Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Интернет-ресурсы в сфере культурыСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие «виртуальная культура» прочно закрепилось в сознании людей, а сам феномен мультимедиа стремительно проник в профессиональную и бытовую реальность, разрушив территориальные и временные границы и сделав жизнь людей более разнообразной, креативной и информативной. Важное значение для культуры имеет знакомство с ресурсами социокультурной сферы, прежде всего, с ресурсами системы образования и культуры. Культурная политика играет решающую роль в формировании доминирующих тенденций, методов и статуса художественного творчества. Новые способы создания, презентации и распространения культурной продукции, равно как и творческого взаимодействия между всеми участниками культурного информационного обмена (авторы, зрители, организаторы, теоретики) с помощью медиа требуют новых институциональных стратегий и тактик. Все более активное обращение деятелей культуры к новым технологиям с целью найти наиболее адекватный и эффективный способ решения своих творческих задач обуславливает необходимость создания центров электронного искусства, образовательных программ, организации выставок-фестивалей и других сетевых инициатив. Новое столетие – это время нового состояния культуры, сложного и противоречивого, время становления культурной модели информационного общества. Для того чтобы найти точки соприкосновения с новой моделью информационной культуры, необходимо знать, что она собой представляет, какие формы коммуникаций, услуг представляет виртуальное культурное пространство, ознакомиться с его ресурсами. В настоящее время в Интернете уже существует огромное количество ресурсов, посвященных российской культуре и культурному наследию. Многие из сайтов по культуре глубоко содержательны и с точки зрения актуальности, значимости информации, свежести и многообразия идей. Но в большинстве случаев остаются невостребованными, либо потому, что о них не знают, либо труднодоступны сетевые материалы. Ряд сайтов в сфере культуры рассчитан на весьма узкую аудиторию, заинтересованную профессионально в изучении и (или) обсуждении той или иной культурной тематики. В результате суммарный эффект применения интерактивных технологий в области просвещения и обмена информацией мал, что дает основания некоторым специалистам рассматривать Интернет как отчасти деградирующую культурную среду, в которой система культурных связей все более размывается лавинообразным потоком слабо структурированной информации. Огромное количество крупных серверов имеют разделы, посвященные культуре и искусству. Материал в них группируется с достаточно стандартной структурой: литература, музыка, театр и кино, музеи и галереи, изобразительное искусство и архитектура и т.д. Как правило, ресурсы по культуре представлены в виде текстов, изображений, музыки. Это сайты организаций – театров, музеев, библиотек, творческих союзов; периодики – журналов, газет, электронных публикаций; информационных ресурсов – афиш, выставок, материалов конференций, фестивалей и т.п. Создание государственной информационной системы по культуре: сохранение и рациональное использование культурного наследия страны, предоставление доступа специалистам и пользователям к отечественной и зарубежной информации по культуре, разработка автоматизированных информационных систем для библиотек, музеев, центров народного творчества и т.д. - основная задача главного информационно-вычислительного центра (ГИВЦ) страны. Формирование нового коммуникационного пространства и информационного поля российского культурного сообщества средствами сети; не контроль и унификация существующих Интернет-ресурсов, а поддержка и рост уже существующих ресурсов и создание новых ресурсов культурной тематики; совершенствование связи между существующими ресурсами, а также средствами навигации Интернета, посвященными культуре – задача, которую ставит перед собой Министерство культуры РФ.
Сайты правительственных, общественных, научно-исследовательских и некоммерческих учреждений и организаций в области культуры и искусства: 1 - сайт Министерства культуры РФ (http://www.mincult.isf.ru); 2 - информационный портал «Культура России» (http://www.russianculture.ru); 3 - центр по проблемам информатизации культуры – Центр ПИК (http://www.cpic.ru); 4 - сайт Российского Фонда Культуры – РФК (http://www.culture.ru); 5 – сайт Российского института культурологи (http://www.rik.ru).
Сайты по музеям. Музейные сайты обычно делят на сайты реально существующих музеев и музеев виртуальных. Первая группа представляет собой функциональную часть реально существующих музеев. Это и художественные музеи, музеи изобразительного искусства, археологические музеи, этнографические, научно-технологические, религиозные, исторические музеи, музыкальные музеи, музеи естественной истории, детские, военные музеи, галереи, музеи фотографии и др. Вторую группу музейных сайтов составляют сайты виртуальных музеев. Пока большинство музейных сайтов представляют собой краткий путеводитель по музею, иногда обновляемый и имеющий в качестве типовой структуры следующие компоненты: информация о возможности посещения, история музея, коллекция и отдельные предметы, постоянная экспозиция музея, выставки, научные конференции, образовательные программы и т.п. Эффект так называемого «сетевого присутствия», несомненно, важен как для самого музея, так и для пользователей, интересующихся изобразительным искусством и конкретными музейными экспонатами. Музейные сайты: 1 – сайт Государственного Дарвиновского музея (http://www.darvin.museum.ru); 2 – сайт Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (http://www.museum.ru/gmii); 3 – сайт Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого «Кунсткамера» (http://www.kunstkamera.ru); 4 - сайт Государственного Эрмитажа (http://www.hermitage.museum.ru); 5 – сайт виртуального музея русского примитивизма (http://www.museum.ru/museum/primitiv). Сайты 1-4 относятся к первой группе, а 5 – ко второй группе.
Сайты библиотек. Библиотеки значительно опережают другие учреждения культуры России в сфере новых технологий. Наряду с электронным представительством традиционных библиотечных ресурсов и услуг существуют электронные библиотеки по самым различным направлениям. Работы по созданию электронных библиотек ведутся во многих странах на основе принятых национальных программ и международных проектов. Сайты библиотек: 1 – http: //orel.rsl.ru – открытая русская электронная библиотека (РГБ); 2 - http://feb-web.ru/ – фундаментальная электронная библиотека «Русская литература по фольклору»; 3 - http://www.elibrary.ru – научная электронная библиотека (РФФИ), которая насчитывает более 900 тыс. полнотекстовых статей по различным областям знания; 4 – http://www.km.ru – электронная библиотека «Кирилла и Мефодия» и др.
Сайты архивов: 1 - каталог архивов Москвы и Санкт-Петербурга на русском и английском языках (http://www.openweb.ru/rusarch/index.htm); 2 - «Персональный Интернет-каталог фотодокументов Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга» (http://www.photoarchive.spb.ru).
Сайты по архитектуре: Портал «Архитектура России» (http://www.archi.ru), - целью портала является создание и развитие интеллектуального информационного ресурса об архитектуре России.
Его основные направления: – предоставление актуальной информации о событиях художественной, научной и культурной жизни России (Москвы, Петербурга и регионов); – предоставление площадки для дискуссий, для выражения своих взглядов критикам разных направлений, для обсуждения научных гипотез, так или иначе связанных с архитектурой; – предоставление площадки для Интернет-публикаций (научных и критических статей, монографий), облегчающих доступ к научным текстам, и позволяющих собрать воедино появляющиеся в прессе тексты о событиях в современной архитектуре; – размещение информации об архитектурных организациях – музеях, институтах, творческих мастерских, реставрационных коллективах, журналах, издательствах; – создание каталогов и баз данных, позволяющих осуществлять поиск и хранение информации, организованной согласно мировым стандартам.
Сайты по музыке: 1 - сайт по музыке общего характера (http://www.music.ru); 2 - музыкальная шкатулка (http://www.cdru.com); 3 - информационно-музыкальный портал (http://WWW.MUZZ.RU).
Сайты по театру и кино. В дополнение к ресурсам, расположенным на серверах Министерства культуры РФ, Российского фонда культуры, содержащим информацию о театрах, музыкальных и других событиях культурной жизни, портал «Театры России» (http://www.theatre.ru) представляет основные данные о театрах, фотографии актеров, режиссеров, рецензии на спектакли и др. Большое количество самостоятельных Web-страниц связано с деятельностью отдельных театров. К элитной лиге относятся сайты: Государственный академический Большой театр (http://www.bolshoi.ru), Госфильмофонд (http://www.aha.ru/~filmfond) и др.
Сайты арт-новостей и прессы: 1 - сайт ArtInfo (www.artinfo.ru); 2 - галерея Гельмана (http://www.guelman.ru). Новости культуры можно получить из сетевой газеты (http://www.gazeta.ru) или в Русском журнале (http://www.russ.ru), в Петербургском журнале искусств (http://www.art.spb.ru), в зарубежном журнале современного искусства (http://www.thing. net/jca) и др.
Таким образом, Россия активно включена в процесс формирования глобальной коммуникационной сети Интернет, получившие за последние годы ХХ века существенный импульс к развитию. Среди ее характерных особенностей отмечают, прежде всего: – глобальный характер охвата пользователей ресурсами, в частности, в области культуры; – стремительный темп развития Сети, ее порталов в сфере культуры; – децентрализованный характер ее развития (равные возможности для предоставления ресурсов имеют как крупные города, так и регионы); – оперативность предоставления информации; – одноразовый ввод информации и многоаспектное ее использование, обновление и возможность пополнения; – долгосрочный характер ее хранения; – эргономичность и экономичность распространения и использования (публикация информации в Сети значительно дешевле, чем на традиционных носителях информации (в книгах, сборниках, журналах и газетах, теле- и радиопередачах); – интерактивность (создание специализированных коммуникационных сред: организация электронных конференций, переговорных комнат и т.п.). Большое число разнообразных ресурсов, представляющих различные сферы культуры, находятся еще в стадии становления: отсутствует упорядоченность материала, сложен поиск информации; неравноценность качества ресурсов культурного содержания; часть сайтов отражают незначительный объем информации и ориентированы лишь на сетевое представительство отдельных лиц и организаций. Все это создает определенные трудности при поиске информации и, прежде всего из-за необходимости предварительного просмотра огромного числа ссылок. Поэтому актуальным является разработка проблемно-ориентированных поисковых систем, обеспечивающих достаточно полный и адекватный запросу поиск информационных ресурсов данной отрасли, с одной стороны, а с другой, – создание ресурсов, аккумулирующих солидный объем структурированной и систематизированной информации. Серьезным недостатком являются также неравномерность представления разных сфер культуры (некоторые темы развиты очень полно, другие – недостаточно), отсутствие репрезентативного и обобщающего ресурса, представляющего лучшие достижения российской культуры. Накопленный опыт в области представления культурного наследия обеспечивает доступ к оцифрованным материалам, к учреждениям памяти и их уникальным коллекциям, представляющим интерес для специалистов и тех, кто интересуется данными проблемами, тем самым способствуя реализации ключевой задачи государственной культурной политики России – созданию единого культурного пространства страны.
ТЕМА 3. МУЛЬТИМЕДИА В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Существенные перемены в экономике, общественной жизни и культуре требуют трансформации системы подготовки специалистов, выработки и осуществления нового механизма вхождения в жизнь человека, обладающего необходимыми социальными и профессиональными качествами, которые дает ему образование. Система образования является «самым опасным местом» современной цивилизации, но она оказывается и самой главной надеждой. «Образование есть мост, ведущий к новому устройству нашего культурного мира, так как, только переводя каждого по этому мосту, можно что-то изменить в человеке». Основной из проблем, которые поставила современная действительность перед человечеством, – это проблема человека в меняющемся мире. Сегодня именно человек стал главным фактором развития и одновременно главным фактором риска. Наиболее значимыми отличительными чертами уже формирующейся системы образования называют: – переход от «обучения» к «образованию» и формированию открытой системы образования; – применение новых и, прежде всего мультимедийных, информационных технологий в процессе отбора, накопления, систематизации и передачи знаний; – формирование новых специальностей и специализаций в области мультимедиа, отвечающим потребностям информационно-зависимого общества и рынка труда в новом тысячелетии. Именно с новыми информационными технологиями сегодня связывают реальные возможности построения открытой образовательной системы, позволяющей каждому человеку выбирать свою собственную траекторию обучения. Технологии обучения напрямую связываются с такими важнейшими дидактическими возможностями компьютера, как индивидуализация учебного процесса при сохранении его целостности за счет программируемости и динамической адаптированности учебных программ. Медиаобразование понимается как «обучение теории и практическим умениям овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как части специфической области в педагогической теории и практике. Медиаобразование отличают от средств массовых коммуникаций как вспомогательных средств в преподавании других областей знания. Начальный этап медиаобразования связывают с 1960–70 гг., второй этап – 1980-е гг. и третий этап называют мультимедийным медиаобразованием (с конца 1990-х гг.), он был вызван бурным развитием компьютерных технологий. «Мультимедиа в образовании» стало активно использоваться научными кругами в конце 1990-х гг. С развитием новых информационных технологий расширяется спектр информационных ресурсов услуг, создаются условия для формирования единого глобального информационного и образовательного пространства, а в связи с этим становится иной система образования. На это нацелены создаваемые классы открытого доступа к Интернету, медиатеки, выступающие не просто «окнами», но и «распахнутыми воротами» в мир разнообразных культур. Они, с одной стороны, обеспечивают передачу накопленного объема знаний и переработку значительного объема информации. С другой, они представляют собой среду, максимально приближенную для ее использования в учебных и – шире – образовательных целях. Важным условием реализации и воплощения мультимедиа в образовательном пространстве является наличие соответствующего оборудования и структурных подразделений, например, кафедры и мультимедийных лабораторий, объединяющих все средства обучения и обеспечивающие в целом высокий уровень подготовки в области мультимедиа, необходимых для изучения и создания тематических видео- и аудиопроектов; перевода аудио- и видеоинформации в ЭВМ, использования видео- и аудио-материалов в учебной работе. Необходимо также иметь медиатеку, т.е. специальное подразделение библиотеки для накопления, хранения, систематизации различных видов образовательных ресурсов и обеспечения доступа к ним. Современный уровень развития информационных и коммуникационных технологий дает основание говорить о реальной возможности создания глобальной системы дистанционного обучения, позволяющей на основе новых информационных технологий обеспечивать эффект непосредственного общения между преподавателем и обучаемым, независимо от того, на каком физическом расстоянии они находятся друг от друга. Это всегда было преимуществом и отличительной чертой очного обучения. В ситуации глобализации рынка, глобализации экономики и отстранения государства от непосредственного руководства новыми отношениями между государством и университетом необходимо постоянное осмысление процессов, связанных с глобализацией общества в целом, и принятие адекватных решений. Новые информационно-коммуникационные технологии открывают двоякие возможности их использования в системе высшего образования. С одной стороны, они позволяют вузам охватить новые категории студентов, преодолев существующие временные и пространственные ограничения, с другой стороны, предоставляют новые средства обучения, открывают новые горизонты преподавания, обучения и оценки знаний, усиливают исследовательские возможности, позволяют внедрить новые, более эффективные модели администрирования и управления. Технология представляет собой постоянно действующий фактор перемен во всех сферах общественного развития, в том числе и в высшем образовании. ИКТ предоставляют принципиально новые возможности, т.е. ведут к радикальной трансформации системы высшего образования. Однако в разных сферах высшего образования потребуется разная глубина преобразований, зависящая, в том числе, от культурных, экономических и политических условий. Одним из важных факторов является язык, на котором ведется преподавание. Для современных университетов язык – это и символ, и средство укрепления духа нации. Мультимедиа в обучении способствует появлению не только нового насыщенного поля общения, передачи информации, но и поля порождения новых смыслов, новых точек пересечения и новых проблем и решений, которые получили иное место в современной культуре по сравнению с традиционными и известными средствами передачи информации и средствами обучения.
Несомненны преимущества мультимедийных технологий как средств обучения. Это: - возможность сочетания логического и образного способов освоения информации; - активизация образовательного процесса за счет усиления наглядности, - пропускная способность зрительного анализатора превышает способности слухового анализатора, что позволяет зрительной системе доставлять человеку до 90% всей принимаемой им информации; - интерактивное взаимодействие, общение в информационно-образовательном пространстве, которое позволяет студенту познавать новое и, вместе с тем, реализовывать свои потенциальные возможности. Включаясь с учебный процесс, где используются мультимедийные технологии (сетевые инициативы, электронные пособия и др.), обучаемый становится не объектом, а субъектом коммуникативного общения с преподавателем. Это принципиально важный момент в педагогике сотрудничества. Негативные моменты, появляющиеся в результате вхождения мультимедиа в реальную практику образования. Это – мозаичная культура вместо подлинного духа просвещенчества, эклектичный набор знаний вместо системного мировоззрения, основанного на едином подходе, парадигме; ориентация на репродуцирование вместо творчества. Одними из главных проблем образования, которые ставят мультимедийные технологии в вузе культуры, выступают приоритеты и соотношение между собственно культурологической и компьютерной подготовкой. На этапе становления мультимедийной индустрии приходится сталкиваться с «разными культурами» создания мультимедийных продуктов. В ряде случаев очевидно удачное сочетание формы и содержания. Таким образом, мультимедиа – это сложное технологическое средство обучения, недостаточно исследованное в литературе с точки зрения культурологии, педагогики, психологии, экологии, информациологии и других наук и требующее учета всего комплекса дидактических, психофизиологических, собственно технических и других компонентов системы образования.
ТЕМА 4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ В РУНЕТЕ Виртуальное образовательное пространство представляет собой динамичную саморазвивающуюся мегасистему разноуровневых, много и межпредметных содержательных взаимовлияний и взаимодействий участников образовательного процесса. В настоящее время продолжается наполнение и совершенствование систем Федеральных образовательных порталов, созданных в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие единой образовательно-информационной среды (2001-2003 гг.)». В перспективе порталы будут дополнены новыми ресурсами и появятся новые порталы. Требования, предъявляемые к порталам, ставятся жесткие: – портал должен постоянно функционировать в течение 24 часов в сутки; – информационные ресурсы должны охватывать все уровни образования, – ресурсы порталов должны быть сертифицированы (сейчас это только один портал – «Открытое образование» – http://www.open.edu.ru). Первичные (расположенные в данном портале) и вторичные (расположенные по другим адресам) информационные ресурсы должны соответствовать единой конфигурации данных, логике построения классификаторов и рубрикаторов. Все сервисы порталов должны быть максимально стандартизированы, чтобы обеспечить стандартные формы запроса, поиска и выдачи информации пользователям. Образовательные Интернет-ресурсы можно классифицировать в зависимости от: – целевого и пользовательского назначения; – формы издания отражаемых ресурсов; – системы образования (школьное, вузовское, послевузовское – аспирантура, докторантура, дополнительное для различных форм повышения квалификации, для самообразования детей и взрослых и др.); – форм обучения (дистанционные формы обучения, аудиторные занятия, самостоятельная работа над рефератами, докладами, конкурсы, олимпиады, тесты и т.п.). 1. Каталоги образовательных ресурсов в зависимости от целевого назначения размещены: а) на сайтах, имеющих территориально-административную ведомственную принадлежность к образованию – сайты официальных структур, академических и образовательных учреждений по всем ступеням обучения: начальному, среднему, средне специальному профессиональному, вузовскому, по системе дополнительного образования, непрерывного профессионального образования и т.п.; б) на сайтах конкретных издательств, специализирующихся на выпуске учебной литературы, на сайтах периодических изданий данного профиля, а также компаний, занимающихся разработкой конкретных образовательных программ (сред) и электронных образовательных ресурсов, центров обучения; в) на сайтах любых организаций, непосредственно выполняющих образовательные задачи, обучение пользователей по конкретной тематике и располагающих соответствующими образовательными ресурсами; г) на сайтах благотворительных и общественных организаций, ассоциаций и фондов, оказывающих поддержку системе образования, включая сетевые проекты, конкурсы, гранты; д) на сайтах библиотек и информационных учреждений, библиографирующих образовательные ресурсы; е) на сайтах организаций и структур, которые наряду с социокультурной, коммерческой или другой деятельностью, выполняют и просветительные, образовательные функции. 2. Каталоги образовательных ресурсов в зависимости от формы издания отражаемых ресурсов: – каталог печатных учебных изданий, размещаемых в сети; – каталог CD-ROMов образовательной тематики; – каталог сетевых образовательных ресурсов (количество такого рода каталогов доминирует среди каталогов образовательных ресурсов); – каталог ссылок на образовательные ресурсы. 3. Каталоги образовательных ресурсов Интернета в зависимости от системы образования (школьное образование, вузовское, послевузовское – аспирантура, докторантура, дополнительное – различные формы повышения квалификации, самообразование детей и взрослых и др.) и жанров учебных изданий: – электронные учебники и электронные тренажеры; – из методической коллекции школы № 57. Статья Н. А. Шапиро. – секреты методики написания сочинений, снабженные примерами и материалами для самостоятельной подготовки; – контролирующие среды; – электронные пособия; – творческие среды-проекты, программы-конструкторы; – комбинированные издания. 4. В зависимости от форм обучения (дистанционные формы обучения, аудиторные занятия, самостоятельная работа над рефератами, внеклассные формы – конкурсы, олимпиады, тесты и т.п.).
Образовательные сайты: 1 – http://mon.gov.ru/ - официальный сайт Министерства образования и науки; 2 - http://allbest.ru/union/ - сайт Союза образовательных сайтов; 3 - http://www.fipi.ru/ - сайт ФИПИ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 1138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.103.119 (0.013 с.) |