Расходы, связанные с приобретением материалов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Расходы, связанные с приобретением материалов



Вид расходов Отражение затрат в бухгалтерском учете Отражение затрат в налоговом учете
Сумма, уплачиваемая поставщику материалов Включают Включают
Расходы на информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материалов Включают Включают
Таможенные пошлины и сборы Включают Включают
Затраты по заготовке и доставке материалов до места их использования, включая расходы по страхованию Включают Включают
Затраты по доведению материалов до состояния, в котором они пригодны к использованию Включают Включают
Посреднические вознаграждения и другие затраты, непосредственно связанные с приобретением материалов Включают Включают
Суммы НДС и акцизов в тех случаях, когда материалы используются для операций, облагаемых этими налогами Не включают Не включают
Суммы НДС и акцизов в тех случаях, когда материалы используются для операций, не облагаемых этими налогами Включают Включают
Суммы других налогов и сборов (например, взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование) Включают Включают
Проценты по кредитам (займам), начисленные до принятия материалов к бухучету Включают Не включают (это внереализационные расходы)
Проценты по кредитам (займам), начисленные после принятия материалов к бухучету Не включают (это прочие расходы) Не включают (это внереализационные расходы)
Разницы, связанные с покупкой материалов, стоимость которых выражена в иностранной валюте, но оплата производится в рублях Не включают (это прочие расходы) Не включают (это внереализационные расходы)
Разницы, связанные с покупкой материалов за иностранную валюту Не включают (это прочие расходы) Не включают (это внереализационные расходы)

 

Если материально-производственные запасы изготавливаются силами организации, то фактическая себестоимость определяется исходя из фактических затрат, связанных с производством данных запасов. Учет и формирование затрат на производство материально-производственных запасов осуществляются организацией в порядке, установленном для определения себестоимости соответствующих видов продукции. В учете отражается бухгалтерская запись:

Дебет 10 Кредит 20, 23.

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, внесенных в счет вклада в уставный (складочный) капитал организации, определяется исходя из их денежной оценки, согласованной учредителями (участниками) организации, если иное не предусмотрено законодательством РФ. В учете отражается бухгалтерская запись:

Дебет 10 Кредит 75

Безвозмездное поступление материалов.

Поступление материалов безвозмездно оформите в обычном порядке. Тот, кто отдал вам бесплатно материалы, должен представить такие же документы, как и при возмездном поступлении материалов. Фактическую себестоимость материалов, поступивших безвозмездно, определяйте по их рыночной цене. То есть по цене, по которой вы можете продать материалы.

Определяя рыночную цену, ориентируйтесь на данные, которые у вас есть на день получения актива. Сведения об уровне текущих рыночных цен должны быть подтверждены документально или путем проведения экспертизы.

Если доставку безвозмездно полученных материалов вы взяли на себя, то в фактическую себестоимость материалов следует включить эти затраты (п. 65 и 66 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).

В бухгалтерском учете безвозмездное поступление материалов отражается проводкой:

Дебет 10 (15) Кредит 98-2– учтены безвозмездно поступившие материалы.

При списании безвозмездно полученных материалов в производство (на другие цели) отражается доход:

Дебет 98-2 Кредит 91-1– признан доход от использования безвозмездно полученных материалов (стоимость фактически израсходованных материалов).

Фактическая себестоимость материально-производственных запасов, приобретенных по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) неденежными средствами, определяется исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов:

Дебет 10 Кредит 60- оприходованы материалы по фактической себестоимости.

Учет поступления материалов может быть организован по учетным ценам с использованием счета 15 «Заготовление и приобретение материалов» и счета 16 «Отклонение в стоимости материалов». Этот способ целесообразно использовать тем организациям, у которых большая номенклатура используемых материалов и документы, необходимые для формирования фактической себестоимости материалов, могут поступать в бухгалтерию не единовременно, а с разрывом во времени.

В частности, можно отражать поступление материалов по учетным ценам. Таким, например, как:

- планово-расчетные цены (обычно их закладывают в бюджете на определенный период);

- договорные цены (когда материалы приобретены под специальный контракт, в котором определена их возможная стоимость);

- фактическая себестоимость материалов за прошлый отчетный период, а именно месяц, квартал, год;

- средняя цена группы (когда плановая цена установлена не на конкретный номенклатурный номер, а на их группу).

Счет 15 «Заготовление и приобретение материалов» используется для отражения информации о приобретении запасов, относящихся к средствам в обороте. Порядок определения учетных цен закрепляется в учетной политике организации.

После получения расчетных документов от поставщиков делаются следующие записи:

Дебет 15 Кредит 60, 76 – отражена фактическая себестоимость материальных ценностей на основании расчетных документов;

Дебет 19 Кредит 60, 76 – учтен НДС на основании счетов-фактур поставщика;

Дебет 10, 41 Кредит 15 – оприходованы материально-производственные запасы по учетной цене, ставшей фактической себестоимостью.

Эта цена в дальнейшем будет использоваться при списании материальных ценностей на затраты и на счет по учету продаж. По кредиту счета 15 формируется информация об учетной цене материалов, а по дебету – об их фактической себестоимости.

Счет 16 «Отклонение в стоимости материалов» предназначен для отражения разницы между учетной ценой материально-производственных запасов и их фактической себестоимостью. Аналитический учет ведется по группам материально-производственных запасов, имеющих примерно одинаковый уровень этих отклонений.

Дебет 15 Кредит 16 – списано превышение учетной цены над фактической себестоимостью (экономия);

Дебет 16 Кредит 15 – списано превышение фактической себестоимости над учетной ценой (перерасход).

Дебетовое сальдо по счету16 списывают в конце отчетного месяца:

Дебет 20, 23, 25, 26, 44 Кредит 16 – списано отклонение в стоимости материалов, отпущенных в производство;

Дебет 91-2 Кредит 16 - списано отклонение в стоимости проданных материалов.

 

Когда вы получили материалы не в собственность, а на время, поступление материалов отражайте забалансом на счете 002 «Товарно-материальные ценности», принятые на ответственное хранение». Например, так отразить можно поступление многооборотной тары, которую надо вернуть поставщику.

В этом случае материалы отражайте по стоимости, указанной в договоре. Отражать их по фактической себестоимости не требуется, ведь эти материалы вам не принадлежат. Поступление материалов на ответственное хранение отразите так:

Дебет 002– отражено поступление материалов на ответственное хранение.

Поступление материалов при ликвидации основных средств.

Материалы, которые получены при ликвидации основных средств, оформляют требованием-накладной №М-11, при ликвидации зданий и сооружений – актом по форме №М-35. Обе формы утверждены постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а.

Однако можно использовать и самостоятельно разработанные формы. Правда, для этого они должны содержать все необходимые реквизиты. Выбор формы подтверждает руководитель приказом к учетной политике.

Фактическую себестоимость таких материалов определяют по их рыночной цене. Рыночной будет та цена, по которой организация может продать данный вид материалов. Подтвердить размер цен можно заключением независимого оценщика. Или же можно подготовить собственные материалы и расчеты.

Поступление материалов от ликвидации основных средств отражают проводкой:

Дебет 10 (15) Кредит 91-1– поступили материалы от ликвидации основных средств по рыночной цене.

Отражение возврата в бухгалтерском учете.

Ни один продавец не может гарантировать, что весь товар качественный. Всегда возможен какой-то процент брака. Поэтому, получая товары от поставщика, в первую очередь убедитесь, что они соответствуют заявленным характеристикам.

Допустим, обнаружены недостатки в покупке. Тогда можно вернуть ее продавцу. Тут все зависит от того, успели ли принять товары на учет или нет.

1. Предположим, что обнаружен брак во время приемки товаров.

Тогда прописывают все недостатки в акте об установленном расхождении по количеству и качеству. Затем оформляют претензию. А стоимость некачественных ТМЦ отражают на забалансовом счете 002. Ее списывают оттуда сразу после того, как возвращают брак поставщику.

2. Товары или материалы уже приняли к учету и отразили их стоимость на счете 41 или 10 (15). А НДС по приобретенным ценностям поставили к вычету.

Первым делом нужно оформить акт о выявленных недостатках товаров и направить продавцу претензию. А в учете сделайте такие проводки:

Дебет 76 субсчет «Расчеты по претензиям» Кредит 41, 10 (15)– списана учетная стоимость товаров, подлежащих возврату поставщику;

Дебет 76 субсчет «Расчеты по претензиям» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»– отражена сумма входного НДС;

Дебет 002– приняты на забалансовый учет товары, которые будут возвращены поставщику;

Кредит 002– возвращены товары поставщику;

Дебет 51 Кредит 76 субсчет «Расчеты по претензиям»– поставщик вернул деньги за бракованные товары.

Уничтожение брака.

Предположим, выявлены дефекты в приобретенных товарах уже после того, как приняли их на учет. Но возврат брака, руководство посчитало нецелесообразным. Тогда можно договориться с продавцом, что брак утилизируется. Счет-фактуру составлять не нужно. Поставщик составит корректировочный счет-фактуру, указав в нем количество и стоимость товаров до и после утилизации. На основании этого документа вы восстановите НДС по той продукции, которая оказалась некачественной. А продавец примет к вычету эту же сумму налога.

 

Транспортно-заготовительные расходы (ТЗР). Учет и списание.

В бухгалтерском учете к транспортно-заготовительным расходам (ТЗР) относятся затраты, связанные с заготовкой и доставкой материалов в организацию (п. 70 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н). ТЗР, в частности, включают в себя:

- расходы, связанные с погрузочно-разгрузочными работами;

- расходы на транспортировку;

- командировочные расходы, связанные с заготовкой и доставкой материалов;

- плату за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, портах, пристанях;

- складские расходы (если склады используются как для заготовки материалов, так и для хранения товаров (готовой продукции), такие расходы можно отнести на текущие затраты);

- расходы на содержание заготовительных пунктов, складов, организованных в местах заготовки материалов;

- плату за кредиты и займы, привлеченные для закупки материалов (начисленная до принятия материалов к учету);

- недостачу и порчу в пределах норм естественной убыли;

- наценки, надбавки, комиссионные вознаграждения посредникам.

Примерная номенклатура (перечень) ТЗР приведена в приложении 2 к Методическим указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Способы учета ТЗР. В бухгалтерском учете ТЗР учитываются одним из следующих способов:

- непосредственно в фактической себестоимости каждой единицы материалов;

- обособленно на счете 15 «Заготовление и приобретение материалов» (с последующим отнесением на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»);

- обособленно на отдельном субсчете, открытом к счету 10 «Материалы», например, на субсчете «Транспортно-заготовительные расходы».

Выбранный способ учета ТЗР закрепляется в учетной политике. Такой порядок установлен пунктом 83 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Если организация включает ТЗР в фактическую себестоимость материалов, то обособленный учет этих расходов не ведется. При поступлении материалов делают проводки:

Дебет 10 Кредит 60 (20, 21, 75...) – отражено поступление материалов;

Дебет 10 Кредит 60 (76, 23, 26...) – отнесены ТЗР на себестоимость материалов.

Если организация учитывает ТЗР обособленно на счете 10, то при поступлении материалов делают следующие проводки:

Дебет 10 субсчет «Сырье и материалы» Кредит 60 (20, 21, 75...) – отражено поступление материалов по учетной стоимости;

Дебет 10 субсчет «Транспортно-заготовительные расходы» Кредит 60 (76, 23, 26...) – учтены ТЗР.

Если организация учитывает ТЗР обособленно на счете 15, то при поступлении материалов нужно сделать проводки:

Дебет 15 Кредит 60 (76) – отражено поступление материалов в оценке, предусмотренной договором (другими документами);

Дебет 15 Кредит 60 (76) – учтены в фактической себестоимости материалов ТЗР;

Дебет 10 Кредит 15 – оприходованы материалы по учетной цене.

Отклонения фактической стоимости от учетной цены списывают в момент оприходования материалов проводками:

Дебет 16 Кредит 15 – отражено отклонение фактической стоимости поступивших материалов от их учетной цены;

Дебет 15 Кредит 16 – отражено превышение учетной цены над фактической стоимостью приобретенных материалов.

Если ТЗР отражаются обособленно, то их аналитический учет следует вести в разрезе отдельных видов и групп материалов. Это означает, что общую сумму ТЗР, связанных с заготовлением и доставкой разнородных материалов, нужно распределять между ними. Из этого правила есть исключение. Если соотношение ТЗР и стоимости заготовленных (доставленных) материалов незначительно, то их можно не распределять и учитывать в общей сумме:

- либо на счете 10 субсчет «Транспортно-заготовительные расходы»;

- либо на счете 15 «Заготовление и приобретение материалов» (с последующим отнесением на счет 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»).

Такой порядок предусмотрен пунктом 84 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.

Если организация ведет обособленный учет ТЗР, материалы отражаются в бухгалтерском учете по учетным ценам. В качестве учетных цен организация может применять:

- планово-расчетную цену, утвержденную организацией;

- договорную цену;

- фактическую себестоимость материалов за прошлый отчетный период (месяц, квартал, год);

- среднюю цену группы (если плановая цена установлена не на конкретный номенклатурный номер, а на их группу).

Если учетная цена отклоняется от фактической себестоимости более чем на 10 процентов, ее нужно пересмотреть. Если ТЗР учитываются обособленно, то списывать их нужно на те же счета, на которые списываются материалы. Оформите это в конце месяца проводкой:

Дебет 20 (23, 25, 26...) Кредит 16 (10 субсчет «Транспортно-заготовительные расходы») – списаны ТЗР по израсходованным материалам.

 

Учет отпуска материалов в производство и их оценка по методу средней стоимости, ФИФО.

Материалы могут быть отпущены на нужды основного, вспомогательного или обслуживающего производства.

На стоимость материалов, фактически отпущенных в производство, делают проводку по кредиту счета 10:

Дебет 20 (23, 29) Кредит 10.

При отпуске материально-производственных запасов в производство их оценка производится одним из следующих методов (закреплено в учетной политике):

- по себестоимости каждой единицы;

- по средней себестоимости;

- по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО).

Материально-производственные запасы, используемые организацией в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т. п.), или запасы, которые не могут обычным образов заменять друг друга, могут оцениваться по себестоимости каждой единицы таких запасов.

Оценка материально-производственных запасов по средней себестоимости производится по каждой группе (виду) запасов. При этом необходимо определить среднюю себестоимость единицы материалов.

Этот показатель определяется по формуле:

СС = (СМ0+СМП) / (КМ0 + КМП),                                                     (3.1)

где:

СМ0 - стоимость остатка материалов на начало отчетного периода;

СМП - стоимость материалов, поступивших в отчетном периоде;

КМ0 - количество материалов на начало отчетного периода;

КМП - кол-во материалов, поступивших в отчетном периоде.

Пример. АО «Мастер» купила кирпич марки М-150 для выполнения строительно-ремонтных работ. Кирпич покупался тремя партиями по 10 000 шт. в каждой.

Первая партия приобретена 1 января 200_ г. по цене 42 000 руб. (в том числе НДС — 7000 руб.). Вторая — 3 февраля 200_ г. по цене 44 000 руб. (в том числе НДС — 7333 руб.). Третья — 2 марта 200_ г. цене 47 000 руб. (в том числе НДС — 7833 руб.). При покупке кирпича бухгалтер ЗАО «Мастер» сделал проводки:

Дебет 10 Кредит 60

35 000 руб. (42 000 — 7000) — приобретена первая партия кирпича;

Дебет 19 Кредит 60

7000 руб. — учтен НДС по первой партии кирпича;

Дебет 10 Кредит 60

36 667 руб. (44 000 — 7333) — приобретена вторая партия кирпича;

Дебет 19 Кредит 60

7333 руб. — учтен НДС по второй партии кирпича;

Дебет 10 Кредит 60

39 167 руб. (47 000 — 7833) — приобретена третья партия кирпича;

Дебет 19 Кредит 60

7833 руб. — учтен НДС по третьей партии кирпича.

На выполнение ремонтных работ было списано 25 000 шт. кирпича. Работы выполнялись в марте 200_ года. Определим стоимость кирпича, которую бухгалтер должен списать на себестоимость ремонтных работ.

Средняя себестоимость.

При использовании этого метода необходимо определить среднюю себестоимость единицы материалов (одного кирпича). Она составит:

(35 000 руб. + 36 667 руб. + 39 167 руб.): (10 000 руб. + 10 000 + 10 000 руб.) = 3,69 руб.

Стоимость кирпича, подлежащая списанию, составит:

3,69 руб. х 25 000 шт. = 92 250 руб.

При списании кирпича необходимо сделать проводку:

Дебет 20 Кредит 10 - 92 250 руб. — списан кирпич на выполнение ремонтных работ.

Оценка по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО) основан на том, что материально-производственные запасы используются в течение отчетного периода в последовательности их приобретения (поступления). То есть запасы, которые первыми поступают в производство (продажу), должны быть оценены по с/с первых по времени приобретений с учетом себестоимости числящихся на начало месяца. Вернемся к примеру:

При использовании метода ФИФО необходимо списать:

10 000 шт. кирпича из первой партии стоимостью 35 000 руб.;

10 000 шт. кирпича из второй партии стоимостью 36 667 руб.;

5000 шт. кирпича из третьей партии стоимостью 19 584 (39 167: 10 000 х 5000).

Общая стоимость кирпича, подлежащего списанию, составит:

35 000 + 36 667 + 19 584 = 91 251 руб.

При списании кирпича необходимо сделать проводку:

Дебет 20 Кредит 10 - 91 251 руб. — списан кирпич на выполнение ремонтных работ.

По каждой группе (виду) материально-производственных запасов в течение отчетного года применяется один способ оценки.

Оценка материально-производственных запасов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, действующему на дату принятия материально-производственных запасов к бухгалтерскому учету.

 

Учет расхода (отпуска) материалов в производство.

Под отпуском материалов в производство понимается их выдача со склада организации (цехов) непосредственно для изготовления продукции (выполнения работ, оказания услуг), а также расход материалов для управленческих нужд организации.

Отпуск материалов на склады подразделений (цехов) организации и на площадки строительства рассматривается как внутреннее перемещение.

По мере отпуска материалов со складов подразделений (цехов) на рабочие места они списываются со счетов учета материальных ценностей и зачисляются на соответствующие счета учета затрат на производство. Стоимость материалов, отпущенных для управленческих нужд, относится на соответствующие счета учета этих расходов.

Первичными учетными документами по отпуску (расходу) материалов со складов организации в подразделения (цеха) организации являются лимитно-заборная карта (типовая межотраслевая форма №М-8), требование-накладная (типовая межотраслевая форма №М-11), накладная (типовая межотраслевая форма №М-15).

В таблице 3.2 приведены бухгалтерские проводки, отражающие расход материалов на производственные и управленческие нужды.

 

Таблица 3.2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.077 с.)