Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отворите волшебные двери добра и доверия (раздел III, занятие 2)
— Сегодня, ребята, нас, наши душевные достоинства ждут сказочные испытания — мы открываем волшебные двери сказки. И пусть ваши любимые сказочные герои и душевные усилия помогут вам. — А произошло вот что... Девочка Маша и мальчик Алеша Гуляли однажды. Вечерней порошей Вдруг все замело, закружило вокруг. И рядом уже ни друзей, ни подруг.
Какие-то тропки вились вкруг детей, Какие-то звуки лились в темноте. Какая-то тайна звучала в тиши, И кто-то шептался в темной глуши.
Все так непонятно, и чудно, и дико, Все так неприятно и многолико. Что дети невольно застыли в испуге И крепко прижались с вопросом друг к другу. — Что же делать? — Какие наши усилия могут изменить ситуацию? — Войдем и мы в сказку, чтобы дети не остались одни. Согласны? Ведь с вами ваши сказочные герои. Поместим их на сказочной поляне. Может быть, они помогут ребятам. Рисунки со сказочными героями размещают на стенде или на доске, раздается тихая музыка. Но вот что-то тонко и тихо запело, На тропке одной лучом заалело, Дети несмело по тропке пошли... Все дальше и дальше... и в сказку вошли. (Музыка играет громче).
А в сказке сияло кругом и сверкало, И ласковым было сказки начало. И песня детей по тропинке звала К дороге широкой сплошь из стекла.
В ней отражались все дивные дива, Было вокруг необычно красиво, И дети внимали всему не дыша, И тихо ступали, боясь помешать.
Вдруг перед ними замок явился. Светлый и тонкий, он нежно светился. Дети несмело остановились. Ворота и двери тотчас открылись. — Войдем вместе с героями в замок? — Что бы вы хотели там увидеть? — Чего вы опасаетесь? — Что подсказывают ваши сказочные герои? — Ну что же, теперь заглянем в замок. . А там так красиво все, чисто и ладно. Уютно, тепло, необычно, нарядно, Что трудно решить, куда встать или сесть, Куда посмотреть, что сделать, что съесть. Растерянно Маша с Алешей стоят. На все тихо смотрят, не пьют, не едят. Не знают, к кому обратиться, как быть. Что дальше их ждет? Как свой дом возвратить? — А вы как думаете, что нужно, чтобы свой дом возвратить? — Пусть каждый представит свой дом и душой обратится ко всему хорошему дома. — Напишите, что самого хорошего в вашем доме, пусть это поможет детям.
Ребята пишут на листочках и складывают их в конверт. Учитель читает написанное. Сказка продолжается. Только о доме подумали, вдруг На стенном полотне обозначился круг. В круге написано было письмо. И дети решили — поможет оно.
В письме говорилось, что дети должны Волшебные чары, что злобы полны, Развеять, рассеять и сразу домой Они попадут по дороге прямой.
Задумались дети, что делать, как быть, Как зло обнаружить и как победить, Как им волшебные чары понять, Их разгадать и на них повлиять. — Так как же быть? — Что подскажут вам сказочные герои? Думали долго — решенье пришло, И было простое, конечно, оно: Все злое не терпит доброго рядом. Добро им поможет, для зла станет ядом.
Дети тут дружно переглянулись, Друг друга ободрили и улыбнулись. Яствами сладкими подкрепились, Вышли из замка и в путь пустились.
Долго ли, коротко шли они, Вдруг видят — опушка. На ней только пни. Потрескались все от долгой жары.
Удушливый запах идет от коры. Надо, решили, воду найти. Нельзя же мимо такого пройти. Долго искали — воды нет нигде. Вокруг все вскопали, чтоб путь дать воде. 39 — Какие сказочные герои добывали воду и могут подсказать, как ее добыть? И вот из земли ручеек зазвенел, Он песню веселую сразу запел. Под корни пустил он прозрачной воды,
И сразу в природе не стало беды. Пни потянулись к солнцу стволами, Стали красивыми вдруг деревами, Вместо опушки — зеленая роща. Птицы запели, и стало жить проще.
— Ну, а что же дальше? Придумайте сами. Я буду придумывать вместе с вами. Дети пытаются продолжить сказку, вводя своего героя. Его можно изобразить, можно предложить ребятам готовую ситуацию: выход сказочного героя. Желающий выходит с фразой своего героя и этим как бы разбивает чары. Можно окончательно разрушить чары, если с ребятами спеть волшебную песню вслед за птицами. — Так мы, став невольными участниками сказки, поняли, что человек — творец добра, и добрые поступки нужны сказке, нужны нам в жизни и зависят от наших душевных усилий. Поэтому и в нашей сказке: Поняли дети, осталось немного,
Чтобы открылась из сказки дорога. Чтобы домой все вернуться могли И добрую память с собой унесли. Для этого надо доброе дело Сказке вернуть незаметно, умело. — Ребята, вот это мы сегодня и сделали. Мы затратили наши душевные усилия и вернули сказке доброе дело. — Как вы думаете, какая же основная мысль нашего "занятия? — Основная мысль: отворите волшебные двери сказки и своего сердца, вслушайтесь в него. Что подсказывает оно вам в сказке и*в жизни? — Ведь отворить волшебные двери своего сердца — это отворить двери добра и доверия. Протяженность этических уроков в начальное школе с учетом их динамичности и эмоциональной насыщенности не должна быть больше 40 мин. Систематически проводя уроки этической грамматики, учитель убеждается, что в детском коллективе постепенно формируется доброжелательная атмосфера взаимоотношений, коллективного общения, что благоприятно сказывается в работе на других уроках, во всех сферах жизнедеятельности детей в школе. Опосредованно содержание, и атмосфера этических занятий с детьми влияет и на семейный климат взаимоотношений с ребенком, стимулируя стремление к пониманию другого, рождая чувство эмпатии в детской душе. Способствует этому и взаимосвязь урока с другими компонентами системы: повседневной методикой этического заряда и внеурочной деятельностью этической направленности. Большие возможности для формирования нравственных представлений, этических знаний, эмоциональной сферы ребенка и опыта поведения имеет подростковый возраст. Ведь именно в этом возрасте актуальным для школьника становится процесс познания себя в сравнении с окружающими, самоосознания, определения внутренней сущности своего Я. В соответствии с этим на этических занятиях с детьми подросткового возраста важно содержательно и доступно для восприятия детского и юношеского ума представить основные категории морали, а также показать на практике преимущество следования моральным нормам. Рассмотрение этических категорий необходимо. максимально связать с жизненным опытом подростков, опираясь на который педагог сможет формировать нравственные представления и понятия детей, опыт их поведения. Методика построения этических занятий с подростками как бы вытекает из повседневной жизни класса, вопросов, которые волнуют и с которыми сталкиваются дети. Они насыщены педагогическими ситуациями, творческими заданиями, игровыми методиками, тестами, психологическими экспериментами, упражнениями по самоанализу, нравственной оценке, а также общей деятельностью. Длительный опыт внедрения этической грамматики в практику современной школы, анализ результатов деятельности учителей позволяют вычленить основные методические принципы, определяющие эффективность этических занятий с подростками: - Этические занятия построены на материале, духовно близком и понятном подросткам, связанным с актуальными для них проблемами. Методические приемы адекватны возрасту. Поиск нравственного решения, стимулирование нравственной самооценки, осознание школьником своего Я педагог ведет через сравнение учеником себя со сверстниками, поскольку подростки оценивают других, особенно сверстников, полнее и правильнее, чем себя. - Логически и продуманно расположен материал занятий, чтобы действия и упражнения, игры и ситуации вплетались в нить непрерывного и развивающегося разговора, поскольку для подростков «самое интересное — разговаривать». Строя вопросы и ставя перед учащимися нравственные проблемы, педагог вызывает различные позиции и мнения, столкновение которых рождает поиск нравственного решения.
- Этические занятия всегда направлены на формирование эмоционально-чувственной стороны нравственного сознания. Чем ярче и сильнее воздействие на эмоциональную сферу личности, чем глубже отклик чувств на воздействие, тем эффективнее результат. - В этические занятия всегда включен элемент новизны. Новый поворот, неожиданное эмоциональное решение, по-новому осмысленный нравственный вывод смогут удовлетворить потребность в чувстве нового. - Этические занятия нацелены на достижение моральной истины. Это связано с процессом научно-этического анализа моральных явлений, что предполагает умение педагога глубоко и педагогически грамотно анализировать явления и факты. Как это непосредственно воплощается в этических занятиях, можно увидеть на примере трех занятий в разных возрастных группах: 5, 6, 7-й классы. Занятия отражают один раздел — «Этика отношений к окружающим» (III раздел).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.122.162 (0.021 с.) |