Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изучение нравственного развития школьниковСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Детский, особенно подростковый возраст по своей психологической характеристике предрасположен восприятию этических норм в силу бурного развития самосознания и эмоциональной восприимчивости. Процесс овладения этическими нормами поведения у каждого школьника индивидуализирован. Интенсивность и эффективность его находятся в прямой зависимости от уровня активности, с которой ребенок включается в этот процесс. Необходимо учитывать это, чтобы дифференцированно, а следовательно, и наиболее эффективно организовывать этическое воспитание школьников. Реальность и результативность процесса этического развития личности обусловлена необходимостью постоянного изучения нравственного продвижения детей, эффективностью педагогических усилий. Этому служат диагностические методики, выявляющие уровень нравственного развития детей. Здесь можно отметить следующие характеристики уровней нравственного развития личности: Й уровень - Понимание значимости этических знаний и осознанное стремление к их расширению. - Ясное осознание того, что нравственность проявляется в поведении и отношениях с окружающими людьми. - Способность к осмыслению собственных поступков с этических позиций. - Стремление к нравственной самооценке. - Способность к этической рефлексии. Й уровень - Проявление потребности в этических знаниях. - Стремление с этических позиций оценивать собственные поступки и поступки окружающих в различных жизненных ситуациях. - Наличие реакций эмоционального переживания по результатам своего нравственного выбора, поступка, игровой коллизии этической направленности. Устойчивость таких переживаний как факт длительного проживания и осмысления своих этических результатов. - Стремление к этической самооценке, самоконтролю как отдаленный результат эмоциональных реакций на свое проявление в различных ситуациях. - Потребность в этической рефлексии как на занятиях, так и в повседневной жизни. Й уровень - Устойчивая ориентация на этические знания. - Стремление поступать согласно этическим нормам, устойчивость нравственного выбора согласно этическим эталонам. - Наличие адекватной самооценки, стремление учитывать и прогнозировать последствия своих поступков. О Стремление к нравственно-ориентированной самореализации на этических занятиях и в повседневной жизни. - Устойчивость этической рефлексии. Уровни нравственного развития школьников соотносятся с педагогически выстроенными этапами их нравственного продвижения, так как именно акцент на развитие нравственных знаний ребенка, его эмоциональной сферы, опыта реального поведения и адекватной самооценки, способность к этической рефлексии дают основание нравственному развитию личности. В изучении нравственного развития детей можно использовать многообразие средств и приемов: - наблюдение за действиями воспитанников в повседневной жизнедеятельности школы и в специально созданных ситуациях; - применение и анализ эффективности специальных методик на этических занятиях с детьми; - педагогический срез-анализ с использованием комплекса методик. Остановимся на этом подробнее. Наблюдения ведутся в основном, чтобы выявить: О характер отношений ученика с одноклассниками (доброжелательные, напряженные, невыраженные); - специфику его нравственной самооценки (положительная, отрицательная, неопределенная); - своеобразие поведения в конфликтных ситуациях (адекватное ситуации, пассивно-зависимое, агрессивное). Процесс наблюдения осуществляется классным руководителем или учителем этики. Материал наблюдений (дневниковые записи, протоколы этических занятий или специально создаваемых ситуаций, анализ опросов, анкет) собирается в конверты по каждому классу, что позволяет корректировать воспитательную логику влияния на детей и определять перспективы дальнейших наблюдений за конкретными детьми. Что касается специальных методик в логике этических занятий с детьми, то они позволяют фиксировать процесс развития нравственных знаний детей, опыта поведения, эмоциональных реакций на состояние другого человека и степень продвижения или изменения в ценностных ориентациях личности. Этому служат такие методики, как: «продолжи предложение», «творческий рассказ», «мой выбор», «педагогические задачи», «свиток». В качестве методик изучения могут быть использованы игры, также включенные в канву этических занятий: «ромашка», «замри», «свет мой, зеркальце», «молва», «собери букет», «солнечный лучик», «палитра чувств» и др. Приведем некоторые примеры:
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.103.14 (0.006 с.) |