Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы реализации системного подхода к воспитанию основ этической культуры школьников

Поиск

Процесс реализации системного подхода в педагогической практике позволяет вычленить, систематизировать и усовершенст­вовать наиболее эффективные методические формы и приемы вос­питательного воздействия, используемые как на этических уроках, так и во внеурочной деятельности творчески работающими учите­лями, педагогическими коллективами школ.

Анализ опыта творчески работающих педагогов дает возмож­ность сформулировать следующие принципы обеспечения эффек­тивной деятельности по воспитанию этической культуры школь­ников:

¨ Обеспечение субъектной позиции ребенка

Существенный результат нравственного развития детей — их стремление к самоопределению, самосовершенствованию, само­воспитанию. Он обусловлен актуализацией субъектной позиции школьников в процессе этического воспитания, когда ученикам не только представлена возможность, но и обеспечены педагогичес­кие условия для принятия самостоятельного решения, поступка, нравственного выбора, нравственной оценки, самооценки. Поэто­му на этических занятиях с применением разнообразных форм ра­боты с детьми должны преобладать методики, акцентирующие стремление ребенка самостоятельно действовать, решать, выби­рать. Учителю отводится роль опосредствующего звена. Ему важно в педагогической канве этического воспитания своевремен­но и грамотно помочь ученику выстроить пути собственного нрав­ственного развития, поощрить, ободрить, поддержать его устрем­ления, создать ситуацию успеха.

¨ Осознание школьником ценности человеческой личности, самоценности как основы нравственного развития

Нравственность — то вечное и обязательное социальное явле­ние, которое, возникнув с появлением человеческого общества, проходит через всю его историю. «Суть культуры, — говорит И. Кант, — в общественной ценности человека.» Этическая культура сориентирована на восприятие индивидом каждого человека как носителя «внутреннего нравственного закона». Это должно опре­делять ценностные ориентации школьников, значимость нравст­венных критериев, незыблемость нравственных принципов.

¨ Обеспечение этической рефлексии учащихся

Психолого-педагогическое моделирование как каждого этичес­кого занятия, так и всей системы этического воспитания с позиций взаимосвязи знания — чувства — поведения призвано стимулиро­вать этическую рефлексию школьников. Переживание детьми кон­струируемых педагогом ситуаций, коллизий, игровых приемов, психологических экспериментов, их нравственное осмысление со­относится каждым со своим Я.

 

ЭТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ

Содержание и программа курса этической грамматики

Включение в педагогическую систему образования специализи­рованного предмета этики как мощного педагогического инстру­мента нравственного влияния на развивающуюся личность школь­ника продиктовано сегодня самой жизнью.

Этот предмет в том или ином виде, под разными названиями (граждановедение, человековедение, этика, этическая грамматика) включается в учебно-воспитательный процесс многих школ раз­ных регионов страны.

Этическая грамматика, как один из вариантов такого предмета, рассчитан на регулярную (час в неделю) работу с детьми с 1-го по 8-й класс по приобщению их к основам этической культуры. Каж­дый из четырех разделов в соответствии с возрастными особеннос­тями детей от класса к классу последовательно расширяет и углуб­ляет знания, представления, сферу эмоционального восприятия и раздвигает поведенческие рамки школьников в сфере общечелове­ческих ценностей.

1-й раздел посвящен этике общения. Он призван раскрывать взаимосвязь внутреннего и внешнего в этике поведения людей по отношению к окружающим, приобщать учащихся к нормам воспи­танности. Воспитанность охватывает ту группу социальных норм, которые, аккумулируя не только внешние формы поведения, но и внутреннее их содержание, преобразованы в привычку. Это нахо­дит выражение в различных формах проявления уважения к дру­гому человеку, доброжелательности в отношениях.

. С нормами воспитанности тесно связан этикет, составляющий содержание 2-го раздела. Его цель — приобщение учащихся к нор­мам регламентированного поведения среди людей. К этикету пра­вомерно отнести так называемые правила «хорошего тона», т. е. специальные навыки поведения в гостях, за столом, в театре, спе­цифические знаки внимания младших к старшим, мужчины к жен­щине.

3-й раздел посвящен нормам этики, регулирующим отношения к окружающим. Он призван способствовать развитию эмоциональ­ной отзывчивости на переживания другого человека, созданию ус­ловий для воспитания самоуважения, чувства собственного досто­инства, проявлению эмпатии, сопереживания.

Овладение моральными нормами поведения, этической культу­рой усиливает интерес ребенка к своей внутренней жизни, к каче­ствам собственной личности, потребность в самооценке, в сопо­ставлении себя с другими людьми.

4-й раздел рассматривает этику отношений в коллективе. Как известно, основной чертой взаимодействия детей в коллективе яв­ляется стремление влиять на другого, общаться со сверстниками. Если общение, которое психологами провозглашается особой дея­тельностью, морально окрашено, оно способствует познанию уче­никами другого и самих себя. При этом жизненные ситуации и решаемые проблемы в многообразной деятельности коллектива становятся предметом специального внимания на этических заня­тиях, связываются с анализом и самоанализом поступков, чувств, реакций детей, с миром разнообразных эмоций в сфере отноше­ний. То, что эмоционально воспринято, что находит отклик чувств, становится побудительной основой опыта поведения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.195.142 (0.009 с.)