Урок 31. Программная сюита. Мусоргский «Картинки с выставки». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 31. Программная сюита. Мусоргский «Картинки с выставки».



  

   Замечательным образцом программной сюиты является фортепианное сочинение Мусоргского «Картинки с выставки», возникшее под впечатлением творчества художника Гартмана. Работы Гартмана, представленные на посмертной выставке 1874 года, были весьма разнообразны: это и бытовые зарисовки, сделанные во время путешествий, и эскизы балетных костюмов, и ёлочные украшения, и архитектурные проекты. Мусоргский выбрал такие сюжеты, которые давали повод для воплощения в музыке собственных наблюдений из реальной жизни или были связаны с народно-сказочными образами.

Объединить разнохарактерные 10 пьес в единое целое композитору удалось своеобразным путём – он открывает весь цикл музыкальной темой, которая повторяется перед каждой «картинкой».

· Эта тема названа «Прогулка». Здесь композитор изобразил самого себя прохаживающимся по выставке и рассматривающим произведения друга.

     Эпически-величавый, народный склад, переменный размер, спокойное, но энергичное движение сближают тему со старинными русскими напевами. Возвращаясь много раз на протяжении сюиты, тема «Прогулки» изменяет свой облик. Она звучит то сурово, то лирично, то светло, в зависимости от характера картин, с которыми она сопоставляется. Её развитие приводит к торжественному финалу с колокольным звоном – пьесе «Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве».

Внутри сюиты номера чередуются по принципу контраста. Здесь есть пьесы 1)сказочно-фантастического характера – «Гном» (№1), «Избушка на курьих ножках»(№9), «Катакомбы»(№8);

2)картины реальной жизни – «Быдло»(№4), «Два еврея: богатый и бедный»(№6).

3)шутливые, юмористические сцены – «Тюильрийский сад»(№3), «Балет невылупившихся птенцов»(№5), «Лиможский рынок»(№7);

4)стилизации старинной музыки – «Старый замок»(№2), «Богатырские ворота»(№10).

· Послушаем некоторые из них.

«Гном»(№1). Прообразом пьесы стал эскиз художника, изобразившего забавные щипчики для колки орехов. Мусоргский создал образ одновременно смешной и трогательный. Интонации жалобы, стона говорят о затаённом горе сказочного человечка, а резкие скачки и ритмические перебои рисуют ужимки и гримасы, весь неуклюжий, безобразный облик гнома.

«Старый замок»(№2) – поэтичная картина средневекового замка и поющего перед ним трубадура. Мелодия льётся неизбывным потоком, печальная и задумчивая, как бы повествуя о давно минувшем. Каждая фраза является новым свободным вариантом основной попевки. В басу из остинатной квинты вырастает подголосок, усиливающий песенность основной мелодии.

Пьеса «Два еврея: богатый и бедный»(№6) – образец музыкального портрета и музыкального диалога. Речь богатого еврея звучит важно и самоуверенно. Речь бедного еврея основана на жалобных, суетливых интонациях мольбы, горестного причитания. Во второй половине пьесы эти две темы звучат одновременно, в полифоническом сочетании, музыка становится наиболее драматичной. Тема богача звучит в басу грозно, в ритмическом увеличении, тема бедняка проходит в верхнем голосе ещё более отчаянно и безнадёжно.

«Лиможский рынок»(№7). Музыка изображает безостановочную болтовню лиможских кумушек, обменивающихся последними новостями. Это один из самых весёлых и жизнерадостных номеров сюиты в жанре скерцо.

«Катакомбы»(№8). На картине Гартмана изображены парижские подземные ходы с мрачными останками заблудших сюда людей.Эта мистическая картина изображена Мусоргским тяжёлыми аккордами в низком регистре, а затем – темой, напоминающей «Прогулку», но сильно изменённой (минорный лад, необычное сопровождение пульсирующими октавами в высоком регистре). «С мёртвыми на мёртвом языке» - назвал композитор этот раздел.

Последние два номера сюиты можно отнести к жанрам эпическим.

«Избушка на курьих ножках»(№9) – изображает сказочный портрет Бабы Яги. В образе Бабы Яги есть нечто жуткое, зловещее. Угловатые обороты мелодии, «ломаные» фигурации, форшлаги подчёркивают фантастичность образа. Народно-плясовые ритмы придают музыке разгульный характер. Так звучит первая тема в трёхчастной репризной форме. Средняя часть – более тихая, таинственная, с осторожными интонациями тритонов в нижнем голосе на фоне терцовых повторов в правой руке. Это новый персонаж, попавший во владения Бабы Яги.

«Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве»(№10). Эта пьесазаставляет вспомнить могучие народные величальные хоры из русских опер «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин», воспевающих богатырскую силу русского народа. Финал открывается мощной, торжественной аккордовой темой, напоминающей тему вступительной «Прогулки». Другая тема звучит в миноре и приглушена по звучности. Она напоминает звучание церковного хора. В заключении вновь звучит первая тема в ритмическом увеличении, она полна силы и жизнеутверждения.

Красочность «Картинок» не раз наводила музыкантов на мысль переложить их для оркестра. Сюиту оркестровал в 1922 году французский композитор Морис Равель.

Тема 6. Музыка в драматическом театре.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 214; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.49 (0.008 с.)