Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос. Особенности работы над многозначными словами. Работа над лексико-семантической стороной речи старших дошкольников с нарушениями слуха.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Многозначность или полисемия- одна из важн-их хар-к слова.Уточн.знач многозн слов пров-ся на посл-х годах обуч. в д/с и носит эпизод-ий хар-р.С пом-ю картинок, реал предм-ов пед-г уточн-ет знач-е слова в кажд конкр случае(идет поезд, идут часы,гладить кошку,гладить платье).Также для уточн-я можно сост-ть предл-я с ним или вставить пропущ-е многозн-ое сл. в предл-е.Для проверки поним-я знач.слов детьми можно сделать рис к соотв-им предлож-ям. Работа над лекс-ко-сем-ой стороной речи ст.дошк-ов с н.с. тесно связана с обогащ-ем их д-ти, формир-ем позн-х интересов и проц-в, уточн-ем соц-х представл-ий. Прогой по разв речи предусм-ся знач-ое расшир-е словаря,предлаг-го для усвоения детьми:к концу обуч-я в ст.группе он может сост 1200 слов,к концу подг гр-около 2000сл.Де с н.с. с хор ур-ем дошк подг-ки к моменту перехода в школу имеют слов-ый запас примерно 2000-2300 и более слов,кот акт-но польз-ся.Расшир-е сл запас де происх-ит в разн.видах д-ти, содерж-е и ур-нь овлад-я которыми возр-ют в старшем дошк возр-те.Де усв-ют быт-ой словарь, узнают и уточн-ют назв-я игрушек, пр-ов одежды,обуви, посуды, мебели,питания,пр-ов туалета,частей тела, помещ-ий.Знач-но обогащ-ся природовед-ий словарь,связ-ый с расшир-ем предст-ий де о явл-ях прир-ы,жив-ых,раст-ях.В связи с возр-ем интереса де к соц-ой сфере увелич-ся кол-во слов, обозн-их явл-я общ-ой жизни,взаимоотн-я людей.В словарь акт-но вкл-ся назв-я предм-ов, действий,признаков,св-в и кач-в,сост-ий.В проц-се бесед об объектах,сост-я их описаний вводятся прилаг-е,хар-ие св-ва и кач-ва пр-та(цв,ф,велич,мат-л),гл-лы передающие ф-ии и назнач-я пр-ов.Разв-е обиходндо-разг-ой речи предпол-ет включене в речь де слов,необх-х для оц-ки своих действий и сост-ий др де,выраж-я отнош-я к соб-ям и людям,личн-ых хар-к.Наряду со сл-ми с конкр-м знач-ем в быт-ой д-ти,играх,труде,ввод-ся и уточн-ся знач-я слов с абстр-ым знач-ем (соскучился,обиделся,обрадовался,недоволен,жалко и т.д.)В этих же усл-ях конкретиз-ся слова.необх-е для оц-ки черт хар-ра и поступков (заботливый,честный,плакса,врун).С целью расшир-я словаря,варьир-я высказ-ий вз стрем-ся исп-ть в своей речи синонимы и синонимич-е обороты(веселый-радостный)В ст группах пед-ги демонстр-ют де,как можно сказать по-другому(пришли мамы и папы.Как сказать по-др-му?пришли Ро)
Осн вн-е в работе над словарем д.б. уделено семант-ой,смысл-ой стороне речи, что связано с формир-ем обобщения, лежащего за словом,и его отраж-ем в знач-ии слова.Смысл-это инд-ое знач-е слова.,личностное отнош-е к объекту,кот обозн-ся словом. Пров-ся работа по обогащ-ю и активиз-ии тематич-го словаря. Темы могут подразд-ся на подтемы.Так,тема"Весна" может вкл и опис-е пр-ды и зан-я людей. В ст дошк возр-те особ знач-е приобр-т работа над знач-ем слова, что связано как с формир-ем понятийной стороны слова, так и су четом разл типов смысловых(парадигматич-х)связей.Наиб акт-но раскр-ся смысл-е связи слов,связан-ых: видо-родовыми отнош-ми (способ-ет разв-ю лог-го мышл., формир-ю род-ыхпонятий:профессии,люди,трансп.,уч.прнадл,инстр-ты.Слова,обозн-е род понятия,ввод-ся в проц-се рассм-я и опис-я картинок,выд-я общих призн-ов,введ-я обобщ-го слова.На некот зан-ях род-е пон-я дифф-ся-"одежда"-летняя,зимняя), отнош-ми"целое и его часть". В кажд из 25 тем можно осущ-т оуч-е де прав-му поним-ю и употр-ю этих слов(Н-р "фрукты"-слва:косточка,мякоть.хвостик)Особое вн-е необх-мо уделить уточн-ю знач-ий слов,отраж-х знания де о себе,своем теле.Это расшир-ет самосозн-е ре.способств-ет адекв-ой оценке себя,своих физ данных. антонимич-ми отн-ми Антонимы заран подбир-ся педагогом и вкл-ся в разгов-ю и опис-но-повест-ю речь(карт-ки:низкое-высокое дерево)Наиб сложным этапом явл-ся уточн-е слов-антонимов.обозн-их кач-ва хар-ра людей.т.к. они имеют относ-ый хар-р(умный-глупый.смелый-трусливый)Работа по мультф-ам,сказкам,обсуждение персонажей,инсценировеи. синонимич-ми отн-ми Пед-г организуя работу по развитию диалог-ой и опис-но-повествов-ой речи,он демонстр-ет способы вариативного исп-я слов-синонимов.Широко исп-ся синонимы и синонимич-е выраж-я при опис-ии картин,сост-ии рассказов из жизни де. 22 вопрос. Система работы над словарем. Словообразовательная работа. Программой предусмотрен объем словаря на период всей дошкольной подготовки в пределах 2000 слов. Этот словарный состав охватывает примерно 25 тематических групп (овощи, фрукты, одежда, мебель, посуда и т. д.)- Тематический словарь является сквозным на все годы дошкольного воспитания в специальном дошкольном учреждении для глухих детей. Относящиеся к каждой теме слова отражают окружающую ребенка действительность. Они вводятся в общение в реальных условиях ознакомления с предметным миром и в разных видах практической деятельности. У отдельных детей повторенные в разных условиях конкретные слова-ярлыки входят в активный словарь, у других они длительное время остаются в пассивном словаре (они их узнают, выделяют из группы других слов, различают, но не могут полностью или безошибочно воспроизвести самостоятельно). На занятиях по развитию речи внимание детей при изучении этой темы акцентируется не на использовании объектов в их прямом назначении, а на развитии разных видов речевой деятельности вместо предметной (слова включаются в говорение, чтение, письмо, слушание, слухозрительное восприятие, чтение с лица, с руки). И, следовательно, наглядным и дидактическим материалом выступают не только реальные предметы и их изображения, но и разные таблички, схемы, тексты на плакатах и книжках, тетради или блокноты для записей, разрезная азбука или кубики с буквами (слогами). Постепенно увеличивается объем словаря не только в пределах одной и той же темы, но и усложняются типы высказываний, способы сопоставления одних речевых единиц с другими, уточняется степень их воспроизведения и развивается значение лексическое и грамматическое. Скажем, тема «Транспорт» вводится и на начальном этапе, и на всех последующих, но, естественно» с разной нагрузкой. На первых шагах это могут быть обозначения типа биби, туту, авто и далее машина едет, у Вовы самолет, а у Саши пароход, самолет летит, пароход плывет.
Дети из семей плохослышащих и пользующихся преимущественно языком жестов родителей очень быстро овладевают этим средством коммуникации и также не всегда испытывают острые потребности в усвоении вербального языка. В таких семьях маленькие дети с нарушенным слухом не всегда могут получать адекватную педагогическую помощь. Не последнее место среди неблагоприятных факторов занимает и недостаточно укомплектованный квалифицированными кадрами педагогический коллектив. Тормозящую роль в процессе специального обучения словесной роли глухих и слабослышащих детей играет недостаток, а иногда и отсутствие необходимых дидактических материалов и пособий (игрушек, картинных словарей, табличек, аппаратуры, визуальных технических средств). В ходе игр, изобразительной деятельности, выполнения трудовых действий дети должны уметь называть используемые предметы и игрушки, выполняемые и выполненные действия, уметь ответить на вопросы. Необходимо помнить, что, несмотря на большую значимость работы по речевому развитию в разных видах деятельности, ей не должны подчиняться все стороны игры, рисования, физического воспитания. В таком случае игра или рисование теряет для детей свою привлекательность превращаясь в занятия по развитию речи, и гаснет эмоциональный настрой ребенка. Речевой материал, относящийся к различным видам деятельности, не всегда относится только к сфере житейских понятий, отражающих бытовую сферу жизни. Часть формируемых понятий имеет научный характер, так как они связаны с определенной сферой научных знаний. Таким образом, разные виды деятельности детей, будучи организованы в виде занятий или в свободном виде, формируются и развиваются в тесной связи с речью детей, что способствует формированию ее смысловой стороны, овладению навыками речевого общения. Значение деятельности воспитателя по введению нового речевого материала, активизации его в разнообразных условиях общения очень велико, так как в этих условиях может быть обеспечено первичное усвоение детьми речевого материала еще до того, как он станет предметом внимания сурдопедагога на занятиях по развитию речи.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.103.8 (0.009 с.) |