Интернет-сообщества и аудитория 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интернет-сообщества и аудитория



Влияние социальных сетей на жизнь людей огромное, многие даже не осознают до конца масштабы этого явления, а ведь социальные сети - это уже самое популярное занятие в Интернете. Сегодня из 100 самых посещаемых сайтов в мире 20 - это классические социальные сети и еще 60 - в той или иной степени социализированы. Более 80% компаний по всему миру использую социальные сети в работе. Около 78% людей доверяют информации из социальных сетей. Через них даже устраиваются целые революции. Социальные сети стали самым центром современного Интернета.

Российские социальные сети развиваются по примеру и опыту соцсетей США и Западной Европы, небольшие соцсети государств Восточной Европы и СНГ, частично перенимая опыт «старших братьев», параллельно ищут свой путь для достижения наибольшего влияния на своих пользователей. В настоящее время социальные сети с аудиторией менее 10 миллионов пользователей считаются аутсайдерами на рынке социальных медиа, а между стомиллиониками («Одноклассники», «ВКонтакте», Facebook, Youtube и др.) ведется конкурентная борьба за каждого пользователя.

Важно понимать одну особенность: в Интернете, как и в реальном мире, люди объединяются в определенные социальные группы (социальные маски), которые между собой не сильно пересекаются. Основное глобальное деление происходит по проектам, внутри которых целевая аудитория разбивается на неформальные группы по интересам, возрасту и другим признакам. Причем таких социальных масок может быть несколько: днем человеку нужно деловое общение, вечером общение с друзьями и семьей, по выходным общение, например, связанное с хобби и т.д.

У каждого набор масок будет свой, однако у каждой из них будут свои особенности, которые будут влиять на все поведение. Именно поэтому современный человек часто зарегистрирован в нескольких социальных сетях, в которых он удовлетворяет разные потребности и дает о себе разную информацию, а в последнее время многие заводят даже по несколько аккаунтов в каждой социальной сети, чтобы иметь возможность «надевать» разные социальные маски.

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные о том, сколько российских пользователей Интернета сегодня зарегистрированы в социальных сетях и какие именно социальные медиа популярны в России. Доля пользователей сети Интернет к началу с.г. достигла уже 55% (полгода назад - 49%), причем наиболее стремительно растет доля именно ежедневных пользователей Сети (с 30 до 36%). Не пользуются ресурсами «всемирной паутины» сегодня 45% (для сравнения, год назад таковых было 50%.

В социальных сетях сегодня зарегистрированы 82% пользователей Интернета (еще в 2010 году этот показатель составлял 52%). Типичный пользователь социальных медиа - это человек в возрасте 18-24 лет (96%), обеспеченный (87%), проживающий в Москве и Санкт-Петербурге (94%). Самыми популярными социальными сетями Рунета остаются «Одноклассники» (ими пользуются 73% пользователей Интернета) и «ВКонтакте» (62%). Третье место занимает сеть «Мой мир», популярность которой существенно выросла (с 22 до 31%). Значительно увеличилась аудитория зарубежных сетей Facebook (с 5 до 18%) и Twitter (с 2 до 9%). Доля пользователей остальных сетей не превышает 6%. В основном россияне используют локальные социальные сервисы, что нетипично для европейских стран. Многие из пользователей имеют аккаунты в мировых социальных сетях, но до сих пор в них не мигрировали.

Растущая популярность социальных сетей обусловлена их главной отличительной чертой: контент создается пользователями для пользователей, предоставляя возможность поиска друзей, объединения по интересам, обмена фото, аудио и видеоинформацией.

Особенностью практически всех крупных социальных сетей является пусть небольшое, но преобладание женской аудитории над мужской. Такая тенденция характерна и для Рунета: по данным TNS, большинство посетителей соцсетей составили женщины - 51,8% против 48,2% мужчин. В этом отношении выделяется появившаяся в 2010 году сеть «Гайдпарк», где доля мужской аудитории выше, чем в других соцсетях (55,5% мужчин и 44,5% женщин). В первую очередь, это можно объяснить возрастом участников, основная масса которых старше 35 лет, а как показывают социологические исследования русскоязычного сегмента Интернета, чем старше аудитория, тем большую долю занимают в ней мужчин.

 

Жанры Интернет-коммуникации

Классифицируя жанры Интернет-коммуникации, следует разграничивать жанры собственно виртуального дискурса и жанры других дискурсов, использующих компьютерную коммуникацию как одну из форм представления. По мнению Н.А. Ахреновой, более удобными для филологического анализа являются классификации электронных жанров, предложенные Д. Кристаллом и Л. Ю. Ивановым, так как они обладают набором конструктивных жанровых признаков.

Так, профессор Кристалл выделяет пять жанров, или основных ситуаций использования Интернета (broadInternet-usingsituations): электронная почта, синхронные и асинхронные чаты, включая BBS (bulletinboardsystem - электронная доска объявлений), виртуальные миры (MUDs), Всемирная паутина.

Каждая из четырёх ситуаций использования Интернета обладает собственными языковыми особенностями. Так, например электронные письма имеют свою композиционную структуру: титульная страница содержит сведения об отправителе письма, тему письма, текст письма, указания на приложения, если они есть, дату посылки письма.

Более того, внутри жанров складываются новые жанры и подъязыки. Одним из примеров нового специфического подъязыка, сложившегося в рамках, в основном чатов, является эротическое киберпространство и язык, обслуживающий этот жанр, который проф. Л. М. Борисова называет языком любовных Интернет-посланий, или языком «соблазна» в Интернете.

Л.Ю. Иванов приводит довольно обширную классификацию подобных жанров, выделяя их по аналогии с жанрами других сфер общения и объединяя в соответствующие группы:

общеинформационные жанры, или жанры новостей (электронные СМИ, включающие обзоры и дайджесты новостей, тематические подборки из различных изданий с комментариями и без, опросы общественного мнения и комментарии к рейтингам популярности политиков, сводки спортивных новостей и комментарии к ним, прогнозы погоды и др.)

научно-образовательные и специальные информационные жанры (электронные научные и учебные издания - монографии, сборники, отдельные научные статьи, пособия, справочники, интерактивные учебные курсы, запросы специальным электронным базам данных и ответы на них, рефераты, Интернет-семинары, онлайн-конференции, психологические тесты, электронные словари и т.д.)

художественно-литературные жанры (электронные библиотеки, сетература, обзоры, аннотации, рецензии и др.)

деловые и коммерческие жанры (доски объявлений, аналитические обзоры рынков и отраслей, объявления в службах трудоустройства, электронная рекламная система баннеров и др.)

Также Л. Ю. Иванов предлагает разделить жанры на исконно сетевые, т.е. порожденные самим использованием языка в сети (чаты и дискуссионные группы), и заимствованные Интернета из других сфер общения (аннотации научно-технических статей или передовицы электронных СМИ).

Наиболее характерные особенности языка Интернета исследователи выделяют как раз на базе исконных сетевых жанров. Именно в них наиболее полно реализуются языковые новации. На базе их изучения проще выявляются возможные направления воздействия языка Интернета на общелитературный язык. В заимствованных жанрах Сети определить различия труднее. Отдельные заимствованные жанры могут почти не отличаться друг от друга в виртуальном и «бумажном» варианте. Особенности таких жанров часто продолжают определяться, в первую очередь, не столько фактом их бытования в Интернете, сколько той функциональной разновидностью языка или сферой общения, из которой они перешли в Интернет. Некоторые из заимствованных жанров тяготеют к разговорной речи, сленгу или жаргону, другие обладают признаками специальных языков, третьи принадлежат языку художественной литературы.

Исследованию различных жанров Интернет-коммуникации посвящается в последнее десятилетие немало работ как в России, так и за рубежом. Коммуникативное пространство Интернета стало и своеобразной жанропорождающей средой, которая способствует как более интенсивному развитию жанроведения в целом, так и возникновению новых жанров, свойственных только этой информационной среде, и появлению теории цифрового жанроведения, в задачи которой входит описание и структурирование всего многообразия Интернет-жанров и способов их классификации.

Компанцева Л.Ф выдвинула ряд причин, по которым современные лингвисты активно заинтересовались проблемой речевого жанра. «Бурное развитие Интернет-коммуникации привело к модификации ряда речевого жанра, что само по себе свидетельствует об изменении прагматических установок и целей участников этого вида коммуникации, актуализации феномена языковой личности, которая через систему речевого жанра самопрезентует себя в виртуальном дискурсе».

Жанр - это устойчивый тип текста, объединенный единой коммуникативной функцией, а также сходными композиционными и стилистическими признаками. С помощью системы жанров определенным образом упорядочивается наше общение и производимый человеком текст в любой его форме (устной, письменной, электронной).

По Эриксону, жанр - коммуникативный шаблон (паттерн), созданный под непосредственным влиянием индивидуальных, социальных и технологических факторов, которые неявно присутствуют в воспроизводимой коммуникативной ситуации. Жанр структурирует коммуникативный процесс, создавая «разделяемые» ожидания о форме и содержании общения и таким образом облегчая производство и воспроизводство коммуникации.

Термин «жанр» применительно к сфере Интернет-коммуникации получает различные толкования в лингвистических исследованиях, а, следовательно, под жанрами Интернет-коммуникации понимаются достаточно разнородные по своей природе и функциям явления. А.А. Селютин рассматривает жанр как форму коммуникативного выражения онлайновой личности. То есть, Интернет-жанр представляется неким единством формы и содержания, обладающим определенными специфическими чертами коммуникативного характера и служащим для реализации отдельных интенций пользователя. По его мнению, Интернет-жанр должен формулироваться достаточно узко и детально, чтобы избежать чрезвычайно обширного охвата присущих Интернет-среде текстовых вариаций. С другой стороны, он должен быть достаточно объемным явлением, объединяющим ряд текстов по общему признаку.

Среди факторов, влияющих на Интернет-жанры, Е.И. Горошко выделяет следующие:

гипертекстуальность и интерактивность среды;

интенсивность использования мультимедиа;

возможности поддержания связи между автором текста и его аудиторией;

синхронность/асинхронность коммуникации. По этому признаку, С. Херринг например, упорядочивает все Интернет-жанры по определенной шкале, где один жанр постепенно сменяет другой по степени своей «синхронизации». На этой шкале в позиции наиболее асинхронного жанра находится веб-страница, а с другой стороны синхронности (самым синхронным жанром), очевидно, должен находиться чат;

частота обновления информации. Этот приводит к тому, что жанр сетевого дневника обновляется чаще персональной страницы, информация в чате обновляется практически мгновенно, а к жанру электронной почты характеристика «обновляемости информации» вообще не относится;

адресат текста, т.е. аудитория, для которой предназначен тот или иной текст, обслуживаемый определенным жанром. В чате происходит полиадресное общение, электронная почта может быть рассчитана как на одного адресата, так и на определенный круг лиц (список рассылки), в формате «один автор общается со всеми» или «с избранным кругом желающих» создаются персональные страницы и пишутся живые дневники;

фигура автора текста: особенности его языковой личности (например, статусное положение, биосоциальные характеристики (возраст, гендер, родной язык)), множественность и единственность авторства электронного текста, коммуникативные цели, которые автор намеревается реализовать в электронной среде, и прочее. Так, для жанра персональной страницы крайне важно, кто является её владельцем - частное лицо, политик, ученый, или персональная страница является корпоративный сайтом большого коммерческого банка. Этот параметр оказывает сильное влияние на жанр персональной страницы, помогая их последующей дифференциации на личные, академические или корпоративные веб-страницы;

география Интернета. Там, где наиболее продвинуты цифровые технологии, и пользование Интернетом не является уделом только среднего класса и выше (например, в США), мультимедийность текста увеличивается. На страницах появляется больше слайдов, анимационных элементов, разнообразнее цветовая палитра. В странах с менее развитыми Интернет-технологиями структура персональной страницы проще и влияние мультимедийных технологий не столь заметно. Всё это не может не сказаться на оформление сайта и на способы представления на нем информации, и, в конечном счете, на степени видоизменений в структуре Интернет-жанра.

Как видим, важную роль здесь играют технологические факторы. К похожим выводам пришел и М.Л. Макаров, исследовавший пять Интернет-жанров (гостевые книги, форумы, ICQ, чаты и электронную почту): «В процессе формирования новых жанров на фоне других факторов все более заметную, а иногда и просто определяющую роль играет ранее не принимавшийся всерьез «технический», а точнее - «технологический» критерий».

На настоящий момент существует несколько систем классификаций для структурированного описания Интернет-коммуникации. Условно можно разделить все жанры виртуальной коммуникации на канонические и неканонические.

Под каноническими подразумеваются жанры, которые уже нашли свое применение в литературе, лингвистике или культуре. Исходя из этого определения, жанр рекламы для виртуального пространства является каноническим, то есть не появившимся в рамках Интернет-среды, а уже существовавшим до этого (в текстах СМИ, например).

Неканоническими жанрами являются такие жанры, которые зародились в рамках Интернет-пространства и не могут существовать вне него. К таким жанрам относятся следующие: электронная почта, блог, ICQ, чат, форум, социальная сеть и игровой портал. Данные жанры обеспечены определенной программной периферией, характерными особенностями и условиями функционирования в Интернет-среде.

В первой главе мы рассмотрели становление и развитие Интернет-сообществ как главной площадки коммуникации. Выяснили, что с развитием новых технологий численность аудитории Интернет-сообществ становится все больше и средний возраст пользователей увеличивается. А также познакомились с работами зарубежных и российских исследователей в области Интернет-лингвистики.

На сегодняшний день социальные сети являются мощнейшим информационным ресурсом, объединяющим миллионы людей со всего мира. Кроме того, Интернет-сообщества становятся одной из главных платформ для коммуникации между пользователями. За счет популярности Интернет-сообществ увеличивается время, проведенное пользователями в интернете. А также удобство пребывания в сети осуществляется при помощи электронных устройств, таких как смартфоны, планшеты и коммуникаторы. Стоит отметить, что жанры Интернет-коммуникации обладают отличительными признаками: гипертекстуальность, интерактивность, интенсивность использования мультимедиа, частота обновления информации и др.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-14; просмотров: 779; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.178 (0.02 с.)