманная
Будет бежать и бежать.


Он помнит эту речку прежней, неиспорченной людьми. И школа деревянная возвращает в детство. Наверное, и как любимый С.А.Есениным клён.


Оттого и такой, похожий на крик души, финал.


С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

 Самую смертную связь.


И хоть всё стихотворение, как, наверное, и произведение С.А.Есенина, проникнуто грустью – но всё-таки финал                    не выражает безысходной тоски, отчаяния - он глубоко философский. И вряд ли эти мысли - только личное переживание лирического героя, да и самого поэта, большая часть детства которого прошла в детском доме. 

Крик души – души любящей – но не крик отчаяния. Потому что выше отчаяния любовь.

Признание в любви малой родине говорит                     не только о связи поэта с родиной. Это - «смертная связь» - здесь похоронена его мать и, наверное, далёкие предки, которых он не видел, а только слышал о них от матери. 

Глава третья «Берёзы Родной Руси».

И потому вот ещё одно - не менее пронзительное стихотворение Н.М. Рубцова                             с коротким и таким глубоким названием - «Берёзы».  



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 113; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.005 с.)