Лекция 10. Особенности механизма реализации потребностей человека в услугах жилищно-коммунальной сферы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 10. Особенности механизма реализации потребностей человека в услугах жилищно-коммунальной сферы



   Степень реализации потребностей человека в жилищно-коммунальных услугах определяется существующими механизмами взаимоотношений участ­ников процесса их производства и потребления. В условиях современного го­родского хозяйства предоставление жилищно-коммунальных услуг осуществ­ляется при следующем составе участников:

- потребители услуг - наниматели, собственники жилых и нежилых помещений;

- управляющая организация - служба заказчика, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный кооператив, органы территориального самоуправления и т.д.;

- производители услуг.

Данная укрупненная модель в сфере ЖКХ закреплена и новым Жилищ­ным кодексом. По идеологии рынка субъектами отношений в сфере рыночных условиях являются продавцы - производители и покупатели - потребители. Чем вызвано появление управляющих организаций и какую роль они играют в сфере жилищно-коммунального хозяйства?

Специфика отношений, возникающих в процессе потребления жилищно-коммунальных услуг, вносит особенности в рыночной механизм удовлетворе­ния потребности в данных видах услуг. Связано это со специфическим обще­ственным характером потребления жилищно-коммунальных услуг.

   Жилищно-коммунальные услуги по ряду моментов близки к категории, на­зываемой общественными благами. В научной литературе такие блага полу­чили название «локальных общественных благ», под которыми понимаются «блага, специфические для любого отдельного взятого географического ме­стоположения».1 При этом степень локальности для разных видов услуг- раз­ная. Уличное освещение основных магистралей - локализация на уровне го­рода, дворов - на уровне нескольких домов, подъезда - нескольких квартир. Большинство авторов связывает понятие общественных благ не с количест­вом пользователей, а с характером пользования. Так, М.Олсон отмечает: «Общественные блага могут быть определены лишь по отношению к какой-либо группе: одно коллективное благо необходимо одной группе, другое вы­годно для какой-либо другой; какое-нибудь благо может быть выгодно всему миру, а другое только двум определенным людям»

  Жилищно-коммунальные услуги обладают такими чертами общественных благ, как неделимость и неисключаемость индивидов из числа потребителей.

Неделимость общественных благ исключает автономность их потребления, предполагает невозможность их потребления одними членами общества без потребления другими. Сфера потребления этих благ распространяется на всех членов общества. Потребление многих жилищно-коммунальных услуг ха­рактеризуется:

• невозможностью автономного потребления отдельном жителем таких благ, как качество содержания дома, качество домовых сетей, состояние мест общего пользования, дворовых территорий;

• невозможностью отказаться от получения данных видов потребитель­ных стоимостей, входящих в состав жилищно-коммунальных услуг, на сколько-нибудь значительный срок;

• отсутствием возможности индивидуального выбора форм и качества жилищно-коммунальных услуг;

• отсутствием механизма определения рыночной полезности услуг и от­сюда уравнительностью в распределении стоимости технической эксплуата­ции жилья и коммунальных услуг между потребителями.

Не исключаем часть индивидов из числа потребителей предполагает техни­ческую, организационную, правовую сложность отключения, отрешения от большинства жилищно-коммунальных услуг какой-либо части потребителей, длительно пользующихся услугами бесплатно. Проблема "зайцев" на сего­дняшний день без разделения причин порождает значительную долю задол­женности за жилищно-коммунальные услуги в стране. Для решения этой про­блемы становится необходимым привлечение специальных государственных институтов.

Последствия. Невозможность индивидуального выбора и оценки жилищ­но-коммунальных услуг, следующая из свойств неделимости и не исключав мо­сти, может привести к деформации индивидуального спроса на услуги совме­стного потребления. Негативные последствия - некачественное содержание здания, его инженерных сетей, грязь в подъездах и дворах - в конечном итоге могут привести к разрушению жилой среды дома, дифференциации жилых районов на благополучные и «гетто». Традиционный рынок не откликнется на такие потребности.

Современная теория общественных или коллективно используемых благ доказывает невозможность возникновения и получения сколько-нибудь эф­фективных результатов рыночного процесса там, где для заключения потен­циального договора необходимо одновременное согласие множества сторон.

Получается, что члены группы вынуждены сами организовать производ­ство данных услуг для себя. Если участники группы рациональным образом пытаются максимизи­ровать свое индивидуальное благосостояние, они не станут прилагать никаких усилий для достижения общегрупповых целей до тех пор, пока на них не будет оказано давление или кому-либо из них не будет предложен мотив к подобно­му действию, не совпадающий с общим интересом группы, мотив, реализуе­мый при условии, что члены группы возьмут на себя часть издержек по дости­жению общей цели.

Отсюда вытекает необходимость передачи части своих прав и ответст­венности специфическому субъекту - выразителю совместных интересов, ко­торый будет определять от имени индивидуальных потребителей необходи­мое количество и качество локальных общественных услуг, согласовывать це­ны с производителями услуг. Таким выразителем коллективного потребителя может стать институт уполномоченной профессиональной управляющей организации.   Управляющая организация за счет своего профессионализма должна выступить защитником интересов индивидуализированных потребите­лей.

  Немногие из жителей осознают в полном объеме механизм реализации потребностей в услугах жилищно-коммунального хозяйства, соответственно не имеют возможности выработать правильной, реальной поведенческой позиции данных отношениях. До сегодняшнего дня а сознании большинства населе­ния основным ответственным за количество и качество жилищно-коммунальных услуг являются жилищно-эксплуатационные конторы, те кото­рые имеют наиболее частый и непосредственный контакт с гражданами. Во многом данная ситуация является историческим наследием от монопольного жилищно-коммунального хозяйства СССР, а также следствием нежелания вникать в сложный механизм комплекса прав и ответственности, которые воз­никают у нанимателей и собственников жилых помещений одновременно с изменением отношений собственности в данной сфере жизни человека. В соз­нании населения рыночная реформа в жилищно-коммунальном хозяйстве вы­разилась главным образом в переносе платы за услуги с государства на плечи населения. Основные изменения в системе управления жилищно-коммунальной сферой остались за рамками понимания населения. Дело в том, что население недостаточно участвует в формировании новых экономических механизмов в сфере ЖКХ. Поэтому мала вероятность, что формирующийся сегодня механизм будет ориентирован на реализацию интересов гражданского населения. Принятие нового Жилищного кодекса, обсуждение его в средствах массовой информации вносит в экономико-правовое сознание населения су­щественные изменения. Однако просветительские мероприятия не имеют сис­темного характера, не входят в состав государственных программ, идеи уча­стия в управлении жилищной собственностью не вызывают практического ин­тереса у потребителя. Потребитель не верит в то, что его участие принесет какие-либо результаты.

   Данная ситуация оказывает негативное влияние на реализацию прав и обязанностей потребителей в жилищно-коммунальных услугах, осознанные действия в данной сфере возможны только при понимании механизма взаимоотношений участников процесса их производства и потребления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-26; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.180.76 (0.005 с.)