Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы реализации системного подхода к воспитанию основ этической культуры школьниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Процесс реализации системного подхода в педагогической практике позволяет вычленить, систематизировать и усовершенствовать наиболее эффективные методические формы и приемы воспитательного воздействия, используемые как на этических уроках, так и во внеурочной деятельности творчески работающими учителями, педагогическими коллективами школ. Анализ опыта творчески работающих педагогов дает возможность сформулировать следующие принципы обеспечения эффективной деятельности по воспитанию этической культуры школьников: ¨ Обеспечение субъектной позиции ребенка Существенный результат нравственного развития детей — их стремление к самоопределению, самосовершенствованию, самовоспитанию. Он обусловлен актуализацией субъектной позиции школьников в процессе этического воспитания, когда ученикам не только представлена возможность, но и обеспечены педагогические условия для принятия самостоятельного решения, поступка, нравственного выбора, нравственной оценки, самооценки. Поэтому на этических занятиях с применением разнообразных форм работы с детьми должны преобладать методики, акцентирующие стремление ребенка самостоятельно действовать, решать, выбирать. Учителю отводится роль опосредствующего звена. Ему важно в педагогической канве этического воспитания своевременно и грамотно помочь ученику выстроить пути собственного нравственного развития, поощрить, ободрить, поддержать его устремления, создать ситуацию успеха. ¨ Осознание школьником ценности человеческой личности, самоценности как основы нравственного развития Нравственность — то вечное и обязательное социальное явление, которое, возникнув с появлением человеческого общества, проходит через всю его историю. «Суть культуры, — говорит И. Кант, — в общественной ценности человека.» Этическая культура сориентирована на восприятие индивидом каждого человека как носителя «внутреннего нравственного закона». Это должно определять ценностные ориентации школьников, значимость нравственных критериев, незыблемость нравственных принципов. ¨ Обеспечение этической рефлексии учащихся Психолого-педагогическое моделирование как каждого этического занятия, так и всей системы этического воспитания с позиций взаимосвязи знания — чувства — поведения призвано стимулировать этическую рефлексию школьников. Переживание детьми конструируемых педагогом ситуаций, коллизий, игровых приемов, психологических экспериментов, их нравственное осмысление соотносится каждым со своим Я.
ЭТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА КАК ПРЕДМЕТ ВОСПИТАНИЯ Содержание и программа курса этической грамматики Включение в педагогическую систему образования специализированного предмета этики как мощного педагогического инструмента нравственного влияния на развивающуюся личность школьника продиктовано сегодня самой жизнью. Этот предмет в том или ином виде, под разными названиями (граждановедение, человековедение, этика, этическая грамматика) включается в учебно-воспитательный процесс многих школ разных регионов страны. Этическая грамматика, как один из вариантов такого предмета, рассчитан на регулярную (час в неделю) работу с детьми с 1-го по 8-й класс по приобщению их к основам этической культуры. Каждый из четырех разделов в соответствии с возрастными особенностями детей от класса к классу последовательно расширяет и углубляет знания, представления, сферу эмоционального восприятия и раздвигает поведенческие рамки школьников в сфере общечеловеческих ценностей. 1-й раздел посвящен этике общения. Он призван раскрывать взаимосвязь внутреннего и внешнего в этике поведения людей по отношению к окружающим, приобщать учащихся к нормам воспитанности. Воспитанность охватывает ту группу социальных норм, которые, аккумулируя не только внешние формы поведения, но и внутреннее их содержание, преобразованы в привычку. Это находит выражение в различных формах проявления уважения к другому человеку, доброжелательности в отношениях. . С нормами воспитанности тесно связан этикет, составляющий содержание 2-го раздела. Его цель — приобщение учащихся к нормам регламентированного поведения среди людей. К этикету правомерно отнести так называемые правила «хорошего тона», т. е. специальные навыки поведения в гостях, за столом, в театре, специфические знаки внимания младших к старшим, мужчины к женщине. 3-й раздел посвящен нормам этики, регулирующим отношения к окружающим. Он призван способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на переживания другого человека, созданию условий для воспитания самоуважения, чувства собственного достоинства, проявлению эмпатии, сопереживания. Овладение моральными нормами поведения, этической культурой усиливает интерес ребенка к своей внутренней жизни, к качествам собственной личности, потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми. 4-й раздел рассматривает этику отношений в коллективе. Как известно, основной чертой взаимодействия детей в коллективе является стремление влиять на другого, общаться со сверстниками. Если общение, которое психологами провозглашается особой деятельностью, морально окрашено, оно способствует познанию учениками другого и самих себя. При этом жизненные ситуации и решаемые проблемы в многообразной деятельности коллектива становятся предметом специального внимания на этических занятиях, связываются с анализом и самоанализом поступков, чувств, реакций детей, с миром разнообразных эмоций в сфере отношений. То, что эмоционально воспринято, что находит отклик чувств, становится побудительной основой опыта поведения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.195.142 (0.009 с.) |