Вопрос. Особенности работы над многозначными словами. Работа над лексико-семантической стороной речи старших дошкольников с нарушениями слуха. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос. Особенности работы над многозначными словами. Работа над лексико-семантической стороной речи старших дошкольников с нарушениями слуха.



Многозначность или полисемия- одна из важн-их хар-к слова.Уточн.знач многозн слов пров-ся на посл-х годах обуч. в д/с и носит эпизод-ий хар-р.С пом-ю картинок, реал предм-ов пед-г уточн-ет знач-е слова в кажд конкр случае(идет поезд, идут часы,гладить кошку,гладить платье).Также для уточн-я можно сост-ть предл-я с ним или вставить пропущ-е многозн-ое сл. в предл-е.Для проверки поним-я знач.слов детьми можно сделать рис к соотв-им предлож-ям.

Работа над лекс-ко-сем-ой стороной речи ст.дошк-ов с н.с. тесно связана с обогащ-ем их д-ти, формир-ем позн-х интересов и проц-в, уточн-ем соц-х представл-ий. Прогой по разв речи предусм-ся знач-ое расшир-е словаря,предлаг-го для усвоения детьми:к концу обуч-я в ст.группе он может сост 1200 слов,к концу подг гр-около 2000сл.Де с н.с. с хор ур-ем дошк подг-ки к моменту перехода в школу имеют слов-ый запас примерно 2000-2300 и более слов,кот акт-но польз-ся.Расшир-е сл запас де происх-ит в разн.видах д-ти, содерж-е и ур-нь овлад-я которыми возр-ют в старшем дошк возр-те.Де усв-ют быт-ой словарь, узнают и уточн-ют назв-я игрушек, пр-ов одежды,обуви, посуды, мебели,питания,пр-ов туалета,частей тела, помещ-ий.Знач-но обогащ-ся природовед-ий словарь,связ-ый с расшир-ем предст-ий де о явл-ях прир-ы,жив-ых,раст-ях.В связи с возр-ем интереса де к соц-ой сфере увелич-ся кол-во слов, обозн-их явл-я общ-ой жизни,взаимоотн-я людей.В словарь акт-но вкл-ся назв-я предм-ов, действий,признаков,св-в и кач-в,сост-ий.В проц-се бесед об объектах,сост-я их описаний вводятся прилаг-е,хар-ие св-ва и кач-ва пр-та(цв,ф,велич,мат-л),гл-лы передающие ф-ии и назнач-я пр-ов.Разв-е обиходндо-разг-ой речи предпол-ет включене в речь де слов,необх-х для оц-ки своих действий и сост-ий др де,выраж-я отнош-я к соб-ям и людям,личн-ых хар-к.Наряду со сл-ми с конкр-м знач-ем в быт-ой д-ти,играх,труде,ввод-ся и уточн-ся знач-я слов с абстр-ым знач-ем (соскучился,обиделся,обрадовался,недоволен,жалко и т.д.)В этих же усл-ях конкретиз-ся слова.необх-е для оц-ки черт хар-ра и поступков (заботливый,честный,плакса,врун).С целью расшир-я словаря,варьир-я высказ-ий вз стрем-ся исп-ть в своей речи синонимы и синонимич-е обороты(веселый-радостный)В ст группах пед-ги демонстр-ют де,как можно сказать по-другому(пришли мамы и папы.Как сказать по-др-му?пришли Ро)

Осн вн-е в работе над словарем д.б. уделено семант-ой,смысл-ой стороне речи, что связано с формир-ем обобщения, лежащего за словом,и его отраж-ем в знач-ии слова.Смысл-это инд-ое знач-е слова.,личностное отнош-е к объекту,кот обозн-ся словом.

Пров-ся работа по обогащ-ю и активиз-ии тематич-го словаря. Темы могут подразд-ся на подтемы.Так,тема"Весна" может вкл и опис-е пр-ды и зан-я людей.

В ст дошк возр-те особ знач-е приобр-т работа над знач-ем слова, что связано как с формир-ем понятийной стороны слова, так и су четом разл типов смысловых(парадигматич-х)связей.Наиб акт-но раскр-ся смысл-е связи слов,связан-ых:

  видо-родовыми отнош-ми (способ-ет разв-ю лог-го мышл., формир-ю род-ыхпонятий:профессии,люди,трансп.,уч.прнадл,инстр-ты.Слова,обозн-е род понятия,ввод-ся в проц-се рассм-я и опис-я картинок,выд-я общих призн-ов,введ-я обобщ-го слова.На некот зан-ях род-е пон-я дифф-ся-"одежда"-летняя,зимняя),

отнош-ми"целое и его часть". В кажд из 25 тем можно осущ-т оуч-е де прав-му поним-ю и употр-ю этих слов(Н-р "фрукты"-слва:косточка,мякоть.хвостик)Особое вн-е необх-мо уделить уточн-ю знач-ий слов,отраж-х знания де о себе,своем теле.Это расшир-ет самосозн-е ре.способств-ет адекв-ой оценке себя,своих физ данных.

антонимич-ми отн-ми Антонимы заран подбир-ся педагогом и вкл-ся в разгов-ю и опис-но-повест-ю речь(карт-ки:низкое-высокое дерево)Наиб сложным этапом явл-ся уточн-е слов-антонимов.обозн-их кач-ва хар-ра людей.т.к. они имеют относ-ый хар-р(умный-глупый.смелый-трусливый)Работа по мультф-ам,сказкам,обсуждение персонажей,инсценировеи.

синонимич-ми отн-ми Пед-г организуя работу по развитию диалог-ой и опис-но-повествов-ой речи,он демонстр-ет способы вариативного исп-я слов-синонимов.Широко исп-ся синонимы и синонимич-е выраж-я при опис-ии картин,сост-ии рассказов из жизни де.

22 вопрос.   Система работы над словарем. Словообразовательная работа.

Программой предусмотрен объем словаря на период всей дошкольной подготовки в пределах 2000 слов. Этот словар­ный состав охватывает примерно 25 тематических групп (овощи, фрукты, одежда, мебель, посуда и т. д.)-

Тематический словарь является сквозным на все годы дошкольного воспитания в специальном дошкольном учреж­дении для глухих детей. Относящиеся к каждой теме слова отражают окружающую ребенка действительность. Они вво­дятся в общение в реальных условиях ознакомления с пред­метным миром и в разных видах практической деятельно­сти. У отдельных детей повторенные в разных условиях кон­кретные слова-ярлыки входят в активный словарь, у дру­гих они длительное время остаются в пассивном словаре (они их узнают, выделяют из группы других слов, различают, но не могут полностью или безошибочно воспроизвести само­стоятельно). На занятиях по развитию речи внимание детей при изучении этой темы акцентирует­ся не на использовании объектов в их прямом назначении, а на развитии разных видов речевой деятельности вместо пред­метной (слова включаются в говорение, чтение, письмо, слушание, слухозрительное восприятие, чтение с лица, с руки). И, следовательно, наглядным и дидактическим ма­териалом выступают не только реальные предметы и их изображения, но и разные таблички, схемы, тексты на пла­катах и книжках, тетради или блокноты для записей, разрезная азбука или кубики с буквами (слогами). Посте­пенно увеличивается объем словаря не только в пределах одной и той же темы, но и усложняются типы высказыва­ний, способы сопоставления одних речевых единиц с други­ми, уточняется степень их воспроизведения и развивается значение лексическое и грамматическое. Скажем, тема «Транспорт» вводится и на начальном этапе, и на всех пос­ледующих, но, естественно» с разной нагрузкой. На первых шагах это могут быть обозначения типа биби, туту, авто и далее машина едет, у Вовы самолет, а у Саши пароход, самолет летит, пароход плывет.

Дети из семей плохослышащих и пользующих­ся преимущественно языком жестов родителей очень быст­ро овладевают этим средством коммуникации и также не всегда испытывают острые потребности в усвоении вербаль­ного языка. В таких семьях маленькие дети с нарушенным слухом не всегда могут получать адекватную педагогиче­скую помощь. Не последнее место среди неблагоприятных факторов занимает и недостаточно укомплектованный ква­лифицированными кадрами педагогический коллектив. Тормозящую роль в процессе специального обучения сло­весной роли глухих и слабослышащих детей играет недо­статок, а иногда и отсутствие необходимых дидактиче­ских материалов и пособий (игрушек, картинных словарей, табличек, аппаратуры, визуальных технических средств).      

В ходе игр, изобразительной деятельности, выполнения трудовых действий дети должны уметь называть использу­емые предметы и игрушки, выполняемые и выполненные действия, уметь ответить на вопросы.

Необходимо помнить, что, несмотря на большую значи­мость работы по речевому развитию в разных видах дея­тельности, ей не должны подчиняться все стороны игры, рисования, физического воспитания. В таком случае игра или рисование теряет для детей свою привлекательность превращаясь в занятия по развитию речи, и гаснет эмоци­ональный настрой ребенка. Речевой материал, относящийся к различным видам де­ятельности, не всегда относится только к сфере житейских понятий, отражающих бытовую сферу жизни. Часть фор­мируемых понятий имеет научный характер, так как они связаны с определенной сферой научных знаний. Таким образом, разные виды деятельности детей, буду­чи организованы в виде занятий или в свободном виде, фор­мируются и развиваются в тесной связи с речью детей, что способствует формированию ее смысловой стороны, овладе­нию навыками речевого общения. Значение деятельности воспитателя по введению нового речевого материала, акти­визации его в разнообразных условиях общения очень вели­ко, так как в этих условиях может быть обеспечено первич­ное усвоение детьми речевого материала еще до того, как он станет предметом внимания сурдопедагога на занятиях по развитию речи.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.227 (0.006 с.)