Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как же оформить культурно-досуговую Программу.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Выше уже отмечалось, что по своей структуре и оформлению одна часть такого рода программ значительно отличается от дополнительных образовательных программ, другая их часть, наоборот, имеет много схожих с образовательной программой компонентов. Однако в любом случае педагогу, приступающему к разработке культурно-досуговой программы, важно знать о специфике ее целей и задач, содержания, форм и методов реализации. Приведем некоторые общие рекомендации по разработке культурно-досуговых программ. Особенности целей и задач культурно-досуговых программ: Цели таких программ связаны, прежде всего, с созданием условий для развития общей культуры обучающихся, раскрытия их творческой индивидуальности, формирования положительной "Я"-концепции. Эти цели могут достигаться через комплекс примерно следующих задач: · развитие творческих способностей и эмоциональной сферы детей; · приобщение к основам художественной, коммуникативной, артистической культуры; · формирование опыта социального взаимодействия, веры в свои возможности; · укрепление здоровья детей; · формирование опыта организации содержательного досуга. Содержание культурно-досуговой программы связано с: приобщением детей к культуре, и более всего к художественной; овладением ими первоначальными основами культуры исполнения и культуры восприятия; развитием у детей творческого мышления, интеллектуальных, художественных и специальных способностей; постижением искусства общения, поведения, культуры речи; воспитанием гуманности, толерантности; формированием навыков социально приемлемых способов организации собственного досуга и досуга сверстников; освоением школьниками основ культуры быта (особенно в условиях совместной жизнедеятельности в период летних лагерей, экспедиций, многодневных экскурсий, выездов на фестивали, конкурсы, соревнования). То или иное сочетание вариативных блоков, соответствующих перечисленным выше направлениям, может составлять содержание культурно-досуговых программ. В содержании любой из них может быть вычленено, по меньшей мере, четыре раздела, связанных с: · приобщением детей к художественной культуре, · воспитанием у них культуры общения, · формированием культуры организации досуга, · обучением их основам культуры быта. Безусловным при этом остается следование принципу возрастного подхода к отбору содержания. Особый раздел культурно-досуговой программы – составляет характеристика конкретных форм ее реализации. Речь идет о тех или иных мероприятиях, через которые программа воплощается в жизнь. У разных авторов можно найти разные подходы к классификации подобного рода мероприятий. Так, М.Е. Кульпетдинова выделяет четыре группы мероприятий, обеспечивающих наиболее успешную реализацию культурно-досуговой программы (основанием ее классификации является масштаб мероприятия, фактически определяемый количеством участников): 1) традиционные массовые мероприятия образовательного учреждения в целом (фестивали, олимпиады, балы, турниры, конкурсы и др.); 2) досуговые дела отдельного детского объединения (класса, учебной группы в системе дополнительного образования) - экскурсии, конкурсы, литературные и музыкальные гостиные и др.; 3) совместные досуговые дела нескольких детских объединений - нескольких классов одной параллели, кружков, студий, клубов (вечера, огоньки, КВН, походы, соревнования); 4) "репертуарные" мероприятия (спектакли театров, концерты художественных коллективов и т. п.), в которые одни дети вовлекаются в качестве исполнителей, другие – в качестве зрителей. Каждое из мероприятий, исходя из общей цели и задач программы, должно иметь свою конкретную (частную) цель, решать конкретные задачи, быть ориентировано на достижение определенных результатов. Другую классификацию мероприятий, через которые реализуются культурно-досуговые программы, предлагает Н.С. Карпова – педагог-психолог Загородного центра детско-юношеского творчества «Зеркальный» (Санкт-Петербург). Ее классификация построена в соответствии с тремя основными этапами развития личности ребенка школьного возраста, на каждом из которых, по мнению автора, должны использоваться преимущественно те или иные формы досуговых мероприятий, максимально подходящие возрасту детей. I этап – возраст от 6 до 10 лет. Это период научения детей определенным правилам и нормам. В этом возрасте дети ждут четких указаний; определенные ограничения как бы очерчивают для них некую зону безопасности, в которой маленький ребенок чувствует себя защищенным. Исходя из этого, основным способом осуществления культурно-досуговой деятельности с младшими детьми является действие по образцу, а формами ее реализации – · всевозможные игры (игры с правилами, с игрушками, с синхронными действиями), · чтение вслух, · рисование, · коллекционирование, · драматизация, · праздники. II этап – возраст 11-13 лет. Детям этого возраста чрезвычайно важно согласовывать свои действия со сверстниками, они хотят участвовать в общем деле и знать, как их деятельность может выражаться в денежном эквиваленте. Подросткам этого возраста взрослый нужен как организатор, способный направить их бурную энергию в «мирное» русло, помочь сделать самостоятельные шаги к самоутверждению. Здесь ведущий способ проведения досуга – организация коллективной творческой деятельности, а наиболее популярными ее формами являются: · игры на местности, · игры на восприятие друг друга, · спортивные игры, туризм, · вечеринки, · встречи с кумирами (наяву, через рассказы, видеофильмы), · система зарабатывания каких-либо благ, · праздники, · драматизация. III этап – возраст 14-17 лет. В этом возрасте подростки проходят период формирования чувства идентичности, «самости», осознания собственной индивидуальности, стремятся выразить себя. На данном этапе формируются жизненные цели личности, складывается мировоззрение, осваиваются навыки взаимодействия с противоположным полом. В этом возрасте подросткам интересен взрослый, способный выступить в роли консультанта, советчика, старшего и более опытного товарища. Учитывая эти особенности, старшим подросткам, как и в предыдущем случае, целесообразнее всего предлагать различные варианты коллективной творческой деятельности, но с учетом их запросов и интересов. Это могут быть: · вечера современной музыки, · диско-шоу, · вечера авторской песни, · спортивные игры, · дискуссии, · тренинги, · всевозможные формы общественно-полезной деятельности (благотворительные акции; выезды с концертными программами; целевые экспедиции - этнографические, экологические, археологические, фольклорные; трудовые дела с возможностью личного заработка и т.д.). Таким образом, планируя любое дело, предлагая детям те или иные проекты, следует ориентироваться на объективные процессы в становлении личности. Это поможет уйти от простой опеки над детьми и создать необходимые условия для развития личности ребенка. Завершая разговор о формах реализации культурно-досуговых программ, важно остановиться на принципах, которые должны быть положены в основу массовых мероприятий с детьми. М.Е. Кульпетдинова выделяет 6 таких принципов: информационной насыщенности, эмоциональности, массовости, активности, диалогичности, преемственности и последовательности приобщения детей к ценностям культуры, формирования у них опыта социального взаимодействия. Охарактеризуем некоторые из них. Принцип информационной насыщенности предполагает наличие в содержании проводимого дела (в зависимости от его целевой установки) исторических, краеведческих, этнических, научно-технических, художественно-культурных, этических и других сведений и фактов. В качестве пояснения приведем пример организации детского фольклорного фестиваля, ежегодно проводимого в г. Омске, в котором традиционно участвуют и школы, и учреждения дополнительного образования детей. В структуре фестиваля выделяется не менее 5-ти направлений: · занятия детей в творческих мастерских (по изготовлению «обереговой» куклы, свитых и плетеных поясов, лоскутной мозаики, изделий из бересты, соломки, глины); · участие детей в конкурсах (народного костюма, народных инструментов, народных промыслов, частушек, народной сказки, хоровода); · сочинение участниками фестиваля докучных сказок и загадок; · участие детей в народных играх; · просмотр детьми спектакля по народным мотивам. Такая информационная насыщенность предлагаемых детям видов деятельности обеспечивает не просто их развлечение, а реальное пополнение знаний и практических навыков школьников, расширяет диапазон их актуальной культуры. Принцип массовости предусматривает участие в досуговых мероприятиях всех желающих. Обеспечить массовость может применение следующих приемов: 1) проведение единых тематических общешкольных мероприятий, в которых могут одновременно участвовать школьники одной или нескольких параллелей; 2) привлечение детей (особенно это касается подростков) ко всем фазам досуговых мероприятий – от разработки сценария, оформления школьного вестибюля, зала, сцены до участия в реализации конкретного мероприятия в самых разных ролях – артистов, костюмеров, художников, рабочих сцены, осветителей, диск-жокеев, ведущих, зрителей. Интересный опыт в этом плане накоплен в одной из московских школ – Центре образования «Москва-98» №1953. Здесь многие зрелищные мероприятия (День учителя, Новый год, День святого Валентина, Последний звонок и др.) организуются как коллективные творческие дела в рамках целых школьных параллелей. Например, объявляется единая тема новогоднего праздника «Все флаги просим в гости к нам!», и каждый класс (с 8-го по 11-й) готовит свое особое выступление в зрительном зале школы, представляя ту или иную страну (по выбору учащихся) с помощью театрализованного представления, поданного в юмористическом духе, в контексте новогоднего праздника. Внесение элементов соревновательности, а также участие детей сначала в качестве актеров, затем – в качестве зрителей делают их мобильными, порождают стремление учащихся максимально проявить свои таланты, повысить статус своего класса в глазах сверстников, стимулируют массовость художественного творчества школьников, развивают в детях чувство сопереживания, умения радоваться успехам - своим и сверстников. Принцип диалогичности означает равноправное взаимодействие педагогов и учащихся в подготовке и реализации всех досуговых мероприятий. Этому может способствовать активное вовлечение в этот процесс вместе с детьми не только педагогов-организаторов, непосредственно отвечающих за подготовку и проведение досуговых мероприятий, но и учителей-предметников, классных руководителей, родителей, желающих и способных принять участие в КТД школы. Подобное объединение взрослых и детей одной общей идеей способствует сплочению школьного сообщества, формированию у учащихся ответственности, единения, гордости за свою школу. Методы осуществления культурно-досуговых программ достаточно многообразны. В зависимости от типа и содержания программы можно использовать: · игровые методы, · упражнения. · обсуждения, · создание, проигрывание и анализ ситуаций, · творческие задания (на внимание, ловкость, сообразительность, быстроту реакции, логику, эрудицию и т.д.), · театрализации. Мы не ставим своей целью характеризовать здесь перечисленные методы, поскольку многие из них раскрыты в главе IV «Педагогические технологии в дополнительном образовании детей». Любая культурно-досуговая программа должна быть ориентирована на достижение определенного результата. В качестве ожидаемых результатов может быть запланировано: · осмысление детьми (в рамках своего возраста) досуга как ценности, его значимости для развития и самореализации личности; · осознание детьми своих возможностей и способностей, путей и способов их реализации в свободное от учебы время; · изменение установок детей на способы и формы проведения своего досуга; · приобретение детьми практических навыков организации досуговых дел, умения содержательно и разнообразно проводить свободное время; · освоение детьми основных средств общения, основ зрительской культуры; · повышение культуры взаимоотношений детей и их поведения во взаимодействии со сверстниками и взрослыми; · изменение атмосферы в классе, детском объединении, учреждении в целом на основе массового участия детей в совместных досуговых мероприятиях; · формирование традиций образовательного учреждения. Отслеживание результатов реализации культурно-досуговых программ можно осуществлять с помощью: систематических наблюдений за детьми и фиксации происходящих в них изменений; проведения социологических опросов детей и родителей; бесед с родителями; организации самодиагностики детей и отслеживания изменений в их самооценке (самохарактеристике); анализа творческих работ школьников. С помощью этих приемов можно достаточно адекватно оценить изменения культурного уровня участников досуговых программ.
Таким образом, правильно разработанная и полноценно реализованная культурно-досуговая программа может содействовать введению детей в мир культуры, развитию их творческого мышления, приобретению опыта самореализации в совместной со сверстниками творческой деятельности. В заключение приведем примерную схему анализа досугового мероприятия, которая может быть полезна и методисту, и руководителю, осуществляющему контрольные функции. В процессе анализа целесообразно зафиксировать и оценить следующие моменты. 1. Общая характеристика детской группы: состав, возраст, учет возрастных и индивидуальных особенностей, интересов, запросов детей. 2. Место и время проведения. 3. Тема, цель, форма проведения. 4. Анализ качества подготовки мероприятия: · наличие плана проведения; · определение задач; · активность детей и педагога; · участие и заинтересованность родителей и др. 5. Анализ хода мероприятия: · содержание и воспитательная направленность; · отношение учащихся к мероприятию, увлеченность, творчество, инициатива; · характеристика педагогических средств; · проявление качеств педагога, его авторитет; · создание условий для влияния на детей. 6. Выводы, замечания, предложения: · оценка методического своеобразия и эффективности мероприятия; · недостатки в ходе подготовки и проведения мероприятия, пути их устранения; · пожелания по улучшению подготовки, содержания и форм организации мероприятия.
6.2 Технология подготовки и проведения школьных и студенческих культурно- досуговых программ. Данные исследований показывают, что досуговая самореализация молодёжи осуществляется, как правило, вне учреждений культуры и обусловлена воздействием телевидения — наиболее влиятельного источника эстетического и социализирующего воздействия. Народная культура (традиции, обычаи, фольклор и т.п.) большинством молодых людей воспринимаются как анахронизм. Попытки внесения этнокультурного содержания в процесс социализации в большинстве случаев ограничивается пропагандой древнерусских обычаев и православия. На этом фоне активно развиваются молодежные субкультуры, появившиеся еще в 70-х годах и к концу 20 века принимающие все более агрессивные черты (к более или менее мирным хиппи, панкам, металлистам добавились байкеры, скинхеды, сатанисты и другие агрессивные неформальные группировки).
Молодые люди выбирают демократическую форму правления, учитывая даже негативные стороны современного социального развития общества. Рассчитывать на эффективную культурную самореализацию молодого поколения в больном обществе не приходится, тем более, что и культурный уровень других возрастных и социально-демографических групп населения также постепенно снижается. Наблюдается тенденция к деморализации в содержании искусства, что проявляется прежде всего в принижении и разрушении образа человека (сцены и эпизоды насилия и секса, жестокости), что противоречит законам человеческой нравственности и оказывает негативное воздействие на молодёжную (в частности) аудиторию. Это воздействие подтверждается многочисленными исследованиями.
Ситуация в нашем массовом искусстве, особенно в экранных видах искусства, стала резко изменяться, приобретая всё более негативный характер. В частности "идолы потребления" (поп-/рок-/и т.п. музыканты, шоумены, королевы красоты, культуристы, астрологи,...) вытеснили собой на теле/кино/видеоэкранах "идолов производства". Репертуар телевидения конца 20 – начала 21 на 90% состоит из зарубежных фильмов, жанровый репертуар которых возглавляют боевик и эротика.
В создавшейся ситуации именно культурно-досуговым учреждениям приходится выполнять роль «очага культуры», привлекать в свои объединения молодежь и подростков для организации их социального досуга, прививать молодым людям художественный вкус.
Формы работы со старшеклассниками и молодежью Работа в студиях и кружках, коллективах художественной самодеятельности (ВИА, эстрадные и хореографические студии и кружки, изостудии, студии молодежной моды, профессиональные студии – журналистские, телевизионные) Оздоровительные мероприятия, в число которых входит туризм, беседы с врачами-специалистами, профилактические мероприятия, массовые посещения бассейна, тренажерного зала, занятия аэробикой, фитнес-клубы) Конкурсные мероприятия развлекательной и познавательной направленности (ринги, КВНы, клубы эрудитов).
Вечера отдыха (тематические дискотеки, праздничные вечера, вечера общения и знакомств, молодежные балы) Камерные формы работы – литературные, художественные и музыкальные салоны и гостиные Диспут-кулубы, ток-шоу, брифинги, научные и нравственные конференции, коммунарские сборы. Экскурсионная работа – ознакомление с художественными и историческими ценностями, памятниками культуры, местами былой славы. Встречи с интересными людьми, построенные в различных формах - беседы, «темные», программы по сюжетам телевизионных передач («большая стирка», «маска-откровение», «моя семья». Широко практикуются встречи с ветеранами ВОВ и Афганистана, встречи с создателями и участниками молодежных объединений для обмена опытом работы. Концерты и фестивали, конкурсы с участием творческой молодежи и самодеятельных молодежных коллективов, выставки работ молодых художников, поэтов, начинающих писателей. Постановка молодежных спектаклей и мюзиклов, шоу с участием молодых исполнителей и коллективов.
Для реализации цели необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 187; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.6.168 (0.011 с.) |