Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос. Развитие речи детей дошкольного возраста с нарушениями слуха в семье.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Орг-ция пед.работы в семье с Де,не посещающими дошк.учрежд-я. Дошк-ый возраст-период разв-я основ.-х видов д-ти Ре(игры,рисования,конструирования,труда и др.). Для родителей,воспитывающих Ре дошк-го возраста в семье, важно определить степень их участия в обуч-ии и воспит-ии Ре.Наиболее распростр-ый вариант – воспит-е и обуч-е Ре в д/с или группе компенсир-го вида для глух. или с/сл Де.В этом случае родители явл-ся активными помощниками сурдопедагога группы и осуществляют в семье работу под его руков-вом,направл-ю на закрепл-ие,расшир.-е реч.умений и навыков,сформир-х в д/с.Др.вариант – продолжение родителями пед.работы с Ре в семье,начатой в предыдущие годы.В этом случае на родителей возлагается ответств-сть за ур-нь разв-я Ре,его обуч-е и подготовку к школе. Воспит-е Ре в семье м.сочет-ся с его интеграцией в массовый д/с. Такой вариант обуч-я потребует от всей семьи значительной и по объему,и по содерж-ю работы,пед.творч-ва,реальной критич.оценки своих пед.возмож-тей и способ-тей и возмож-тей Ре.Если Ре не посещает спец.дошк.учрежд-е или группу,особое знач-е приобретает систематич-е консультир-е родителей сурдопедагогом сурдологич.-го центра или посещение Ре-ком группы кратковременного пребывания,к-я м.функционир-ть при дошк.учрежд-ии компенсир-щего или комбинированного вида.В с-ме корр-пед. Работы с Ре с НС работа по разв-ю речи занимает одно из центр-ых мест. Ро должны понимать,что речь не сущ-ет изолированно от др.психич.пр-ссов,и успех в реч.разв-ии Ре с НС м/б обеспечен т-ко в рез-те комплексной работы.Родители должны обеспечить полноценную реч.среду, т.е. max-но расширить круг людей,общающихся с Ре,вовлекаемых в совместные игры,рисование,занятия.Ценное условие воспит-я в семье:Ре имеет возмож-ть участвовать в реальных делах семьи,видеть ежедневно мир за границами квартиры.Родителям целесообразно обеспечить общение Ре с др.Де даже в том случае,если Ре мало или совсем не польз-ся устной речью.Важны разв-е реч.актив-ти Ре,поддержание всех попыток говорения и общения с окр.Наблюдая за различ.явлениями,предметами,взрослые сообщают Ре их названия, накапливают словарный запас, необх-мый ему для обознач-я предметов окр.мира.Важно следить,чтобы накопление словаря не было т-ко ср-вом обознач-я окр.предметов.В этом случае Ре с НС знает много слов,но не м.ими польз-ся.В пр-ссе свободного общения и занятий взрослым необх-мо не т-ко расширять сферу использ-я слов, но и постоянно уточнять понимание их значений Ре-ком ч/з действия, рисование,движения тела,мимику и др.Ре,не посещающий дошк.учрежд-е,м.постоянно участвовать в разных бытовых и житейских ситуациях,где возникает потреб-ть в использ-ии усвоенных слов и выражений,уточнении нового контекста.Эти же ситуации могут и должны стать основой для формир-я познават-ой актив-сти Ре,интереса к общению с Де и Вз.1 из основ.задач реч.разв-я Ре явл-ся овладение разговорной речью,необх-мой для общения. Разв-е разг.речи происх-т в быт.сит-циях,когда Вз показывают Ре,как воспольз-ся уже знакомыми словами.Для обучения обиходно-разговорной речи также полезно использ-ть преднамеренно созданные взрослым ситуации:он убирает или случайно «забывает» дать какие-либо необх-мые предметы.Для закрепления и автомат-ции усвоенных реч.умений использ-ся разнообразные сюжетные и дидактич.игры. С Ре с НС специально проводится работа по разв-ю устной и пис.форм речи. Понятие реч.готовности включ.в себя разные аспекты:это желание польз-ся речью в общении,это и большой словарный запас,и овладение навыками диалогической,разговорной речи,а также элементами монологической (описанием, повествованием), сформир-сть навыков чтения и письма. Орг-ция в семье работы по разв-ю речи Де с НС,посещающих спец. дошк.учрежд-я. Сочетание работы по разв-ю речи в д/с и семье позволяет сделать ее более эффективной.Направл-я работы:1) создание в семье слухо-реч.среды,привлечение всех членов семьи к реч.общению с Ре.Важное условие:предъявл-е одинаковых треб-ний к речи Ре со стороны всех Вз,важность использ-я Ре-ком слух.апп-тов.2) закрепление и расширение реч.умений и навыков,сформир-х в д/с. 3) участие в бытовых делах дома, в к-х принимают участие др.члены семьи.4) расширение предст-ний об окружающем.
13 вопрос. Развитие речи детей с нарушенным слухом раннего возраста в семье. Опыт индив-го обуч-я Гл Де в семье был известен в средн в. Стремл-е родит восп-ть и обучать Гл Де в семье было обусл желанием разв-ть умств спос-ти Ре и приобщать ко всему, что доступно его слыш сверстн-м.Родит стрем-сь не упускать наибол сензит-ые д/ разв-я и обучен ранние и дошк годы, понимая, что в этот период форм-ся многие навыки, заклад-ся хар-р.О необх-ти ран обуч-я Гл Ре в семье, развитии его речи передовые сурдопед-ги говорили в XVIII—XIX вв., задолго до появлен общ-го воспит-я дошк-в с НС. Идею ран воспит-я и обуч-я Гл Де в семье широко пропагандировали Н.А.,Е.Ф. и Ф.A. Pay, кот организ-ли консульт и курсы д/матерей Гл Де, давали рекоменд по вопр формир-ия слов речи и др проблемам воспит-я и обуч-я. В 30—40-е гг. они подготовили ряд статей и метод рекоменд д/ родит Гл и тугоухих Де.Ранее начало коррекц работы с ДЕ с НС явл условием нормализ-ции его психич развит,уменьшен отрицат влиян НС на речь и общение. Развит речи Де с НС в семье: 1)с Де,не посещающ спец ДОУ(Родит проводят систематич целенаправл воспитан и обучен Ре,его реабилит,подгот к школьн обучен)2)работа с Ре младш или ран возр до определен его в ДОУ;3)с Де,посещающ спец ДОУ(развив-ся и коррекц работа пров-ся ролит под рук-вом сурдрпед-га ДОУ).Как правило, Де млад-го и ран- возр до 2-3 лет восп-ся в семье, и родит- могут сделать оч многое для разв-ия малышей.Родит Де с НС необходимо объяснять знач-ть ран начала коррекц работы.Важно подчеркнуть, что без ран кор-ии Гл и сл/сл Де до 2-3 лет оказ-ся неговорящими. Их общее разв-е значит-но страдает в рез-те отсутствия общ-я с окр-ими, наруш-я возм-тей воспр-ть звуки окр мира. Одним из гл условий разв-я Ре с НС в ран возр является слухопротезирование. Следует объяснить родит преим-ва исп-ия прав подобранных сл аппаратов: возм-ть воспр-ть звуки окр мира очень необх-ма д/познания св-в предм и явлений; д/ регуляции повед-я Ре.Особ знач-е ран протез-ие имеет д/развития слухо-зрительного воспр-я речи, эффект-ть кот значит-но выше, чем просто зрит-го; возм-ти развит слух-го воспр-ия, контроля за своей речью.Спец подчеркивается необх-ть постоянного реч общения с Ре в семье. Общение на ран стадиях разв-я, т. е. в млад-ом и ран возрасте, явл-ся опред-щим фактором разв-ия Ре, потому что оно служит ср-вом форм-ия предм, а позднее игровой деят-ти, стимулом овлад-ия разл-ыми видами движений, усл-ем развития поним-ия и исп-ия речи. Общение со слыш-им малышом д/родителей — спонтанный процесс, связ-ый в осн-м с уходом за Ре и играми. В общении с неслыш-м Ре след учит-ть некот спец моменты. Малыш должен всегда хорошо видеть лицо взрослого, нужно привл-ть его вним-е к движ-ям губ. Если у Ре есть сл аппараты, необх-мо общ-ся с ним на расстоянии до 1 м — так Ре будет воспр-ть речь на слухозрительной основе. Иногда, чтобы уточнить звучание слова, нап-р название игрушки, целесообразно произнести его неск раз, а также предъявить на слух, закрыв лицо рукой либо произнеся слово сзади или сбоку, чтобы ребенок не видел губы. В процессе общения с Ре дома, на улице надо привл-ть его вним-е к звучащим пред-ам,повторять звукоподражания, называть звучащие объекты (ложка упала: бах;собачка лает: ав-ав-ав; пылесос гудит: у-у-у). Одним из гл усл провед-я работы по разв речи и слуха явл-ся организ-я слухоречевой среды, предполаг-ей пост-ое реч общ-е с Ре при усл исп-ия сл аппаратов.Работа по разв речи Де млад-го возр напр-на на разв зрит-го и слух-го сосредот-ия на лице взросл, его речи, предметах; форм-ие потребности в общении, развитие спос-ти подражать предм и реч д-виям взр-го, появл-е у Ре голос-ых реакций, лепета; поним-е знач-й некот лепетных и полных слов.Прав-ое организ-ое общ-е с Ре в проц предм деят-ти или игры явл стимулом к поним-ю речи взрослого и форм-я собств речи Ре.Рано начатое воспит-е Гл или сл/сл Ре в семье имеет ряд «+» сторон:1)воспит протек в наибол естествен для Ре среде-семье;2)Ре не разлуч с близк людьми,что положит отраж-ся на его эмоц-личностн развитии.К общен с Ре привлек-ся достат больш круг людей,он постоян слышит естествен речь. Воспит-е в семье пл.слыш-его Ре может быть осложнено и некот пробл: 1)Родит не всегда прав и полно поним рекоменд спец-ов,адекватно оценив свои пед возм-ти и потенц возм Ре;2)не могут организ-ть режим дня Ре,послед-но реализ-ть пед задачи.
14 вопрос. Содержание коррекционной работы с дошкольников с нарушениями слуха в условиях интегрированного обучения в массовых детских садах. В последн 10летие все большее число дошк-ов с НС воспит-ся в усл ДОУ общего типа,в среде норм слыш-х Де.Эта танд-ция связ с изменен в соц-эконом условиях жизни,обновлен госуд образ-ой пол-ки,направл-ой на большую вариативность форм восп-я и обуч Де,большим участием родит в воспит Де.В наст вр изуч-ся возм-ти интегр Гл и сл/сл Де дошк и шк возр в среду слыш-х,разраб-ся разл формы преб-ия Де в массовых дошк учрежден и школах.Среди разл форм интегрир воспит-я дошк наз-ся спец группы при массов д/с;смешан дошк гр,в кот плохослыш Де воспит-ся вместе со слыш;воспит-е отд-х Де(1-2 Ре) в гр слыш Де;пребыв-е 1-2 слыш Де в спец гр.Создан спец гр для дошк с НС в массов ДОУ рассм-ся как один из наиб распростран вар-ов,удобных для проведен интеграции плохослыш Де.Для успешн интегр Ре с НС в среду норм слыш-х Де спец-ами особо подчерк-ся необх-сть учета ряда показ-ей:1)ранее выявлен нарушен(на 1ом году жизни)и орг-ция кор-пед работы в семье с момента выявлен НС;2)возм-ть орган-ции системат кор помощи Ре с НС со стор спец-ов;3)желан родит воспит-ть Ре в масс ДОУ и их гот-ть к длит системат работе с Ре.Ур-нь психофиз,реч и коммуникат развития Ре с НС рассм-ся в кач-ве важного условия его интеграции в среду слыш-х Де,возм-ти овладен образ-ым станд масс д/с.Безуловно,интеграция в среду слыш Де может быть рекоменд-на Гл или сл/сл Де с высок ур-нем психофиз развит.Целесообр-но рассм-ть ур-нь реч развит Де с НС,кот может быть рекоменд интегрир обучен.Это:1)сл/сл Де с легк и средн потер слуха,влад-ие фраз речью;2)поздноогл дошк(после 2-4 лет),сохран речь;3)Гл и сл/сл Де со значит потер слуха,с кот рано начата спец пед работа в семье под контр спец-ов.Безусл-но,ур-нь реч развит интегрир Ре в значит степ обусл-ен его возр.ТО,важно соотнесен ур-ня реч развит Ре с НС с речью слыш Де,вместе с кот он воспит.Выбор моделей интеграции также обусл-ен ур-нем психофиз и реч развит Ре с НС(Шматко). Де,интегрир в масс ДОУ,постоян нах-ся в естеств реч среде,восприн естеств речь со свойствен ей интонац,больш вариативностью высказ-ий.В проц пребыв Ре с НС в масс д/с,вне завис-ти от формы интеграц,с ним пров-ся интенсивн кор работа,направл на устранен или предупрежден вторичн отклон в развит.Важным направлен раб явл реч развит РЕ.В он скор деят-ти должны быть положены учет особ-ей психофиз развит Гл и сл/сл внятности,разборчивости,понятности.В кач методов работы над разл компонентами устн речи исп-ся реч ритмика,подраж речи пед-га,сопряжен-отражен проговар-ие,постан звуков,чтен.Широко исп-ся игров методы,базир-ся на привлечен различн комп-ов сюжетн и дидактич игр:действий с сюж игр-ми,игр с прав-ми,исп-ие предм-замест,воображ-ых предм и сит-ций и др.Для активиз устн речи важн знач играет обогащен реч практики,привлечен к общен не т-ко Де своей гр,но и незнак Де и взросл.С целью реч развит плохослыш дошк-ов,воспит-хся в масс д/с и гр,широко исп-ся письмен ф-ма речи. Осуществляя контроль за развит Ре,воспит-гося в масс д/с,пристальн вним предъявл сурдопед-г реч развит на всех стад обучен,особ на этапе перех в школу.В течен пребыв Ре в масс д/с родит пров системат раб по развит речи,автоматиз сформ-ых реч умен и навыков в семье и вне ее.Значит более сложн оказ-ся сит,когда Ре с НС нах-ся в д/с,где нет учит-дефект.В этих случ кор-развив пом Де по разл направлен должна оказ-ся в сурдокаб или группе кратковрем пребыв,кот может быть орган-на при д/с компенсир или комбинир вида.Наибол сложн и нередко малоэффектн вар-ом преб Ре в масс д/с явл «стихийная» интегр,осущ-ая чаще всего по желан родит,без участия спец-ов.Известно,что легкие,миним НС(сниж на 15-25дБ),возникшие в период формир речи,обусл недоразвит речи разн степ выр-ти.Чем раньше возникло сниж сл,тем больше наруш разл компон язык сист.Довольно часто Де с миним недост слуха посещ масс д/с,их нарушен долгое вр ост-ся невыявлен,м/у тем они негат-но отраж на развит речи Ре.Контенг Де,получ пед пом в сурдолог кабин и центрах:1)Де млад и ран возр с НС,кот воспит в семье до поступл в ДОУ;2)Де с комплексн недост,сложная стр-ра наруш котор не позвол осущ-ть их обучен в д/с;3)Де с легк степ тугоух,посещ масс д/с;4)поздноогл Де,сохранившие речь;5)Де,кот по желан родит воспит дома в силу отдален-ти спец ДОУ или по др прич;6)Де с НС,имеющ противопоказ к посещен д/с.
15 вопрос. Содержание коррекционного обучения в специальных дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями слуха. Коррекц-пед помощь дошк-ам с НС оказ-ся в разл учрежд-ях:д/с и гр компенсир вида,образ-х учрежд «Школа-д/с»,массов д/с,сурдолог-х центрах и кабинетах,центрах коррекции и др.В наст время осн формой коррекц помощи явл ДОУ компенсир вида,где осущ-ся системат целенаправл воспит-е и обуч Гл и сл/сл Де.Этот вид учрежд наибол распростр-ен в нашей стране.Организ-я и содерж работы в них обоснов теоретич(Н.А.Рау,Б.Д.Корсунская,Л.П.Носкова)и отражены в материалах спец программ и метод лит-ре.Эти ДОУ посещает осн масса дошк с НС в возр 2-3 до 7 лет.Д/с компенс вида рассчит на 5летн или 4хлетн срок воспит-я и обуч Де,в течен кот наибол полно могут быть реализ задачи кор-пед работы.В завис-ти от состоян слуха комплект д/с или группы для Гл или сл/сл Де.В ДОУ также орган-ся воспит-е и обуч Де со сложн нарушен развития,имеющ-ми помимо НС др.недостатки.Предполаг-ся разн вар-ты посещен ДОУ Де:ежедневное,с 5дневн или интернатн пребыван.Усл посещен Де ДОУ имеют оч важн значен для организ кор работы,опред-ют разн степень участия семьи в воспитан Ре,их взаимосвязи с пед коллективом.Задачи деят-ти ДОУ для Де с НС заключ в обеспечен всестор развит Де,коррекции отклон в развитии.Развит речи Де явл центр звеном кор-пед работы,кот направлена на преодолен тяжел вторичн нарушен,обусловл-ых сниж слуха.Работа по реч развит Де с НС в спец ДОУ осущ-ся в разнообр усл и тесно связ с режимными моментами,играми и др видами дет деят-ти,фронт и инд занят.Необход подчеркн,что взаимосвязь в работе сурдопед-га,воспит,др пед-в и родит позвол обеспечить разнообр-ие усл практич и игр деят-ти,в кот происх усвоен речев мат-ла.Важн усл-ем реч развит Де с НС явл создан слухо-реч среды,кот рассм-ся как один из осн-ых компон-ов коммуникат-деятельностной сист обучен языку Де с НС(Зыков,Носкова).Важн треб-ем к организ слух-реч среды явл постоян исп-ие качествен звукоусил аппарат,обеспечив-ей более полное воспр-ие речи и звуков окр мира;формир-е устн речи и общен. Речь взросл должна соот-ть нормам литер языка,быть интонир-ой,иметь норм темп и громкость.Спец обучен яз строится с учет особ-ей психич и слух-реч развит Де с НС,влиян сниж слуха на соц и познават развитие.Поэт в единстве с обучен языку происх коррекц познават проц,форм-ие предст-ий об окр мире,накоплен ср-в взаимод с Де и взросл.В ДОУ для Де с НС проц реч развит Де предполаг овладен языком в разн усл-ях и при исп-ии разнообразн форм организ-ции деят-ти Де.Содержан раб по реч развит Де определено таком обр,что их жизнед-ть тесно переплетена и с задачами формир речи.Первонач практич овладен быт предм-ми и дейст-ми в проц выполнен разл режимн мом-ов предполаг и усвоен значен соответств-их слов и выражен. Особ знач для познават развит имеет ознакомл Де с окр миром,что позвол форм-ть пред-ия и знан о разн сторонах действ-ти.Ознак-ие с окр происх в тесной связи с реч развит Де.Важнейш усл реч развит Де с НС явл организ-ция спец занят по равит речи,где исп различн методы:подражан речи пед-га,выполнен реч действий по образцу,дидакт игры и упр,исп-ие естеств сит-ций,преднамер создан сит-ций,спец реч упр,работу с книгой и тд.Необход треб-ми к проведен занят по развит речи явл их насыщен разнообр дидакт мат-ом:реальн предм и муляжами,игр,карт,схемами,табл.В завис-ти от задач воспит и обучен Де на кажд возрастн этапе планир разн кол-во занятий по развит речи-от 3 до 5 в нед.Длит занят в мл гр-20 мин,средн-25 мин,старш и подгот 30-35 мин.Часть реч мат-ла,усвоенного Де на занят по развит речи,включ в занят по рсв и обучен произнош,на кот уточн-ся произносит стор речи.Для организ работы по развит речи неслыш Де исп Программа воспит-я и обуч Гл Де дошк возр,в раб со сл/сл Де-Прогр воспит и обуч сл/сл Де дошк возр.Прогр по развит речи для Гл и сл/сл дошк-ов имеют одинак теоретич основу,однако в содерж отраж-ся разн исходн ур-нь реч развит двух категор Де с НС,темпы и возм-ти реч развит Де с разл состоян слуха,необх-ть исп-ия разн вспомогат ср-в,в частн-ти дактиля.Назавн прогр исп-ся в раб ДОУ для Гл или сл/сл Де,а также в уч-ях «Школа-д/с»(«Нач.школа-д/с»).В этих образ уч-ях реализ-ся две образ-ые прогр:дошк и школьн спец обр-я.Организ-ция уч-воспит проц в образ-ых уч-ях «Школа-д/с» позвол обеспечить преемств-ть в раб д/с и школы по разл направл,в том числе по развит речи,избежать ненужн дублир работы.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.117.167 (0.011 с.) |