Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Воспитательные функции этикиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Этика как наука о нравственной жизни человека способна помочь развивающейся личности разобраться в природе моральных ценностей, образующих стержень духовной культуры, понять ценностные ориентиры в мире человеческого общения, норм бытия. В этом ее воспитательная основа, которая кристаллизовалась на протяжении всей истории развития этической мысли, поиска человеком смысла жизни и нравственной истины. Этика как фактор воспитания вбирает в себя все прогрессивное, способствующее развитию жизни и гармонии человека с окружающим миром, содержащееся в истории этической мысли и нравственном опыте предшествующих поколений. В соответствии с этим она призвана решать следующие воспитательные задачи: - действовать в положительном направлении, взывая к лучшим инстинктам человека; - определять и пояснять основные начала, без которых люди не могли бы жить обществом; - взывать к высшему: любви, мужеству, братству, самоуважению, к жизни, согласной с идеалом; - не допускать мысли, что возможно жить, не считаясь с потребностями и желаниями других (П. А. Кропоткин). Эти задачи восходят к истокам античности, вытекают из теории различных этических систем, которые должны восприниматься как воспитательная ориентация, но не сковывать самодеятельности личности, а побуждать ее к тому, чтобы думать и решать. Мы рассматриваем этику как неистощимый источник нравственного осмысления жизни человека, его бытования в обществе, становления человеческого Я, осознания его ценности через познание сущности этических понятий, погружения в историю этических учений, диалог эпох и культур. В соответствии с этим предметом этики мы считаем нравственную жизнь людей во всей совокупности их убеждений и исканий, ценностных ориентации в окружающем мире. 10 Концентрируя в себе моральный опыт поколений и выработанные человечеством нравственные законы жизни людей, этика делает их достоянием каждого нового поколения. В этом и заключена ее воспитательная значимость. Жизненный опыт показывает, что отказ от морали в конечном счете пагубно сказывается на самой жизни: последствия безнравственности революционного террора, раскулачивания, расказачивания, уничтожения религии и нескольких поколений интеллигенции. Следствием бездействия моральных факторов в обществе сегодня становится его криминализация, разгул террористических акций, бесправие, коррупция, человеческое бессилие, страх. Закономерно, что в нарушении морали — предпосылки дальнейшего размывания ценностных ориентиров в обществе, государстве, поскольку обязательна тесная взаимосвязь этических норм и практических деяний как отдельного человека, так и общества в целом. Нравственный прогресс требует нравственного мужества личности в ее следовании нравственному закону как свойству разума (И. Кант). Этическое воспитание направлено на поворот личности к данному ориентиру. Исторически сложилось, что человек жил и действовал в ценностно-ориентированном мире, поэтому молодому поколению, вступающему в жизнь, важно понять и осознать значимость нравственных ценностей для развития общества и самореализации. Уроки этики в школе создают благоприятную обстановку для формирования личности как субъекта деятельности и отношений. Воспитательный потенциал этики может быть реализован через синтез непосредственного учебного процесса и опосредованных воспитательных действий по отношению к личности: гуманизации, нравственного развития, самоопределения и самосовершенствования, актуализации нравственного потенциала, координации внутренних устремлений, активизации чувства собственного достоинства. Действенность воспитания должна быть обеспечена приоритетностью гуманистического содержания системы воспитания основ этической культуры школьников, взаимосвязью познавательных и формирующих средств воздействия, их эмоциональной насыщенностью, выраженной направленностью на субъективный подход и самоопределение личности. На уроках этики очень важно добиться погружения школьников в мир рефлексирующей этической мысли, когда методические технологии направлены на расширение и координацию внутренних и внешних связей ребенка в классе, школе, социуме, на становление 11 личностной позиции, стимулирование и утверждение нравственно ориентированных форм проявления. Такие технологии позволяют предупредить и сгладить негативные влияния внутриколлективных отношений в детской среде через создание ситуаций успеха каждому ребенку, разнообразие приемов, актуализирующих нравственный потенциал личности. При этом сам ребенок как субъект этического воспитания может интенсифицировать процесс нравственного развития и тормозить его, что вызывает необходимость индивидуального и дифференцированного подхода в логической канве воспитания основ этической культуры школьников. Это процесс длительный и тонкий, требующий педагогической стратегии и продуманной линии воспитательной тактики, помогающей развивающейся личности видеть истинный контекст человеческого поведения. Этика как фактор воспитания призвана помочь субъекту найти логическую связь или противоречие между существующими моральными оценками и собственными суждениями, дабы сориентироваться в своих поступках, в мире моральных ценностей и своей нравственной жизни, в природе и характеристике добра и зла, их критериях, в этических понятиях и категориях. Изучая этику, индивид способен преломить моральные законы человеческого бытия в своем жизненном опыте, постепенно выработать мышление, сориентированное на осознание нравственной ценности тех или иных поступков, их последствия для окружающего мира, людей, отдельного человека, самого себя.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.192 (0.01 с.) |