Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принципы диалогового взаимодействия старшеклассников на этических занятияхСодержание книги
Поиск на нашем сайте
На принципах диалоговой педагогики построены этические курсы с учащимися 9-го класса — Этика, 10-го — История развития этической мысли, 11-го — История развития русской этической мысли. Рассматривая принципы построения диалогового взаимодействия со старшеклассниками, мы опираемся на концепцию развивающего обучения Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова, концепцию диалога культур В. С. Библера. Понятия не даются как готовые знания, учащиеся сами приходят к осознанию потребности их введения. Процесс поиска истины в решении проблемы, ответа на волнующий вопрос определяет канву взаимодействия ребят. При этом ответа может и не быть, истина не найдена, но сам процесс в итоге продолжается в индивидуальном сознании школьника и тем совершает свое воспитательное действие — старшеклассник находит собственное решение, свой ответ. В работе со старшеклассниками диалог — равновправное взаимодействие педагога и учеников по самым главным, «вечным» вопросам человеческой жизни с целью выработки и актуализации индивидуального взгляда и личностной позиции старших подростков. Диалог — это и общение, где ученик — субъект мышления. Голос каждого, выражающего свои представления о мире, незаглушим и важен для всех как голос в «диалоге голосов». «Истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, — говорит М. М. Бахтин, — она рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе их диалогического общения»[1]. Между содержанием этического диалога со старшеклассниками и технологией его построения тесная взаимосвязь, ибо, по словам Шопенгауэра, «проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно». Этический диалог — четко и логически выстроенный педагогом сюжет, начало, развитие и кульминация которого позволяют погружать учеников на уровне их личностного восприятия в мир этических категорий и культур, сферу мышления выдающихся философов, противоречия этических учений, временное пространство истории развития этической мысли. В процессе такого погружения, как показывает опыт работы, раздвигаются рамки этического кругозора учеников, выкристаллизовывается собственное отношение старшеклассника к проблеме, проявляется видение нравственной сущности своего Я. Конструирование этического диалога включает следующие составляющие: — Завязка, выявляющая проблему. Такой завязкой может быть диагностирующая методика, проблемная ситуация, альтернативное суждение, нравственная коллизия. — Процесс развивающегося взаимодействия в логике диалогического общения по выявленной проблеме. Здесь могут быть использованы индивидуальные и групповые обоснования альтернативных суждений, вычленение доказательств, формулирование определившихся позиций, выбор высказываний, афоризмов. — Точка интеллектуального и эмоционального напряжения как кульминация сопряжения альтернативных позиций, суждений. Суждение, выводящее на «вечные» проблемы человеческого бытия, не заканчивается в данном диалоге. Оно оставляется для индивидуального размышления. — Нравственный выбор как внутренний диалог старшеклассника с собой, как самоопределение. — Открытый финал как последующее личностное раздумье. Эти компоненты диалога могут быть творчески использованы педагогом в любых сочетаниях. Важно, чтобы они развивали общение, были подчинены логической канве взаимодействия подростков, сензитивны их возрасту и уровню восприятия. Такое построение этического диалога создает условия для углубленного взаимодействующего размышления учеников по затронутой проблеме и заинтересованной сопричастности каждого. А согласно А. Швейцеру, любое размышление над проблемами этики имеет своим следствием рост этического сознания. Содержание и методика этических диалогов со старшеклассниками Выбор методической канвы диалога зависит от степени сложности этических проблем, которая должна соответствовать возрастным возможностям старшеклассников. Для девятиклассников целесообразны: — «диалог голосов», как размышление по актуальным проблемам человеческой жизни и индивидуального самосознания. Для такого диалога характерен процесс «совершения мысли в слове» (Л. С. Выготский). — «диалог образов», как осмысление художественных, литературных и исторических образов в их этическом контексте. В процессе диалогового общения образная идентификация подростков способствует обогащению их этических представлений и суждений, многообразию альтернатив в аргументации этических позиций. Для учащихся 10—11 классов продуктивно включение в интеллектуально более напряженный диалог — «диалог логик». Он мыслится как равноправное общение разных культур (Античность, Средневековье, Новое время, XX в.) по «вечным» вопросам бытия. Каждая исторически существующая культура «по-своему права» и обнаруживает бесконечные резервы развития в диалоге с другими культурами.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.233.69 (0.006 с.) |