Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Интернет-ресурсы в сфере культуры

Поиск

       Понятие «виртуальная культура» прочно закрепилось в сознании людей, а сам феномен мультимедиа стремительно проник в профессиональную и бытовую реальность, разрушив территориальные и временные границы и сделав жизнь людей более разнообразной, креативной и информативной.

       Важное значение для культуры имеет знакомство с ресурсами социокультурной сферы, прежде всего, с ресурсами системы образования и культуры.

       Культурная политика играет решающую роль в формировании доминирующих тенденций, методов и статуса художественного творчества. Новые способы создания, презентации и распространения культурной продукции, равно как и творческого взаимодействия между всеми участниками культурного информационного обмена (авторы, зрители, организаторы, теоретики) с помощью медиа требуют новых институциональных стратегий и тактик. Все более активное обращение деятелей культуры к новым технологиям с целью найти наиболее адекватный и эффективный способ решения своих творческих задач обуславливает необходимость создания центров электронного искусства, образовательных программ, организации выставок-фестивалей и других сетевых инициатив.

       Новое столетие – это время нового состояния культуры, сложного и противоречивого, время становления культурной модели информационного общества.

       Для того чтобы найти точки соприкосновения с новой моделью информационной культуры, необходимо знать, что она собой представляет, какие формы коммуникаций, услуг представляет виртуальное культурное пространство, ознакомиться с его ресурсами.

       В настоящее время в Интернете уже существует огромное количество ресурсов, посвященных российской культуре и культурному наследию.

       Многие из сайтов по культуре глубоко содержательны и с точки зрения актуальности, значимости информации, свежести и многообразия идей. Но в большинстве случаев остаются невостребованными, либо потому, что о них не знают, либо труднодоступны сетевые материалы. Ряд сайтов в сфере культуры рассчитан на весьма узкую аудиторию, заинтересованную профессионально в изучении и (или) обсуждении той или иной культурной тематики. В результате суммарный эффект применения интерактивных

технологий в области просвещения и обмена информацией мал, что дает основания некоторым специалистам рассматривать Интернет как отчасти деградирующую культурную среду, в которой система культурных связей все более размывается лавинообразным потоком слабо структурированной информации.

       Огромное количество крупных серверов имеют разделы, посвященные культуре и искусству. Материал в них группируется с достаточно стандартной структурой: литература, музыка, театр и кино, музеи и галереи, изобразительное искусство и архитектура и т.д.

       Как правило, ресурсы по культуре представлены в виде текстов, изображений, музыки. Это сайты организаций – театров, музеев, библиотек, творческих союзов; периодики – журналов, газет, электронных публикаций; информационных ресурсов – афиш, выставок, материалов конференций, фестивалей и т.п.

       Создание государственной информационной системы по культуре: сохранение и рациональное использование культурного наследия страны, предоставление доступа специалистам и пользователям к отечественной и зарубежной информации по культуре, разработка автоматизированных информационных систем для библиотек, музеев, центров народного творчества и т.д. - основная задача главного информационно-вычислительного центра (ГИВЦ) страны.

       Формирование нового коммуникационного пространства и информационного поля российского культурного сообщества средствами сети; не контроль и унификация существующих Интернет-ресурсов, а поддержка и рост уже существующих ресурсов и создание новых ресурсов культурной тематики; совершенствование связи между существующими ресурсами, а также средствами навигации Интернета, посвященными культуре – задача, которую ставит перед собой Министерство культуры РФ.

 

Сайты правительственных, общественных, научно-исследовательских и некоммерческих учреждений и организаций в области культуры и искусства:

       1 - сайт Министерства культуры РФ (http://www.mincult.isf.ru);

       2 -  информационный портал «Культура России» (http://www.russianculture.ru);

       3 - центр по проблемам информатизации культуры – Центр ПИК (http://www.cpic.ru);

       4 - сайт Российского Фонда Культуры – РФК (http://www.culture.ru);

       5 – сайт Российского института культурологи (http://www.rik.ru).

 

Сайты по музеям.

       Музейные сайты обычно делят на сайты реально существующих музеев и музеев виртуальных.

       Первая группа представляет собой функциональную часть реально существующих музеев. Это и художественные музеи, музеи изобразительного искусства, археологические музеи, этнографические, научно-технологические, религиозные, исторические музеи, музыкальные музеи, музеи естественной истории, детские, военные музеи, галереи, музеи фотографии и др. Вторую группу музейных сайтов составляют сайты виртуальных музеев.

       Пока большинство музейных сайтов представляют собой краткий путеводитель по музею, иногда обновляемый и имеющий в качестве типовой структуры следующие компоненты: информация о возможности посещения, история музея, коллекция и отдельные предметы, постоянная экспозиция музея, выставки, научные конференции, образовательные программы и т.п. Эффект так называемого «сетевого присутствия», несомненно, важен как для самого музея, так и для пользователей, интересующихся изобразительным искусством и

конкретными музейными экспонатами.

       Музейные сайты:

       1 – сайт Государственного Дарвиновского музея (http://www.darvin.museum.ru);

       2 – сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (http://www.museum.ru/gmii);

       3 – сайт Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого «Кунсткамера» (http://www.kunstkamera.ru);

       4 - сайт Государственного Эрмитажа (http://www.hermitage.museum.ru);

       5 – сайт виртуального музея русского примитивизма (http://www.museum.ru/museum/primitiv).

       Сайты 1-4 относятся к первой группе, а 5 – ко второй группе.

 

Сайты библиотек.

       Библиотеки значительно опережают другие учреждения культуры России в сфере новых технологий.

       Наряду с электронным представительством традиционных библиотечных ресурсов и услуг существуют электронные библиотеки по самым различным направлениям. Работы по созданию электронных библиотек ведутся во многих странах на основе принятых национальных программ и международных проектов.

       Сайты библиотек:

1 – http: //orel.rsl.ru – открытая русская электронная библиотека (РГБ);

2 - http://feb-web.ru/ – фундаментальная электронная библиотека «Русская литература по фольклору»;

3 - http://www.elibrary.ru – научная электронная библиотека (РФФИ), которая насчитывает более 900 тыс. полнотекстовых статей по различным областям знания;

4 – http://www.km.ru – электронная библиотека «Кирилла и Мефодия» и др.

 

Сайты архивов:

1 - каталог архивов Москвы и Санкт-Петербурга на русском и английском языках  (http://www.openweb.ru/rusarch/index.htm);

2 - «Персональный Интернет-каталог фотодокументов Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга» (http://www.photoarchive.spb.ru).

 

Сайты по архитектуре: Портал «Архитектура России» (http://www.archi.ru), - целью портала является создание и развитие интеллектуального информационного ресурса об архитектуре России.

 

 

       Его основные направления:

       – предоставление актуальной информации о событиях художественной, научной и культурной жизни России (Москвы, Петербурга и регионов);

       – предоставление площадки для дискуссий, для выражения своих взглядов критикам разных направлений, для обсуждения научных гипотез, так или иначе связанных с архитектурой;

       – предоставление площадки для Интернет-публикаций (научных и критических статей, монографий), облегчающих доступ к научным текстам, и позволяющих собрать воедино появляющиеся в прессе тексты о событиях в современной архитектуре;

       – размещение информации об архитектурных организациях – музеях, институтах, творческих мастерских, реставрационных коллективах, журналах, издательствах;

       – создание каталогов и баз данных, позволяющих осуществлять поиск и хранение информации, организованной согласно мировым стандартам.

 

Сайты по музыке:

1 - сайт по музыке общего характера (http://www.music.ru);

2 - музыкальная шкатулка (http://www.cdru.com);

3 - информационно-музыкальный портал (http://WWW.MUZZ.RU).

 

Сайты по театру и кино.

       В дополнение к ресурсам, расположенным на серверах Министерства культуры РФ, Российского фонда культуры, содержащим информацию о театрах, музыкальных и других событиях культурной жизни, портал «Театры России» (http://www.theatre.ru) представляет основные данные о театрах, фотографии актеров, режиссеров, рецензии на спектакли и др.

       Большое количество самостоятельных Web-страниц связано с деятельностью отдельных театров. К элитной лиге относятся сайты: Государственный академический Большой театр (http://www.bolshoi.ru), Госфильмофонд (http://www.aha.ru/~filmfond) и др.

 

Сайты арт-новостей и прессы:

       1 - сайт ArtInfo (www.artinfo.ru);

       2 - галерея Гельмана (http://www.guelman.ru).

       Новости культуры можно получить из сетевой газеты (http://www.gazeta.ru) или в Русском журнале (http://www.russ.ru), в Петербургском журнале искусств (http://www.art.spb.ru), в зарубежном журнале современного искусства (http://www.thing. net/jca) и др.

 

       Таким образом, Россия активно включена в процесс формирования глобальной коммуникационной сети Интернет, получившие за последние годы ХХ века существенный импульс к развитию.

       Среди ее характерных особенностей отмечают, прежде всего:

       – глобальный характер охвата пользователей ресурсами, в частности, в области культуры;

       – стремительный темп развития Сети, ее порталов в сфере культуры;

       – децентрализованный характер ее развития (равные возможности для предоставления ресурсов имеют как крупные города, так и регионы);

       – оперативность предоставления информации;

       – одноразовый ввод информации и многоаспектное ее использование, обновление и возможность пополнения;

       – долгосрочный характер ее хранения;

       – эргономичность и экономичность распространения и использования (публикация информации в Сети значительно дешевле, чем на традиционных носителях информации (в книгах, сборниках, журналах и газетах, теле- и радиопередачах);

       – интерактивность (создание специализированных коммуникационных сред: организация электронных конференций, переговорных комнат и т.п.).

       Большое число разнообразных ресурсов, представляющих различные сферы культуры, находятся еще в стадии становления: отсутствует упорядоченность материала, сложен поиск информации; неравноценность качества ресурсов культурного содержания; часть сайтов отражают незначительный объем информации и ориентированы лишь на сетевое представительство отдельных лиц и организаций.

       Все это создает определенные трудности при поиске информации и, прежде всего из-за необходимости предварительного просмотра огромного числа ссылок. Поэтому актуальным является разработка проблемно-ориентированных поисковых систем, обеспечивающих достаточно полный и адекватный запросу поиск информационных ресурсов данной отрасли, с одной стороны, а с другой, – создание ресурсов, аккумулирующих солидный объем структурированной и систематизированной информации.

       Серьезным недостатком являются также неравномерность представления разных сфер культуры (некоторые темы развиты очень полно, другие – недостаточно), отсутствие репрезентативного и обобщающего ресурса, представляющего лучшие достижения российской культуры.

       Накопленный опыт в области представления культурного наследия обеспечивает доступ к оцифрованным материалам, к учреждениям памяти и их уникальным коллекциям, представляющим интерес для специалистов и тех, кто интересуется данными проблемами, тем самым способствуя реализации ключевой задачи государственной культурной политики России – созданию единого культурного пространства страны.

 

 

ТЕМА 3. МУЛЬТИМЕДИА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

       Существенные перемены в экономике, общественной жизни и культуре требуют трансформации системы подготовки специалистов, выработки и осуществления нового механизма вхождения в жизнь человека, обладающего необходимыми социальными и профессиональными качествами, которые дает ему образование.

       Система образования является «самым опасным местом» современной цивилизации, но она оказывается и самой главной надеждой. «Образование есть мост, ведущий к новому устройству нашего культурного мира, так как, только переводя каждого по этому мосту, можно что-то изменить в человеке».

       Основной из проблем, которые поставила современная действительность перед человечеством, – это проблема человека в меняющемся мире. Сегодня именно человек стал главным фактором развития и одновременно главным фактором риска.

       Наиболее значимыми отличительными чертами уже формирующейся системы образования называют:

       – переход от «обучения» к «образованию» и формированию открытой системы образования;

       – применение новых и, прежде всего мультимедийных, информационных технологий в процессе отбора, накопления, систематизации и передачи знаний;

       – формирование новых специальностей и специализаций в области мультимедиа, отвечающим потребностям информационно-зависимого общества и рынка труда в новом тысячелетии.

       Именно с новыми информационными технологиями сегодня связывают реальные возможности построения открытой образовательной системы, позволяющей каждому человеку выбирать свою собственную траекторию обучения. Технологии обучения напрямую связываются с такими важнейшими дидактическими возможностями компьютера, как индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемости и динамической адаптированности учебных программ.

       Медиаобразование понимается как «обучение теории и практическим умениям овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как части специфической области в педагогической теории и практике. Медиаобразование отличают от средств массовых коммуникаций как вспомогательных средств в преподавании других областей знания.

       Начальный этап медиаобразования связывают с 1960–70 гг., второй этап – 1980-е гг. и третий этап называют мультимедийным медиаобразованием (с конца 1990-х гг.), он был вызван бурным развитием компьютерных технологий.

       «Мультимедиа в образовании» стало активно использоваться научными кругами в конце 1990-х гг.

       С развитием новых информационных технологий расширяется спектр информационных ресурсов услуг, создаются условия для формирования единого глобального информационного и образовательного пространства, а в связи с этим становится иной система образования. На это нацелены создаваемые классы открытого доступа к Интернету, медиатеки, выступающие не просто «окнами», но и «распахнутыми воротами» в мир разнообразных культур. Они, с одной стороны, обеспечивают передачу накопленного объема знаний и переработку значительного объема информации. С другой, они представляют собой среду, максимально приближенную для ее использования в учебных и – шире – образовательных целях.

       Важным условием реализации и воплощения мультимедиа в образовательном пространстве является наличие соответствующего оборудования и структурных подразделений, например, кафедры и мультимедийных лабораторий, объединяющих все средства обучения и обеспечивающие в целом высокий уровень подготовки в области мультимедиа, необходимых для изучения и создания тематических видео- и аудиопроектов; перевода аудио- и видеоинформации в ЭВМ, использования видео- и аудио-материалов в учебной работе. Необходимо также иметь медиатеку, т.е. специальное подразделение библиотеки для накопления, хранения, систематизации различных видов образовательных ресурсов и обеспечения доступа к ним.

       Современный уровень развития информационных и коммуникационных технологий дает основание говорить о реальной возможности создания глобальной системы дистанционного обучения, позволяющей на основе новых информационных технологий обеспечивать эффект непосредственного общения между преподавателем и обучаемым, независимо от того, на каком физическом расстоянии они находятся друг от друга. Это всегда было преимуществом и отличительной чертой очного обучения.

       В ситуации глобализации рынка, глобализации экономики и отстранения государства от непосредственного руководства новыми отношениями между государством и университетом необходимо постоянное осмысление процессов, связанных с глобализацией общества в целом, и принятие адекватных решений.

       Новые информационно-коммуникационные технологии открывают двоякие возможности их использования в системе высшего образования. С одной стороны, они позволяют вузам охватить новые категории студентов, преодолев существующие временные и пространственные ограничения, с другой стороны, предоставляют новые средства обучения, открывают новые горизонты преподавания, обучения и оценки знаний, усиливают исследовательские возможности, позволяют внедрить новые, более эффективные модели администрирования и управления.

       Технология представляет собой постоянно действующий фактор перемен во всех сферах общественного развития, в том числе и в высшем образовании.

       ИКТ предоставляют принципиально новые возможности, т.е. ведут к радикальной трансформации системы высшего образования. Однако в разных сферах высшего образования потребуется разная глубина преобразований, зависящая, в том числе, от культурных, экономических и политических условий. Одним из важных факторов является язык, на котором ведется преподавание. Для современных университетов язык – это и символ, и средство укрепления духа нации.

       Мультимедиа в обучении способствует появлению не только нового насыщенного поля общения, передачи информации, но и поля порождения новых смыслов, новых точек пересечения и новых проблем и решений, которые получили иное место в современной культуре по сравнению с традиционными и известными средствами передачи информации и средствами обучения.

           

       Несомненны преимущества мультимедийных технологий как средств обучения. Это:

       - возможность сочетания логического и образного способов освоения информации;

       - активизация образовательного процесса за счет усиления наглядности, - пропускная способность зрительного анализатора превышает способности слухового анализатора, что позволяет зрительной системе доставлять человеку до 90% всей принимаемой им информации;

       - интерактивное взаимодействие, общение в информационно-образовательном пространстве, которое позволяет студенту познавать новое и, вместе с тем, реализовывать свои потенциальные возможности.

       Включаясь с учебный процесс, где используются мультимедийные технологии (сетевые инициативы, электронные пособия и др.), обучаемый становится не объектом, а субъектом коммуникативного общения с преподавателем. Это принципиально важный момент в педагогике сотрудничества.

       Негативные моменты, появляющиеся в результате вхождения мультимедиа в реальную практику образования. Это – мозаичная культура вместо подлинного духа просвещенчества, эклектичный набор знаний вместо системного мировоззрения, основанного на едином подходе, парадигме; ориентация на репродуцирование вместо творчества.

       Одними из главных проблем образования, которые ставят мультимедийные технологии в вузе культуры, выступают приоритеты и соотношение между собственно культурологической и компьютерной подготовкой. На этапе становления мультимедийной индустрии приходится сталкиваться с «разными культурами» создания мультимедийных продуктов. В ряде случаев очевидно удачное сочетание формы и содержания.

       Таким образом, мультимедиа – это сложное технологическое средство обучения, недостаточно исследованное в литературе с точки зрения культурологии, педагогики, психологии, экологии, информациологии и других наук и требующее учета всего комплекса дидактических, психофизиологических, собственно технических и других компонентов системы образования.

 

 

ТЕМА 4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В РУНЕТЕ

       Виртуальное образовательное пространство представляет собой динамичную саморазвивающуюся мегасистему разноуровневых, много и межпредметных содержательных взаимовлияний и взаимодействий участников образовательного процесса.

       В настоящее время продолжается наполнение и совершенствование систем Федеральных образовательных порталов, созданных в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательно-информационной среды                            (2001-2003 гг.)».

       В перспективе порталы будут дополнены новыми ресурсами и появятся новые порталы.

       Требования, предъявляемые к порталам, ставятся жесткие:

       – портал должен постоянно функционировать в течение 24 часов в сутки;

       – информационные ресурсы должны охватывать все уровни образования,

       – ресурсы порталов должны быть сертифицированы (сейчас это только один портал – «Открытое образование» – http://www.open.edu.ru).

       Первичные (расположенные в данном портале) и вторичные (расположенные по другим адресам) информационные ресурсы должны соответствовать единой конфигурации данных, логике построения классификаторов и рубрикаторов. Все сервисы порталов должны быть максимально стандартизированы, чтобы обеспечить стандартные формы запроса, поиска и выдачи информации пользователям.

       Образовательные Интернет-ресурсы можно классифицировать в зависимости от:

       – целевого и пользовательского назначения;

       – формы издания отражаемых ресурсов;

       – системы образования (школьное, вузовское, послевузовское – аспирантура, докторантура, дополнительное для различных форм повышения квалификации, для самообразования детей и взрослых и др.);

       – форм обучения (дистанционные формы обучения, аудиторные занятия, самостоятельная работа над рефератами, докладами, конкурсы, олимпиады, тесты и т.п.).

       1. Каталоги образовательных ресурсов в зависимости от целевого назначения размещены:

       а) на сайтах, имеющих территориально-административную ведомственную принадлежность к образованию – сайты официальных структур, академических и образовательных учреждений по всем ступеням обучения: начальному, среднему, средне специальному профессиональному, вузовскому, по системе дополнительного образования, непрерывного профессионального образования и т.п.;

       б) на сайтах конкретных издательств, специализирующихся на выпуске учебной литературы, на сайтах периодических изданий данного профиля, а также компаний, занимающихся разработкой конкретных образовательных программ (сред) и электронных образовательных ресурсов, центров обучения;

       в) на сайтах любых организаций, непосредственно выполняющих образовательные задачи, обучение пользователей по конкретной тематике и располагающих соответствующими образовательными ресурсами;

       г) на сайтах благотворительных и общественных организаций, ассоциаций и фондов, оказывающих поддержку системе образования, включая сетевые проекты, конкурсы, гранты;

       д) на сайтах библиотек и информационных учреждений, библиографирующих образовательные ресурсы;

       е) на сайтах организаций и структур, которые наряду с социокультурной, коммерческой или другой деятельностью, выполняют и просветительные, образовательные функции.

       2. Каталоги образовательных ресурсов в зависимости от формы издания отражаемых ресурсов:

       – каталог печатных учебных изданий, размещаемых в сети;

       – каталог CD-ROMов образовательной тематики;

       – каталог сетевых образовательных ресурсов (количество такого рода каталогов доминирует среди каталогов образовательных ресурсов);

       – каталог ссылок на образовательные ресурсы.

       3. Каталоги образовательных ресурсов Интернета в зависимости от системы образования (школьное образование, вузовское, послевузовское – аспирантура, докторантура, дополнительное – различные формы повышения квалификации, самообразование детей и взрослых и др.) и жанров учебных изданий:

       – электронные учебники и электронные тренажеры;

       – из методической коллекции школы № 57. Статья Н. А. Шапиро.

       – секреты методики написания сочинений, снабженные примерами и материалами для самостоятельной подготовки;

       – контролирующие среды;

       – электронные пособия;

       – творческие среды-проекты, программы-конструкторы;

       – комбинированные издания.

       4. В зависимости от форм обучения (дистанционные формы обучения, аудиторные занятия, самостоятельная работа над рефератами, внеклассные формы – конкурсы, олимпиады, тесты и т.п.).

 

Образовательные сайты:

1 – http://mon.gov.ru/ - официальный сайт Министерства образования и науки;

2 - http://allbest.ru/union/ - сайт Союза образовательных сайтов;

3 - http://www.fipi.ru/ - сайт ФИПИ.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 1138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.119 (0.013 с.)