Вопрос. Обучение чтению и письму детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Обучение чтению и письму детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха.



В речевом развитии детей старшего дошкольного возра­ста чтение занимает значительное место. B процессе обучения чтению усиливается внимание к смысловому содержанию прочитанного. Как и в среднем дошкольном возрасте, широко использует­ся предварительное рассказывание педагога с обыгрыва­нием условных фигурок, обозначающих действующих лиц произведения. Демонстрируются рисунки, точно совпада­ющие с содержанием текста и имеющие к нему косвенное отношение. Второе направление в обучении именно на данной возра­стной стадии — использование речевого материала изучае­мых текстов для обогащения речи детей новыми речевыми оборотами, словами, словосочетаниями Точные, правильные, красивые речевые обороты из тек­ста выписываются на плакаты, и педагог учит использо­вать их в речи детей как в ее разговорном, так и в описа­тельно-повествовательном виде. Речевой материал из прочитанных текстов дети учатся перефразировать: сложные предложения перестраивать в простые и наоборот, а предложения с прямой речью пере­страивать в речь косвенную и наоборот. Следующее направление работы по обучению чтению — многоплановое воспитательное воздействие.

Е ще одним направлением работы по обучению старших дошкольников чтению выступает совокупность требований к самой технике чтения. Педагог показывает образец плав­ного чтения и делает паузы в конце предложения и внутри по синтагмам (словосочетаниям), не разрывает слова на ча­сти,, не делит фразу на слова

В старшем дошкольном возрасте всемерно поощряется и самостоятельное чтение детей вне занятий по речевому развитию (в домашних условиях, в свободное от занятий время в дошкольном учреждении). Важ­но, чтобы материал текстов был для детей посильным и при­влекательным по содержанию. Наряду с этим применяются различные книж­ки-самоделки, доступные по содержанию произведения дет­ской художественной литературы.

Обучение письму Собственное письмо дошколь­ников с нарушенным слухом используется исключительно в целях фиксации слова в графическом коде, продления его жизни, которое в устной речи имеет менее продолжитель­ное существование. Педагог не заставляет детей писать буквы, слоги, слова, но если они начинают писать свои каракули, помогает им лучше увидеть образец (печат­ное слово, отдельные буквы в нем). При этом он старается закрепить те пассивные движения, которые требуются при воспроизведении крупных букв. У многих детей изначально форми­руется зеркальное воспроизведение письменного слова. Это важно преодолевать частым показом направления зритель­ного восприятия слов с табличек (проводится черта паль­цем от начала слова к концу) и даже постепенным отгиба­нием части табличек со слогами или буквами. Чем старше становятся дети, тем точнее срисовываются или воспроизводятся по памяти отдельные слова, а некото­рые слова заменяются весьма своеобразным письмом: и чер­канием, и ломаными линиями, и рисунком заборчиком. Пе­дагогу не следует запрещать детям писать каракули и пы­таться переводить их на правильное письмо. Наоборот, и черкание, и включение в каракули приближенно воспроиз­веденных букв или их элементов создают условия для по­степенного перехода к общепринятому шрифту, к более точ­ному восприятию печатного слова. Требования к письменному слову примерно такие же, как к любому рисунку: похоже, непохоже, чисто, аккурат­но, красиво или некрасиво. Иными словами, письмо здесь выступает как вид рече­вой деятельности, когда ставится цель передать небольшую информацию отсутствующему человеку В старшем дошкольном возрасте может быть предложе­но детям завести записные книжки, куда вносятся важные для них самих сведения, в том числе: дата рождения, фами­лии, имена, отчества родителей, домашний адрес, номер до­машнего телефона, место работы родителей и т. п. К концу дошкольного периода многие дети, которых никто не учил рукописному шрифту (как показали специ­альные проверки), могут читать знакомые слова и фразы, предъявляемые им в письменном виде.

Привыкание глаз к печатным буквам ускоряет процесс восприятия рукописного шрифта. Разумеется, это умение формируется у детей при особой мотивации, когда им важно понять содержание информации, касающейся их самих.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.64.128 (0.004 с.)