Вопрос. Развитие речи г/х и с/с дошкольников в связи с ознакомлением с окружающим миром. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Развитие речи г/х и с/с дошкольников в связи с ознакомлением с окружающим миром.



Задачами ознакомления с окружающим являются фор­мирование представлений об окружающих предметах, их свойствах и сфере их использования, уточнение знаний де­тей о жизни взрослых и детей, их взаимоотношениях; вос-титание навыков социально-бытовой ориентировки, усвое­ние норм и правил поведения в быту и общественных ме­стах; развитие интереса и формирование представлений о явлениях природы. Познание предметного мира ребенком дошкольного возраста с нарушенным слухом происходит на основе чувственного познания. Путем наблюдений за дей­ствиями взрослых и собственных действий с предметами, их рассматривания, в некоторых случаях и привлечения других анализаторов (осязания, обоняния) дети запомина­ют их свойства» качества, назначение, учатся адекватно ис­пользовать в необходимых ситуациях. Предметная деятельность ребенка, которая явля­ется ведущей в раннем детстве, а у дошкольников с наруше­ниями слуха играет важную роль в плане формирования наглядной чувственной основы речи. Действия с предметами из различных тематических групп, связанных с условиями жизни детей и взрослых, ин­терес к растениям и животным, особенностям существова­ния людей — все это создает основу для усвоения речевого материала, формирует мотивацию словесного общения. Для слышащего ребенка познание окружающего, накопление представлений в виде чувственных образов тесно связаны с развитием речи. Однако формирующиеся спонтанно, без спе­циального руководства представления об окружающем мире у глухих и слабослышащих дошкольников оказываются не­полными, фрагментарными. Действия с предметами, познание их свойств, строения, назначения, совершаемые в практи­ческом плане в процессе знакомства с реальными или игру­шечными предметами, их изображениями на картинках, использованием в играх, продуктивной деятельности детей (рисовании, конструировании, труде) предусматривает ис­пользование необходимого речевого материала. В условиях знакомства с окружающим введение слов и речевых конст­рукций базируется на широком привлечении разнообразно­го дидактического материала, результатах наблюдений и экскурсий, собственных предметных действиях детей. Так как тематика занятий по ознакомлению с окружа­ющим и развитию речи совпадает, воспитателю необходи­мо подбирать речевой материал из общего словаря к про­грамме. Объем речевого материала, форма его предъявле­ния регулируются программными требованиями. По мере расширения опы­та действий с данными объектами формируется обобщаю­щая функция слова. В качестве методических приемов введения новых слов и их усвоения в процессе ознакомления с окружающим ис­пользуются следующие: наблюдения, демонстрация пред­метов, действий, свойств, качеств; практические действия с предметами, дидактические игры и игровые приемы; бесе­ды, описания, рассказывание, использование естественных ситуаций; создание преднамеренных ситуаций. Проводя работу по речевому развитию детей в процессе ознакомления с окружающим, воспитатель обеспечивает введение слов и выражений в связи с необходимостью фор­мирования представлений о предметах и явлениях окружа­ющей жизни. Поэтому сначала важно обеспечить предметную отнесенность слова, т. е. установить связь между предметом и словом. По мере расширения опы­та действий с данными объектами формируется обобщаю­щая функция слова. Например, воспитатель на прогулке знакомит детей с жуком, они наблюдают за его перемеще­нием. В процессе наблюдений вводится слово жук, а затем и фраза: жук ползет, В процессе наблюдений за другими на­секомыми значение слова ползет будет содержать более вы­сокий уровень обобщения. В качестве методических приемов введения новых слов и их усвоения в процессе ознакомления с окружающим ис­пользуются следующие: наблюдения, демонстрация пред­метов, действий, свойств, качеств; практические действия с предметами, дидактические игры и игровые приемы; бесе­ды, описания, рассказывание, использование естественных ситуаций; создание преднамеренных ситуаций. Проводя работу по речевому развитию детей в процессе ознакомления с окружающим, воспитатель обеспечивает введение слов и выражений в связи с необходимостью фор­мирования представлений о предметах и явлениях окружа­ющей жизни. Однако он не занимается длительной отработ­кой, заучиванием слов, проговариванием с каждым ребен­ком.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.004 с.)