Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Урок 19. Сонатно-симфонический цикл. Жанр сонаты. Сонатная форма.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Сонатно-симфонический цикл – это сложная многочастная инструментальная форма. Её можно представить как музыкальную драму, как театр без слов, где представление разыгрывается только средствами музыки. Поэтому все части имеют своё место в цикле и исполняют в нём определённую роль. За каждой частью закрепляется определённый характер, темп и тональность. Классический сонатно-симфонический цикл сформировался в творчестве композиторов венской классической школы – Гайдна, Моцарта, Бетховена. Соната – в переводе с итальянского означает « звучать». Соната – это музыкальное произведение, рисующее в контрастных образах нашу жизнь, мысли, переживания людей. Подобным жанром в литературе является роман, где действуют различные персонажи, «герои» с разными судьбами, несхожими характерами, чувствами. В сонате тоже есть разные «герои» - темы, которые взаимодействуют друг с другом, а иногда вступают в конфликт. Классическая соната – это произведение для одного или двух инструментов, написанное в форме цикла, состоящего из трёх частей. Первая часть – активная, энергичная, быстрая, пишется обычно в сонатной форме, или в форме сонатного аллегро. Вторая часть – медленная, лирическая, созерцательная по характеру. Она может быть написана в разных формах: сонатной, вариационной и других. Очень часто – это философские размышления автора. Иногда воспевает красоту человеческих чувств или рисует возвышенный пейзаж. Третья часть – быстрый, яркий, живой финал. Это – итог развития всего цикла. А итог бывает разным – жизнеутверждающим или даже трагическим. По форме – чаще рондо или сонатное аллегро. Сонатная форма. Наибольшей напряжённостью и остротой отличается 1 часть сонаты. Именно в ней сложилась особая форма, получившая название сонатной. Вся композиция делится на три раздела: экспозицию, разработку и репризу (смотрите схему в приложении). Это очень похоже на развитие пьесы в драматическом театре. Сначала композитор как бы знакомит нас с действующими лицами – темами. Этот раздел называется экспозиция – «изложение, показ». Тем бывает не меньше двух. Первую называют главной партией (тема А), вторую – побочной (тема В). Образы главной и побочной тем контрастно дополняют друг друга или противопоставляются один другому. Главная тема обычно более активная, энергичная, решительная. Она звучит в основной тональности. Побочная тема гораздо мягче, напевнее, грациознее. Она звучит в тональности доминанты (для мажора) или параллельной тональности (для минора). Между этими темами может располагаться связующая партия, где происходит переход из первой тональности во вторую. Завершает экспозицию заключительная партия, которая утверждает тональность побочной темы. Разработка – этот раздел наиболее конфликтный, наименее устойчивый. Здесь происходит развитие тем экспозиции. Они изменяются различными способами. Меняются тональности, лад, регистры, фактура. Темы могут звучать не целиком, из них выделяются отдельные мотивы, фразы. Такое развитие называется мотивным. Здесь нет определённого порядка в чередовании тем. Поэтому они переплетаются, сталкиваются, видоизменяются, борются друг с другом. Это ощущение движения, динамичности, борьбы в конце разработки достигает кульминации – высшей точки развития тем. Реприза – повторяет темы экспозиции в прежнем порядке, но теперь все темы звучат в основной тональности. После «событий» разработки темы могут несколько изменить свой характер, они могут стать ближе друг другу или, наоборот, стать контрастнее. В сонатной форме могут быть вступление и кода. Кода – это дополнительное заключение, в котором используют фрагменты наиболее важных тем. Она утверждает победившую главную идею и тональность. · Познакомимся с этой формой на примере 1 части «Сонаты ми-минор» Гайдна. Тема 4. Музыкальные инструменты.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.104 (0.005 с.) |