Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитательные функции этики

Поиск

Этика как наука о нравственной жизни человека способна по­мочь развивающейся личности разобраться в природе моральных ценностей, образующих стержень духовной культуры, понять цен­ностные ориентиры в мире человеческого общения, норм бытия. В этом ее воспитательная основа, которая кристаллизовалась на про­тяжении всей истории развития этической мысли, поиска челове­ком смысла жизни и нравственной истины.

Этика как фактор воспитания вбирает в себя все прогрессивное, способствующее развитию жизни и гармонии человека с окружаю­щим миром, содержащееся в истории этической мысли и нравствен­ном опыте предшествующих поколений. В соответствии с этим она призвана решать следующие воспитательные задачи:

-  действовать в положительном направлении, взывая к луч­шим инстинктам человека;

-  определять и пояснять основные начала, без которых люди не могли бы жить обществом;

-  взывать к высшему: любви, мужеству, братству, самоуваже­нию, к жизни, согласной с идеалом;

-  не допускать мысли, что возможно жить, не считаясь с по­требностями и желаниями других (П. А. Кропоткин).

Эти задачи восходят к истокам античности, вытекают из теории различных этических систем, которые должны восприниматься как воспитательная ориентация, но не сковывать самодеятельнос­ти личности, а побуждать ее к тому, чтобы думать и решать.

Мы рассматриваем этику как неистощимый источник нравст­венного осмысления жизни человека, его бытования в обществе, становления человеческого Я, осознания его ценности через позна­ние сущности этических понятий, погружения в историю этичес­ких учений, диалог эпох и культур.

В соответствии с этим предметом этики мы считаем нравствен­ную жизнь людей во всей совокупности их убеждений и исканий, ценностных ориентации в окружающем мире.

10

Концентрируя в себе моральный опыт поколений и выработан­ные человечеством нравственные законы жизни людей, этика дела­ет их достоянием каждого нового поколения. В этом и заключена ее воспитательная значимость.

Жизненный опыт показывает, что отказ от морали в конечном счете пагубно сказывается на самой жизни: последствия безнравст­венности революционного террора, раскулачивания, расказачивания, уничтожения религии и нескольких поколений интеллиген­ции. Следствием бездействия моральных факторов в обществе се­годня становится его криминализация, разгул террористических акций, бесправие, коррупция, человеческое бессилие, страх.

Закономерно, что в нарушении морали — предпосылки даль­нейшего размывания ценностных ориентиров в обществе, государ­стве, поскольку обязательна тесная взаимосвязь этических норм и практических деяний как отдельного человека, так и общества в целом.

Нравственный прогресс требует нравственного мужества лич­ности в ее следовании нравственному закону как свойству разума (И. Кант). Этическое воспитание направлено на поворот личности к данному ориентиру.

Исторически сложилось, что человек жил и действовал в цен­ностно-ориентированном мире, поэтому молодому поколению, вступающему в жизнь, важно понять и осознать значимость нрав­ственных ценностей для развития общества и самореализации.

Уроки этики в школе создают благоприятную обстановку для формирования личности как субъекта деятельности и отношений. Воспитательный потенциал этики может быть реализован через син­тез непосредственного учебного процесса и опосредованных воспита­тельных действий по отношению к личности: гуманизации, нравствен­ного развития, самоопределения и самосовершенствования, актуали­зации нравственного потенциала, координации внутренних устремле­ний, активизации чувства собственного достоинства.

Действенность воспитания должна быть обеспечена приоритет­ностью гуманистического содержания системы воспитания основ этической культуры школьников, взаимосвязью познавательных и формирующих средств воздействия, их эмоциональной насыщен­ностью, выраженной направленностью на субъективный подход и самоопределение личности.

На уроках этики очень важно добиться погружения школьников в мир рефлексирующей этической мысли, когда методические тех­нологии направлены на расширение и координацию внутренних и внешних связей ребенка в классе, школе, социуме, на становление

11

личностной позиции, стимулирование и утверждение нравственно ориентированных форм проявления. Такие технологии позволяют предупредить и сгладить негативные влияния внутриколлективных отношений в детской среде через создание ситуаций успеха каждо­му ребенку, разнообразие приемов, актуализирующих нравствен­ный потенциал личности. При этом сам ребенок как субъект этичес­кого воспитания может интенсифицировать процесс нравственного развития и тормозить его, что вызывает необходимость индивиду­ального и дифференцированного подхода в логической канве вос­питания основ этической культуры школьников.

Это процесс длительный и тонкий, требующий педагогической стратегии и продуманной линии воспитательной тактики, помо­гающей развивающейся личности видеть истинный контекст чело­веческого поведения.

Этика как фактор воспитания призвана помочь субъекту найти логическую связь или противоречие между существующими мо­ральными оценками и собственными суждениями, дабы сориенти­роваться в своих поступках, в мире моральных ценностей и своей нравственной жизни, в природе и характеристике добра и зла, их критериях, в этических понятиях и категориях.

Изучая этику, индивид способен преломить моральные законы человеческого бытия в своем жизненном опыте, постепенно выра­ботать мышление, сориентированное на осознание нравственной ценности тех или иных поступков, их последствия для окружаю­щего мира, людей, отдельного человека, самого себя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.192 (0.01 с.)