Струнные смычковые инструменты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Струнные смычковые инструменты.



 

Первые инструменты были так же грубы и примитивны, как и орудия труда первобытного человека. Первые орудия труда были как бы заменой, «продолжением» естественного орудия - руки. Такой же заменой собственного тела были и первые музыкальные инструменты. Чтобы не хлопать в ладоши, человек начал постукивать двумя камешками. Так возникли ударные инструменты, которые были главными в «оркестре» первобытного человека.

Может быть, случайно во время рыбалки человек заставил запеть пустой стебель тростника, из которого потом научился делать духовые инструменты.Потом научились делать духовые инструменты из костей животных. Такие флейты можно увидеть в музеях.

     Когда человек изготавливал лук для охоты, он пробовал, туго ли натянута тетива. Вскоре он заметил, что она издает красивый звук. Так тетива превратилась в струну, а охотничий лук – в музыкальный инструмент. Много веков прошло, прежде, чем человек догадался, что к этой струне можно добавить еще несколько. Потом люди заметили, что если струны натянуть не на тетиву лука, а на полый, то есть пустой внутри ящик, звук получится красивее. Этот ящик стали делать различной формы и величины, да и струны к нему прикреплялись неодинаково. И возникли разные инструменты, каждый со своим особенным тембром - лютня, теорба, гитара, монохорд, мандолина, гусли, цимбалы... Способ игры на них тоже вырабатывался различный. На некоторых играли пальцами (гитара) или специальной пластинкой - плектром, которым задевали за струну (мандолина). На других с помощью молоточка или палочки, которой ударяли по струнам. Этот способ игры сохранился на цимбалах и... фортепиано.

Но вот кто-то из древних музыкантов задумался: щипок или удар вызывает короткий звук. А нельзя ли сделать, чтобы звук тянулся? И появился смычок - палочка с натянутым на нее пучком конского волоса, которым вели по струне. При этом струна звучала долго, все время, пока смычок касался ее. Так появилась целая группа инструментов - струнных смычковых. К XV веку возникло целое семейство смычковых инструментов - виол.                        

    Музыкальные инструменты делятся на три семейства по материалу и по способу извлечения звука: струнные, духовые (деревянные и медные) и ударные.

В группу струнных смычковых инструментов входят: скрипки, альты, виолончели и контрабасы. Среди них в оркестре являются солирующими чаще скрипки и виолончели.

Как профессиональный инструмент скрипка возникла в конце XV века. Затем мастера разных стран усовершенствовали ее. Новый инструмент обладал и более сильным звуком, и значительно большими виртуозными возможностями. И вскоре скрипка вытеснила своих предшественниц. Уже в конце XVI века появились великолепные скрипки так называемой кремонской школы. Скрипичные мастера семейств Амати, Гварнери и Страдивари, жившие в итальянском городе Кремоне и из поколения в поколение передававшие секреты своего мастерства, славились своими инструментами. И поныне их скрипки непревзойденны по качеству. Ценятся они очень дорого, и в нашей стране охраняются как государственное достояние. Большинство их находится в государственной коллекции. Играют на них лучшие скрипачи России.

Очень широкое распространение получила скрипка как сольный инструмент. Для нее созданы разнообразные произведения - от виртуозных этюдов Паганини до лирических пьес Прокофьева. Голосом скрипки, например, поёт Шехеразада в одноименной сюите Римского- Корсакова.

Многими композиторами написаны концерты для скрипки с оркестром - концерты Бетховена, Мендельсона, Брамса, Чайковского, Глазунова, Прокофьева, Шостаковича, Хачатуряна. История музыки знает имена прославленных скрипачей. Легендами окружено имя гениального Паганини. Его обвиняли в колдовстве, потому что в те времена, когда он жил - в первой половине XIX века, не верилось, что обыкновенный человек сам, без помощи волшебной силы, может так великолепно играть на скрипке.

· Послушаем «Менуэт» Боккерини в исполнении струнных смычковых инструментов.

· Послушаем «Каприс №24» Паганини.

Современные смычковые - скрипка и появившиеся вслед за нею альт, виолончель и контрабас - похожи друг на друга и отличаются, в основном, размерами. Их форма произошла от формы виолы, но более изящна и продуманна. Основное отличие - круглые «плечи». Лишь у контрабаса они покатые: иначе исполнителю трудно нагибаться к струнам.

Звук виолончели густой, сочный и певучий. По тембру он напоминает человеческий голос и больше всего - баритон. Виолончели прекрасно удаются широкие напевные мелодии. В них ярче всего раскрываются богатые возможности инструмента, его красивый благородный тембр. Но и виртуозные произведения вполне доступны этому инструменту.

· Виолончель звучит в «Вокализе» Рахманинова.

Во время игры разные из смычковых держат по-разному: скрипку и альт - горизонтально, положив на плечо и придерживая подбородком. Виолончель и контрабас - вертикально, упирая в пол остроконечной металлической подставкой.

По тембру все струнные смычковые очень похожи друг на друга, хотя, конечно, не одинаковы. Высота же звуков зависит от величины корпуса и длины натянутых на него струн, вот тут-то инструменты сильно отличаются один от другого. Самая низкая нота у великана-контрабаса на две с лишним октавы ниже самой низкой ноты скрипки (соответственно - ми контроктавы и соль малой октавы).

Струнные смычковые инструменты играют главную роль в оркестре. Это самая важная и самая многочисленная группа инструментов. А струнные щипковые выступают как сольные, по большей части любительские инструменты. Особенно это относится к гитаре, одному из самых распространенных, самых любимых инструментов в мире.

 

Урок 21. Деревянные духовые инструменты.

 

     Духовые инструменты. Так называются музыкальные инструменты, в которых звук возникает благодаря колебанию воздуха в полой трубке. Одни из них прямые и сравнительно короткие, как у кларнета, флейты или гобоя. Другие длинные, для удобства «свернутые», как у фагота, валторны, трубы. Одни изготовляются из дерева, другие - из металла. И форма инструментов, и материал, из которого они сделаны, имеют большое значение: они определяют характер, окраску звучания, то есть тембр. Особую роль играет материал: ведь звук у металла совсем иной, чем у дерева. Поэтому духовые инструменты делятся на две группы - деревянные и медные. Но все они имеют одно общее качество: в отличие от клавишных и струнных инструментов они одноголосны. Каждый инструмент может исполнить только одну мелодию. Поэтому в оркестре применяются обычно по два и более инструментов одного вида.

 

В группу деревянных духовых инструментов входят: флейты, гобои, кларнеты и фаготы. Каждый из этих инструментов имеет свою разновидность. Это флейта- пикколо, английский рожок, бас – кларнет и контрафагот.

Флейта - это один из самых древних духовых инструментов. Археологи находят изображения флейтистов на фресках Древнего Египта и Греции.

 

Возникшая из тростниковой дудки, флейта поначалу была простой деревянной трубкой с отверстиями. В течение многих веков она совершенствовалась, пока не приобрела современный вид. Раньше флейта была продольной, и держали ее в вертикальном положении. Затем появилась так называемая поперечная флейта, которую музыкант держит горизонтально. Этот вид флейты, усовершенствованный в 1832 году немецким мастером Т. Бемом, постепенно вытеснил продольную, и сейчас во все оркестры входит именно поперечная флейта.

       В инструментальных ансамблях флейта принимала участие уже в XV веке. Композиторов привлекало ее напевное звучание, а позднее, когда инструмент усовершенствовался, - богатые виртуозные возможности. Флейте доступны самые сложные пассажи. Нередко она вступает в своеобразное соревнование с колоратурным сопрано, которое отчасти напоминает и своим тембром. Вспомните «Снегурочку» Римского-Корсакова: колоратурным пассажам дочери Мороза в начале оперы вторят «узорчатые» наигрыши флейты.

· Послушаем печальный голос флейты в опере Глюка «Орфей».

· Разновидность флейты – флейта-пикколо - звучит выше и пронзительнее. Например, в «Китайском танце» Чайковского из балета «Щелкунчик».

     На гобое труднее, чем на флейте, играть подвижные, технически сложные музыкальные эпизоды. Но протяжные мелодии звучат на нем ярко и выразительно. Очень хорошо передает гобой мечтательное, задумчивое настроение, помогает рисовать картины сельской природы.

· Вспомните: в сцене письма Татьяны в опере Чайковского «Евгений Онегин» на словах «...Проснулось все и солнышко встает. Пастух играет...» звучит наигрыш гобоя, подражающий звучанию пастушьего рожка.

· Гобой играет тему лебедей в балете Чайковского «Лебединое озеро».

 

 

     Кларнет - один из самых певучих и виртуозных деревянных духовых инструментов.

· Кларнет изображает кошку в сказке Прокофьева «Петя и волк».

· Кларнет вторит голосу пастушка Леля в сказке «Снегурочка» Римского-Корсакова. Послушаем его песню.

                             

 

· Фагот – дедушку в той же сказке. У дедушки, наверное, должен быть низкий ворчливый голос (пожилые люди любят поворчать на своих внуков!), может быть, немножко хриплый. Фагот как нельзя лучше подходит к этой роли.

 

                  

 

Урок 22. Медные духовые инструменты.

 

 

В группу медных духовых инструментов входят: труба, валторна, тромбон и туба. Из них чаще солируют труба и валторна.

Труба - один из самых древних медных духовых инструментов. Ее изображения находят при раскопках Древнего Египта, Древней Греции. Она извещала об опасности, поддерживала отвагу воинов в бою, открывала торжественные церемонии, призывала к вниманию.

· Труба исполняет «Неаполитанский танец» в балете Чайковского «Лебединое озеро».

· Яркое звучание трубы слышим в одной из вариаций «Романса» Свиридова.

Немецкое Waldhorn - лесной рог. Таков дословный перевод названия этого инструмента. Предком валторны был охотничий рог, в который трубили, когда нужно было подать сигнал во время охоты или какого-нибудь торжественного события, объявить сбор войска. Для того чтобы звук был слышен на далеком расстоянии, рог стали удлинять, а чтобы играть было удобно, его приспособились «скручивать». К одному витку прибавился второй, третий. Так и возникла валторна. В 1664 году французский композитор Жан Батист Люлли впервые ввел валторну в оперный оркестр, а затем она вошла и в симфонический.

Валторна играет в оркестре очень важную роль. Звук ее мягкий, благородный. Валторна может хорошо передать и грустное, и торжественное настроение, может звучать и насмешливо, язвительно.

· Валторна ведёт тему во 3 части «Богатырской симфонии» Бородина.

Тромбон занимает одно из почетных мест в группе медных духовых инструментов. У него очень сильный голос, легко пронизывающий звучание всего оркестра. А когда несколько тромбонов играют вместе, это придает музыке торжественность и блеск. Тембр тромбона в среднем и высоком регистрах светлый, мужественный, а на низких нотах мрачный, даже зловещий. Очень хорошо удаются тромбону героические, трагические мелодии. Он может звучать как ораторская речь, полная пафоса.

· Послушаем звучание тромбона в «Краковяке» Глинки из оперы «Жизнь за царя».

Самый низкий из медных духовых инструментов - фундамент медной группы, подобно контрабасу у струнных, - туба - была изобретена в 1835 году. Сольные эпизоды у тубы встречаются крайне редко.

 

 

        Валторна.                                             Туба.

 

· Один из них - мелодия в пьесе «Быдло» из «Картинок с выставки» Мусоргского, оркестрованных французским композитором Равелем.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.89.85 (0.018 с.)