Эссе  «жизнь, по «рельсам» предначертанным идущая» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эссе  «жизнь, по «рельсам» предначертанным идущая»



(Студентка ТР -21 Гордеева Д.Д.)……………………………….…………………..………..... стр.69

 

 «Отражение Света Фаворского». Четвёртая часть цикла очерков «Небесное, в земном воплотившееся».

      (Преподаватель словесности МТКП МГТУ им. Н.Э.Баумана, член Российского Союза Писателей

      Гайкова Н.Н.) …………….……………………………………………………................... стр.72

Предисловие к сборнику

«Бесчисленные грани воплощения земного…»

Этот сборник создавался во время скорби, моровым поветрием принесённой –  во время «отнятой» весны – в нескончаемое безвременье.

Создавался он, как и предыдущие, из студенческих работ – дело для нас обычное. Только некоторые исследования целиком были написаны именно в это скорбное время, в этом «пространстве» насильственного разделения.

Но связи духовной, на которой зиждется наша боговдохновенная русская литература,                  не разрушить! Кажется, некое осмысление именно  во время скорби приходит.                             Да времени малый «излишек» образовался – так, почему же для творчества                                                не употребить?!

Часто конкурсные исследования из письменных работ по литературе «вырастали» -                    в этот раз ещё и из экзаменационных сочинений. 

А у кого-то, даже, второе исследования «сложилось» – во время «дистанционного» разделения...

Осталось вспомнить, что само слово «сборник» - тоже пример некого единства – потому что от «соборности» происходит. Соборности во времени и пространстве – оттого во многих исследованиях словно «нить» незримая протянулась от поэзии времён Российской Империи к Слову Поэтическому, в окаянном веке двадцатом под тараном богоборчества уцелевшему.

Некая логика в последовательности работ, конечно,  есть – но не самое это главное. Главное – труды студентов от первого до третьего курса. Труды в сотворчестве                                с преподавателем.

 По сложившейся традиции, сборник студенческих работ «окаймляют» творческие исследования преподавателя – на этот раз – очерки о Святынях Златоглавой Столицы нашей.

И напоследок о названии… Хотя, разве многогранность, многообразие в нашем мире происходящего вызывает сомнения?! «Есть многое на свете, друг Горацио что и не снилось нашим мудрецам» … Вот и отразились в нашем сборнике и образ Столицы                         с плывущим над ней колокольным звоном, и образ мироздания, Величие Творца явившее. Отразились и философские размышления о жизни, аллегорически представленной                   в образе трамвая, и образ Малой Родины, от русского пейзажа неотделимой.

И, наконец, некогда новоявленной неоязыческой властью ошельмованные, а ныне возрождающиеся мысли великих славянофилов о Православии, Самодержавии и Народности.

Русский мыслитель окаянного века двадцатого, чудом в водовороте гражданской войны не сгинувший И.А.Ильин писал, что великие произведения искусства рождаются                       в тех сферах, где проносятся «веяния Духа Божьего». Даже тогда, когда внешне нет ничего «церковного и религиозного».

Наверное, название сборника от этой мысли и родилось...

Составитель – преподаватель литературы первой категории, член Российского Союза Писателей, дипломант первой степени Межрегионального Конкурса «Алтарь Отечества» в номинации «Литературное творчество» 2020 Гайкова Нина Николаевна

 «Северо-восток, дорогу к Храму нашедший»

                              или

          «Родники Русской Святости»

        Глава первая. «Пространство, смысл обретающее».

Христос – Солнце Правды, Солнце Истины! А потому Свет воплощают и Святые, жизни за веру Христову положившие. Положившие и две тысячи лет назад, и в окаянном веке двадцатом. Наверное, оттого и говорят о них – Просиявшие… 

На Северо-востоке Столица нашей - в бывшем селе Свиблово словно видение сказочное, словно живительный источник среди пустыни духовной, появился удивительной красоты маленький белый Храм с сияющим куполом, на византийский похожим. Появился –                и словно солнышко окружающий скучный пейзаж городской осветило.

Храм окружающее пространство «организует». Ориентир, который ни с чем не спутаешь - дай Бог, чтобы и не только географически. В Москве уж точно, да, наверное, и не только            в Столице нашей.

Покойный профессор М.М.Дунаев говорил о духовной «наполняемости» русского пейзажа. Храм и рядом с речкой, лесом, полем и рядом с городскими домами «наполняет» пространство, делая его «осмысленным»…

 Выход из метро – и вот он - словно сказочное видение, белый Храм с золотым куполом. Почти рядом – и всё же в некотором отдалении от повседневной суеты. В ином «измерении»…

Прошёл человек – снял шапку и перекрестился, как всегда               на Руси было. Не всегда есть время зайти - а без Креста в жизни земной тяжко. Слава Богу, что вспомнили и осознать пытаемся. Человек этот в другой раз зайдёт обязательно...

А мы с благоговением войдём сейчас – для того и приехали сюда – в бывшее село Свиблово. Потому что белый Храм возведён в честь того, с кого Мученичество за веру века окаянного началось.

Глава вторая. «Скорбная Память России».

7 февраля 1918 в Колыбель Святости Русской, Святости Славянской, что в Святых Пещерах зародилась, ворвались палачи и осквернители. Пытая Служителя Господа Владимира, требовали от него казну монастырскую, а потом вывели, да тут же у врат Лавры расстреляли. Дали только несколько минут для молитвы…

 А после сняли палачи и осквернители с мёртвого всё, что унести могли – только шубу выбросили – в руках не помещалась…

 Митрополит Владимир, ещё так недавно всей Россией почитаемый! Всю жизнь свою служил он там, где труднее было - переводили его из одной епархии в другую – туда, где надо было дела церковные налаживать. Каждый раз со слезами провожала паства Пастыря любимого...

И теперь здесь, у врат Обители Святой, совершили пришедшие                         к власти бесы чёрное дело своё. Принял Мученический Венец Воин Христов Владимир

Монахи подобрали тело его и похоронили...

 А потом полилась по всей России кровь жертв, новой власти неугодных… Да неужели не знает кто-то?!...

Глава третья. «День Памяти Митрополита-Мученика»

Почти столетие прошло с того дня окаянного – и поднялась в бывшем селе Свиблово, что на Северо-востоке Москвы, Святыня сия, на сказочное видение похожая! Святыня,                 в Память Священномученика, в Память всех, под дулами, под прикладами палачей                   от Истины не отрекшихся!...

Войдём же, наконец, Крестом себя осенив и пред скорбной Памятью преклонив головы.

Это небольшое «пространство» Святости, Памяти можно назвать «сосредоточенным». Словно все чувства и мысли разом воедино собираются.

  Сегодня День Памяти Митрополита-Мученика. Образ его в центре, бордовыми розами увитый. Цветами, на капли невинно пролитой крови похожими. А ещё образ справа, у алтаря. Смотрит на нас, через столетие живущих, тот, кто Мученической Кончиною своею спас в беснование впавшую Россию от чёрной бездны, от пропасти духовной. От погибели окончательной.

Может быть, это субъективно, но когда обращаешься в молитве к Священномученикам, которых от нашей жизни земной так немного времени отделяет, просить хочется только                  о даровании крепости духа – хоть малой доли, что у них была. Просить, чтобы укрепили примером подвига своего, в веках просиявшего, чтобы не дали сойти с Пути Истинного!

 О том, чтобы больше никогда не повторилось                                   в многострадальной России нашей беснование века двадцатого!                  А все неурядицы наши житейские пред страданиями их, перед подвигом их меркнут.

 О помощи в неурядицах житейских просить «легче» тех, что по земле столетия, даже тысячелетие назад ходили. Хотя в «грядущем, прославленном мире», как сказал                              об Иконе Князь-Философ Е.Н. Трубецкой, земного времени и пространства нет…

  Глава четвёртая. «Пространство» Святости и Памяти»

Иконостас словно резной – или это имитация резьбы – но всё равно удивительно красивый - цвета чистоты, Святости, Божественных Энергий. С Образом Пресвятой Троицы и Креста. Два такие любимые Образа – Спас в Силах и Матерь Божия – Образ Ея Казанский.

Матерь Божия - Заступница за род людской – здесь, наверное, Святое Заступничество Ея особенно ощущается. Покров рядом с алтарём, Всех Скорбящих Радость, Утоли Моя Печали – у алтаря и на аналое.

 И, конечно, не может не быть в любом храме Образов Святителя Мирликийского и Чудотворца Радонежского – здесь они напротив другу друга.

Блаженная века двадцатого Матронушка, а напротив Образ Пресвятой Богородицы Почаевский. Образ сей, в отличие                 от Казанского, не в каждом храме - только здесь не быть Его                 не может. Лавра Киево-Печерская, Лавра Почаевская – оплоты веры Истинной в беснующемся, в беззаконном государстве!

 Ой, как не хочется об этом – только не получится, наверное! Потому что невольно приходят мысли – место для храма Митрополита-Мученика здесь в Столице России нашлось, а в «Матери городов русских» - нет. Потому что предала древняя столица своих детей – славян, предала Память о Крещении в водах Днепра, о Святых Пещерах, о Святом Митрополите, о Великой Победе!...

Довольно! Мы здесь, в Москве, в Храме Священномученика Владимира!

 Святой Мученик! Вымоли Отечество наше! Помоги нам                        не допустить нового беснования!

Глава пятая «Торжество Истины Христовой».

А ещё в храмовом пространстве замечательная идея воплотилась – более всего почему-то именно здесь, на Северо-востоке Столицы. Воедино на большой иконе собрано великое множество маленьких. Иконописные Образы Матери Божией. Или иконы особо почитаемых святых, независимо от времени, когда они по земле грешной ступали. Не просто изображений – а именно маленьких икон.

Вспоминаются удивительная Часовня Святителя Мирликийского Николая                                                на Бабушкинской, Часовня особо почитаемого на Руси Пророка Илии в Отрадном, почти в одночасье возведённые. Ныне стали обе святыни храмами-часовнями. В них прежде всех и была явлена эта замечательная идея соборного пространства.

Но возвратимся в Храм Священномученика Киевского. Рядом с Образом Почаевским ещё один из сонма Священномучеников - Иоанн Рижский. Пусть имя его нам менее известно, чем Мученика Киевского. Нам – но не Господу! Сожгли семидесятилетнего Старца слуги антихриста…

  Священномученик Иоанн! Образ его ещё в одном московском храме есть – и тоже на Северо-востоке – в Алтуфьево. Вернее – деревянный Храм-Часовня в честь Мученика Рижского возведена. 

Там на Царских Вратах не Создатели Главной Книги и Архангел Гавриил, Благую Весть Марии вещающий, не Отцы Церкви, слова Главной Службы Православной написавшие, изображены;                         а Апостолы Первоверховные. Маленький деревянный Храм, в Честь Мученика Рижского возведённый, словно тем малым ручейком стал,                 с которого река великая начинается.

А после вырос рядом величественный белый Храм в византийском стиле. Возведена Святыня сия не в честь Пресвятой Троицы, не в честь Образа Богородицы, не в честь Праздника Двунадесятого, не в честь Святого из Великого Сонма к Лику Причисленных. А возведён Храм в Честь Первого Воскресенья Великого ПостаТоржества Православия. Иконописный Образ Праздника являет Матерь Божию в окружении Сонма Святых и Сил Бесплотных. Являет Образ победу над ересью, над тем, что Истину Христову попирает. Являет восстановление иконопочитания.

Величественный Храм над оживлённой магистралью возвышается, надо всем районом, надо всей суетою. Рядом                       с повседневной жизнью суетной - и всё же словно в ином «пространстве» - и не только потому, конечно, что словно                  чуть-чуть в стороне от бесконечного потока машин. 

Есть у поэта девятнадцатого века С.Ф.Рыскина такие строки: «Крестом в Небеса улетая». Они о Главной Колокольне России, в честь Иоанна Лествичника возведённой, - но и к этой Величественной Святыне можно отнести их с полным правом.

Любой Храм земное и Небесное соединяет, но при взгляде на Царственное Величие Святыни Алтуфьевской, на золотые купола, словно солнце,               на фоне Небес золотом горящие, ощущаешь это всем существом своим.

Святые покровители Храма - живший в 16 веке Преподобный Феодосий Тотемский, родившаяся во второй половине девятнадцатого века Блаженная Матрона Анемнясевская - к ней мы вернёмся в финале – и ранее упоминаемый Мученик Иоанн Рижский, властью антихриста убиенный.   

Торжество Православия! Не было и не может быть победы, торжества Истины без жертв, без претерпевания скорбей. Вне времени…

 И вот через века встали на пути разрушителей, на пути тех, что Святость оскверняли, на пути тех, что во служение антихристу пошли, Священномученик Владимир, Священномученик Иоанн и сонм Новомучеников, кровь за веру Православную проливших, от рук осквернителей мученическую кончину принявших. Встали крепостью духа своего.

           Глава шестая. «Найти путь к Храму».


Расплясались, разгулялись бесы

По России вдоль и поперек.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.02 с.)