Глава 9. Анализ выпуска и реализации продукции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 9. Анализ выпуска и реализации продукции



9.1 Выполнение плана по производству продукции

Показателями объема продукции предприятий в стоимостном выражении являются:

- товарная продукция в оптовых ценах предприятий;

- товарная продукция в оптовых ценах предприятий, принятых в плане, с выделением продукции высшего качества;

- товарная продукция с учетом выполнения заданий и обязательств по поставкам;

- валовая продукция в оптовых ценах предприятия.

Товарная продукция – это вся продукция, подготовленная к отпуску (реализации) на сторону за пределы предприятия. Стоимость товарной продукции отличается от стоимости реализованной продукции на сумму изменения остатков нереализованной продукции на начало и конец отчетного периода.

Взаимосвязь между товарной (ТП) и реализованной продукцией (РП) можно выразить формулами:

 

                                                        (9.1)

                                                         (9.2)

 

где Он.г – остаток продукции на начало года;

  Ок.г - остаток продукции на конец года.

Реализованная продукция включает стоимость всей готовой продукции, выработанной и отгруженной сбытовым или непосредственно торгующим организациям, а также стоимость продукции, переданной для дальнейшей переработки другим предприятиям, средства за которую поступили на расчетный счет; стоимость продукции, выработанной из товарного полуфабриката, полученного от других предприятий или сбытовых организаций, которая была отгружена и средства за которую поступили на расчетный счет предприятия.

В реализованную, товарную и валовую продукцию не включается ни в стоимостном, ни в натуральном выражении продукция, которая по своим качествам не соответствует установленным ГОСТам и техническим условиям.

Валовая продукция включает товарную продукцию, стоимость неоплаченного переработанного сырья заказчика и внутрискладской оборот. Разница в приросте (+) или убыли (-) остатков незавершенного производства в состав валовой продукции не включается. Внутризаводской оборот, включаемый в валовую продукцию, представляет собой стоимость продукции, полуфабрикатов, произведенных на самом предприятии и предназначенных для переработки в другом его цехе.

Указанный порядок учета валовой продукции на предприятиях промышленной отрасли установлен вследствие специфики промышленной отрасли, перерабатывающей сырье как собственной добычи, так и принимаемое от других промышленных предприятий.

В системе промышленного хозяйства имеются не только промышленные предприятия, но относящиеся к другим отраслям, такие как судоремонтные, судостроительные, лесообрабатывающие и пр. Валовую и товарную продукцию этой группы предприятий учитывают как продукцию той отрасли, к которой относятся производства.

Полуфабрикаты – это продукция, прошедшая часть производственной обработки и отвечающая стандартам и техническим условиям. Она может быть подвергнута дальнейшей обработке. Если полуфабрикаты отпускаются другим предприятием, то они учитываются как готовая продукция.

Незавершенное производство – это продукция, изготовление которой не закончено, и продукция, которая не принята ОТК и не сдана на склад готовой продукции. Незавершенным производством считают также остатки продукции (охлажденной, мороженой и т.п.) на предприятии и предназначенной для выработки консервов, копченой, кулинарной и другой продукции.

Если продукция выработана и учтена на предприятии (готовая), на том же предприятии вновь переработана в другой вид продукции, то стоимость переработанной продукции как внутризаводской производственный оборот исключается из валовой и товарной продукции и продукции в натуральном выражении за отчетный период и с начала года и включается во вновь переработанную продукцию.

Продукция промышленной отрасли анализируется:

- по укрупненным группам.

- по видам обработки.

- по видовому составу.

- по ассортиментному составу.

Анализ выполнения производственной программы надо начинать с общей оценки выполнения плана по выпуску валовой, товарной и реализованной продукции в натуральном и стоимостном выражении с последующей детализацией этих показателей по различным периодам, по видам и ассортименту продукции.

Обеспеченность рабочей силой и уровень производительности труда оказывают главное влияние на темп роста объема выпуска валовой продукции. Значение первого фактора заключается в том, что он позволяет выявить увеличение (уменьшение) объема производства, полученного за счет экстенсивного фактора - увеличения (уменьшение) численности работающих. С помощью второго фактора определяется увеличение (уменьшение) объема выпуска валовой продукции за счет интенсивного использования рабочего времени - увеличение (уменьшение) выработки продукции на одного работающего ППП. Влияние названных факторов на объем производства определяется по формуле:

 

,                                                     (9.3)

 

где DВП – изменение объема выпуска валовой продукции по сравнению с плановым, тыс.руб.;

DЧр – изменение численности работающих по сравнению с плановой, чел.;

ПТпл – среднегодовая выработка продукции на одного среднесписочного работающего по плану, руб.;

DПТ – изменение среднегодовой выработки продукции на одного работающего по сравнению с плановой, руб.;

Чр – фактическая среднесписочная численности работающих, чел.

Процент выполнения плана товарной продукции с учетом выполнения договоров и заданий по поставкам определяется как отношение планового объема товарной продукции за истекший период за вычетом из него недопоставленной за это время продукции к общему объему реализации по плану. Размер недопоставленной продукции за отчетный период определяется нарастающим итогом с учетом недопоставки в предыдущем периоде и выполнения недопоставленной продукции в последующих периодах.

Выполнение плана по объему товарной продукции с учетом выполнения обязательств по поставкам по всей номенклатуре оценивается в денежном выражении.

При анализе следует выявить причины невыполнения договоров и обязательств, нарушение сроков поставок. Кроме того, необходимо проанализировать:

- уровень выполнения плана поставок по каждому виду продукции в отдельности, так как недопоставки какого – либо вида продукции одним потребителям могут быть следствием внеплановых поставок этой продукции другим потребителям;

- соблюдение сроков поставок и причины, вызвавшие их нарушение;

- обеспечение требуемого качества поставляемой продукции;

- выполнение предприятием установленной сбытовой организацией очередности поставки данной продукции.

Планирование выпуска продукции по срокам зависит от характера производства и сроков поступления сырья. На промышленных предприятиях, как правило, планируют выпуск продукции неравномерно из-за сезонности производства, нерегулярного поступления продукции в течение календарного времени. Это должно учитываться при ритмичности выпуска продукции на промышленных предприятиях.

Коэффициент ритмичности определяется по формуле

 

,                                                                 (9.4)

 

где ai – абсолютная величина выполнения плана в отдельные отрезки времени в пределах не выше плановых заданий или не выше плана, рассчитанного по среднесуточному выпуску продукции, тыс. руб.;

Ai - абсолютная величина планового задания в отдельные отрезки времени.

В заключение анализа необходимо выявить причины, вызвавшие неритмичную работу предприятия. Такими причинами могут быть несвоевременное снабжение предприятия сырьем, материалами, топливом, энергией; сверхплановые простои и неудовлетворительное использование оборудования; слабый контроль за ходом выполнения плана выпуска продукции и другие недостатки в организации производства, которые в каждом отдельном случае должны быть детально изучены.

9.2 Выполнение плана по ассортименту и качеству продукции

Повышение качества продукции – важный фактор роста эффективности производства. Анализ качества продукции способствует выполнению этой основной задачи производства, позволяет установить причины выпуска продукции пониженного качества, вскрыть резервы дальнейшего улучшения качества продукции.

Под качеством продукции понимается совокупность свойств продукции, обеспечивающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Обобщающими показателями качества продукции являются следующие:

- объем и удельный вес производства отдельных видов прогрессивной продукции в общем выпуске данной группы продукции;

- доля выпуска продукции различных категорий качества в общем объеме товарной продукции;

- экономическая эффективность от повышения качества;

- экономия и дополнительные затраты, связанные с улучшением качества продукции.

Все эти показатели являются расчетными и используются в планировании для технико-экономического обоснования производственной программы. Основной задачей планирования качества продукции является обеспечение наиболее полного удовлетворения населения в продукции высокого качества.

В промышленной отрасли главнейшим показателем качества товарной продукции является сортность. Наряду с показателями сортности продукции на предприятиях промышленной отрасли используют и коэффициент сортности.

Показатель сортности представляет собой отношение количества товарной пищевой продукции высшего и первого сортов к общему количеству товарной продукции, выраженное в процентах.

Коэффициент сортности служит основным качественным показателем оценки работы предприятий промышленной отрасли, получающих для переработки свежемороженую и соленую рыбу разных сортов. Пользуясь коэффициентом сортности сырья, представляется возможным определить улучшение сортности продукции по сравнению с сортностью сырья, направленного в обработку. Этот показатель исчисляется на основе соотношения цен на рыбу путем приведения сортности к первому сорту из расчета, что в среднем цена рыбы высшего сорта выше цены первого сорта на 15%.

При аттестации продукции по трем категориям уровень качества продукции определяется при помощи индекса И. При расчете индекса принимаются во внимание следующие условия: индекс равен 100%, если вся продукция относится к высшей категории Кв; индекс качества равен 50%, если вся продукция относится к первой категории К1; индекс качества равен 0, вся продукция относится ко второй категории К2. При этих условиях качества продукции всех категорий находят по уравнению

 

.                                                                                                                      (9.5)

 

Для расчета индекса качества предварительно определяют удельный вес реализованной продукции каждой категории е стоимости.

Пример. Промышленный комбинат реализовал продукцию высшей категории – 20%, первой категории – 75 % и второй категории – 5%.

Индекс качества продукции будет 57,5 % (20+(0,5х0,75))

При оценке уровня качества продукции к высшей категории качества относится продукция, соответствующая или превосходящая по своим технико-экономическим показателям высшие достижения отечественной и зарубежной науки и техники. К первой категории относится продукция, которая соответствует по своим показателям современным требованиям действующих стандартов и технических условий. Ко второй категории относится продукция, которая не соответствует по своим показателям современным требованиям, стандарты и технические условия на которую требуют пересмотра. Оценка уровня качества производится в соответствии с основными положениями Единой системы интенсификации качества промышленной продукции.

Комплексный коэффициент качества данного вида продукции Кiопределяется по формуле:

 

,                                                                           (9.6)

 

где Вi – относительный показатель содержания белка в продукции;

Мi – относительный показатель содержание съедобной части продукции;

Si – показатель потребительских свойств данного вида продукции при использовании ее в качестве столовой.

Экономические показатели характеризуют не само качество продукции, а экономическую эффективность ее производства и использования. В качестве таких показателей применяются себестоимость, прибыль, рентабельность, затраты на 1 рубль товарной продукции, затраты на повышение качества продукции и др. От показателей качества продукции следует отличать показатели качества изготовления. Основным показателем, характеризующим качество изготовления, является бездефектная сдача продукции.

Анализ качества продукции надо проводить комплексно с учетом всей совокупности взаимосвязанных факторов, влияющих на этот показатель. На промышленных предприятиях необходимо рассмотреть следующие факторы, влияющие на качество продукции: качество поступающего сырья, полуфабрикатов, используемых при выработке продукции, соблюдение технологического контроля в процессе изготовления продукции, организацию управлением качеством продукции и др.

При анализе качества выпускаемой продукции устанавливаю коэффициент качества, количество и удельный вес брака, количество и удельный вес нестандартной продукции, возврат продукции из цехов-потребителей цехам – изготовителям, количество рекламаций от потребителей на определенную продукцию и др.

Коэффициент сортности можно определить двумя способами. Первый способ предусматривает пересчет всей продукции в условные единицы I сорта. Цену I сорта принимают за 1, а остальные коэффициенты пересчета определяются отношением цены соответствующего сорта к цене I сорта.

Второй способ позволяет определить коэффициент сортности с помощью индекса по формуле:

 

                                                                        (9.7)

 

где Р Iс, Р IIс  - количество I и II сорта, ц;

У IсУIIс – цена 1 ц продукции I и II сорта

Робщ– общее количество выпущенной продукции всех сортов, ц.

Далее определяют степень влияния изменения сортности на объем выпуска продукции, а также на размер прибыли предприятия.

Увеличению объема продукции способствует снижение бракованной продукции. Поэтому необходимо своевременно проводить анализ с целью выявления причин брака и разработку мероприятий по их ликвидации. Бракованной считается такая продукция, которая в процессе изготовления, хранения или сбыта получила дефекты и поэтому не отвечает техническим условиям.

Брак может быть устранимым и неустранимым. К устранимому относится такой брак, который можно исправить, а к неустранимому – продукция, исправление которой технически невозможно или экономически невыгодно.

Однако любой брак снижает выпуск продукции, фондоотдачу, прибыль, рентабельность и повышает себестоимость продукции; приводит к снижению объема продукции в стоимостном выражении, увеличивает выпуск нестандартной продукции.

Вопросы для самостоятельной работы

 

1. Перечислите основные задачи анализа выполнения плана.

2. Перечислите количественные и качественные показатели предприятий.

3. Перечислите показатели объема производства продукции.

4. Как производится пересчет стоимости продукции в сопоставимые цены?

5. Каков порядок анализа объема производства продукции?

6. Какие факторы влияют на темп роста валовой продукции?

7. Как осуществляется оценка выполнения плана по реализации продукции с учетом выполнения заданий и обязательств по поставкам?

8. Какие причины влияют на обеспечение плана по реализации продукции с учетом выполнения заданий и обязательств по поставкам?

9. Как измеряется ритмичность производства?

10. Какие причины могут повлиять на ритмичную работу предприятия?

11. Перечислите показатели качества продукции.

12. Как определить показатель сортности?

13. Какие показатели качества продукции являются основными и какие – дополнительными?

14. Перечислите факторы, влияющие на качество продукции.

15. Как определяется влияние сортности на объем выпуска товарной и реализованной продукции?

16. Укажите основные причины брака при выпуске продукции.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.160.216 (0.033 с.)