Как небо празднично в прорывах, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как небо празднично в прорывах,



Как торжества полна трава!


Образ леса символизирует мир - мир особенный, живущий своей жизнью. Первое, что видит человек, – Небо. Вечное Небо над нашими головами. И озеро, с образа которого начинается стихотворение, небо с облаками отражает - не может                                 не отражать.

И  лес символизирует жизнь человеческую. (Неслучайно                             и у другого поэта Серебряного века М.А.Волошина «Тёмный лес»  - название целого цикла стихов и символ нашей жизни). А в жизни бывают светлые моменты, периоды,                а бывают и  не очень.

Но всё происходящее определяется цветом, светом небес – потому что небо надо всей  жизнью нашей. Небес  прекрасных и непостижимых!

Очищается небо от туч - и наступает просветление в душе, в жизни лирического героя. Уходит всё наносное, лишнее, мешавшее - остаётся только чистое, голубое небо                             и радость в душе. Душа радостью и торжеством наполняется! И благоговение перед всем сущим.

Глава четвёртая «Храм Творца, в природе воплотившийся».

Это чувство возвышает – оттого вдруг – хотя не вдруг, конечно, появляются эти образы:


B церковной росписи оконниц

Так в вечность смотрят изнутри

В мерцающих венцах бессонниц

Святые, схимники, цари.

Как будто внутренность собора —

Простор земли, и чрез окно

Далекий отголосок хора

Мне слышать иногда дано.


Лирический герой преисполнен благоговения перед Вечным Мирозданием - потому что для христианина природа – Храм Творца – оттого и литературный образ природы становится Храмом. «Как будто внутренность собора — простор земли…» -                    а «окно» - «Окно в Царство Божие», как писал об Иконе, Иконостасе философ, учёный, священник П.А.Флоренский. Всё в Храме «смотрит  в Вечность» - «смотрит» в Небеса. И внимает хору ангелов, Творца неба и земли прославляющего.  

 И тогда приходит мир и спокойствие в душу лирического героя, мир красоты созерцающего.

Но всё же чувство это несколько отличается от «смирения тревог души» лирического героя М.Ю.Лермонтова, созерцающего «желтеющую ниву», «ландыш серебристый» и «студёный ключ». (Эти строки хорошо известны всем с самого детства).

 Сердце лирического героя Б.Л.Пастернака одновременно наполняется трепетом перед Великим – перед Вечным Мирозданием. Именно трепетом, побуждающим «искать»,                  а не только миром, как у М.Ю.Лермонтова. Возможно, созерцающий лес и озеро ищет то, что слушающий «таинственную сагу студёного ключа» уже обрёл.

Может быть, даже, он увидел и осознал  что-то очень важное, чего не замечал раньше.

И вот финал – вершина всего, о чём говорит поэт – апогей всех размышлений:


Природа, мир, тайник вселенной,

Я службу долгую твою,

Объятый дрожью сокровенной,

B слезах от счастья отстою.


Лирический герой, как все мыслящие люди – все, задумывающиеся о сути земной жизни,   преклоняется перед Вечным Мирозданием - ведь оно Нерукотворный Храм Творца неба и земли. Лирический герой и, конечно, сам Великий Поэт принимает Красоту Мироздания                    как некий «закон» земного бытия – и словно даёт клятву идти до конца по избранному пути – всегда – в любое «время года», а значит, несмотря на все жизненные испытания.

Оба произведения, в беседе прозвучавшие, отражают некое «восхождение» - от созерцания пейзажа  до прикосновения                            к Тайне Мироздания, Тайне Самого Творца.

Узкая дорожка, что ныряла в овраг, а потом из него поднималась, привела к Храму - привела к Создателю Нашему.

Автор - студент группы ТИ-52 МТКП МГТУ им. Н.Э.Баумана, лауреат Международного Конкурса «Новое поколение», лауреат Всероссийского Конкурса «Родина», участник Межвузовской конференции «Чем человек просвещённее, тем полезнее он своему Отечеству», участник двух межвузовских конференций «Грибоедовские чтения», дипломант Межрегионального Конкурса «Алтарь Отечества»                  в номинации «Литературное творчество» 2020   Агаларов Александр Александрович.

                          Литература.

1. Пастернак Б.Л. Сборник стихов «Вальс с чертовщиной.

2. Предисловие к сборнику «Вальс с чертовщиной.

3. Флоренский П.А. «Иконостас».

4. Сборник поэзии «Слово и Дух».

5. Гайкова Н.Н. Литературоведческое исследование «Белое Царство».

 

(https://cloud.mail.ru/public/2Ncu/3qsiveo6u)

Образ Последнего Суда, через русский пейзаж явленный.

Глава первая «В грядущем страхе Божества»


Как дым пожара, туча шла.
Молчала старая дорога.
Такая тишина была,
Что в ней был слышен голос бога,
Великий, жуткий для земли
И внятный не земному слуху,
А только внемлющему духу


.

Чувство тревоги и боязни чего-то Высшего.  Боязни того, что непонятно, непостижимо.

                                  И внятный не земному слуху,
                        А только внемлющему духу
-

тому, кто задумывается о смысле жизни на земле, о Воле Творца. Может быть ещё, что говорит поэт о традиционном для русской литературы образе Пророка.

 А в стихотворении «пророчествует» вся природа – русская природа.


Жгло солнце. Блеклые, в пыли,
Серели травы. Степь роняла
 Беззвучно зерна — рожь текла
Как бы крупинками стекла
В суглинок жаркий. Тонко, вяло,
Седые крылья распустив,
Птенцы грачей во ржи кричали.
Но в духоте песчаных нив
Терялся крик. И вырастали
На юге тучи. И листва
Ветлы, склоненной к их подножью,
Вся серебристой млела дрожью —
В грядущем страхе божества.


 Вся эта суета земли словно противопоставлена божественному покою – но только внешне. Потому что листва ветлы, как и вся окружающая природа – всё окружающее мироздание пребывает «в грядущем страхе божества».

                        Глава вторая

«Земное время – Вечности предвестник»

 Жившие полтора тысячелетия назад Отцы Церкви говорили, что существует некая «память сердца», запечатлевающая все - всю нашу жизнь – и внутреннюю, и внешнюю. И вот на Страшном Суде раскроется написанное в глубинах души нашей, словно книга. И тогда мы увидим нашу истинную суть, а не нарисованное нашей воспаленной гордыней. Тогда мы увидим, что на протяжение всей жизни Благодать Божия призывала нас ко спасению, наказывала за грехи и ошибки, миловала нас, и как порою упорно мы сопротивлялись Благодати и стремились                          к греховным страстям. Даже наши добрые дела мы увидим изъеденными, словно червями, лицемерием, гордыней и тайным расчетом.

 В то же время Суд – это не только то, что будет после смерти. Суд совершается каждую секунду нашей земной жизни. Страшный Суд – это не «судебный процесс» в привычном понимании, а лишь окончательная «констатация», а может быть, - окончательный «приговор». Каждый из нас в течение жизни духовно определяется по отношению к Богу.

Оттого и проникнуто всё тревогой, страхом перед тем, что человеку                   не постичь.

Природа – изображённый в стихотворении пейзаж – и не только, конечно, - словно «говорит  в унисон» с Прославленными в Вечности Святителями – «говорит » о Суде Грядущем. И, предвидя Его, вся природа – всё мироздание «млело дрожью в гядущем страхе Божества».

В стихотворении трудно понять, в какое время года «как дым пожара туча шла» - потому что это совсем неважно - ведь Суд может свершиться в любой миг нашей жизни – и надо быть к Нему готовым.

А после Второго Пришествия не будет ни времени, ни пространства земного – они роль свою уже сыграют.

 «Молчала старая дорога» - а почему именно дорога, а не лес, поле или река?! Потому, наверное, что в стихах дорога чаще всего жизнь символизирует. Видимо, в тревожном ожидании «замерли» и прошедшие свой жизненный путь люди. Люди и всё окружающее их мироздание с трепетом «внимают голосу Бога». Может быть, потому что раньше                   не прислушивались…

 А ещё, возможно, отражён в стихотворении и Образ Всемирного Потопа – тогда на Землю с потомками воды «обрушился» гнев Божий. Потому и в стихотворении «вырастали на юге тучи» - тучи, грозу предвещающие.

Всего восемнадцать строк – а сколько глубинного смыла, сколько тайн, сколько поводов подумать – и не только над стихотворением.

               Глава третья «Прощение по Милости, а не по делам»

 Тема апокалипсиса звучит во многих произведениях русской литературы во все времена. А мы обратимся ещё к одному стихотворению И.А.Бунина.

Всего восемь строк признанного шедевра, созданного незадолго до того, как поэт вынужден будет навсегда покинуть Родину.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.012 с.)