Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок 1. Музыкальный звук. Регистр.↑ Стр 1 из 12Следующая ⇒ Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Урок 1. Музыкальный звук. Регистр. Музыка – это вид искусства. Как у любого искусства, главная её цель – художественно отображать окружающую жизнь. Литература делает это при помощи слов, живопись - при помощи красок. Язык музыки – это язык звуков. Чтобы понимать искусство, надо знать законы, по которым оно живёт и изменяется, необходимо разбираться в выразительных важнейших средствах музыки. Среди главных выразительных средств музыки следует выделить «мелодию» и «гармонию». Мелодия – это музыкальная мысль, выраженная одноголосой последовательностью звуков (в переводе с греческого означает «напев»). Это основа всякого музыкального произведения, «душа музыки». Она длится во времени и является в музыке «горизонталью» Гармония – это аккорды и их последовательность (по-гречески – «стройность, соразмерность»). Обычно аккорды сопровождают мелодию и придают музыке красочность. Аккорды принято называть в музыке «вертикалью». Выразительность музыки зависит от различных по характеру звуков. Музыкальные звуки, в отличие от шумовых, обладают разными свойствами: · высотой (регистром), · громкостью (динамикой), · длительностью (ритмом), · способом исполнения (штрихом), · звуковой окраской голоса или инструмента (тембром), · скоростью исполнения (темпом), · взаимосвязью всех звуков посредством лада. Рассмотрим эти свойства отдельно. Регистр – это объединение звуков в группы по высоте. В музыке различают три регистра: высокий, средний и низкий. Каждый регистр имеет свои особенности звучания. Сравните звуки церковных колоколов и маленьких колокольчиков. Одни звучат торжественно, призывно, другие – сказочно, волшебно.. Например, прослушаем сцену венчания царя Бориса из оперы «Борис Годунов» Мусоргского, наполненную величественными колокольными звонами. · Другой пример - «Марш Черномора» из оперы Глинки «Руслан и Людмила» изображает сцену в садах Черномора, где звучит прекрасное пение птиц, льются прозрачные воды фонтанов, цветут диковинные цветы. Эту красоту изображают звуки челесты, подражая звукам маленьких колокольчиков. С помощью изменения регистра можно изменить и характер героя. Сыграем песенку «Чижик- пыжик» в среднем,затем - в высоком, и, наконец, - в низком регистре. На когостала похожанаша мелодия? А теперь определите героев следующих музыкальных пьес: · Чайковский «Жаворонок» и Мусоргский «Быдло».
Урок 3. Лад. Гармония.
Лад - это согласованность музыкальных звуков, разных по высоте. Они объединяются вокруг главного звука – тоники (1ступени). Все остальные ступени ей подчиняются. Музыкальные лады бывают различны. Мелодии могут звучать на трёх, пяти, семи звуках лада. Самые древние обрядовые песни исполнялись на трёх звуках, образующих трихорд («Петушок», «Идёт коза рогатая» и др.). Лады из пяти звуков, называемые пентатоникой, встречаются в музыке восточных народов: китайской, японской, монгольской и др. В средние века в учении «отцов церкви» о музыке возникла теория о семиступенных ладах. В каждый день недели предписывалось петь песнопения в одном из этих ладов: 1) ионийский – от «до»; 2) дорийский – от «ре»; 3) фригийский – от «ми»; 4) лидийский – от «фа»; 5) миксолидийский – от «соль»; 6) эолийский – от «ля»; 7) локрийский – от «си». В профессиональной музыке с 17 века ведущее значение приобрели мажорный (= ионийскому) и минорный (= эолийскому) лады. Остальные сохранились лишь в народной музыке. Мажор – лад, который опирается на большое трезвучие, часто звучит бодро, радостно, весело. Минор – имеет в своей основе малое трезвучие, звучит печально, сумрачно. Пример: · Свиридов «Весна и осень». Здесь одна и та же мелодия звучит сначала в мажоре, затем – в миноре, отчего значительно меняется её характер. Подобное «перекрашивание» одной мелодии происходит часто и в музыке Шуберта: · Шуберт «Вальс си – минор». В народной музыке существуют разнообразные лады, близкие по звучанию к мажору (лидийский и миксолидийский) или к минору (фригийский и дорийский). В музыке Шопена часто слышен лидийский лад (= мажору с 4 повышенной ступенью). · Пример – Мазурка Фа – мажор (средняя часть). Этот лад типичен для польской музыки. В русской музыке можно встретить миксолидийский лад (= мажору с 7 пониженной ступенью). · Пример – песня «Ай, во поле липенька», звучащая в опере Римского – Корсакова «Снегурочка». Или – фригийский лад (= минору с 2 пониженной ступенью) – в песне Варлаама из оперы Мусоргского «Борис Годунов». Иногда композиторы сами конструируют новые лады: уменьшенный, увеличенный (целотонный) лады. В сказочной музыке русские композиторы характеризуют фантастических персонажей этими «искусственными» ладами. Например, Черномор – выходит на сцену под звуки целотонной гаммы в опере Глинки «Руслан и Людмила». А Морской Царь всплывает из морских пучин под звуки гаммы «тон – полутон», то есть уменьшенного лада в опере «Садко» Римского-Корсакова. Гармония - это последовательность аккордов вместе с мелодией. Аккорд - это созвучие из трёх и более звуков. Существуют аккорды, строящиеся по терциям (трезвучия, септаккорды, нонаккорды) и другие – нетерцовые аккорды, называемые в современной музыке кластерами. Трезвучия могут придавать музыке, в зависимости от лада, светлую, сказочную окраску (например, мажорные трезвучия в теме Звездочёта из оперы «Золотой петушок» Римского-Корсакова) или печальную, траурную, если звучат минорные трезвучия. Некоторые композиторы предпочитают необычные «красочные» аккорды. Например, Бородин часто пользуется секундовыми и квартовыми созвучиями. Мелодия романса «Спящая княжна», напоминающая колыбельную песню, звучит на фоне хрупких секундо-квартовых аккордов, а образ богатыря передан звучанием целотонной гаммы и увеличенного трезвучия. · Гармония значительно обогащает музыку. Послушаем песню Гаврилина «Мама» без аккордов и с аккордовым сопровождением. Урок 4. Динамика. Штрихи. Динамика - это громкость звучания. Музыкальные термины, которые определяют степень громкости исполнения музыки, называются динамическими оттенками (от греческого слова dynamicos - силовой, то есть сила звука). В нотах вы, конечно, видели такие значки: pp, p, mp, mf, f, ff, dim, cresc. Все это - сокращения названий динамических оттенков. Посмотрите, как они пишутся полностью, произносятся и переводятся: · р - piano (пиано) - тихо; pp - pianissimo (пианиссимо) - очень тихо; mp - mezzo piano (меццо пиано) - умеренно тихо, немножечко громче, чем пиано; · f - forte (форте) - громко; ff - fortissimo (фортиссимо) - очень громко. mf - mezzo forte (меццо форте) - умеренно громко, громче, чем меццо пиано. Иногда, гораздо реже, в нотах можно встретить такие обозначения: ppp (пиано-пианиссимо), рррр. Или fff, (форте-фортиссимо), ffff. Они означают очень-очень тихо, еле слышно, очень-очень громко. Знак sf - sforzando (сфорцандо) указывает на выделение какой-то ноты или аккорда. Очень часто встречаются в нотах и такие слова: · dim, diminuendo (диминуендо) или значок указывающие на постепенное ослабление звука. · Cresc. (крещендо), или значок - указывают, напротив, что нужно постепенно усиливать звук. Перед обозначением cresc. иногда ставится poco а poco (поко а поко) - мало-помалу, понемногу, постепенно. Конечно, эти слова встречаются и в других сочетаниях. Ведь постепенно можно не только усиливать звук, но и ослаблять его, ускорять или замедлять движение. Громкие звуки применяются в музыке военной, спортивной, маршевой, танцевальной. Тихие - часто в песенных лирических мелодиях: колыбельных, протяжных песнях. · Послушайте "Полонез Ля мажор" Ф.Шопена - танец мужественный рыцарский. Здесь преобладают звуки громкие, яркие. Острые ритмы. · А вот другой пример: Рахманинов. «Вокализ». Плавная певучая мелодия без слов льётся ровно, бесконечно, на тихой звучности. Иногда динамика развивается волнообразно - то громче, то тише. А иногда вся пьеса строится на усилении звука - от pp до ff. Такой приём применилГриг в пьесе «В пещере горного короля». В этой пьесе изменялся не только темп при повторении одной и той же темы, но и динамика ( громкость исполнения). Вначале «шаги» звучали тихо, осторожно, таинственно (p - пиано), постепенное усиление звука («крещендо») привело к громкому, «злому», агрессивному звучанию (f - форте). При этом звучала одна и та же мелодия у разных инструментов.
Для создания нужного образа, характера «героя» очень важным средством являются штрихи – это приёмы извлечения звука на инструменте. В прослушанной музыке таинственные «шаги» гномов и троллей изображались отрывистым звукоизвлечением. На фортепиано это штрих – staccato, у струнных – pizzicato. · Другой пример – Шуман «Смелый наездник» (см. пример на стр.13). Более связное, плавное извлечение звука в музыке называется legato. Этот приём характерен для музыки песенной, лирической. Мы уже слышали такой пример - Рахманинов. «Вокализ». Урок 5. Мелодия, её виды. Мелодия – это развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Композиторы разных времён и народов стремились создать музыку яркую, запоминаемую. Действительно, слушатель, запоминая музыку, чаще напевает мелодию. Но не всякую мелодию можно напеть. Мелодии могут быть вокальные (для голоса) и инструментальные. Вокальные мелодии делятся на песенные и речитативные. 1.Песенные мелодии - неразрывно связаны с текстом. На каждый слог текста может распеваться один звук мелодии (в быстрых, подвижных песнях), а может – несколько звуков, образующих распев (в медленных, лирических песнях). · Послушаем песню Шуберта «Форель». Чёткий ритм, «фанфарные» ходы мелодии по устойчивым звукам придают музыке черты игривости и танцевальности. Лишь в 3-м куплете мелодия меняется, следуя за текстом, становится взволнованной, прерывистой. Такая мелодия больше похожа на речь (речитатив). 2. Кантилена - это певучая мелодия широкого дыхания и длительного развёртывания («cantos» по-итальянски означает «пение»). Лучшими образцами кантилены по праву считаются народные песни, лирические романсы, оперные арии. Гибкое, плавное соединение фраз образует «бесконечную» мелодию. Вспомним «Вокализ» С. Рахманинова. Другой пример кантилены - · Беллини Ария «О, богиня, взор твой ясный» (“ Casta diva”) из оперы «Норма». 3. Другая разновидность вокальных мелодий – речитатив. Мелодия точно следует за текстом, передаёт ход событий, характеры героев. Часто такие мелодии звучат в операх или романсах – сценах. Например: · Мусоргский «В углу» (из цикла «Детская»). В этой сцене из детской жизни мелодия напоминает разговорную речь – диалог няни и мальчика. Каждый персонаж наделён своими интонациями: няня – гневными, восклицательными; мальчик – трогательными, жалобными, обиженными. В инструментальной музыке тоже мелодии бываю разные. 4. Жанровые мелодии связаны с движением танца, марша или пантомимой (скерцо). Подробно с этими жанрами мы познакомимся в следующих уроках. Пример танцевальной мелодии: · Прокофьев «Гавот» – звуки мелодии сначала туго закручиваются вокруг одного, как пружина, а потом «пружина» резко распрямляется. Отсюда энергичный характер танца. Примеры скерцозных мелодий: · Римский-Корсаков «Полёт шмеля» (из оперы «Сказка о царе Салтане»). Здесь звуки мелодии кружатся и вьются, как вьюнок, по полутонам, создавая ощущение полёта. · Другой пример: Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов». Мелодия передаёт писк, чириканье, неуклюжие подпрыгивания цыплят через отрывистые звуки в высоком регистре, форшлаги, трели. 5. Виртуозные мелодии. Слово «виртуозность» означает высшее мастерство. Музыкант – виртуоз – это тот, кто в совершенстве владеет своим музыкальным инструментом. Многие композиторы не только сочиняли музыку, но и великолепно владели сложными приёмами игры на инструменте, такими как быстрые пассажи, трели двойные ноты, перекрещивание рук и др. Среди выдающихся исполнителей – имена Генделя и Скарлатти, Моцарта и Клементи, Вивальди и Паганини, Шопена и Листа. Нередко их игру называли «дьявольской». Так отзывались современники и об игре Н. Паганини. В 1820 году он издал свои «24 каприса» для скрипки соло. В скоре они были объявлены неисполнимыми в силу своей сложности. Этот миф давно развеян, так как лучшие скрипачи мира исполняют все 24 каприса. На тему 24-го каприса С. Рахманинов создал «Рапсодию на тему Паганини» для фортепиано с оркестром. Послушаем одну из пьес · Паганини «Вечное движение». Мелодия здесь движется в быстром темпе без единой паузы, что напоминает безостановочную работу механизма, мотора. По пути развития концертно-виртуозной музыки в 19-м веке пошли Шопен и Лист, которые искали пути обновления звучания фортепиано. Они создали виртуозные этюды со сложнейшими приёмами игры, полнозвучной, красочной фактурой. Их можно назвать этюдами – картинами.
Урок 6. Фактура и её виды. Полифония.
Латинское слово «facturo» означает обработка, делание, а в переносном значении - устройство. Пожалуй, это последнее слово и определит лучше всего, что такое фактура в музыке. Это самый склад, устройство музыкальной ткани, совокупность ее элементов. А элементы фактуры, то, из чего она складывается - мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса и подголоски. Фактура бывает очень разнообразной. Музыканты говорят о плотной, аккордовой фактуре или фактуре прозрачной, состоящей из двух - трех мелодических линий или мелодий и легкого аккомпанемента; о фактуре полифонической, которая может быть и прозрачной и плотной, в зависимости от числа входящих в нее голосов, и фактуре гомофонно-гармонической, то есть включающей в себя самые различные элементы в любых нужных для композитора сочетаниях. Таким образом, фактура - это действительно «устройство» музыкального произведения, но устройство не «по горизонтали», а «по вертикали». Фактура - это словно бы «вертикальный разрез» звучащего пласта. Вся музыкальная ткань произведения, его звуковая «одежда» образует фактуру. Фактура неразрывно связана с жанром произведения, его характером, стилем. Если в пьесе ведущим голосом является мелодия, а остальные голоса – аккомпанементом, аккордами, то такая фактура – гомофонно-гармоническая. Она имеет несколько разновидностей: 1) унисонная фактура – одноголосное звучание мелодии без аккордов. Пример - любая народная песня. 2) мелодия с аккордовым сопровождением - песни, танцы, марши. · Пример: Шопен. Прелюдия Ля- мажор №7. 3) аккордовая (хоральная) фактура, где верхний звук аккордов складывается в мелодию. · Пример: Шопен. Прелюдия до-минор №20. 4) обращённая фактура – когда мелодия звучит в нижнем голосе, а аккорды – в верхнем. · Пример: Шопен. Прелюдия си- минор №6. 5) арпеджированная фактура - предполагает поочерёдное исполнение звуков аккордов. · Пример: Бах. Прелюдия До-мажор №1.
Другой важнейший вид фактуры – полифоническая (означает «многоголосная»). Каждый голос полифонической фактуры является самостоятельной мелодией. Такая фактура сложилась в церковной музыке Западной Европы и долгое время (до 17-ого века) господствовала в ней. Великим полифонистом был немецкий композитор И.С.Бах. Почти все его произведения полифоничны. В полифонии тоже существуют несколько разновидностей: 1) контрастная полифония – соединяет в одновременном звучании две или больше разных мелодий. Например, танцы из старинных сюит. · Бах. Куранта (Французская сюита до – минор). Такое соединение называется контрапунктом. Шуточные соединения – песни «Кузнечик» и «Подмосковные вечера». 2) имитационная полифония. Имитация означает подражание. Имитация - это повторение мелодии в другом голосе, вступающем с некоторым опозданием. Этот прием лежит в основе многих полифонических жанров – фуги, инвенции, канона. · Бах. Инвенция ре – минор. · Бортнянский. «Хоровой концерт № 32» 2 часть. 3) подголосочная полифония. Подголосок следует за главной мелодией и «вторит» ей выше или ниже на терцию или сексту. Много таких примеров в народных песнях: · «Во кузнице». · Даргомыжский. Хор «Сватушка» из оперы «Русалка». Урок 7. Контрольный.
Тема 2. Музыкальный образ. Музыкальная тема. Урок 8-9. Характер тем.К о н тр ас т т ем. Содержание музыки проявляет себя в музыкальных образах. Музыкальный образ – это условный персонаж музыкального произведения. Богатые выразительные средства музыки позволяют создавать самые разные образы: образы-портреты, образы-сцены, образы-пейзажи, образы-настроения. В зависимости от содержания в музыкальном произведении может быть один или несколько образов. Музыкальные образы воплощаются в специальных музыкальных построениях, которые называют темами. Слово «тема» в переводе с греческого означает «то, что лежит в основе». Музыкальная тема – это построение, которое выражает законченную музыкальную мысль и служит основой развития всего произведения или его части. Тема может быть выражена различными выразительными средствами музыки. В большинстве сочинений тема звучит в виде мелодии. Но иногда она может выглядеть как аккордовая последовательность или ритмическая фигура. Важно, чтобы тема была своеобразной, запоминающейся. «Во всяком произведении главное – идея; так в музыке главное – тема» (Ц. Кюи).
Появление новой мелодии, изменение ритмического или фактурного рисунка означают возникновение нового образа – близкого по содержанию или прямо противоположного. В музыке редко встречаются произведения, основанные на одном – единственном образе. Только маленькая пьеса (миниатюра) может быть едина по образному содержанию. Например, прелюдия, этюд. В более крупных жанрах часто воплощается и более сложное жизненное содержание, им присуще большее количество героев и событий. Например, в операх, балетах, симфониях. Очень много небольших по масштабу, но ярких по образу произведений было написано русскими композиторами. Глинка, Мусоргский, Лядов, Рахманинов, Скрябин создали целую галерею музыкальных образов. Огромный образный мир, реальный и фантастический, лирический и эпический, драматический и комический, претворился в русской музыке. Это ряд музыкальных сказочных портретов (вспомним из 1 класса пьесы «Гном», «Баба – Яга» из «Картинок с выставки» Мусоргского), музыкальных пейзажей («Волшебное озеро» Лядова, морские пейзажи Римского – Корсакова из сюиты «Шехеразада»). Русская осенняя лирика… Сколько стихотворений, картин, музыкальных пьес посвящено ей! Как необычайно богат образный мир осенней печали! Вспомним – «Осеннюю песню» Чайковского из цикла «Времена года». Эта пьеса очень выразительна и живописна. Она вызывает ассоциации с лирической поэзией русских писателей – Пушкина, Лермонтова, Есенина, а так же с живописными полотнами Левитана, Поленова, Васильева. В ней главенствует один образ, который показан в теме из 8 тактов. Минорный лал, медленный темп, долгие длительности в аккордовом сопровождении, кантиленная мелодия с преобладанием legato инисходящих линий в рисунке мелодии - всё создаёт настроение увядания, печали, прощания. "Осень! Осыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят". Эти стихи А. Толстого Чайковский выбрал эпиграфом к своей музыке.
Количество тем-образов может быть 2-3-4.
В следующем музыкальном фрагменте из оперы «Золотой петушок» Римского- Корсакова мы услышим несколько тем-образов, тем-персонажей из сказки Пушкина. Один образ – призывный, активный ритм, восходящий фанфарный мотив мелодии по звукам трезвучия – рисуют Золотого петушка.
Другой образ – волшебный, таинственный, манящий. Как змея, ползёт линия мелодии, её извилистый рисунок похож на тончайший восточный узор. Всё звучит неустойчиво, незавершённо, мелодия без начала и без конца. Это – Шемаханская царица.
Третий образ – картинный: прозрачные, звенящие звуки медленно плывут в вышине, переливаются оттенками разных красок- тональностей на фоне низких басов. Это – образ Звездочёта.
Образ каждого героя легко узнаваем благодаря целому комплексу музыкально- выразительных средств – типу мелодики, определяемому по ритмическим, интонационным, регистровым, тембровым особенностям. Одним из важнейших средств в создании музыкального образа является музыкальная интонация. ЗАПОЛНИТЕ СЛЕДУЮЩУЮ ТАБЛИЦУ:
Послушаем знакомую вам пьесу Грига "Шествие гномов". Определите количество тем-персонажей. Дайте им названия. Каков характер каждой темы? ЗАПОЛНИТЕ СЛЕДУЮЩУЮ ТАБЛИЦУ:
Послушаем фрагмент увертюры Глинки из оперы "Руслан и Людмила". В чём отличия тем? Каков характер каждой темы? ЗАПОЛНИТЕ СЛЕДУЮЩУЮ ТАБЛИЦУ:
Урок 12. Форма периода. Музыкальная форма – это порядок расположения частей и разделов в музыкальном произведении. Любое произведение разворачивается во времени и состоит из различных разделов. Эти разделы могут повторяться или чередоваться с новыми, а могут видоизменяться одни и те же темы-мелодии. Количество разных мелодий или тем и их чередование определяет ту или иную форму. Обозначим буквами эти мелодии-темы. А - форма периода. А В - простая 2-х частная форма (куплетная). А/ В аа/ва - простая 2-х частная репризная форма. А В А - простая 3-х частная репризная форма. А А1 А2 А3 - форма вариаций. А В А С А - форма рондо. Тема является основным строительным материалом музыкальной формы. Количество тем и их чередование определяют форму музыкального произведения. Одной темы достаточно для создания формы периода. Строение мелодии похоже на строение речи. В речи есть слова, они складываются во фразы, а фразы – в предложения. В мелодии самая короткая частица называется мотив, несколько мотивов образуют фразу, несколько фраз – предложение, два или три предложения – период. Самое маленькое построение в музыкальной речи - мотив. В 18 веке в Италии так называли наиболее яркий и запоминающийся мелодический оборот. Именно его напевали слушатели, выходя из театра. Мотив – это объединение нескольких безударных звуков вокруг одного ударного – акцента. Размер мотива может быть разным – от одного - двух звуков до целого такта. Фраза – это незаконченное построение, состоящее из 2-х или нескольких мотивов. Фраза может быть и слитной, не делящейся на мотивы. Предложение – это относительно законченное музыкальное построение, состоящее из двух или нескольких фраз. Предложение завершается кадансом. Каданс – это заключительный музыкальный оборот. Период – объединение нескольких предложений в одно законченное построение. Рассмотрим строение мелодии в песне · Крылатого «Крылатые качели». Каждая мелодия проходит ряд этапов в своём развитии: 1) показ основных мотивов; 2) их развитие, приводящее к кульминации – высшей и наиболее яркой «точке» мелодии; 3) кадансирование – завершение мелодии на устойчивом обороте, приводящем к тонике. Обычно период состоит из двух предложений. Период, в котором предложения начинаются одинаково, а заканчиваются по-разному, называется периодом повторного строения. Каданс первого предложения звучит чаще неустойчиво, а второго – устойчиво, завершенно. Период – это самая маленькая, одночастная музыкальная форма. Обозначим её буквой «А». Предложения обычно делятся на фразы, а фразы - на мотивы. Они могут повторяться, варьироваться, развиваться по секвенции и достигать кульминации. · Пример: Чайковский «Утреннее размышление». Здесь период имеет повторное строение, во втором предложении наступает кульминация – наиболее яркая точка формы, а затем – медленный спад. Репризные формы. Если сравнить движение музыкальной мысли с литературным произведением, то станет ясной большая близость музыки к поэзии, нежели к прозе. В музыке, как и в поэзии, основу развития составляют всевозможные повторы (репризы). Повторами богата и поэзия. Например, стихотворение А.Фета «Свеж и душист твой роскошный венок». Музыкальные формы, имеющие повторы, используются в музыке намного чаще, чем формы безрепризные.
2-х частная репризная форма – состоит из двух периодов, где второй период включает как новый материал (1-е предложение), так и повтор из первого периода (2-е предложение): а а / в а. · В такой форме написана тема первой части из «Сонаты №11» В.Моцарта. Она звучит в жанре сицилианы – старинного итальянского танца, в 3-х дольном ритме, с мягкими, плавными интонациями. Первый период состоит из двух повторных предложений, а второй – развивает мотивы первой темы, а затем повторяет её 2-е предложение с небольшим расширением. На этой теме в дальнейшем строится вариационная форма. 3-х частная репризная форма может быть простой и сложной. В простой 3-х частной форме чередуются две темы в форме периода: А - В – А. В сложной – чаще бывает три или четыре темы (смотрите схему в приложении). В таких формах часто пишут танцы и марши. Эти формы строятся на принципе симметрии, который музыка взяла из природы. Цветы, листья, люди имеют симметричное строение. В живописи, архитектуре тоже часто используют законы симметрии. Вспомним «Норвежский танец» Грига или пьесы из «Детского альбома» Чайковского – «Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла», «Сладкая грёза». Все они написаны в простой 3-х частной форме. · Послушаем одну из них – пьесу «Сладкая грёза». Первая тема (А) написана в форме периода повторного строения, имеет спокойный, ласковый характер, песенные интонации. Вторая тема (В) – более солидная и уверенная, звучит в низком регистре. Реприза – точно повторяет первую тему. А В А – С D C – А В А. Средняя часть (CDC) – чаще звучит контрастно крайним частям и имеет чёткую простую 3-х частную форму. Тогда она называется трио. Если же средняя часть не имеет чёткой формы или самостоятельных тем, а лишь развивает интонации первой части, то её называют эпизодом. Репризы здесь бывают точными, а могут – варьировать темы первой части. · Рассмотрим первую разновидность этой формы – «Полонез ля-минор» Огиньского («Прощание с родиной»). Первая часть (АВА) – состоит из двух мелодий в форме периода неповторного строения. А – нежная, лирическая мелодия с опеваниями на фоне «разложенных» аккордов в сопровождении. В – более активная, энергичная тема, с ритмическими акцентами на слабой доле и импровизацией в конце периода. А – точная реприза. Вторая часть (CDC) – трио. С – устремлённая, порывистая мелодия из быстрых гаммообразных взлетающих пассажей. D – типичный полонез, изложен в аккордовой фактуре – торжественный, праздничный, в тональности До-мажор. Третья часть – точная реприза.
· Другой пример – пьеса Чайковского из цикла «Времена года» - «Ноябрь» («На тройке»). Пьесе предшествует стихотворный эпиграф А.Некрасова, в котором говорится не только о зимней дороге, но и о чувствах путника и ямщика, раскрываемых в музыке. Первая часть: А – песнь ямщика, звонкая, энергичная (Ми-мажор с переходом в соль #--минор). В – печальная, задумчивая мелодия передаёт мысли и воспоминания путника. А – реприза варьированная – мелодия утяжелена аккордами, приобретает гимническое звучание. Вторая часть (С) – эпизод. Мелодиянапоминает русскую пляску с энергичным ритмом; аккорды с форшлагами в высоком регистре имитируют звон колокольчиков в упряжке лошадей. Третья часть – варьированная реприза: мелодия ямщика(А) – помещена в басовый регистр; фигурации «шестнадцатых» в партии правой руки имитируют бег лошадей и звон колокольчиков. К концу пьесы динамика затихает, «тройка» лошадей скрывается из виду. Эта пьеса – пример программной музыки с ярким картинным содержанием.
Урок 15. Форма рондо.
В основе этой формы лежит принцип симметрии и повторности. В ней соединяются куплетность и 3-х-частность. Родиной формы рондо считается Франция. В старину здесь был популярен хороводный танец с пением, который называли «рондо» (в переводе – «круг»). Рондо строится на принципе чередования темы А (рефрена) и новых тем В и С (эпизодов). А – В – А – С – А – схема формы рондо. Возможно, музыкальная форма рондо заимствована из поэзии. Примером могут служить стихи Пьера Беранже или Валерия Брюсова. В этой форме писали свои произведения композиторы 17 – 18 веков – Куперен, Рамо, Дакен. · Послушаем пьесу Дакена «Кукушка». Рефрен звучит здесь трижды без изменений. Эпизоды отличаются характером звучания, ладом, варьированием «голоса кукушки» в разных регистрах. В 18 веке в эпоху классицизма форма рондо применялась в оперных ариях, в отдельных частях сонат и симфоний, в миниатюрах Гайдна, Моцарта, Бетховена. Знаменитый «Турецкий марш» из «Сонаты Ля – мажор» Моцарта и «Ария Фигаро» из оперы «Свадьба Фигаро» написаны в форме рондо.
· Обратимся к пьесе Бетховена «К Элизе». А – тема-рефрен – рисует образ лирического героя – в пьесе повторяется трижды. Нежная, задумчивая мелодия на фоне арпеджированных аккордов. Форма темы – 3-х-частная. Крайние части звучат в ля-миноре, середина – в До-мажоре. В – первый эпизод – танцевального характера, праздничная, бодрая мелодия в Фа-мажоре с ритмами мазурки. С – второй эпизод – драматический, тревожный, тонально неустойчив, его построение незамкнуто (нет каденции).Это кульминация всей пьесы. Здесь звучат уменьшенные септаккорды на остинатном басу, резкие ритмические акценты. Все три темы пьесы контрастны друг другу. «Рондо Фарлафа» из оперы Глинки «Руслан и Людмила», «Спящая княжна» Бородина – примеры рондо в русской вокальной музыке. · Послушаем песню Бородина «Спящая княжна». Рефреном здесь является тема сна княжны, напоминающая колыбельную песню. Эпизодами служат темы «нечистой силы» (В) и «тема богатыря» (С). В театральной музыке Прокофьева так же нередки примеры формы рондо – «Джульетта- девочка», «Танец рыцарей» из балета «Ромео и Джульетта», «Марш» из оперы «Любовь к трём апельсинам». А.Скрябин, русский композитор 20 века, сказал однажды: «Музыкальная форма должна быть похожа на шар». А шар – это идеальная форма, в которой нет ничего лишнего. Урок 16.Контрольный Урок 17 - 18. Циклические формы. Форма вариаций. Слово «цикл» в переводе с греческого означает «круг». В повседневной жизни – это смена времён года в природе, чередование месяцев в году, цикл лекций на какую-то тему или цикл передач по телевидению. В искусстве цикл – это круг образов, характеров, настроений. Циклы могут быть составлены из стихов, картин, скульптур, песен, танцев, пьес. Музыкальный цикл – это большое многочастное произведение. Оно состоит из нескольких самостоятельных частей, расположенных в определённом порядке. Циклический – значит многочастный. Части могут исполняться отдельно, но они связаны общим замыслом и составляют единое целое. Количество частей в цикле не ограничено – от двух и более. Вокальные циклы – состоят из песен и романсов. Они объединяются сюжетом, настроением или стихами одного автора. Например, циклы Шуберта на стихи Мюллера «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», циклы Мусоргского «Детская» и «Песни и пляски смерти». Инструментальные циклы бывают: вариационный, сюитный и сонатно-симфонический. Слово «вариация» в переводе с латинского означает «изменение». Форма вариаций строится на изложении темы и ряда её видоизменённых повторений. Количество вариаций неограниченно: А – А1 – А2 – А3 … Одни элементы темы повторяются неизменно – мелодия или линия баса остинатны, что позволяет узнавать и запоминать тему; другие – изменяются: например, тембр, фактура, гармония, жанр темы. Существует несколько исторически сложившихся типов варьирования. 1. Остинатные вариации – вариации на выдержанный бас (basso ostinato) – в жанрах пассакалии и чаконы существуют с 16 века. Тема баса повторяется неизменно, а другие голоса, наслаиваясь на неё, создают ощущение непрерывности, текучести. Эту форму часто употребляли для выражения скорби, безысходности, неотвратимости судьбы. Например, «Ария Дидоны» из оперы Пёрселла «Дидона и Эней» или хор в сцене распятия Христа из «Мессы си-минор» Баха – написаны в жанре пассакалии. · Примером остинатных вариаций в инструментальной музыке является «Пассакалия» Генделя из «Сюиты соль-минор». К жанру пассакалии обращаются и современные композиторы. Д. Шостакович пользуется формой остинатных вариаций в «Пассакалии» из «Симфонии №8» (4-я часть), а также в «эпизоде фашистского нашествия» из первой части «Симфонии №7». 2. Остинатные вариации с неизменной мелодией в верхнем голосе получили название глинкинских или soprano ostinato, так как впервые были использованы в музыке русским композитором М. Глинкой. Здесь могут изменяться аккомпанемент, тембр, гармония, фактура изложения, но только
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 3931; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.24.176 (0.017 с.) |