Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этапы процесса нравственного развития личности
Этика как наука, исследующая специфику нравственных процессов в жизни человека и общества, призвана рассматривать и саму нравственную жизнь индивида как целостный процесс его живой связи с другими людьми. Этическое воспитание как педагогическое явление направлено на углубление и развитие механизмов, организующих и регулирующих нравственную жизнь школьников, их жизнедеятельность. Обретение личностью определенной суммы этических знаний, эмоционально-образных представлений, овладение ею соответствующими нормами морального поведения влияет на повышение общей культуры нравственных чувств и нравственно ориентированного мышления учеников. В соответствии с этим представляется важным рассмотреть сущность и содержание процесса нравственного развития личности в условиях реализации системы воспитания основ этической культуры школьников. Процесс нравственного развития школьников предполагает постепенное достижение гармонии и психолого-педагогического единства развивающего действия эмоционально-чувственной и интеллектуально-рациональной сфер личности. Он призван обеспечить накопление и осознание ребенком эмоционально пережитых и личностно принятых этических норм поведения, их развитие, что в свою очередь послужит совершенствованию и реализации в образе жизни ученика всей совокупности моральных ориентиров. Данный процесс обусловлен двусторонним характером соотношения в нем позиции ученика, поскольку он представлен и как субъект самого процесса, и как объект воспитания. Действенность процесса находится в зависимости от характера взаимодействия этих позиций, педагогической обеспеченности движения ребенка от позиции объекта к все более выраженной и осознаваемой самим учеником позиции субъекта. Динамика позиции ребенка дает возможность рассматривать процесс этического развития личности как результат продуманной педагогической стратегии системного подхода в воспитании, в котором существенная роль отводится средствам актуализации нравственного потенциала личности, методам дифференцированного и индивидуального подходов к учащимся. Процесс нравственного развития личности в системе воспитания основ этической культуры школьников важно рассматривать в его поэтапном движении.
Обозначим условно характерные особенности каждого этапа: 1. Нравственное ориентирование личности через широкий спектр насыщения школьников этическими знаниями, эмоционально и действенно окрашенными формами включения учеников в игру, упражнение, размышление, практическое действие с учетом возрастных особенностей детей, уровня развития и возможностей постепенного вхождения в деятельность. Ребенок здесь выступает в основном объектом педагогических действий учителя. Его субъектная позиция невелика. Она ограничивается мерой включения в различные формы этических занятий и предлагаемой деятельности. Основная задача учителя на этом этапе — вызвать интерес к этическому знанию, способствовать развитию моральных устремлений и потребностей личности. 2. Эмоционально-образное сосредоточение школьников на нравственных ориентирах через накопление эмоциональных реакций, проявлений, действий, утверждающих нравственное начало личности. Известно, что нравственное чувство и нравственное сознание всегда выступали в роли опосредствующих духовных звеньев в межчеловеческих связях, содействуя обеспечению оптимального взаимодействия и общения людей. На этом этапе сохраняется ведущая роль педагога, но у школьника уже расширяется сфера деятельности субъектного начала. Она — в эмоциональном сосредоточении на нравственных ориентирах человеческого бытия, что требует от ребенка конкретизации собственной нравственной позиции как на этических занятиях, так и в повседневной жизни. Активизация в человеке эмоциональной реакции на другого психологи связывают с культивированием в нем гуманного отношения к людям. Деятельное соучастие с переживаниями другого обогащает личные чувства. Поэтому «вкладывание себя в другого» В. А. Сухомлинский рассматривает как важнейший путь развития эмоциональной культуры. Основная педагогическая задача на этом этапе — создание условий для накопления детьми эмоционально-образных представлений в их нравственном опыте поведения. Учитель старается максимально разбудить эмоциональную сферу ребенка, включить ее в позитивный процесс контактов с окружающими. Как считают психологи, атрофия потребности в эмоциональном контакте с другими самым отрицательным образом сказывается на развитии гуманистических качеств растущей личности (П. М. Якобсон).
3. Концентрация развивавшихся нравственных представлений, чувств школьников на нравственном выборе через стимулирование внутренних усилий ребенка в различных ситуациях, включенных в этические занятия и естественно возникающих в повседневной жизни. Происходит как бы саморазвертывание нравственных свойств личности, формируются и развиваются движущие силы ее субъектной активности. Педагогическая позиция становится все более опосредованной. Субъектная позиция школьника актуализируется в соответствии с необходимостью реализации собственного нравственного выбора в различных ситуациях с этической окрашенностью. Основная педагогическая задача на этом этапе -^ формирование нравственного опыта поведения посредством максимального включения школьников в ситуации нравственного выбора. 4. Создание педагогических условий для нравственного самоопределения школьника, нравственной самооценки через актуализацию нравственного потенциала личности. Психологи отмечают следующую закономерность: для продвижения ребенка в нравственном развитии нужно, чтобы осуждение недостатков шло в большей мере со стороны его самого, а утверждение веры в положительное начало его личности — со стороны окружающих. Опираясь на данные позиции, педагогу важно стремиться, чтобы у школьника в нравственном отношении к самому себе утверждалось -уважение к собственным человеческим возможностям, крепло осознание себя равным другим, чувство личного достоинства, чувство ответственности за свое поведение перед самим собой. Педагогическая линия поведения на данном этапе только опосредованная. Она — в стимулировании с помощью различных методических приемов и средств субъектной позиции школьника, предоставлении ей ведущей роли. Педагогическая задача — обеспечение широкой взаимосвязи нравственных проблем, рассматриваемых на этических занятиях, с типичными ситуациями и проблемами в окружающей жизни. 5. Развитие у школьника формирующейся потребности в нравственном самосовершенствовании через создание условий для рефлексии относительно проявленного им нравственного выбора, личностной позиции. Сохраняется опосредованный характер педагогического влияния. Педагогическая линия — обеспечение учащимся самостоятельности этического решения и нравственного выбора на этических занятиях, в ситуациях повседневной жизни, стимулирование прогнозирования детьми нравственных последствий собственных поступков. На этом этапе следование нравственным принципам и нормам поведения обусловлено внутренним принятием их личностью. Переработанные интеллектуальной и эмоциональной сферой личности, данные нормы становятся устойчивым требованием школьников к себе, убеждением. Педагогическая задача — акцентирование в самооценке личности внимания на этической значимости моральной ответственности за последствия своих слов, эмоциональных проявлений, действий.
Выделенные этапы процесса нравственного развития ребенка в системе воспитания основ этической культуры школьников носят, конечно, условный характер. Однако эта условность позволяет с большей ясностью обозначить психолого-педагогические механизмы, обеспечивающие сам процесс этического воспитания. Здесь предполагается сочетание педагогических средств и способов включения школьников в этическую рефлексию и нравственную сенсорику и самостоятельный поиск нравственных основ жизни и путей самоопределения. Содержание процесса — в постепенной и последовательной подготовке мыслей, чувств и действий школьников к нравственно ориентированному опыту поведения, в создании условий его реализации. Технология процесса связана с осознанием, эмоциональным переживанием и практическим принятием школьниками нравственных образцов поведения в непрерывной цепи ситуаций нравственного выбора. Результат — обретение школьником нравственно ориентированного Я, устойчивость стремления к самосовершенствованию. Накопление и расширение этических знаний, их эмоциональное переживание и опробование себя личностью в опыте поведения рождает своеобразную нравственную ауру, в поле которой погружается воспитанник с помощью педагога. Взаимодействие с другими в нравственном пространстве данного поля способствует самоопределению и самосовершенствованию каждого.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.33.107 (0.009 с.) |