Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос. Предмет и задачи курса методики развития речи дошкольников с нарушениями слуха.Стр 1 из 14Следующая ⇒
МЕОДИКА РАЗВ, РЕЧИ Вопрос. Предмет и задачи курса методики развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Преод-е или достаточно заметное сглаживание тяж. последствий врожд. или приобр. в раннем возрасте НСл возможны при своевр-ой организ. Квалифиц-ой мед-психол-педа-ой помощи гл и сл\сл Де. Пр-с психофиз-го разв таких Де, страдающих полным отсутст или глубок. недоразв. речи, специф-им наруш. мышления, неадекватностью многих компонентов личности, м\б направлен в нужное русло исключительно при правильной диагностике дефекта и создании условий для направ-го кор-педаг-ого воздействия.Любой дефект в разв. имеет, как правило, системный х-р (следует учитывать не т-ко первичные, но и последующие нарушения), наибольшего эффекта в разв. Гл и сл\сл Де можно ожидать т-ко при целостной с-ме кор-воспит-ых воздействий.Методика разв. речи дошкол. с НСл входит в число педаг-их дисциплин и базируется на общих дидактических пр-пах. Вместе с тем она основательно и в значительном объёме использует достижения смежных наук: психофизиологии, нейро- и психолингвистики, языкознания, акустики, семиотики и др. Предметом является освещение исторически сложившейся научно обоснованной системы формирования словесной речи у дошкол с НСл.Внимание акцентируется на основных аспектах языковой действит-ти и на спец-ых м-дах приобщения Де, естественный ход реч. разв. которых заторможен, к содержанию и к самой материи языка как универсальному знаковому образованию, которым «пронизаны решительно все стороны мозговой деятельности человека». 2 вопрос. История обучения языку глухих и слабослышащих детей. В 1900 году по руководством супругов Рау, были открыт детский сад для глухих детей. В 1920 году появились след.виды: детсады, дет.дома, интернаты с 6-ти днев.пребыванием, группы в детских садах для слышащих. В 1935 году открылись первые ясли для глухих в возрасте от 1,5-2 лет. В 1935 году впервые проведена работа по формированию словесной речи, упражнения на РСВ, Физические упражнения на преодоление двигательных напряжений, основной задачей детских садов является подготовка детей к школе.
подкрепление устного слова, печатной табличкой; постановка звуков; обучение грамоте; формирование словесной речи осуществляется во всех видах практической деятельности. «-» стороны недооценивание психических и физиологических особенностей детей; говорить с глухими на равне со слышащими; не использование дактилирования. грамоте происхолило на основе устной речи поэтому обучение письму уделялось очень много времени, в результате не оставалось времени на игровую, ИЗО деятельность. Вопрос. Сенсорная база для усвоения глухими детьми устной речи. Содержание обучения произношению. Оценивая сенс базу, кот распол-ет гл для усвоен устн речи, необх-мо выяснить, какие возм-ти в отнош-и воспр фонетич эл-ов речи дают гл различные анал-ры. Анал-р может играть роль осн-го канала для воспр-я гл связной устн речи и служить в той или иной мере психофизиолог-ой основой форм-ия произн-я. Больш-во гл де имеют те или иные остатки слуха. От их величины и хар-ра, естественно, зависят особ-ти воспр фонетич-х эл-ов речи с пом слуха.Лишь немногие из условно входящих в I гр гл де способны слышать звучащий у самого уха громк голос. Это в лучшем случ (при достат громкости) позволяет уловить в слове ударную гласн фонему, чего недостаточно даже для подлинного воспр-я словесного ударения, ибо безударные гласные, составляющие необходимый фон для ударного и определяющие вместе с ним слоговую структуру, а также общий ритмич контур слова оказ-ся за пределами слышания.Де, относящиеся ко II группе, слышат громк голос около уха, а некот из них оказ-ся в состоян различать отдельные гласн, чаще всего а и у. При достат громк голоса такие де после необх-ой трен-ки начин более или менее уверенно различать на слух слоговой ритм слов и словесное ударение. Они уверенно улавливают членение фразы на синтагмы с помощью пауз, а также логич ударение. Таким образом, для гл II группы оказ-ся доступн паузальный и динамический комп-ты интонации. За пределами их слух восприятия остается лишь ее мелодический компонент.
Гл де, входящие в III группу, слышат у ушной рак голос разгов силы и различ 2—3 гласных. Все это в сочетании с доступн их слуху ритмич стр-рой слов позволяет различать отдельн знаком слова и фразы. Эти де довольно увер различ мелодический комп-т повествоват и вопросит интонации.Фонетич эл-ты речи лучше всего воспр-тся гл IV группы. Они слышат голос разгов громк в непоср-ой близости от уха, а также и на расстоянии двух метров. Эти де с гораздо большим успехом могут различ на слух фонемы: однако в общем эта спос-ть остается довольно огранич-ой. Распозн-ие гласн фонем оказ-ся сравнит более доступным. Гл IV группы распол-ют наиболее широкими возм-ями для воспр-я слоговой и ритмич стр-ры слов, а также всех фонетич эл-ов фраз интонации.Гл могут достичь значит лучшего распознавания на слух фонетич эл-ов речи в рез-те начатых в раннем возрасте концентрированных слух упр-ий и постоян практич исп-ия остаточной слух ф-ции.Однако получаемая гл ре с пом сохран-ся слуха информация о фонетич эл-ах речи оказ-ся неполноценной даже и в этом случае.Границы слух воспр-я в значит мере расшир-ся при исп-ии звукоусил-ей ап-ры. С пом зрит ан-ра гл может воспр-ть некоторые движен реч органов говорящего.Лучше всего видны, конечно, движения губ и нижней челюсти. ТО, различное полож-е губ содержит в себе опред-ую инфо для гл о произносимых говорящим звуках и их сочетаниях. Однако одно и то же полож-е губ может быть хар-но для неск звуков. Движения других речевых органов доступны зрит воспр-ю в гораздо меньшей степени, нежели движения губ, или вообще недоступны. Так, например, совершенно не видна работа мягкого нёба и голосовых складок. Установить наличие или отсутствие голоса на основании зрит воспр-я речи говорящего невозможно. В приведенном нами примере звуки ф и в отлич-ся друг от друга именно наличием голоса. Поск-ку путем зрения в дан случ можно уловить лишь положение губ, полученная с пом зрит ан-ра инфо об этих звуках оказ-ся явно неполной.Положение языка можно увидеть лишь частично. Правда, в случае необх-ти в дидактич целях при широко открытом рте можно показать полож языка. Такие фонетич элементы, как ударение и интонация, с пом зрения воспр-ся плохо, а мелодич компонент интонации не воспр-ся совсем. Таким образом, мы видим, что возм-ти зрит ан-ра при восприятии звучащей речи в усл непосредственного общения весьма ограниченны.Гл может воспр-ать не т-ко движения реч органов, но и сопутствующие произношению побочные явления. К их числу можно отнести, напр, отклонение находящейся у рта говорящего полоски бумаги в момент произнесен им некоторых звуков и т. п. Содержание такой информации небогато, однако и оно исп-ся при обучен гл устной речи. С пом кожного ан-ра обеспеч-ся воспр-е ряда явлений, сопровождающих воспр-ие тех или иных фонетич эл-ов речи.
Вопрос. (ЧАСТЬ №2) Сенсорная база для усвоения глухими детьми устной речи. Содержание обучения произношению. Приложенной к собств гортани рукой гл может ощутить вибрацию гортани при колебании голос складок. Таким спос гл в состоян установить различ между вокализованными и невокализ-ми звуками.Приложенной к поверхности грудн клетки рукой можно определить налич или отсутствие голоса, а также факт произнесен реч мат-ла голосом норм высоты или фальцетом. С пом кожной чувств-ти воспр-ся также и струя выдыхаемого при произнесен воздуха, Иногда различие между звуками устан-ся гл с глубоким НС исключ-но на основании такт-вибрац ощущений. Так, напр, разница между звуками к и х определяется лишь по хар-ру струи выдыхаемого воздуха. Таким образом, благодаря кожному ан-ру гл получает такую информацию о работе реч органов, которая недоступна зрит ан-ру. Возм-ти двигат-го ан-ра для воспр речи, др чел-а очень огранич.Важная роль принадлежит двигат-му ан-ру. Исп-ие кинестетич импульсов от реч органов может в некот случ служить отправным моментом в работе над артикул-ей. Это имеет место в тех случ, когда реч органы гл пассивно приводятся в то или иное полож-е или движ-е посредством механич на них возд-я. Примером могут служить общеизвестные приемы нажима шпателем на язык. В подобных случ у гл возникает первичн кинестетич образ артикулируемой фонемы, кот в дальнейшем служит опорой для активного, произвольного воспроизведения артикуляции. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЮ:Содерж-е обуч гл де произн-ю включ в себя форм-ие у уч-ся умений, навыков и некот знаний, необх-ых для того, чтобы фонетич оформление их устной речи отвечало предъявляемым к нему требованиям.Общие и частные требования находят свое отражение в содерж обучения гл де произношению, конкретизированном в специальной программе. Программа обучения произношению складывается из следующих разделов: 1. Речевое дыхание. Содерж работы — форм-ие у уч-ся умения прав пользоваться дыханием, воспроизводя слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, а также выработка умения членить фразу на синтагмы. 2. Голос. Содерж работы — форм-ие у уч-ся навыка польз-ия голосом нормальной высоты и силы без грубых отклонений от нормального тембра. 3. Звуки и их сочетания. Содерж работы — форм-ие умения правильно воспр-ть все звуки русского языка и их сочетания в словах. При этом, как уже было указано, соблюдается опред-ая послед-ть в усвоении звук состава речи глухими учащимися. 4. Работа над словом. Эта работа предполагает форм-ие у уч-ся умения правильно воспроизводить слова — слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав, соблюдая ударение и орфоэпические правила, характерные для русского произношения. 5. Работа над фразой. Содерж работы составляет форм-ие у учащихся умения воспр-ть фразы в нормальном темпе, слитно (на одном выдохе или деля фразу паузами на синтагмы) и с правильным логическим ударением.
Развитие речи в быту Большая часть времени в дошк-х учреждениях отводится на проведение режимных моментов (утренняя гимнастика, завтрак, обед, полдник, ужин, подготовка ко сну и др.). Бытовые ситуации становятся основой для создания чувственной базы речи. При прав-но организованной работе восп-ля все ситуации, связанные с выполнением режима, могут быть основой для знакомства со словом, обогащения и конкретиз-ии его значения. Организовывая детск коллектив педпгоги пользуются устной речью, из общего речев потока выделяются отдельные слова, поручения, вопросы, и детям необходимо их запомнить. Этот речев материал предъявляется и в письменной форме в более ограниченном объеме. Речевой материал фиксируется на табличках. В помещениях группы располаг-ся таблички с необходимыми по ходу данного процесса со словами, поручениями, сообщениями, вопросами. В старш гр г/х дошк-в, владеющих устно-дакт формой речи, речев материал может сообщаться устно-дактильно. Отбор речев материала тесно связан с ситуацией его использования. Регулярность использования одних итех же фраз и слов тех же ситуациях будет способствовать лучшему запоминанию. Одни и те же слова и выражения необходимо исп-ть и в быту, и на разных занятиях. Учитывая содержание деят-ти де, воспит-ли намечают и методические приемы раскрытия знчения слов: вводя новое слово предлагает де рассмотреть предмет, потрогать, демонстрирует способ его использования. Последов-ть введения слов, фраз, их лексическая наполняемость зависят от этапа обуч, возраста и уровня развития де. Речевой матер должен быть: -актуальным, соответ-ть задачам проведения соотв-го режимного момента -включать разные коммуник-е конструкции, в состав к-х входят разные грамм-е категории. -быть обеспечен повторяемостью в различных ситуац общения На кажд последующем этапе расширяется объем материала. В бытовой деят-ти исп-ся слова, в значениях к-х м/б отражена различная степерь обобщения. В быту восп-ль фомирует у де представления о речев этикете (поздороваться, попрощаться, извиниться и др.) Речев материал, используемый в разл бытовых ситуациях, не доводится здесь до уровня отработки, это первичный этап работы над ним. Вопрос. Планирование материала и учет в работе по разв устн формы речи. Планир-е помогает педагогу полнее освоить программ-е содер-е, принципы отбора реч матер, формы и методы работы по реч разв-ю дошк-в с недост-ми слуха. Планир-е дисциплинирует деят-ть сурдопедагога, заставляет его оценивать результаты обучения, регулир-ть темпы развития де, видеть перспек-ву в работе.
2 типа планов: перспективный и рабочий. Перспективный – отражает тот отрезок времени, к-й дан в программе как минимальный для распределения годового объема ЗУНов. Разбивка матер м/б дана на кварталы, месяцы.для раздела «разв речи» – распределение материала по кварталам (квартальный). Структура перспект-го плана не повторяет структуру программы, аотражает рез-ты первичной переработки программы для конкретных условий обучения. Перспект-й план на тот или иной квартал того или иного года обучения значит-но превышает по объему программу, т.к.в этом плане требов-я к отработке матер-ла будут касаться кажд конкр темы. В перспект-м плане имеется 7 разделов: Первый – Отраж-т колич-во тем. На первых этапах обуч темы планир-ся в основном раздельно (игрушки, мебель, посуда, одежда). По мере овладения матер-ом по темам они могут укрупняться (н-р в старш гр в одно занятие может быть включено неск-ко тем: весна, растения и животные, двор участок улица.) Второй – отражает конкрет тематику занятий, полный набор тем,предназн-й для отработки, их послед-ть. Третий – программ требов-я к отработке марер-ла по кажд теме. К отдельным темам м/б отнесен весь перечень требований планируемого квартала. К другим темам относится лишь часть требований из общего перечня. Четвертый – отражает методику занятий. В нем видна адекватность испол-ых способов обучения содержанию учебн матер-ла и возрасту детей. Пятый – объем речев матер-ла, используемого как в коммуник-ых целях, так и в целях усвоения круга осн.понятий. реч марет в кажд группе и у кажд педагога будет разный, т.к. он отраж-тразлич речеввозм-ти де. В разделе перечисл-ся не т-ко реч ср-ва, но и даются формы подачи и воспроизвед-я Шестой – количество занятий по кажд теме. Отраж-т связь с прогр-йи учеб-ым планом. Общее кол-во занятий, к-ое приходится на кажд квартал, распред-ся на конкр-е темы с учетом степени сложности и степенизнакомости детям. Седьмой – календар сроки. В случ переноса занятий, сурдопедагог указывает на какиесроки был перенесен матер-л +причины. Перспект-й план провер-ся и визируется методистами ДОУ, по окончании уч года планы сдаются в метод кабинет. На кажд группу де, прошедшую курс дошк-й подготовки в данном ДОУ д/б сохранены планы на все годы обуч-я.
30 вопрос. Методика работы по развитию речи детей на начальном этапе обучения. В теч первонач-го этапа обучения речи необходимо тщательно выявлять те проявления речев поведения, к-е выступят в кач-ве отправных моментов в дальнейшем речев развитии дошк-ов. Тематика занятий. Занятия по разв речи организ-ся по тематическому принципу. Тематика связана с разн видами деят-ти (играми, рисованием, лепкой и т.д.) должна быть тесная связь в работе воспитателей и сурдопедагога, т.к.объекты внимания на разных занятиях могут быть одни и теже, а средства и приему работы-разные. Для того, чтобы предлагаемый слов матер мог исп-ся в общении, педагог должен заранее предусмотреть сочетаемость слов. В процессе работы над реч матер должны быть обеспечены разн условия его применения в д/с и дома. МЕОДИКА РАЗВ, РЕЧИ вопрос. Предмет и задачи курса методики развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Преод-е или достаточно заметное сглаживание тяж. последствий врожд. или приобр. в раннем возрасте НСл возможны при своевр-ой организ. Квалифиц-ой мед-психол-педа-ой помощи гл и сл\сл Де. Пр-с психофиз-го разв таких Де, страдающих полным отсутст или глубок. недоразв. речи, специф-им наруш. мышления, неадекватностью многих компонентов личности, м\б направлен в нужное русло исключительно при правильной диагностике дефекта и создании условий для направ-го кор-педаг-ого воздействия.Любой дефект в разв. имеет, как правило, системный х-р (следует учитывать не т-ко первичные, но и последующие нарушения), наибольшего эффекта в разв. Гл и сл\сл Де можно ожидать т-ко при целостной с-ме кор-воспит-ых воздействий.Методика разв. речи дошкол. с НСл входит в число педаг-их дисциплин и базируется на общих дидактических пр-пах. Вместе с тем она основательно и в значительном объёме использует достижения смежных наук: психофизиологии, нейро- и психолингвистики, языкознания, акустики, семиотики и др. Предметом является освещение исторически сложившейся научно обоснованной системы формирования словесной речи у дошкол с НСл.Внимание акцентируется на основных аспектах языковой действит-ти и на спец-ых м-дах приобщения Де, естественный ход реч. разв. которых заторможен, к содержанию и к самой материи языка как универсальному знаковому образованию, которым «пронизаны решительно все стороны мозговой деятельности человека». 2 вопрос. История обучения языку глухих и слабослышащих детей. В 1900 году по руководством супругов Рау, были открыт детский сад для глухих детей. В 1920 году появились след.виды: детсады, дет.дома, интернаты с 6-ти днев.пребыванием, группы в детских садах для слышащих. В 1935 году открылись первые ясли для глухих в возрасте от 1,5-2 лет. В 1935 году впервые проведена работа по формированию словесной речи, упражнения на РСВ, Физические упражнения на преодоление двигательных напряжений, основной задачей детских садов является подготовка детей к школе. подкрепление устного слова, печатной табличкой; постановка звуков; обучение грамоте; формирование словесной речи осуществляется во всех видах практической деятельности. «-» стороны недооценивание психических и физиологических особенностей детей; говорить с глухими на равне со слышащими; не использование дактилирования. грамоте происхолило на основе устной речи поэтому обучение письму уделялось очень много времени, в результате не оставалось времени на игровую, ИЗО деятельность.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.227.194 (0.032 с.) |