Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изучение нравственного развития школьников

Поиск

Детский, особенно подростковый возраст по своей психологи­ческой характеристике предрасположен восприятию этических норм в силу бурного развития самосознания и эмоциональной вос­приимчивости. Процесс овладения этическими нормами поведе­ния у каждого школьника индивидуализирован. Интенсивность и эффективность его находятся в прямой зависимости от уровня ак­тивности, с которой ребенок включается в этот процесс. Необходи­мо учитывать это, чтобы дифференцированно, а следовательно, и наиболее эффективно организовывать этическое воспитание школьников.

Реальность и результативность процесса этического развития личности обусловлена необходимостью постоянного изучения нравственного продвижения детей, эффективностью педагогичес­ких усилий. Этому служат диагностические методики, выявляю­щие уровень нравственного развития детей.

Здесь можно отметить следующие характеристики уровней нравственного развития личности:

Й уровень

-  Понимание значимости этических знаний и осознанное стремление к их расширению.

-  Ясное осознание того, что нравственность проявляется в по­ведении и отношениях с окружающими людьми.

-  Способность к осмыслению собственных поступков с этичес­ких позиций.

-  Стремление к нравственной самооценке.

-  Способность к этической рефлексии.

Й уровень

-  Проявление потребности в этических знаниях.

-  Стремление с этических позиций оценивать собственные по­ступки и поступки окружающих в различных жизненных си­туациях.

-  Наличие реакций эмоционального переживания по результа­там своего нравственного выбора, поступка, игровой колли­зии этической направленности. Устойчивость таких пережи­ваний как факт длительного проживания и осмысления своих этических результатов.

-  Стремление к этической самооценке, самоконтролю как отда­ленный результат эмоциональных реакций на свое проявле­ние в различных ситуациях.

-  Потребность в этической рефлексии как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Й уровень

-  Устойчивая ориентация на этические знания. -  Стремление поступать согласно этическим нормам, устойчи­вость нравственного выбора согласно этическим эталонам. -  Наличие адекватной самооценки, стремление учитывать и

прогнозировать последствия своих поступков. О Стремление к нравственно-ориентированной самореализа­ции на этических занятиях и в повседневной жизни. -  Устойчивость этической рефлексии.

Уровни нравственного развития школьников соотносятся с пе­дагогически выстроенными этапами их нравственного продвиже­ния, так как именно акцент на развитие нравственных знаний ре­бенка, его эмоциональной сферы, опыта реального поведения и адекватной самооценки, способность к этической рефлексии дают основание нравственному развитию личности.

В изучении нравственного развития детей можно использовать многообразие средств и приемов:

-  наблюдение за действиями воспитанников в повседневной жизнедеятельности школы и в специально созданных ситуа­циях;

-  применение и анализ эффективности специальных методик на этических занятиях с детьми;

-  педагогический срез-анализ с использованием комплекса ме­тодик. Остановимся на этом подробнее.

Наблюдения ведутся в основном, чтобы выявить:

О характер отношений ученика с одноклассниками (доброже­лательные, напряженные, невыраженные);

-  специфику его нравственной самооценки (положительная, отрицательная, неопределенная);

-  своеобразие поведения в конфликтных ситуациях (адекват­ное ситуации, пассивно-зависимое, агрессивное).

Процесс наблюдения осуществляется классным руководителем или учителем этики.

Материал наблюдений (дневниковые записи, протоколы эти­ческих занятий или специально создаваемых ситуаций, анализ оп­росов, анкет) собирается в конверты по каждому классу, что позво­ляет корректировать воспитательную логику влияния на детей и определять перспективы дальнейших наблюдений за конкретными детьми.

Что касается специальных методик в логике этических занятий с детьми, то они позволяют фиксировать процесс развития нравст­венных знаний детей, опыта поведения, эмоциональных реакций на состояние другого человека и степень продвижения или измене­ния в ценностных ориентациях личности.

Этому служат такие методики, как: «продолжи предложение», «творческий рассказ», «мой выбор», «педагогические задачи», «свиток». В качестве методик изучения могут быть использованы игры, также включенные в канву этических занятий: «ромашка», «замри», «свет мой, зеркальце», «молва», «собери букет», «солнеч­ный лучик», «палитра чувств» и др.

Приведем некоторые примеры:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.14 (0.006 с.)