Выразительность музыки зависит от различных по характеру звуков. Музыкальные звуки,  в отличие от шумовых, обладают разными свойствами:   


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выразительность музыки зависит от различных по характеру звуков. Музыкальные звуки,  в отличие от шумовых, обладают разными свойствами:  



· высотой (регистром),

· громкостью (динамикой),

· длительностью (ритмом),

· способом исполнения (штрихом),

· звуковой окраской голоса или инструмента (тембром),

· скоростью исполнения (темпом),

· взаимосвязью всех звуков посредством лада.

Рассмотрим эти свойства отдельно.

Регистр – это объединение звуков в группы по высоте. В музыке различают три регистра: высокий, средний и низкий. Каждый регистр имеет свои особенности звучания. Сравните звуки церковных колоколов и маленьких колокольчиков. Одни звучат торжественно, призывно, другие – сказочно, волшебно..    Например, прослушаем сцену венчания царя Бориса из оперы «Борис Годунов» Мусоргского, наполненную величественными колокольными звонами.

· Другой пример - «Марш Черномора» из оперы Глинки «Руслан и Людмила» изображает сцену в садах Черномора, где звучит прекрасное пение птиц, льются прозрачные воды фонтанов, цветут диковинные цветы. Эту красоту изображают звуки челесты, подражая звукам маленьких колокольчиков.

              С помощью изменения регистра можно изменить и характер героя. Сыграем песенку «Чижик- пыжик» в среднем,затем - в высоком, и, наконец, - в низком регистре. На когостала похожанаша мелодия? А теперь определите героев следующих музыкальных пьес:

· Чайковский «Жаворонок» и Мусоргский «Быдло».

                                                                                     

Урок 2. Ритм. Размер. Метр. Темп.

                                                                                                             

Ритм существует не только в музыке. Ритмично тикают часы, стучат колёса поезда, бьётся пульс человеческого сердца, день сменяет ночь, чередуются времена года. 

Ритм – это соотношение явлений во времени или пространстве. В музыке ритм – это чередование долгих и коротких звуков. У некоторых народов Востока есть танцы, которые исполняются только под ритмы ударных инструментов.

В каждой мелодии есть свой пульс. Он - то спокойный, то тревожный. Подобно часам он длится без остановок до конца звучания музыки. Многие композиторы передают звучание маятника часов. Вспомните роковые удары часов в сказке «Золушка».

· С. Прокофьев. Балет «Золушка». «Часы».

· А. Островский «Есть часы во всех домах».

Ритмические фигуры могут придать одной и той же мелодии черты песни, танца или марша, если они будут укладываться в определённый метр.

Метр – это равномерное чередование сильных и слабых долей пульса. Метр обозначается размером, бывает двухдольным (1 сильная доля +1 слабая) или трёхдольным (1 сильная доля +2 слабых). От количества долей в такте зависит жанр музыки: марш, танец. В 2-х дольном размере пишутся полька, чардаш, краковяк. В 3-х дольном размере - вальс, мазурка, полонез.

Выразительным средством в музыке является также темп – это скорость исполнения произведения. От темпа зависит его характер и настроение. Колыбельная песня, например, не может исполняться в быстром темпе, а галоп – в медленном темпе. Темпы бывают быстрые, умеренные и медленные. Они обозначаются итальянскими терминами:

 

Быстрые Умеренные Медленные
Presto Moderato Adagio
Vivo Andante Largo
Allegro   Lento

· Образ стремительно несущегося времени передал в своей симфонической зарисовке «Время, вперёд!» Георгий Свиридов.

 

Урок 3. Лад. Гармония.

 

Лад - это согласованность музыкальных звуков, разных по высоте. Они объединяются вокруг главного звука – тоники (1ступени). Все остальные ступени ей подчиняются.

Музыкальные лады бывают различны. Мелодии могут звучать на трёх, пяти, семи звуках лада. Самые древние обрядовые песни исполнялись на трёх звуках, образующих трихорд («Петушок», «Идёт коза рогатая» и др.). Лады из пяти звуков, называемые пентатоникой, встречаются в музыке восточных народов: китайской, японской, монгольской и др.

В средние века в учении «отцов церкви» о музыке возникла теория о семиступенных ладах. В каждый день недели предписывалось петь песнопения в одном из этих ладов:

1) ионийский – от «до»;

2) дорийский – от «ре»;

3) фригийский – от «ми»;

4) лидийский – от «фа»;

5) миксолидийский – от «соль»;

6) эолийский – от «ля»;

7) локрийский – от «си».

В профессиональной музыке с 17 века ведущее значение приобрели мажорный (= ионийскому) и минорный (= эолийскому) лады. Остальные сохранились лишь в народной музыке.

Мажор – лад, который опирается на большое трезвучие, часто звучит бодро, радостно, весело.

Минор – имеет в своей основе малое трезвучие, звучит печально, сумрачно. Пример:

· Свиридов «Весна и осень».

Здесь одна и та же мелодия звучит сначала в мажоре, затем – в миноре, отчего значительно меняется её характер. Подобное «перекрашивание» одной мелодии происходит часто и в музыке Шуберта:

· Шуберт «Вальс си – минор».

В народной музыке существуют разнообразные лады, близкие по звучанию к мажору (лидийский и миксолидийский) или к минору (фригийский и дорийский). В музыке Шопена часто слышен лидийский лад (= мажору с 4 повышенной ступенью).

· Пример – Мазурка Фа – мажор (средняя часть). Этот лад типичен для польской музыки.                   

  В русской музыке можно встретить миксолидийский лад (= мажору с 7 пониженной ступенью).

· Пример – песня «Ай, во поле липенька», звучащая в опере Римского – Корсакова «Снегурочка».

Или – фригийский лад (= минору с 2 пониженной ступенью) – в песне Варлаама из оперы Мусоргского «Борис Годунов».

Иногда композиторы сами конструируют новые лады: уменьшенный, увеличенный (целотонный) лады. В сказочной музыке русские композиторы характеризуют фантастических персонажей этими «искусственными» ладами. Например, Черномор – выходит на сцену под звуки целотонной гаммы в опере Глинки «Руслан и Людмила». А Морской Царь всплывает из морских пучин под звуки гаммы «тон – полутон», то есть уменьшенного лада в опере «Садко» Римского-Корсакова.

    Гармония - это последовательность аккордов вместе с мелодией. Аккорд - это созвучие из трёх и более звуков. Существуют аккорды, строящиеся по терциям (трезвучия, септаккорды, нонаккорды) и другие – нетерцовые аккорды, называемые в современной музыке кластерами.

Трезвучия могут придавать музыке, в зависимости от лада, светлую, сказочную окраску (например, мажорные трезвучия в теме Звездочёта из оперы «Золотой петушок» Римского-Корсакова) или печальную, траурную, если звучат минорные трезвучия.

Некоторые композиторы предпочитают необычные «красочные» аккорды. Например, Бородин часто пользуется секундовыми и квартовыми созвучиями. Мелодия романса «Спящая княжна», напоминающая колыбельную песню, звучит на фоне хрупких секундо-квартовых аккордов, а образ богатыря передан звучанием целотонной гаммы и увеличенного трезвучия.

· Гармония значительно обогащает музыку. Послушаем песню Гаврилина «Мама» без аккордов и с аккордовым сопровождением.

Урок 4. Динамика. Штрихи.

Динамика - это громкость звучания. Музыкальные термины, которые определяют степень громкости исполнения музыки, называются динамическими оттенками (от греческого слова dynamicos - силовой, то есть сила звука). В нотах вы, конечно, видели такие значки: pp, p, mp, mf, f, ff, dim, cresc. Все это - сокращения названий динамических оттенков. Посмотрите, как они пишутся полностью, произносятся и переводятся:

· р - piano (пиано) - тихо; pp - pianissimo (пианиссимо) - очень тихо;

    mp - mezzo piano (меццо пиано) - умеренно тихо, немножечко громче, чем пиано;

· f - forte (форте) - громко; ff - fortissimo (фортиссимо) - очень громко.

     mf - mezzo forte (меццо форте) - умеренно громко, громче, чем меццо пиано.

Иногда, гораздо реже, в нотах можно встретить такие обозначения: ppp (пиано-пианиссимо), рррр. Или fff, (форте-фортиссимо), ffff. Они означают очень-очень тихо, еле слышно, очень-очень громко.

Знак sf - sforzando (сфорцандо) указывает на выделение какой-то ноты или аккорда.

Очень часто встречаются в нотах и такие слова:

· dim, diminuendo (диминуендо) или значок указывающие на постепенное ослабление звука.

· Cresc. (крещендо), или значок - указывают, напротив, что нужно постепенно усиливать звук. Перед обозначением cresc. иногда ставится poco а poco (поко а поко) - мало-помалу, понемногу, постепенно. Конечно, эти слова встречаются и в других сочетаниях. Ведь постепенно можно не только усиливать звук, но и ослаблять его, ускорять или замедлять движение.

Громкие звуки применяются в музыке военной, спортивной, маршевой, танцевальной. Тихие - часто в песенных лирических мелодиях: колыбельных, протяжных песнях.

· Послушайте "Полонез Ля мажор" Ф.Шопена - танец мужественный рыцарский. Здесь преобладают звуки громкие, яркие. Острые ритмы.

· А вот другой пример: Рахманинов. «Вокализ». Плавная певучая мелодия без слов льётся ровно, бесконечно, на тихой звучности.   

Иногда динамика развивается волнообразно - то громче, то тише. А иногда вся пьеса строится на усилении звука - от pp до ff. Такой приём применилГриг в пьесе  «В пещере горного короля». В этой пьесе изменялся не только темп при повторении одной и той же темы, но и динамика ( громкость исполнения). Вначале «шаги» звучали тихо, осторожно, таинственно (p - пиано), постепенное усиление звука («крещендо») привело к громкому, «злому», агрессивному звучанию (f - форте). При этом звучала одна и та же мелодия у разных инструментов.

 

Для создания нужного образа, характера «героя» очень важным средством являются штрихи – это приёмы извлечения звука на инструменте. В прослушанной музыке таинственные «шаги» гномов и троллей изображались отрывистым звукоизвлечением. На фортепиано это штрих – staccato, у струнных – pizzicato.

· Другой пример – Шуман «Смелый наездник» (см. пример на стр.13).

Более связное, плавное извлечение звука в музыке называется legato. Этот приём характерен для музыки песенной, лирической.   Мы уже слышали такой пример - Рахманинов. «Вокализ».

Урок 5. Мелодия, её виды.

Мелодия – это развитая и законченная музыкальная мысль, выраженная одноголосно. Композиторы разных времён и народов стремились создать музыку яркую, запоминаемую. Действительно, слушатель, запоминая музыку, чаще напевает мелодию. Но не всякую мелодию можно напеть. Мелодии могут быть вокальные (для голоса) и инструментальные.

Вокальные мелодии делятся на песенные и речитативные.

1.Песенные мелодии - неразрывно связаны с текстом. На каждый слог текста может распеваться один звук мелодии (в быстрых, подвижных песнях), а может – несколько звуков, образующих распев (в медленных, лирических песнях).

· Послушаем песню Шуберта «Форель». Чёткий ритм, «фанфарные» ходы мелодии по устойчивым звукам придают музыке черты игривости и танцевальности. Лишь в 3-м куплете мелодия меняется, следуя за текстом, становится взволнованной, прерывистой. Такая мелодия больше похожа на речь (речитатив).

2. Кантилена - это певучая мелодия широкого дыхания и длительного развёртывания («cantos» по-итальянски означает «пение»). Лучшими образцами кантилены по праву считаются народные песни, лирические романсы, оперные арии. Гибкое, плавное соединение фраз образует «бесконечную» мелодию. Вспомним «Вокализ» С. Рахманинова. Другой пример кантилены -

· Беллини Ария «О, богиня, взор твой ясный» (“ Casta diva”) из оперы «Норма».

3. Другая разновидность вокальных мелодий – речитатив. Мелодия точно следует за текстом, передаёт ход событий, характеры героев. Часто такие мелодии звучат в операх или романсах – сценах. Например:

· Мусоргский «В углу» (из цикла «Детская»).

В этой сцене из детской жизни мелодия напоминает разговорную речь – диалог няни и мальчика. Каждый персонаж наделён своими интонациями: няня – гневными, восклицательными; мальчик – трогательными, жалобными, обиженными.

В инструментальной музыке тоже мелодии бываю разные.

4. Жанровые мелодии связаны с движением танца, марша или пантомимой (скерцо). Подробно с этими жанрами мы познакомимся в следующих уроках.

Пример танцевальной мелодии:

· Прокофьев «Гавот» – звуки мелодии сначала туго закручиваются вокруг одного, как пружина, а потом «пружина» резко распрямляется. Отсюда энергичный характер танца.

Примеры скерцозных мелодий:

· Римский-Корсаков «Полёт шмеля» (из оперы «Сказка о царе Салтане»). Здесь звуки мелодии кружатся и вьются, как вьюнок, по полутонам, создавая ощущение полёта.

· Другой пример: Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов». Мелодия передаёт писк, чириканье, неуклюжие подпрыгивания цыплят через отрывистые звуки в высоком регистре, форшлаги, трели.

5. Виртуозные мелодии.

Слово «виртуозность» означает высшее мастерство. Музыкант – виртуоз – это тот, кто в совершенстве владеет своим музыкальным инструментом. Многие композиторы не только сочиняли музыку, но и великолепно владели сложными приёмами игры на инструменте, такими как быстрые пассажи, трели двойные ноты, перекрещивание рук и др. Среди выдающихся исполнителей – имена Генделя и Скарлатти, Моцарта и Клементи, Вивальди и Паганини, Шопена и Листа. Нередко их игру называли «дьявольской». Так отзывались современники и об игре Н. Паганини. В 1820 году он издал свои «24 каприса» для скрипки соло. В скоре они были объявлены неисполнимыми в силу своей сложности. Этот миф давно развеян, так как лучшие скрипачи мира исполняют все 24 каприса. На тему 24-го каприса С. Рахманинов создал «Рапсодию на тему Паганини» для фортепиано с оркестром. Послушаем одну из пьес

· Паганини «Вечное движение». Мелодия здесь движется в быстром темпе без единой паузы, что напоминает безостановочную работу механизма, мотора.

По пути развития концертно-виртуозной музыки в 19-м веке пошли Шопен и Лист, которые искали пути обновления звучания фортепиано. Они создали виртуозные этюды со сложнейшими приёмами игры, полнозвучной, красочной фактурой. Их можно назвать этюдами – картинами.

                                                

Урок 6. Фактура и её виды.  Полифония.

 

Латинское слово «facturo» означает обработка, делание, а в переносном значении - устройство. Пожалуй, это последнее слово и определит лучше всего, что такое фактура в музыке. Это самый склад, устройство музыкальной ткани, совокупность ее элементов. А элементы фактуры, то, из чего она складывается - мелодия, аккомпанемент, бас, средние голоса и подголоски.

Фактура бывает очень разнообразной. Музыканты говорят о плотной, аккордовой фактуре или фактуре прозрачной, состоящей из двух - трех мелодических линий или мелодий и легкого аккомпанемента; о фактуре полифонической, которая может быть и прозрачной и плотной, в зависимости от числа входящих в нее голосов, и фактуре гомофонно-гармонической, то есть включающей в себя самые различные элементы в любых нужных для композитора сочетаниях.

Таким образом, фактура - это действительно «устройство» музыкального произведения, но устройство не «по горизонтали», а «по вертикали». Фактура - это словно бы «вертикальный разрез» звучащего пласта. Вся музыкальная ткань произведения, его звуковая «одежда» образует фактуру.

Фактура неразрывно связана с жанром произведения, его характером, стилем. Если в пьесе ведущим голосом является мелодия, а остальные голоса – аккомпанементом, аккордами, то такая фактура – гомофонно-гармоническая.                                                                                

     Она имеет несколько разновидностей:

1) унисонная фактура – одноголосное звучание мелодии без аккордов. Пример - любая народная песня.

2) мелодия с аккордовым сопровождением - песни, танцы, марши.

· Пример: Шопен. Прелюдия Ля- мажор №7.

3) аккордовая (хоральная) фактура, где верхний звук аккордов складывается в мелодию.

· Пример: Шопен. Прелюдия до-минор №20.

4) обращённая фактура – когда мелодия звучит в нижнем голосе, а аккорды – в верхнем.

· Пример: Шопен. Прелюдия си- минор №6.

5) арпеджированная фактура - предполагает поочерёдное исполнение звуков аккордов.

· Пример: Бах. Прелюдия До-мажор №1.

 

Другой важнейший вид фактуры – полифоническая (означает «многоголосная»). Каждый голос полифонической фактуры является самостоятельной мелодией. Такая фактура сложилась в церковной музыке Западной Европы и долгое время (до 17-ого века) господствовала в ней. Великим полифонистом был немецкий композитор И.С.Бах. Почти все его произведения полифоничны. 

В полифонии тоже существуют несколько разновидностей:

1) контрастная полифония – соединяет в одновременном звучании две или больше разных мелодий. Например, танцы из старинных сюит.

· Бах. Куранта (Французская сюита до – минор).

Такое соединение называется контрапунктом. Шуточные соединения – песни «Кузнечик» и «Подмосковные вечера».

2) имитационная полифония. Имитация означает подражание.   Имитация - это повторение мелодии в другом голосе, вступающем с некоторым опозданием. Этот прием лежит в основе многих полифонических жанров – фуги, инвенции, канона.

· Бах. Инвенция ре – минор.

· Бортнянский. «Хоровой концерт № 32» 2 часть.

3) подголосочная полифония. Подголосок следует за главной мелодией и «вторит» ей выше или ниже на терцию или сексту. Много таких примеров в народных песнях:

· «Во кузнице».

· Даргомыжский. Хор «Сватушка» из оперы «Русалка».

Урок 7. Контрольный.

 

Тема 2. Музыкальный образ. Музыкальная тема.

Урок 8-9. Характер тем.К о н тр ас т т ем.

Содержание музыки  проявляет себя в музыкальных образах.

  Музыкальный образ – это условный персонаж музыкального произведения. Богатые выразительные средства музыки позволяют создавать самые разные образы: образы-портреты, образы-сцены, образы-пейзажи, образы-настроения.

  В зависимости от содержания в музыкальном произведении может быть один или несколько образов. Музыкальные образы воплощаются в специальных музыкальных построениях, которые называют темами.

Слово «тема» в переводе с греческого означает «то, что лежит в основе». Музыкальная тема – это построение, которое выражает законченную музыкальную мысль и служит основой развития всего произведения или его части. Тема может быть выражена различными выразительными средствами музыки. В большинстве сочинений тема звучит в виде мелодии. Но иногда она может выглядеть как аккордовая последовательность или ритмическая фигура. Важно, чтобы тема была своеобразной, запоминающейся. «Во всяком произведении главное – идея; так в музыке главное – тема» (Ц. Кюи).

 

  Появление новой мелодии, изменение ритмического или фактурного рисунка означают возникновение нового образа – близкого по содержанию или прямо противоположного.

  В музыке редко встречаются произведения, основанные на одном – единственном образе. Только маленькая пьеса (миниатюра) может быть едина по образному содержанию. Например, прелюдия, этюд. В более крупных жанрах часто воплощается и более сложное жизненное содержание, им присуще большее количество героев и событий. Например, в операх, балетах, симфониях.

  Очень много небольших по масштабу, но ярких по образу произведений было написано русскими композиторами. Глинка, Мусоргский, Лядов, Рахманинов, Скрябин создали целую галерею музыкальных образов. Огромный образный мир, реальный и фантастический, лирический и эпический, драматический и комический, претворился в русской музыке. Это ряд музыкальных сказочных портретов (вспомним из 1 класса пьесы «Гном», «Баба – Яга» из «Картинок с выставки» Мусоргского), музыкальных пейзажей («Волшебное озеро» Лядова, морские пейзажи Римского – Корсакова из сюиты «Шехеразада»).

    Русская осенняя лирика… Сколько стихотворений, картин, музыкальных пьес посвящено ей! Как необычайно богат образный мир осенней печали!

Ÿ Вспомним – «Осеннюю песню» Чайковского из цикла «Времена года».

Эта пьеса очень выразительна и живописна. Она вызывает ассоциации с лирической поэзией русских писателей – Пушкина, Лермонтова, Есенина, а так же с живописными полотнами Левитана, Поленова, Васильева. В ней главенствует один образ, который показан в теме из 8 тактов. Минорный лал, медленный темп, долгие длительности в аккордовом сопровождении, кантиленная мелодия с преобладанием legato инисходящих линий в рисунке мелодии - всё создаёт настроение увядания, печали, прощания. "Осень! Осыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят". Эти стихи А. Толстого Чайковский выбрал эпиграфом к своей музыке.

 

Количество тем-образов может быть 2-3-4.

 

Ÿ В следующем музыкальном фрагменте из оперы «Золотой петушок» Римского- Корсакова мы услышим несколько тем-образов, тем-персонажей из сказки Пушкина.

Один образ – призывный, активный ритм, восходящий фанфарный мотив мелодии по звукам трезвучия – рисуют Золотого петушка.

 

 

Другой образ – волшебный, таинственный, манящий. Как змея, ползёт линия мелодии, её извилистый рисунок похож на тончайший восточный узор. Всё звучит неустойчиво, незавершённо, мелодия без начала и без конца. Это – Шемаханская царица.

 

Третий образ – картинный: прозрачные, звенящие звуки медленно плывут в вышине, переливаются оттенками разных красок- тональностей на фоне низких басов. Это – образ Звездочёта.

 

Образ каждого героя легко узнаваем благодаря целому комплексу музыкально- выразительных средств – типу мелодики, определяемому по ритмическим, интонационным, регистровым, тембровым особенностям. Одним из важнейших средств в создании музыкального образа является музыкальная интонация.

ЗАПОЛНИТЕ СЛЕДУЮЩУЮ ТАБЛИЦУ:

Тема Лад. Регистр Темп. Штрихи Тип мелодии Характер музыки
Золотой петушок        
Шемаханская царица        
Звездочёт          

 

Ÿ Послушаем знакомую вам пьесу Грига "Шествие гномов". Определите количество тем-персонажей. Дайте им названия. Каков характер каждой темы?

ЗАПОЛНИТЕ СЛЕДУЮЩУЮ ТАБЛИЦУ:

 

Тема Лад. Регистр Темп. Штрихи Тип мелодии Характер музыки
1          
2          
3        

 

Ÿ Послушаем фрагмент увертюры Глинки из оперы "Руслан и Людмила".

В чём отличия тем? Каков характер каждой темы?

ЗАПОЛНИТЕ СЛЕДУЮЩУЮ ТАБЛИЦУ:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 445; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.32 (0.066 с.)