Урок 23. Ударные инструменты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 23. Ударные инструменты.



Симфонический оркестр.

 

Все музыкальные инструменты имеют очень древнее происхождение. Струнные - от охотничьего лука, духовые - от раковины, рога, тростника. Но самый почтенный возраст принадлежит, конечно, ударным инструментам: они возникли еще у первобытных людей, которые стали сопровождать свои пляски ритмичными ударами одного камня о другой. Постепенно появились более совершенные инструменты. Оказалось, что если натянуть кожу на полый деревянный или глиняный предмет, то звук станет более гулким и сильным. Так родились предки барабанов и литавр.

В оркестр ударные инструменты пришли давно, однако только в XIX веке ударная группа получила широкое применение. Ударные инструменты подчеркивают ритм музыки, придают звучанию оркестра большую силу, а его краскам - большее разнообразие. Иногда они используются с целью звукоподражания, например, для изображения грома, ливня и т. д.

Группа ударных инструментов имеет две подгруппы.

1. Инструменты, имеющие точную высоту звучания: литавры, ксилофон, колокола, колокольчики и другие.

 

Литавры появились в оркестре первыми из ударных, еще в XVII веке. Это большие медные котлы, верх которых затянут кожей. С помощью винтов натяжение кожи можно изменять, и тогда звук становится выше или ниже.

Играют на литаврах палочками, обтянутыми войлоком. Каждая литавра может издавать только один звук, - тот, на который ее настроили. Перестраивать литавру долго и сложно. Поэтому в оркестре бывает две или три литавры разных размеров с разной настройкой. Современные композиторы используют четыре, иногда даже пять литавр. Звучность литавр может быть очень разнообразной: от подражания раскатам грома до тихого, еле уловимого шороха или гула. Отдельные удары литавр поддерживают низкие, басовые голоса оркестра. А иногда литаврам поручают даже мелодии, конечно, несложные, состоящие из трех-четырех звуков.

 

             Литавры.                                                   

· Вспомним, как подражают литавры раскатам грома в сцене грозы из 3 части «Фантастической симфонии» Берлиоза.

Оркестровые колокола - это небольшие металлические трубки или пластинки, подвешенные на перекладине. Их заставляют звучать, ударяя колотушкой, обтянутой кожей (следовательно, колокола - ударный инструмент). Применяют их, главным образом, в музыке для театра, там, где нужно изобразить колокольный звон.

· В «Иване Сусанине», в «Борисе Годунове» Мусоргского, в «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова. И звон получается самый настоящий, потому что оркестровые колокола очень точно воспроизводят звучание настоящих колоколов.

Колокольчики - это набор металлических пластинок разной величины, укрепленных на деревянных брусках. Пластинки расположены, как клавиши на фортепиано. Играют на них палочками или молоточками. Иногда колокольчики имеют клавиатуру, посредством которой извлекается звук. Композиторы используют этот инструмент в особых случаях.

· Глинка в опере «Руслан и Людмила» вводит их для того, чтобы придать музыке необычайный, фантастический колорит в «Марше Черномора».                  

Ксилофон - ударный инструмент, внешне похожий на колокольчики. Ксилофон имеет ту же форму, но состоит не из металлических пластинок, а из деревянных брусков. Играют на них при помощи двух деревянных палочек. Диапазон ксилофона - от до первой до до четвертой октавы. Звук сухой, щелкающий, звонкий.

· В «Сказке о царе Салтане» Римского-Корсакова одно из чудес – белка, щёлкающая золотые орешки, изображена звуками флейты-пикколо и ксилофона.

· Звуки ксилофона используются Прокофьевым при ударах часов в сказке-балете «Золушка» («Полночь»).

Разновидностью ксилофона является маримба.

· «Полёт шмеля» Римского-Корсакова может быть исполнен на этом инструменте.

Челеста (по-итальянски небесная, прозрачная) похожа на очень маленькое пианино. Это тоже клавишный инструмент, но вместо струн в нем металлические пластинки, по которым и ударяют молоточки. Диапазон челесты четыре октавы, начиная от до первой. Челеста - совсем молодой инструмент. Она появилась в 1788 году, а в оркестр пришла позднее.

· Одним из первых, в 1891 году, ее применил Чайковский: в балете «Щелкунчик» он поручил челесте сопровождать танец феи Драже.

2. Инструменты, не имеющие точной высоты звучания: большой и малый барабаны, бубен, тарелки, треугольник, кастаньеты и другие.

Две разновидности барабана - большой барабан и малый барабан - уже давно являются полноправными членами симфонического и духового оркестров. Они входят в группу ударных инструментов. Звук барабана не имеет определенной высоты, поэтому записывают его не на нотном стане, а на так называемой «нитке» - одной линейке, на которой отмечен только ритм.

Малый барабан - военный, походный инструмент. Однако он может стать даже солистом симфонического оркестра.

· В «Болеро» Равеля он не умолкает на протяжении всего произведения, четко отбивая ритм испанского танца.

·  Шостакович ввел в первую часть своей Седьмой симфонии даже три малых барабана: они однообразно и зловеще звучат в эпизоде фашистского нашествия.

Бубен - инструмент с неопределенной высотой звука. Это обруч с погремушками - маленькими металлическими тарелочками, вставленными в отверстия обруча. С одной стороны на обруч натянута кожа, с другой иногда прикреплены струны с бубенчиками. Играют на бубне, потряхивая его или ударяя по коже и обручу. Бубен был известен еще в странах Древнего Востока. Потом он стал народным инструментом в Италии и Испании. Ни один танец не обходился без его сопровождения. И в симфоническом оркестре он аккомпанирует восточным, цыганским, испанским и итальянским пляскам.

· Бубен звучит в «Итальянском каприччио» Чайковского, в «Испанском каприччио» Римского-Корсакова, в цыганской пляске из «Кармен» Бизе...

Кастаньеты. Этот своеобразный музыкальный инструмент ведет свое происхождение из Испании. Под задорное щелканье кастаньет пляшут испанцы болеро, сегедилью, хоту.

· Применяют их довольно часто, как правило, в танцевальных эпизодах: в испанских увертюрах Глинки «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», в испанских танцах из балетов Чайковского и Глазунова. В опере Бизе «Кармен» героиня танцует под кастаньеты, которыми она выстукивает замысловатый ритм.

Тарелки - плоские металлические пластинки - один из самых распространенных ударных инструментов. В оркестре тарелки появились еще в XVII веке, а известны были на много веков раньше. На тарелках играли еще 4 тысячи лет тому назад в Древнем Египте. В оркестре бывает обычно пара тарелок (поэтому, как и литавры, называются они во множественном числе). Звук извлекается ударом тарелок друг о друга, ударом по тарелке палочкой от барабана или литавр, ударом металлической метелкой. Звук тарелок, в зависимости от способа и силы удара, может получиться самый разнообразный, от звонкого, пронзительного до еле слышного шопота.

Треугольник. По форме инструмент представляет собой равносторонний треугольник. Сделан он из стального прута. Треугольник подвешивают к пульту и легонько ударяют металлической палочкой. Звук получается высокий (неопределенной высоты), звонкий и нежный, а при сильном ударе пронзительный, напоминающий колокольчики.

· В музыке Грига к драме Ибсена «Пер Гюнт» треугольник введен в танец Анитры. Его звенящая трель подчеркивает изящный, капризный характер танца.

· В «Музыкальной шкатулке» Лядова треугольник и флейта создают сказочно-кукольное звучание.

Дополнительно в состав оркестра могут входить рояль, арфа, орган и разновидности деревянных и медных духовых инструментов.

 Арфа - один из древнейших музыкальных инструментов. Появилась она еще на заре человеческой цивилизации и стала прародительницей всех струнных инструментов. Арфу любили в Древнем Египте, в Финикии и Ассирии. в Древней Греции и Риме. В Средние века арфа получила огромное распространение в Европе. Особенно славились ирландские арфисты, которые исполняли свои сказания - саги - под аккомпанемент маленькой переносной арфы. Арфу богато украшали - золотом, перламутром, мозаикой. Играли на ней, как правило, женщины. «Волшебным инструментом» называли арфу поэты, восхищенные ее нежными звуками.


 

 

 

Сейчас арфа используется и как солирующий инструмент, и как один из инструментов оркестра. Конечно, она очень сильно отличается от своих средневековых предков. У нее сорок пять - сорок семь струн, натянутых на треугольную металлическую раму изящной формы, украшенную резьбой.

При помощи семи педалей, укорачивающих струны, когда это необходимо, на арфе можно извлечь все звуки от ре контроктавы до фа четвертой октавы. Звучит арфа очень поэтично. Композиторы используют ее, когда нужно создать фантастические образы, картины спокойной мирной природы, имитировать звучание народных струнных инструментов.


· Дебюсси «Лунный свет».

Симфонический оркестр.

В Древней Греции оркестрой (orchestra) называлось место перед сценой, на котором во время представления трагедий помещался хор. Много позднее, во время расцвета музыкального искусства в Европе, оркестром стали называть большие ансамбли музыкантов, совместно исполняющие инструментальные музыкальные произведения. В ансамблях этих участвовали самые различные инструменты. Состав оркестра долгое время не был постоянным. Как правило, имелись оркестры у богатых вельмож. Именно от богатства и вкусов хозяина зависело число музыкантов и выбор инструментов. Постепенно в музыкальной практике сложились определенные виды оркестра. Самый полный и совершенный по звучанию среди них - симфонический оркестр. Слышали вы, разумеется, и духовой и эстрадный оркестры, оркестры русских народных инструментов, оркестры инструментов других народов России.

История симфонического оркестра восходит к рубежу 16 – 17 веков, когда появились новые жанры музыки, такие как опера, оратория и другие. Оркестр тогда выполнял функцию сопровождения. К концу 18 века сложился малый состав оркестра: около 30 струнных инструментов, 2 флейты, 2 гобоя, 2–3 валторны и литавры. Для такого состава писали Гайдн, Моцарт. И только в творчестве Бетховена сложился классический состав оркестра. Но он тоже отличался от современного. Только в эпоху романтизма в состав оркестра вошли многие духовые инструменты, была расширена струнная группа.

· Наглядным «Путеводителем по оркестру» являются «Вариации и фуга на тему Пёрселла» Бриттена. Тема здесь как бы путешествует от одного инструмента к другому, знакомя слушателя с их тембрами и выразительными средствами. Структура «Путеводителя» совершенна: тема излагается шесть раз в ансамблевых сочетаниях оркестровых групп (деревянные и медные духовые, струнные и арфа, ударные) далее следует тринадцать сольных вариаций и заключительная фуга, где задействованы сразу все! инструменты. Таким образом, путеводитель дает представление о звучании всех оркестровых инструментов - от кастаньет и треугольника до бича и контрабаса.

 

Урок 24. Оркестр русских народных инструментов.

       В 1887 году известный музыкант, энтузиаст изучения русского народного творчества и народных инструментов В. В. Андреев организовал «Кружок любителей игры на балалайках». Первый концерт этого кружка состоялся в 1888 году. Вскоре приобретший европейскую известность, ансамбль стал расширяться. Кроме балалаек в него вошли домры, гусли и другие древнерусские инструменты. Возник «Великорусский оркестр» - так стал он называться. После Великой Октябрьской социалистической революции его переименовали в Оркестр русских народных инструментов имени В. В. Андреева, появилось и много других подобных коллективов. Музыку для этих оркестров писали советские композиторы. Играют они также переложения классических произведений и обработки народных песен.

 В народный оркестр, также как и симфонический, входят три группы инструментов:

1. Струнные щипковые – балалайки, домры, гусли.

2. Духовые – свирели, рожки, жалейки, береста, сопилки.

3. Ударные – бубны, барабаны, трещотки, погремушки, ложки и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 774; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.134 (0.019 с.)