Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-педагогические условия системного подхода к воспитанию основ этической культуры детейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Понятие «система» от греческого systema, что значит целое, составленное из частей соединение. Именно в этом значении мы рассматриваем модель системы воспитания основ этической культуры школьников, содержание и технология которой способны создать психолого-педагогические условия для личностного роста ребенка, становления и развития его этической культуры. Система органично включена в учебно-воспитательный процесс школы и представляет целостное образование составляющих ее компонентов, направленное на достижение последовательной взаимосвязи и гармонии со всеми школьными структурами жизнедеятельности учеников. Жизнеспособность этической системы — в ее готовности взаимодействовать со всеми составными компонентами школьной жизни (урок — организация межурочного времени — внеурочная деятельность) и обеспечивать их этическим содержанием. Поведение — цепочка сознательных, целенаправленных действий ученика, проявляющихся в неразрывном единстве субъектных побуждений и общественно значимых последствий. Чтобы эти целенаправленные сознательные действия совершались в этическом аспекте, необходимо, чтобы этическое в поведении стало для школьника приоритетным, а сам он принимал во внимание моральную ценность субъективных мотивов собственных поступков, обладал привычкой нравственного самоконтроля своих действий. Поведение личности, будучи в целом детерминировано социальной действительностью, в каждом конкретном случае, поступке непосредственно побуждается деятельностью сознания. Тем самым моральное сознание выступает структурным элементом поведения. Следовательно, воздействуя на сознание школьника, мы опосредованно воздействуем и на его поведение. Если при этом учитывать способность личности осознавать жизненные явления, а значит, проявление нравственных норм в эмоционально-образных 17 формах сознания, то это позволит соответствующими педагогическими средствами побуждать ученика к эмоциональному сосредоточению на нравственном смысле своих поступков. Именно это качество сознания мы считаем необходимым актуализировать в этическом воспитании школьников, так как духовная жизнь человека совершается на двух тесно соприкасающихся уровнях — эмоционально-чувственном и рационально-сознательном.
Нравственное сознание, нередко следуя за нравственным чувством и усложняясь содержательно и структурно, включает в свое поле все новые понятия. И чувство, опосредуя нравственные представления развивающегося сознания, способно эмоционально углубить и обогатить поле восприятия индивидом морали. Последовательное развитие этического сознания и нравственного чувства способно активизировать развитие личности, ценностно ориентированное поведение. Понятие ценность является здесь одним из ключевых нравственно ориентированных понятий, воплощающих в себе совокупность общечеловечески значимых нравственных категорий, выступающих в качестве эталона должного. С точки зрения этимологии, ценность — это то, что люди ценят, то, что важно, значимо. Тем не менее аксиологи не пришли пока к однозначной трактовке понятия ценность. В трудах современных ученых-философов А. В. Архангельского, С. Ф. Анисимова, Л. П. Буевой, С. Г. Дробницкого, В. А. Блюмкина, Г. Н. Гусейнова, И. Т. Фролова ценности рассматриваются в качестве элемента структуры личности, фактора детерминации и регулирования мотивации и действия личности. Мы разделяем те позиции, где ценности связываются с возможностью реализации сущностных сил человека, нравственного совершенствования личностного развития, рассматриваются как высшие принципы. С этой точки зрения мы рассматриваем следующие аспекты нравственных ценностей: - аксиологический — обращение личности к высшим духовным ценностям; - гносеологический — включение личности в процесс познания высших ценностей; - когнитивный — познание личностью через призму высших ценностей самой себя, своих возможностей; - ориентационный — выявление ядра нравственной ориентации человека, его отношения к окружающему миру, людям, самому себе; 18 - результативный — механизм становления структуры человеческого Я. Система воспитания основ этической культуры школьников построена на осмыслении и реализации данных аспектов в педагогическом ключе, когда содержание и методика этического воспитания школьников объединены целенаправленной логикой включения ребенка в процесс осознания и переживания общечеловеческих нравственных ценностей в качестве важнейших потребностей личности, субъективно-значимых, устойчивых жизненных ориентиров.
Ценностные ориентации личности, согласно психологам (Б. Г. Ананьев, Г. М. Андреева, И. С. Кон), выражают ее сознательное отношение к социальной действительности, определяют в соответствии с этим отношением мотивацию поведения и оказывают решающее влияние на все стороны деятельности и индивидуальных реакций. Ценностные ориентации в соответствии с этим определяют процесс нравственного развития личности. Данный процесс в системе воспитания основ этической культуры школьников характеризуется формированием приоритетности общечеловеческих ценностей в ценностных ориентациях личности. Здесь мы разделяем утверждение В. А. Сухомлинского, что «мир вступает в век Человека» и что усвоение молодым человеком общечеловеческих норм нравственности — важный этап формирования моральной культуры личности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-10-24; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.255.63 (0.01 с.) |