Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Урок 10 - 11. Способы развития темы.

Поиск

     

Развитие – это любое изменение темы. Она может меняться полностью или частично. Существуют различные способы развития. Вот некоторые из них: повторение, секвенция означает точное повторение темы. Оно чаще всего встречается в песнях, когда одна и та же мелодия повторяется с разными словами.

· Примером повторения темы может служить песня Шуберта «В путь», написанная в простой куплетной форме. Каждый куплет в точности повторяет мелодию предыдущего, только текст меняется. С помощью повтора передаётся монотонное журчание воды (ручья), который сопровождает в пути юношу.

 

Секвенция – это повторение темы на разной высоте через одинаковый интервал. Тема или её часть может повторяться точно или приблизительно.

· Пример: Шуман «Дед Мороз».

         Тема сначала звучит в ля миноре, затем переходит в ре минор.

 

· Ещё один пример - пьеса Шумана «Смелый наездник». Первое проведение темы звучит в ля миноре. Второе проведение темы звучит здесь в низком регистре и в Фа  мажоре.

 

Имитация – повторение темы в разных голосах. Такое явление мы уже видели в полифонической музыке. Подобный прием иногда используется в оперных ансамблях.

· Пример: Глинка. Канон 4-х героев в сцене похищения Людмилы из оперы «Руслан и Людмила».

 

Вариационное развитие – повторение темы с различными изменениями. Этот способ часто применяется в народной музыке - песнях и танцах.

Ÿ Например - в пьесе А.Дюбука.

 

Тема 3. Музыкальные формы.

Урок 12. Форма периода.

     Музыкальная форма – это порядок расположения частей и разделов в музыкальном произведении. Любое произведение разворачивается во времени и состоит из различных разделов. Эти разделы могут повторяться или чередоваться с новыми, а могут видоизменяться одни и те же темы-мелодии. Количество разных мелодий или тем и их чередование определяет ту или иную форму. Обозначим буквами эти мелодии-темы.

А            - форма периода.

А В        - простая 2-х частная форма (куплетная).

А/ В                 

аа/ва     - простая 2-х частная репризная форма.

А В А    - простая 3-х частная репризная форма.

А А1 А2 А3 - форма вариаций.

А В А С А - форма рондо.

Тема является основным строительным материалом музыкальной формы. Количество тем и их чередование определяют форму музыкального произведения. Одной темы достаточно для создания формы периода.

Строение мелодии похоже на строение речи. В речи есть слова, они складываются во фразы, а фразы – в предложения. В мелодии самая короткая частица называется мотив, несколько мотивов образуют фразу, несколько фраз – предложение, два или три предложения – период.

  Самое маленькое построение в музыкальной речи - мотив. В 18 веке в Италии так называли наиболее яркий и запоминающийся мелодический оборот. Именно его напевали слушатели, выходя из театра. Мотив – это объединение нескольких безударных звуков вокруг одного ударного – акцента. Размер мотива может быть разным – от одного - двух звуков до целого такта. Фраза – это незаконченное построение, состоящее из 2-х или нескольких мотивов. Фраза может быть и слитной, не делящейся на мотивы. Предложение – это относительно законченное музыкальное построение, состоящее из двух или нескольких фраз. Предложение завершается кадансом. Каданс – это заключительный музыкальный оборот.

Период – объединение нескольких предложений в одно законченное построение.

Рассмотрим строение мелодии в песне

· Крылатого «Крылатые качели».

Каждая мелодия проходит ряд этапов в своём развитии:

1) показ основных мотивов;

2) их развитие, приводящее к кульминации – высшей и наиболее яркой «точке» мелодии;

3) кадансирование – завершение мелодии на устойчивом обороте, приводящем к тонике.

     Обычно период состоит из двух предложений. Период, в котором предложения начинаются одинаково, а заканчиваются по-разному, называется периодом повторного строения. Каданс первого предложения звучит чаще неустойчиво, а второго – устойчиво, завершенно. Период – это самая маленькая, одночастная музыкальная форма. Обозначим её буквой «А». Предложения обычно делятся на фразы, а фразы - на мотивы. Они могут повторяться, варьироваться, развиваться по секвенции и достигать кульминации.

· Пример: Чайковский «Утреннее размышление». Здесь период имеет повторное строение, во втором предложении наступает кульминация – наиболее яркая точка формы, а затем – медленный спад.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 1131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.34 (0.006 с.)