Глава восьмая «византийский Город на Северо-востоке» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава восьмая «византийский Город на Северо-востоке»



Или «Духовная «эстафета».


Когда в растленной Византии

Остыл божественный алтарь

И отреклися от Мессии

Иерей и князь, народ и царь…


Именно тогда Русь, по словам мыслителя и поэта В.С.Соловьёва, «приняла эстафету», став единственным Царством Православным.

«Два Рима пали, третий – Московское Царство стоит, а четвёртому не бывать».                 И забывать  об этом пророчестве - «предупреждении» русских людей иноком Псково-Печёрского Монастыря Филофеем никак нельзя – иначе, конец всему.

Почему сейчас об этом вдруг вспомнили? Да потому, что в бывшем селе Бибирево - ныне почти рядом со станцией метро «вырос» не просто удивительный по красоте Храм – а целый «Град Византийский»! Византийский купол, как написано в знаменитых «Трёх очерках» Князя-Философа Е.Н. Трубецкого, словно «небо, землю покрывшее». Золото куполов рядом с синевой словно соединение неба, «очами зримого», с «золотом полуденного солнца» - Царства Небесного.

В этом Величественном Пространстве пять алтарей. Главный – в Честь Собора Святых Московских – Святых Столицы Православной.

 Собор, Соборность – Единство Духовное – Единство во Имя Христа,                    во имя Отечества Небесного и земного! Единство, что над временем                             и пространством! Оттого, наверное, Образы Соборные особое чувство вызывают.

  Святые Московские – и Благоверные Князья, и мир сей презревшие Юродивые,                  и Новомученики окаянного века богоборческого.

 А в центре, конечно, Святители Московские с Образом Пресвятой Богородицы.  И перенесший в Москву Кафедру Митрополичью Пёт р; и                    Алексий, по молитве которого сами собою лампады в Успенском Соборе зажигались; и за обличение опричнины убиенный Митрополит-Мученик Филипп

Словно Образ в Образе. Словно Икону Святителей Московских                    во времени и пространстве «расширили».

Снова и снова приходят мысли о том, что без них, без их вознесённых к Небу молитв, без мудрых их деяний, без жертвенного их служения мы, ныне живущие, могли и вовсе                  в этот мир не прийти.

                                      Глава девятая

 «Князь-Миротворец, в столице Православной просиявший».

Подойдём ближе с благоговением и всмотримся…

Князь Московский Даниил, которому лишь сорок два года земной жизни отпущено было! Спас Князь Столицу нашу Православную в годы нашествия поганых, возвеличил неприметное когда-то княжество до Града Стольного! Стала при нём Москва от врага прибежищем. Князь – Миротворец, Сын Святого Воина Александра. «Звезда Пресветлая Земли Русской», «Миротворец Святой», «кротость оружьем признавший»                             и победивший, приняв лишь одно сражение. (Слова сии из Жития Благоверного Князя Даниила и из песни о Благоверном Князе, созданной инокинями одной из обителей                                                      в Александрове, исполненной знаменитым Архидиаконом Романом).  

 Обитель, Благоверным Князем воздвигнутая, позже всех в годы богоборчества отнятая и раньше всех, ещё при партийных вождях, возвращённая, - самая в Москве древняя. Она на другом конце Столицы нашей. Благоверный Князь Даниил Московский, с иконы на нас смотрящий - один из великого множества примеров соединения во времени и пространстве земном.

          Глава десятая «Через века и пространство земное…»

И не только, конечно, Образ Святого Князя Благоверного.

Один из Престолов здесь в Честь Святителя Мирликийского Николая. Да где же нет Образа почитаемого всем миром христианским Чудотворца?! Угодника Божьего, что, будучи ещё младенцем новорождённым, три часа в Крещенской Купели простоял! Святого Покровителя всех неправедно осуждённых, путешествующих, в нищете оказавшихся.

Вспоминается, с каким благоговением говорит о Святител е Николае  простой урядник в повести И.С.Шмелёва «Пути Небесные». О том, сколько храмов Никольских                        в одном лишь Зарядье! И о том ещё, как обходили лихие люди их район, когда                           на дежурство заступал старый урядник, лицом на один из образов Святителя Мирликийского похожий. 

 Наконец, сколько улиц московских от Святителя имена свои получили – и даже в годы безбожные на названия советские не поменяли. (Вспомнить хотя бы фильм «Девушка                 без адреса»)...

А рядом - Престол в честь тех, что жили в окаянном веке богоборческом и как Истинные Воины Христовы за веру христианскую мученическую кончину приняли. Священнослужители и миряне разных профессий, Герои Отечества, в огне Первого Мирового пожара уцелевшие и слугами антихриста                         на Бутовской Голгофе убиенные.

Образ Мучеников Бутовских! Конечно, в памяти сразу же встают Храмы,                          на полигоне смерти из пролитой крови «выросшие», поднявшиеся. Кресты, - и тот, что с Соловков по всей России везли, и деревянный – замироточивший – там, где убиение двадцати тысяч русских людей слугами антихриста совершилось. И рвы, и Аллея Памяти.

А ещё Храм у станции «Бутово» в честь Митрополита Серафима, которого                           на расстрел скорая помощь везла...

Словно огромный «мост» и в пространстве - на Юго-запад Столицы - и во времени               на шестнадцать веков…      

 

Глава одиннадцатая «Взор, любви преисполненный»

Среди пяти престолов Храма должен же хоть один быть в Честь Пресвятой Богородицы?! Конечно, - справа от Главного Престола,                       в честь Образа Ея, что Взысканием Погибших называют. Образ, конечно, не столь древний, как Владимирский, Иверский, Млекопитательница. Ещё одно напоминание о Заступничестве Пречистой вне времени земного. Какое глубокое, заставляющее задуматься название – нет, Имя! Это не только память и молитва об убиенных. Молитва о душах погибших, отмолить которые только Ей под силу…

(Знаю один величественный Храм в Москве, где все три престола Чудотворным Образом Ея посвящены. Он далеко – в Марьине).

И неразрывно связан Образ Сей со Святой Московской двадцатого века,                                          с Блаженной, что, слепой уродившись, духовным зрением жизнь каждого видела.                         С Блаженной Матронушкой Московской – по её просьбе и этот Образ Пресвятой Богородицы написали.

А сама Святая Матронушка с образа иконописного на всех приходящих с любовью взирает. Взирает, как и в Покровском Монастыре, что рядом с Абельмановской заставой, где, рекою многоводною притекает народ православный к мощам Святой. Взирает, как и во многих храмах московских.

Невольно вспоминаются слова Блаженной: «Все, все приходите ко мне                                       и рассказывайте, как живой, о своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать,  и помогать вам»…

А ещё здесь рядом Образ Святой Княгини Московской, - супруги, сподвижницы Благоверного Князя, на Поле Куликовом с погаными сражавшегося. К Святой Благоверной Княгине – Матушке Евфросинии и к Князю-Воину Дмитрию мы уже обращались – там в маленьком Храме в Медведково, по Милости Божией «екатеринбургской участи» избежавшему.

А здесь взирает на входящих с иконостаса Святая Княгиня Благоверная...

И вот ещё один Образ, к которому обязательно надо подойти, – его не              во всяком храме увидишь. Образ, напоминающий о Первой Неделе Великого Поста - о Победе Истины Христовой над ересью,                         над иконоборчеством. Образ Торжества Православия.

(Помните, мы говорили о Святыне, Дню Сему Великому посвящённой, что над Алтуфьевским шоссе вознеслась?! Она совсем не далеко отсюда. Минут за двадцать дошли, не спеша)…

Пять престолов – но есть ещё и нижний Храм, в честь   Игумена Земли Русской освящённый. В честь Чудотворца Радонежского, русское воинство на битву с ордами благословившего.

Да разве есть хоть одна Святыня Православная, где бы не взирал                               на молящихся с образа иконописного Преподобный Сергий?!

              

                          Глава двенадцатая

«Покровители Столицы Православной - Покровители Святой Руси»

И, наконец, при взгляде на Соборный Образ Московских Святых, невозможно не вспомнить и о том, что ежегодное московское празднество, что в начале сентября, совпадает – не случайно же - с тем Днём, когда вспоминает Церковь Святых Московских. (Первое воскресенье сентября). Потому что всё духовные корни имеет, даже если о том не знают или забыть пытаются…

Сей Образ Соборный со Святителями в центре, весь Величественный Храм, «эстафету» Царьграда принявший, - ещё одно напоминание о том, что на нас, в Православной Столице рождённых, особая – духовная, нравственная «миссия». Не повод «происхождением кичиться»,  а ответственность за сохранение духовных традиций...

Снова вспоминаются слова Инока Филофея, мыслителем, поэтом В.С.Соловьёвым через четыре века как напоминание повторённые: «Два Рима пали, третий – Московское Царство стоит, а четвёртому не бывать».

Московские Святые! Помогите нам о том не забывать! Иначе, конец и Столице,               и всей Руси Святой!

Московские Святые! Молите Бога о нас!

Глава тринадцатая «Возвращение к Истокам».

В завершении беседы перенесёмся мысленно в бывшее село Владыкино – в то место, что рядом с Окружным мостом. Зрелище, прямо сказать, невесёлое. Только вдруг, у моста, словно сказочное видение, «вырастает» маленький Храм цвета пламени...

 Уцелела Святыня в годы повального безумия, охватившего страну беснования, разрушений повсеместных! И потом, когда «под видом» строительства парка снести хотели…

  Храм напоминает о Её приходе в мир – оттого и такое название главы. Ведь без Неё – без Её свободного волеизъявления никогда                                не свершилось бы спасения нашего...   

Икона, иконостас, храмовое пространство, как написал в своём главном труде бесовской властью убиенный П.А.Флоренский, - «окно  в Царствие Небесное». Кажется, здесь,                   в маленьком Храме цвета пламени, ощущается это с особенной силой. Возникает ощущение, что пространство внутри больше, чем снаружи, что «мерок» земных здесь как будто бы и нет вовсе.                           

Храм в честь Пресвятой – оттого здесь великое множество Образов Ея! Казанская, что словно звёздочка на небе мерцает. Донская, Иверская, Смоленская, Утоли моя печали, Нечаянная Радость и ещё … какое удивительное название - Скоропослушница! Матерь Божия – Заступница во все времена и вне времени. Заступница во всех скорбях и неурядицах! …

А приделы в Честь Сил Бесплотных – Главы Воинства Небесного и Благую Весть Принесшего.

Великий Пост – время, когда во многих храмах в центре Христос                     в терновом венце. Здесь Образ Сей всегда – не стене начертан. А ещё – Моление о чаше…

 Напоминание - и не только, как сказал поэт, «во дни печальные Великого Поста» -                 о том, что каждый из нас грехами своими Христа распинает, вовсе о том не задумываясь. 

А ещё многие Образы Святые написаны здесь словно на той «грани», что не позволяет «наделить» их грешной плотью и страстями грешными, как на изображениях западных; и в то же время даёт возможность обратиться к самому высокому, что есть в душе на земле живущих.  

Образы Царицы Небесной воплощают красоту лица, не «разжигающую чувственные страсти», а, как написал великий К.Р., побуждающую «восхвалять Бога, создавшего такую красоту».

Это соединение смысла иконы и чувств души человеческой                                 в изображениях Христа перед Крестной Смертью, позволяет, наверное,                    с большей силой ощутить Страдания Его, за наш грешный мир принятые.

Да, сейчас, Слава Господу, восстанавливается великое множество Святынь, в годы беснования порушенных; возводятся новые, превращая безликие спальные районы в осмысленное пространство. А здесь, говоря языком одного из старейших звонарей, «молитвенное бдение», никогда                                       не прекращалось...

Только не могли некоторые образы появиться до главной трагедии века окаянного. (Как и в большинстве храмов, конечно). «Присоединились»                   к Древним Святым и к Силам Бесплотным Мученики и Исповедники окаянного века богоборческого.

У входа Образ Святой Семьи Царской, палачами хасидскими убиенной. (Сейчас об этом знают многие). Царица и дочери её в одеянии сестёр милосердия - так ведь и было в годы Пожара Мирового. А Государь и Цесаревич в одеяниях воинских – воины Великой России, воины Христовы, за веру муки принявшие. Царственные Великомученики ныне почти во всяком храме на нас, нынешних, со стен взирают – да только такого Образа доселе видеть не приходилось…

А встречают всех, в Храм цвета пламени входящих, Истинные после Христа и Пречистой Матери Его Хозяева. На полигоне смерти близ села Бутова Мученическую Кончину принявший Настоятель Иоанн (Хрусталёв) и в ссылке земную жизнь окончивший Дьякон Сергий (Станиславлев).

Одна лишь мысль о том, что Мученики Христовы, на нас с церковных стен смотрящие, служили здесь менее века назад – как недавно по сравнению с почитаемыми каждым христианином святыми древними... Мысль о том, что есть, возможно, среди прихожан видевшие Мучеников во время их земной жизни, в трепет невольно приводит. При взгляде на Священномучеников снова и снова приходят нерадостные размышления: на какие жертвы каждый из нас за Христа Распятого и Воскресшего, за Христа, за грехи наши на Крест восшедшего, готов... 

Два Образа Ангела Господня – один в руках с Книгой, другой –                   со свитком. Словно ещё одно напоминание о том, что Свет Христов просвещает всех, что слово «образование» от Образа происходит, что Истинная Вера от жажды познания Промысла Божьего неотделима, что не могут истинная наука и Истинная Вера сражаться за душу человека. Потому что, как написал Великий Поэт и Воин Н.С.Гумилёв, «всё в себя вмещает человек, который любит мир и верит в Бога». Напоминание – вразумление, даже! … 

Глава четырнадцатая «Ковчег Спасение»

Что ещё сказать об этом чудном и чудесном Доме Божием?! Что со Святыней сей неразрывно связан Образ упомянутой ранее Матронушки Анемнясевской, с детства скорби великие, страдания от нелюбящей семьи со смирением принявшей. (Немыслимым кажется, что можно так чадо собственное ненавидеть. Такие «родители», явно, как в народе говорят, Бога забыли). Здесь словно встречает Матронушка всех, в Храм входящих. На Иконе рядом с Храмом цвета пламени, в честь прихода в мир Пречистой возведённом, написан Образ Святой Страдалицы. А рядом с Храмом в честь претерпевшей великие скорби Святой Часовня возведена.

Там же - в пространстве между Храмом Богородичным и церковной лавкой вся история Святыни отражена. И земная жизнь за Христа смерть принявших и к Лику причисленных Священномучеников Иоанна и Сергия...

А ещё можно прочитать здесь о четырёх волнах репрессий.

 Какое слово подходящее – «волны»! Невольно вспоминается штормящее море. Время между громадными волнами - лишь миг один. А в этот миг - преддверие новой волны, что может стать роковой, смертоносной!

 Так и с Церковью нашей многострадальной, столько лет слугами антихриста гонимой!

 Да и ныне говорить, что «море спокойное», конечно же, заблуждением было бы, самообманом...

  А Храм, во имя Прихода в мир Заступницы рода христианского, Царицы Небесной не разбился о рифы богоборчества и лживой пропаганды.                              И «плывёт», средь штормов, бурь беснования и клеветы, на Церковь, на веру возводимой. Уцелела Святыня в годы оголтелого богоборчества и годину войны,   во времена «гнилой» «оттепели» и удушливого застоя. 

Средь волн моря житейского и раздающихся со дна бесовских воплей «плывёт» и души людей спасает!

 Да будет так до Конца Времён!...

На сим и завершим беседу о забивших на Северо-востоке Столицы Источниках Святости – нельзя же в самом деле объять необъятное, нельзя же до дна морского пешком дойти или до небес рукой дотянуться...   

Пресвятая Богородица! Спаси нас!

Святые Иоаким и Анна! Святые Силы Бесплотные! Молите Бога о нас, о России многострадальной!!!

Пресвятая Троица! Сохрани соотечественников наших от трагических заблуждений духовных!

«Русь Святая! Храни веру Православную, в ней же тебе утверждение»!

                               

                      

                 https://cloud.mail.ru/public/2Ncu/3qsiveo6u

 

А втор - преподаватель литературы первой категории, член Российского Союза Писателей, дипломант первой степени Межрегионального Конкурса «Алтарь Отечества» в номинации «Литературное творчество» 2020,  автор книг: «Боговдохновенная русская литература» и «Подвиг, возводящий к небесам», автор публикаций литературного сайта «Проза Ру» при Союзе Писателей

Гайкова Нина Николаевна


                        

       

 

                             

                                Образ Вечной Руси.

               Глава первая «О великом Дне Грядущем»


Еще молчат колокола,

А уж восток заря румянит;

Ночь бесконечная прошла,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.114.142 (0.039 с.)