Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Расстройства мышления. ПсихологияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
МЫШЛЕНИЯ
Мышление - психический процесс опосредованного отражения существующих сторон предметов и явлений и их взаимосвязи. Понятие - форма мышления, отражающая существующие признаки предметов и явлений объективного мира. Понятия бывают абстрактные и конкретные. Составляющие элементы понятия - признаки. Чем больше объем понятия, тем беднее содержание. Суждение - форма мышления, в которой высказывается мысль о предмете. Понятие отражает совокупность существенных признаков предмета, перечисляют их, а суждение отражает их связи и отношения. Умозаключение - форма мышления, которая выводит из одного или нескольких суждений новое заключение. Виды мышления: 1) наглядно действительное 2) образное 3) абстрактно-логическое Наглядно-действительное - суть отражения связей предметов и явлений, включенная в практическую деятельность человека. Используется для решения задач в практической деятельности, часть м-зом проблем и ошибок. Образное - отражение связей и отношений с помощью содержащихся в памяти образов предметов и явлений. Абстрактно-логическое - отражение связей путем оперирования понятиями. Форма выражения мышления - речь. Как отражение мышления она обладает логичностью, темпом, гибкостью, подвижностью, критичностью, любознательностью и др. Мышление - основная составляющая часть интеллекта. Расстройства мышления: Количественные: ·нарушение темпа мышления Качественные: ·нарушение связанности мышления ·патология идеи ·нарушение логического строя Количественные: Нарушение темпа мышления: Тахифрения - ускорение мышления - характеризуется быстрой сменой мысли. Субъектом переживается как интеллектуальный подъем, особая ясность мыслей. Наблюдается при маниакальных состояниях, в эпизодах психического возбуждения. Брадифрения - заторможенность мышления проявляется затрудненным образом мыслей, уменьшении их числа, однообразием, скудность мышления. Субъективно -«ощущение отупения, неясности в голове». Наблюдается при депрессии. Торпидность - вязкость, тугоподвижность мысли - замедление темпа мыслительного процесса в виде затруднения перехода от одной мысли к другой, вследствие длительной фиксации предшествующих ассоциаций, их вязкость. Встречается при огран. поражениях головного мозга - эпил-е, травматическая болезнь, сосудистые поражения. Шперрунг (закупорка мыслей) - эпизодически возникающее состояние блокады мыслительной деятельности. Больные топчутся на месте, повторяют одни и те же фразы, сознание не нарушено, память о событиях остается. Заканчивается внезапно. Наблюдается при шизофрении. Ментизм - непроизвольное насильственное воздействие мыслей, воспоминаний, обычно плохо запоминающихся и нелепого содержания. Как правило, непродолжительные. Больным рассматривается как результат насильственного воздействия на психику. Относительно к проявлению ассоциативного автоматизма. Наблюдается при шизофрении, эпидемическом энцефалите, травматических повреждениях головного мозга, реактивных психозах. Качественные: Нарушение связанности процессов мышления: Разорванность мышления - разрыв логического строя речи с сохранением способности составлять грамматически правильные фразы и предложения. Она может проявляться монологами, при этом больного реакция собеседника не интересует. Может проявляться в письменной речи. Наряду с монологами, разорванность речи - шизофазией, разорванность мышления может проявляться симптомами мимо-ответов, в которых отсутствует логическая связь между вопросом и ответом. Например, на вопрос: «как ваше самочувствие» - Тюрьма - школа жизни, труда и работы трактора. -Инкогеренция (бессвязность) - нарушается и логический, и грамматический строй. Речь, как правило, имен существительных, которые могут рифмоваться. При аментивном помрачении сознания, спутанность сознания в острых психотических состояниях разного генеза. Нарушения логического строя: Резонерство (тангенциальное мышление) - непродуктивное, склонное к общим рассуждениям, суждения приобретают характер беспочвенных, беспредметных и не приводящих к конкретному выводу словесных построений. Высказывания нередко, многословны, высокопарны. Обстоятельность (патология) - чрезмерная детализация при описании каких - либо явлений и неспособности разграничить главное и второстепенное. Темп рассказа замедлен, перевести рассказ больного на другую тему невозможно. Ответ больного на вопрос врача о первом припадке. Наблюдается при органических заболеваниях головного мозга и в частности при эпилепсии. Парологическое мышление - одностороннее, предвзятое направление мыслительной деятельности, в ходе которой принимается во внимание лишь отдельные случайные факты. Выводы больных неожиданные, странные, отчего оно называется мышлением «с выкрутасами». Оно не является полностью не логичным, логика есть, но она своеобразна. Патологические идеи: 1. навязчивые идеи - 1617 г. - описаны впервые Платтером. Клинические особенности: · непроизвольность, непродолжительность возникновения. · чуждость сознания. - понимание их болезненности и критического к ним отношения при неврозах и психопатиях. · постоянное ощущение тревоги и внутреннего беспокойства. · наличие «персеверационного принуждения». Навязчивости по К. Ясперсу: Отвлеченные: · навязчивый счет (арифмомания). - навязчивые репродукции - назойливое припоминание забытых терминов, имен, эпизодов из жизни. 2. образные, чувств-е, к ним относят навязчивые страхи - агрофобия, гипсофобия, клаустро-, тонатофобия; навязчивые сомнения или боязнь сомнений - неуверенность в правильности совершенных действий, вынуждающая больных многократно проверять сделанное; навязчивые опасения - необоснованные страхи в удачном исходе привычных действий, могут касаться даже простых, автоматизированных актов глотания, ходьбы, произношения слов; навязчивые воспоминания - непроизвольные появления в сознании образных воспоминаний о неприятном реальном событии из жизни больного; навязчивые влечения - стремление совершать непристойные, бессмысленные и опасные поступки. Например, броситься в одежде в воду, лечь под машину, громко выругаться; навязчивые действия - ) тики - непроизвольное подергивание отдельных групп мышц; 2) произнесение слов-паразитов; 3) онихофагия - стремление грызть ногти; 4) трихотиломания - стремление выдергивать волосы. По мере прогрессирования болезни навязчивости могут трансформироваться в другие нарушения психической деятельности (психические автоматизмы, дереализации, деперсонализация, амбивалентность, слуховые галлюцинации). Патофизические механизмы навязчивостей были изучены Павловым в 1933 г. (навязчивым состояниям соответствует появление в коре головного мозга изолир-го функц. «больного пункта» с наличием пат. инертного, застой возб-я). Сверхценные идеи (СИ). Впервые описаны в 1892 г. Суждения односторонние отражающие реальные обстоятельства и доминирующие в сознании в силу их особой личной значимости. Содержание их не бывает странным, нелепым, оно верно отражает реальные факты. СИ отличаются: ·стойкостью ·способностью застревать в сознании ·эмоционально насыщены - способностью оказывать значительное влияние на поведение больного Выделяют 3 варианта СИ: 1)Сверхценные идеи, связанные с переоценкой биосвойств своей личности 4 варианта: ·дисморфофобические идеи характеризуются преувеличением имеющегося соматического заболевания ·идеи сексуальной неполноценности ·идеи самоусовершенствования - физического или психического здоровья. Для реализации их используются различные системы (культуризм, диета, йога, или создают новые) 2)Сверхценные идеи, связанные с переоценкой психологических свойств своей личности 3 варианта: · идеи изобретательства - преувеличение больным значимости сделанных им изобретений и рациональных предложений · идеи реформаторства - возникают на основе дилетантской ревизии существующих социальных и экономических концепций с предложением собственных, осуществление которых становится целью их жизни · идеи талантливости - состоят в убеждении больного в том, что он особо одаренная личность. Достижение всеобщего признания становится целью его жизни. 3)Сверхценные идеи, связанные с переоценкой социальных факторов 3 варианта: · идея виновности - привлечение значимости поступков больного · эротические идеи - обычные знаки внимания противоположного пола расцениваются больным, как признак страстной влюбленности в них · идеи сутяжничества (кверулянтство) - убеждения в необходимости борьбы с реальными общеизвестными недостатками, возводимыми больными в ранг социальной неисправности. Сверхценные идеи могут встречаться в виде моносимптомов, у акцентуировавшихся и психопатических личностей, в начале формируется бредовые идеи. Бредовые идеи - возникающие на болезненной почве неверные, ложные мысли, не поддающиеся коррекции. Совокупность их - бред. Признаки: ·ложное содержание идей ·болезненная основа их возникновения ·убежденность в их правильности ·недоступность к психологической коррекции Бред (Снежневский, 1970 г.). 1. первичный (интерпретированный, паранойя, систематизированный, истинный, бред толкования) - нарушение преимущественного реального, логического познания при сохранности чувств познания. В его развитии 3 периода: · период инкубации - предвестники бреда (недоверчивость, подозрительность, переоценка своей личности) · манифест бреда - внезапное озарение. Интуитивное постижение тайного смысла различных событий прошлого, настоящего и будущего. · терминальная стадия - распад бреда, что связано с выздоровлением, улучшением состояния или слабоумия. Содержание может быть разным: реформаторства, ревности, изобретательства, преследования, высокого происхождения. ) чувственный (образный, вторичный) - развивается с самого начала в рамках сложного синдрома вместе с другими психическими нарушениями (синестопатии, галлюцинации; сознания, афф-ой сферы, расстройства памяти). Фабула - представления обыденного или фантастического содержания. Обычно это Стрый бред, лишенный последствий системы доказательств, фрагментный, изменчивый, здесь нет активной работы над содержанием бреда. Ему, как правило, предшествует «бред настроения». 2) аффективный (голотимный) - возникает на фоне депрессии маниакальных состояний. 3) псих, обусловл. бред - развивается в связи с психотравматической ситуацией, повышенной внушаемостью и рядом других дополнительных факторов - переутомление, длительное лишение сна, соматическое неблагополучие, злоупотребление алкоголем. Наблюдаются «совместные психозы» или «психозы вдвоем». Патофизиологическая основа бреда - образование инертного патологического очага возбуждения во 2-ой сигнальной системе при первичном бреде, в 1-ой сигнальной системе - при вторичном бреде.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-27; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.133.189 (0.027 с.) |